«Есть много событий, хороших и разных» (технология по использованию модели событийности как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста)
материал (подготовительная группа)

Протасевич Ирина Анатольевна

Многолетний педагогический опыт показывает, что развитие детей возможно через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу ребенка. Если в жизни им не хватает событийности, то они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, не всегда нормативным, и тогда события могут носить критический характер. Поэтому педагогу в работе с дошкольниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий.

Событийная модель — это продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, которая способствует достижению целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_protasevich_i.a._novaya.docx279.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Ласточка»

«Есть много событий, хороших и разных»

(технология по использованию модели событийности как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста)

C:\Users\User\Desktop\29e2f8e4-9bc8-5245-a5ba-fe733e972c51.png

        

Разработала:

    Протасевич Ирина Анатольевна, воспитатель        

        

Содержание

Понятийный словарь …………………………………………………………..3

Введение………………………………………………………………………...5

Актуальность темы……………………………………………………..............6

1. Теоретические использования основы событийной модели в ДОУ….8

1.1. Инструментарий для измерения социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста.………………………16

2.Практическая часть.

2.1. Состояние работы по использованию событийной модели организации воспитательно-образовательного процесса………………..19

2.2. Результаты диагностики (констратирующий этап)………………….19

2.3.. Педагогическая деятельность в условиях событийной модели воспитательной работы ДОУ………………………………………………19

2.4.. Использование календаря при планировании работы с детьми……21

3.Заключение………………………………………………………………..26

Приложение 1. Календарный план событийной модели…………………27

Приложение 2. Конспекты мероприятий с детьми………………….........41

Приложение 3. Диагностический инструментарий………………………99

Результаты диагностики……………………………………………………107

Список литературы…………………………………………………………109

Понятийный словарь

Событийность — это социально значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного "открытия".

Событийная детско-взрослая воспитательная общность – это совокупный субъект совместно-распределительной воспитательной деятельности, объединяющий самостоятельных людей, несовпадающих по уровню развития (детей, педагогов, родителей и других взрослых), способных к построению субъект-субъектных отношений и объединенных совместной творческой активностью, общим процессом развития и способностью к осознанию системы ценностных отношений внутри общности.

Воспитательное событие – пространство соотнесения педагогических целей с интересами, ценностями, личностными смыслами и опытом ребенка, имеющая личностно-значимый, проблематизирующий и ценностно-окрашенный характер. Воспитательное событие – вопервых, организационно-содержательная основа сохранения традиций и создания новых в системе социального творчества и проектирования социально-культурных событий; во-вторых, способ сплочения общности на основе наполненного смыслом дела; в-третьих, способ деятельностной интеграции ребенка в полноценную жизнь общества.

Система социального творчества и проектирования социальнокультурных событий – совокупность культурно-ценностных и социально-значимых форм творчества. Событийная ценностнотворческая деятельность – совместное творчество взрослого и ребенка.

Педагогический процесс и индивидуальное развитие – взгляд на закономерные и последовательные изменения личности, в результате которых возникают новые качественные состояния – с точки зрения внешних (педагогический процесс) или внутренних (развитие) факторов. Формирование личности происходит под влиянием как внешних (педагогический процесс и социальная среда), так и внутренних факторов (наследственность и самостоятельная активность).

Способность к саморазвитию – компонент социализации, высокий уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и раскрытию своих возможностей, создание условий для перехода от потенциального «Я» к «Я» реальному.

Социализация – процесс усвоения индивидом (субъектом) образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе; охватывает все процессы, с помощью которых человек приобретает способность участия в социальной жизни. 9. Социальная среда – совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, инстинктов, сознания.

Социокультурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребенку, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества.

Развитие воспитательной системы учреждения дошкольного образования детей – целенаправленно организованный педагогическим коллективом процесс качественного преобразования воспитательной системы в уникальную событийную детско-взрослую воспитательную общность. Педагогическое событие (Д.В. Григорьев) – это момент реальности, в котором происходит личностно-развивающая, ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, их событие. Проектируя педагогическое событие, педагог выстраивает свою деятельность, желаемое качество общения, отношений с воспитанником, обязательно предполагая полноценное личностное самоопределение последнего в общении, отношениях, совместной деятельности с педагогом.

Социально-культурное событие – это ориентированная совместная культурная деятельность взрослого и ребенка. Взрослые, взаимодействуя с детьми, удерживают в своем сознании и деятельности цели воспитания, а дети выбирают сотрудничество с взрослыми как средство достижения собственных целей.

Образовательное событие - значимое творческое действие, открытие смысла, происходящего для каждого участника. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с педагогом проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждых своих смыслов, своя деятельность, свои переживания.

Введение

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки.

        Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

• желание сделать жизнь детей более интересной;

• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

• сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

Многолетний педагогический опыт показывает, что развитие детей возможно через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу ребенка. Если в жизни им не хватает событийности, то они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, не всегда нормативным, и тогда события могут носить критический характер. Поэтому педагогу в работе с дошкольниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий.

Событийная модель — это продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, которая способствует достижению целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

С результативностью в деле развития личности ребёнка связан интерес к понятиям: «образовательные, педагогические и социокультурные события», сущность которых заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Каждый из участников этих событий – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Представленная технология предусматривает интеграцию образовательных, педагогических и социально-культурных событий. В ходе их реализации используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающая, развивающего обучения, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, элементы проблемно-поисковой и исследовательской. Такие события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности; способствуют повышению мотивации педагога к профессиональной деятельности, а ребенка к познанию и успешной социализации. Так же они направлены на развитие творческого отношения к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения. Немало важно, что все события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира. Педагогическая деятельность по реализации событийности организовывается на различных уровнях: в процессе организованной образовательной деятельности, праздников, развлечений и других форм.

Особенность деятельности педагога состоит в гибком, дифференцированном характере и включает элементы спонтанности и импровизации, которые требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Актуальность темы

В наше время имеет большую актуальность «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанная российскими учеными в 2009 г., так как выводит на первый план необходимость развития ребенка, повышения его роли в становлении человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. При этом дошкольное образование рассматривается как институт ранней социализации, а группа сверстников представляет собой прообраз общества, в котором ребенок приобретает первоначальные навыки взаимодействия с социумом.

Многочисленные наблюдения позволяют сделать вывод о формально организуемой в детском саду воспитательной работе, которая не только не снимает существующее отчуждение детей дошкольного возраста от жизни, не помогает в решении проблем его социализации, но и зачастую усугубляет их неграмотно построенными воспитательными мероприятиями.

В настоящее время в России сформирован и закреплен в нормативно-правовом пространстве взгляд на дошкольный период детства как на важный этап социально-психологической адаптации. В стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одной из ведущих задач дошкольного учреждения ставится «развитие социально-адаптивной личности, способной выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми». Решение данной задачи предполагает создание в дошкольных учреждениях комплекса условий для социализации и адаптации детей.

Новый взгляд на развитие воспитательной системы дошкольного учреждения складывается из реализации принципов системности и событийности в организации воспитательного пространства. В современной отечественной дошкольной педагогике и психологии утверждается понимание того, что только событийное взаимодействие детей и взрослых создает условия для успешной социализации.

Еще один важный аспект заключается в том, что социализация ребенка старшего дошкольного возраста очень важна при подготовке к школе, поскольку направлена на расширение представлений о социуме, на преодоление тревожности, формирование адекватной самооценки, привитие нравственных норм. Особенно это важно для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время существует много программ, направленных на воспитательную работу. Но неумелое их использование может привести к недостаточному формированию социализации детей. Поэтому возникла необходимость в разработке событийной модели воспитательной работы, направленной на успешную социально-психологическую адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, представленная в технологии событийная модель предполагает:

- использование возрастного контекста социальной ситуации развития детей и социально-культурных обстоятельств жизнедеятельности социума;

- доступность и разнообразие видов событий, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам их социализации;

- совместное с детьми социальное проектирование воспитательных событий по особому алгоритму.

Задачи технологии:

повысить интерес ребят к предметам и явлениям общественной жизни,

развивать инициативность, самостоятельность, важные коммуникативные навыки (умение договариваться, не конфликтовать, сочувствовать, принимать участие в обсуждении общих дел),

повышать интерес у родителей к мероприятиям, проводимым в детском саду и за его пределами, способствовать участию в мероприятиях вместе с детьми,

развивать инициативу и самостоятельность детей в семье,

создать в детском учреждении оптимальные условия для позитивной социализации детей.

Новизна и уникальность технологии состоит в том, что впервые средством социализации детей старшего дошкольного возраста выступает специально организованная событийная модель воспитательной работы в ДОУ.

Практическая значимость технологии определяется тем, что разработки и педагогическое содержание событийной модели воспитательной работы в ДОУ могут использоваться в системе дошкольного образования.

В технологию включен инструментарий для измерения социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста; модель анализа педагогических и социокультурных событий для определения темы и роли всех участников событий; примерный календарно-тематический план событийно-ориентированной воспитательной работы в ДОУ; конспекты образовательных, педагогических и социально-культурных событий, в которых предлагается цель, задачи, предварительная работа, материалы и оборудование, ход мероприятий и рефлексия.

1.Теоретические основы событийного подхода в дошкольной образовательной организации

Событийный подход в образовании является результатом активного взаимодействия отечественной психологии и педагогики, начавшегося в 1930-е гг и продолжающегося на протяжении более чем полувека.

Идея событийного подхода в воспитательном процессе возникла как планирование жизненного пути человека. Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности.

В большинстве исследований событийный подход противопоставляется мероприятийному подходу. Так, Д.В.Григорьев отмечает, что важным моментом качественного преобразования педагогического процесса может стать переориентирование деятельности воспитателя с мероприятийного подхода на событийный, характеризующийся наличием ярких, эмоционально насыщенных, лично и общественно значимых дел, где событие - это «ценностно ориентированная встреча, длящаяся в объективной реальности или сознании.

В.В. Сериков рассматривает событие как источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их.

          С точки зрения психологии событие – значимое жизненное изменение. Изменение, оцениваемое человеком как значимое для его образования и активно включенное в межсобытийные связи. Чем больше связей, тем событие более значимое.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С Макаренко. По мнению Макаренко, событийный подход характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Ему присущ целостный характер, так как он оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности.

Суть событийного подхода применительно к формированию воспитательного пространства в том, что обучение рассматривается как необходимый момент личностно-развивающей ситуации. Традиционный педагог ориентирован не на создание ситуации или условий, а на «организацию деятельности». Педагоги, изучающие событийный подход предлагают в создании условий ставить акцент на детской инициативности, самостоятельности, комплексной организации занятий.

Научные основы событийного подхода

- Было доказано, что лучше всего усваивается ребенком то, что он делает по собственному желанию. В связи с этим, в педагогике начали разрабатываться новые формы взаимодействия взрослого и ребенка. В новых формах усилия взрослого направлены не на обучение ребенка, а на создание условий для проявления им активности. В итоге акцент в организации занятий сместился с показа навыков работы с материалом к предварительной ориентировке в условиях задачи.

- Было показано, что для проявления ребенком активности необходимо обучать его обобщенным способам действия. Отличие обобщенных способов действия от заученных навыков в том, что при помощи первых ребенок может совершать продуктивную деятельность с множеством новых материалов. Так, открыв общий способ построения фигур из бумаги, ребенок по желанию может сам сделать корабль или голубя, хотя ему не показывали, как собрать эти фигуры.

- Выяснилось, что ребенку не безразлично, что и зачем он выполняет. Стало ясно, что для развития психики и личности ребенка ориентировка в смыслах задачи играет более важное значение, чем сами знания и навыки. В связи с этим, в педагогике началась разработка таких форм организации дня, в которых детские деятельности были не разрознены, как в традиционной сетке занятий, а объединены в комплекс с помощью единой цели или общего смысла.

Сущность и принципы событийного подхода

Все три упомянутые выше тенденции в дальнейшем использовались для построения трех новых подходов в дошкольном образовании: проектной, мыследеятельностной и событийной педагогики.

В событийной педагогике сделан акцент на так называемой событийной организации дня: при таком подходе для ребенка на первый план выходит какое-то значимое и данное через переживание событие. В рамках события ребенок занимается различными детскими деятельностями (игрой, рисованием, физической активностью и т.д.), которые увязаны в одну сюжетную канву. День в событийном подходе начинается с какого-то происшествия. Например, по игрушечному радио на азбуке Морзе передают сигнал «СОС» с пропавшего корабля, и воспитатель предлагает детям срочно отыскать капитана, чтобы отправиться спасать корабль. В ходе развертывания действий в событии дети изучают карты, планируют маршрут, управляют кораблем, погружаются на дно океана и знакомятся с различными видами рыб. При такой организации дня отпадает необходимость принуждать ребенка обучаться – ребенок по своему желанию выполняет различные учебные задачи. В событийном подходе психическое и личностное развитие ребенка происходит спонтанно.

Главными принципами взаимодействия педагога и ребенка в событийном подходе выступают принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний, сопереживание и поддержку; а также опора на детские деятельности (игра, рисование, конструирование и пр.), позволяющая реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимания.

Носителем «события» может стать:

а) совместная творческая деятельность, превратившаяся в событие, то есть в совместное проживание действительности;

б) кинофильм, спектакль, книга, статья, которые помогут неожиданно найти ответ на важный для личностного роста вопрос при выражении собственного отношения к миру через продукт творческой деятельности;

в) «встреча» со значимым человеком, которая может оставить заметный след в жизни.

Все названные уровни событий могут иметь место и при организации процесса формирования опыта деятельности, а единицей проектирования в событийном подходе выступает образовательное событие.

Событийный подход рассматривается как условие для успешного установления связи детей с миром и другими людьми (бытие-в-мире, бытие-вместе) и предполагает создание в дошкольных учреждениях комплекса условий для социализации детей.

Личностно-образующая событийная среда задействует психологические механизмы становления личности. Педагогическое событие – это момент реальности, в котором происходит личностно развивающее, целевое и ценностно ориентированное взаимодействие взрослых и детей. Оно выступает стержнем воспитательного пространства, при условии, что взрослые, «встречаясь» с детьми, удерживают в сознании и деятельности цели и ценности воспитания, а дети – самостоятельно, свободно и ответственно выбирают сотрудничество с взрослыми как средство развития, режим жизнедеятельности.

Событийный подход предлагает взгляд на воспитательный процесс как на единство ярких запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Реализация событийного подхода предполагает наличие в воспитательном пространстве ДОУ эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы, и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе. Ощутить происходящее с ним как событие ребенок может только на фоне повседневной жизни.

Б. Д. Эльконин утверждает: «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать, как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событие случается только в рамках со-бытия ребенка со взрослым, с другими детьми. Поэтому событийный подход рассматривается как совместное бытие взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество. Педагогическое событие – это момент реальности, в котором происходит развивающая, целевая и ценностно-ориентированная совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослые, взаимодействуя с детьми, удерживают в своем сознании и деятельности цели воспитания, а дети выбирают сотрудничество со взрослыми как средство достижения собственных целей. В процессе проектной исследовательской деятельности ребенок сам выбирает интересующую его тему и, с помощью родителей и педагогов ДОУ проводит исследования.

В психологической литературе особое значение уделяется вопросам эмоций, чувств и оценок у дошкольников. В этом возрасте имеет большое значение не интеллектуальное, а эмоционально-эстетическое восприятие. С точки зрения Л.С. Выготского, «если явления действительности не затрагивают душу человека, то общение с ними не дает ожидаемого результата» [3, с. 103].

Какой бы деятельностью ни занимались дети в событийном пространстве, в ней всегда присутствует элемент познания, они постоянно узнают что-то новое о тех предметах, с которыми взаимодействуют. Важно понимать, что при этом перед ними не стоит специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, детям предложены другие задачи: изготовить подарок маме, помочь ветеранам, порадовать своих друзей и т.д., получаемые при этом знания и умения, опыт социальной коммуникации являются побочным продуктом деятельности.

Время существования педагогического события различно. Примеры краткого педагогического события – детский праздник, экскурсия, поход; пример длительного – формирование детского коллектива как событийной общности. Проектируя и реализуя педагогические события как взаимосвязанные и взаимообусловленные, поддерживая определенный уровень их динамики, целевой и ценностной ориентированности, педагог создает «сеть» воспитательного пространства, формирует событийную общность.

Воспитательное событие выступает интегративной единицей воспитательного процесса, расширяющей зоны успешности субъекта воспитательной системы, при этом событийный формат определяется следующими характеристиками:

- выбор событийной деятельности происходит в соответствии с интересами ребенка и актуальными проблемами жизнедеятельности микросоциума;

- наличие зоны успешности, интегрирование видов деятельности;

- диалоговый характер взаимодействия;

- разнообразие форм проведения социально-культурных событий;

- возможности презентации личностных достижений.

Анализ традиционных программ показал, что заложенные в ней знания об обществе содержат лишь некоторые сведения о людях и их деятельности, разрозненные, отрывочные, на уровне единичных представлений. Отсутствует постепенность усложнения системы знаний.

Внедрение событийной модели в учреждении дошкольного образования преобразует традиционную мероприятийную деятельность с воздействующим характером процесса в систему социального взаимодействия детей и взрослых и совместного проектирования социально-культурных событий.

Событийная деятельность выступает системообразующей деятельностью, в процессе которой дети создают или совершенствуют формы и модели собственного поведения. Событийная деятельность проникает в основные виды деятельности ребенка (игровую, коммуникативную, познавательную). Она направлена на разрешение конкретных и реальных проблем жизни, проводится в естественных условиях воспитательного процесса; осуществляется постоянно и систематически, имеет позитивную установку на успех, строится на основе и с учетом имеющегося уникального детского опыта, его системы ценностей и смыслов.

Деятельность в окружающем мире ребенок может проявлять самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми и сверстниками. Логическим завершением событийной деятельности выступает рефлексия возникающих трудностей и способов их преодоления.

Ядро событийности содержит в себе четыре взаимосвязанных компонента:

- познавательный – понятия, характеризующие человека, труд и общество в их взаимодействии;

- ценностный – осознание общества и культуры как универсальной ценности;

- нормативный – овладение нормами, правилами поведения в окружающем обществе;

- деятельностный – овладение видами и способами общественно-полезной практической деятельности.

         Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:

• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы);

• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери);

• наиболее важные профессии (дни воспитателя, врача, день работников пищевой промышленности, день строителя).

Совместное с детьми социальное проектирование воспитательных событий предполагается осуществлять по этапам:

1 этап

– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

2 этап

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

3 этап

– подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

5 этап

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Фактором, укрепляющим, обогащающим формы со-бытия, является педагогическое сотрудничество с семьей как субъектом событийной общности. Обеспечение педагогического сотрудничества ДОУ с семьей предполагает систему партнерских отношений, наличие общих целей и проблем, обеспечение совместной деятельности в рамках событийного воспитательного пространства. В группе проводятся совместные мероприятия: спортивные и музыкальные праздники, викторины, творческие выставки.

Система проектирования социально-культурных событий включает в себя традиционные (ключевые дела, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали и др.) и инновационные (акции, социальные проекты, компьютерные презентации, сценические представления) события, связанные с актуальными ситуациями жизни семьи, малой родины и государства в целом.

Модель анализа педагогических и социально-культурных событий

Модель

Дети

Родители

Педагоги

Ситуация

Определение темы

Рассказы детей друг другу об интересующей их теме

Поддержка интереса детей – домашний просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы рассказы по теме, которая заинтересовала ребѐнка

Поддержка инициативы детей – подбор иллюстраций, игровых ситуаций по теме, интересующей детей

Вызов

С помощью чего можно узнать об интересующей теме?

Проявление интереса, рассматривание иллюстраций по интересующей теме.

Рассказ родителей и рассматривание иллюстраций и фотографий из семейного архива, по интересующей детей теме.

Сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, беседы по интересующей детей теме

Импульс

Совместный интерес (мотив)

Желание детей получить больше информации или умений по интересующей их теме.

Поддержание интереса детей

Создание условий для пополнения знаний и формирования умений по интересующей детей теме, создание игровых ситуаций.

Выбор

Проектирование деятельности

В ходе проведения бесед по интересующей теме дети самостоятельно определяют направление и свое участие в событии

Помощь в изготовлении атрибутов; в оформление игровых площадок группы к событию.

Распределение по видам деятельности, интересующей детей в ходе проведения события.

Событие

Форма

Праздник, развлечение, образовательная деятельность и т.д.

Рефлексия

Что получилось? Что не получилось? Почему?

Индивидуальная рефлексия ребенка Удовлетворѐнность своей деятельностью в событии

Эффективность помощи ребенку, ДОУ. Совместная подготовка к событию положительно влияет на взаимоотношения детей, родителей и педагогов в общем коллективном деле

Оценка взаимодействия каждого педагога с детьми – слаженная. Совместная деятельность сотрудников  ДОУ способствует на достижение высоких результатов

  1. Инструментарий для измерения социально-психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Перед педагогами встала задача создать условия для благоприятной социализации детей в группе сверстников, сплочения коллектива, развития коммуникативной и познавательной сферы, инициативности и самостоятельности. С детьми была проведена начальная диагностика. Данные были собраны из наблюдений и использования диагностических заданий и ситуаций. Для анализа были выбраны:

- беседа с детьми о различных событиях в стране,

 методика экспертной оценки адаптации дошкольника в коллективе (Т.А. Репина),

 диагностическое задание «Необитаемый остров», диагностическое задание «Не поделили игрушку» (на основе методик диагностики социально-коммуникативной компетенции О. В. Дыбиной) 

- диагностическая ситуация «Хочу все знать!» (с использованием методики исследования познавательной активности дошкольников «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой),

Беседа о праздниках

Материал: картинки или фотографии различных праздников и событий

Воспитатель: Все мы любим праздники. Взрослые и дети ждут их с нетерпением. У каждого человека бывают свои знаменательные дни: день рождения, именины. Есть праздники, связанные с народными традициями, религиозные праздники: Это Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Масленица и многие другие. У людей разных профессий есть свои особые праздники, например, День полиции, День космонавтики, День строителя. У тех, кто учится, тоже есть свой праздник — 1 сентября, День знаний. А бывают праздники для России — главные. Это праздники самые важные, их отмечает вся наша страна. Обычно эти праздничные дни бывают выходными. Такие праздники называют государственными.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и назовите знакомые вам государственные праздники. (Рассматривание картинок, изображающих разные праздники России)

- Как люди празднуют эти праздники (Рождество, День единства и др)?

- Как возникли эти праздники?

Методика экспертной оценки адаптации дошкольника в коллективе (Т.А. Репина).

Экспертная карта состоит из пятнадцати вопросов (характеристик), представленных для оценки по трехбалльной шкале. Вопросы направлены на выявление конфликтности, сформированности навыков общения ребенка со сверстниками, конструктивности осуществляемого общения.

Примеры характеристик: предпочитает играть с детьми, а не один; умеет организовывать детей в игре, выполняет только ведущие роли; умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; делится игрушками, сладостями с другими охотно; совсем не жалуется взрослым, когда ссорится с детьми; всегда справедлив в отношениях со сверстниками, мирит других детей друг с другом; совсем не обидчивый на других детей. Взрослому, оценивающему ребенка, предлагается выбрать в каждой строке наиболее соответствующую для ребенка характеристику поведения. Полученные баллы суммируются

Диагностическое задание «Необитаемый остров» (на основе методик диагностики социально-коммуникативной компетенции О. В. Дыбиной)

Цель: выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; уметь выступать со встречным предложением, спокойно отстаивать свое мнение.

 Диагностический материал: сундук, фрагменты карты, карточки, кнопка-звонок.

Содержание: Игровая диагностическая ситуация проводится с подгруппой детей из 3-5 человек. Рекомендуемое время на выполнение всех 15 заданий – 10-15 минут. Работа с детьми начинается с игрового момента, постепенно включая их в обсуждение диагностических вопросов. Взрослый даёт детям установку, что они одна команда, и все вопросы необходимо решать вместе. Для обсуждения вопросов №2 и №3 детям предлагаются карточки (Приложение 2, рис. 14,15). Для того, чтобы взрослый не мешал думать детям, для обсуждения каждого вопроса им предлагается переходить к «маяку обсуждений». На обсуждение команде даётся одна-две минуты. Когда звенит звонок, дети возвращаются к педагогу и дают ответ.

Диагностическое задание «Не поделили игрушку» (на основе методик диагностики социально-коммуникативной компетенции О. В. Дыбиной)

Цель: определить умение детей договариваться, находить компромисс, спокойно вести себя в конфликтных ситуациях.

Материал: коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.

Содержание: Диагностическое задание проводится с подгруппой детей не более 5 человек. Взрослый вносит коробку с игрушками, среди которых находится новая, очень привлекательная и предлагает детям поиграть с ними.

Диагностическая ситуация. «Хочу все знать!» (с использованием методики исследования познавательной активности дошкольников «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой)

Цель: определить степень сформированности любознательности и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста используется игровая ситуация «Вопросы для знатоков». Детям предлагается поиграть в игру «Что? Где? Когда?» и придумать несколько вопросов для знатоков по заданным направлениям или на свободную тему. Для стимулирования активности детей педагог ограничивает время на выполнение задания. Эта ситуация позволяет определить наличие у ребенка интереса к предметам и явлениям окружающего мира и степень его выраженности.

Условия проведения диагностики: Для проведения игровой ситуации понадобиться набор карточек символов (по 5 штук) на каждого ребенка (приложение 3); песочные часы (по желанию), колокольчик (или иное средство для звукового сигнала).

Игровая ситуация организуется в свободной игровой детской деятельности в условиях группы с детьми в количестве не более трех человек. В ходе игры взрослый анализирует: количество вопросов; тип задаваемых вопросов

2.Практическая часть

2.1. Состояние работы по использованию событийной модели в работе с детьми

На данном этапе работы решались следующие задачи:

- Изучить состояние работы в ДОУ по использованию событийной модели при организации воспитательно-образовательного процесса.

- Выявить степень социализации детей в коллективе сверстников.

Была проанализирована программа, по которой работают педагоги   и дошкольное учреждение, содержание работы с кадрами и опросы воспитателей на знание программных задач, направленных на социализацию старших дошкольников и использование событийного подхода. Задачи по социализации детей поставлены в образовательной программе дошкольного образования, по которой работает учреждение. Однако четкой системы работы у воспитателей в этом направлении нет, педагоги организуют мероприятия не системно.

Было отмечено, что в настоящее время в дошкольном учреждении, наряду с традиционными формами работы с детьми, широко используются мероприятия, связанные с событийностью, такие как «День доброты», «День отца, «День матери» и многие другие. Среди программных задач, которые отражены в календарных планах много внимания уделено формированию знаний, но мало внимания - задачам развития навыков общения, умения договариваться, проявлять инициативу и самостоятельность, вносить свои предложения.

2.2. Результаты диагностики (констатирующий этап)

Констатирующая диагностика детей группы 6 года жизни показала, ребята зачастую не знают о событиях, праздниках, памятных датах, которые отмечаются в нашей стране, о том какова история их возникновения.

Из 11 воспитанников немногие участвуют в обсуждении планов на день, не вносят свои предложения, не могут проявить инициативу, не умеют договариваться между собой. Наблюдения показали, что многие ребята конфликтуют со сверстниками, не делятся игрушками, не учитывают настроение сверстника. У большинства воспитанников отсутствуют интерес к предметам и явлениям окружающей жизни (результаты представлены в приложении 4).

Опрос родителей показал: что почти все семьи празднуют самые знаменательные даты – Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, Рождество, Пасху, дни рождения членов семьи, но об истории событий в стране детям рассказывают мало. Большинство родителей (11 человек) отметили, что дети часто конфликтуют со сверстниками, не умеют уступать и договариваться, 4 родителя высказались о поддержке инициативы детей в семье, остальные 7 затруднились ответить каким образом это сделать. Немногие родители принимают участие в подготовке к событиям в ДОУ, ссылаясь на отсутствие времени.

Вывод: Проведенный мониторинг показал, что необходима целенаправленная работа по социализации детей старшего дошкольного возраста и работа с педагогами и родителями по уточнению и обогащению знаний о различных событиях нашей страны.

В связи с этим возникла необходимость в разработке технологии по использованию событийного подхода в организации работы с детьми.

2.3. Педагогическая деятельность в условиях событийной модели

Для человека, находящегося в социальной среде характерно социальное формирование личности как естественный непрерывный процесс. Организовывать социальное воспитание необходимо с ранних лет.

Дошкольное образовательное учреждение — это открытая социально-педагогическая система, которая осуществляет функцию социального воспитания дошкольников, тем самым актуализирует проблему.

Местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами социальной жизни является современное ДОУ. Формировать у детей представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить детей моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях необходимо в дошкольном возрасте.

Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя должна быть направлена на создание условий для социального развития детей, освоения ими социального опыта на основе приоритета потребностей и интересов дошкольников, обычаев и традиций народной культуры, с учетом специфики социально-экономического развития региона, города, конкретного образовательного учреждения. Для осуществления педагогической деятельности, направленной на социализацию детей старшего дошкольного возраста, педагогу необходимо знать и учитывать закономерности социального развития ребенка. Для того чтобы заработала врожденная предрасположенность ребенка к социальному развитию, которая выражается во внутренних биологических, физиологических, психологических механизмах, данных человеку от рождения, необходимы определенные условия: общество людей, общение, деятельность, образ жизни, соответствующее качество жизни и т.д.

Таким образом, педагогическая деятельность ДОУ должна быть направлена на сотрудничество педагогов и родителей, которое позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть ребенка в разных ситуациях и, следовательно, способствовать пониманию взрослыми членами семьи его индивидуальных особенностей и способностей в процессе формирования у него жизненных ориентиров. Социально-педагогическая деятельность ДОУ должна строиться на союзе педагогов и родителей, на их взаимопонимании и доверии. Вся атмосфера взаимодействия педагога с родителями в контексте социально-педагогической работы должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и что он не может обойтись без их совета и помощи.

Для реализации технологии необходимо чтобы у педагогов были сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (ФГОС ДО, п. 3.2.5.), предполагающих развитие умений педагога:

 проектировать содержание дошкольного образования в рамках основной образовательной программы;

 применять педагогические технологии взаимодействия с воспитанниками, родителями;

 создавать и обогащать культурно-информационную предметно-развивающую образовательную среду;

 проводить педагогическую диагностику развития детей с учетом современных требований;

 осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов, моделей, технологий дошкольного образования и оценивать их результативность.

С этой целью педагоги ДОУ должны постоянно повышать профессиональный уровень мастерства.

В технологии представлен примерный календарный план событийно ориентированной работы в ДОУ, который построен на основе образовательной программы дошкольного образования и календарного плана воспитательной работы.

Технология может реализовываться с привлечением всех специалистов, работающих в группах и с включением родителей в общий педагогический процесс.

Также основу его реализации составляют следующие события:

- события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День образования округа, День защитника Отечества, День Победы, День Космонавтики, День пограничника);

- традиционные праздничные события (Коляда, Масленица, Яблочный спас);

- события, специально смоделированные воспитателем, направленные на познавательное, социально-коммуникативное, речевое художественно-эстетическое и физическое развитие путем внесения новых, необычных интересных предметов.

Импульсом проведения образовательных событий являются ситуации, возникшие по инициативе детей и их вопросы: «Как ходят на день рождение?»; «Почему говорят «друг познается в беде?»; «Что можно увидеть в космосе?» и др.

2.4. Использование календаря при планировании работы с детьми

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики деятельности, ставит и решает проблемные ситуации. В технологии при планировании работы по событийности предлагается использовать календарь, так как он помогает организовать и структурировать образовательный процесс для детей дошкольного возраста.

Дети в этом возрасте еще не обладают полным пониманием времени и последовательности событий. Календарь визуализирует время и помогает детям лучше ориентироваться во временных рамках. Данный подход к организации времени помогает развить у детей навыки планирования, последовательности, ожидания и терпения. Кроме того, он способствует формированию представления о времени, улучшает усвоение последовательности дней недели, месяцев, временных отрезков и других понятий временных измерений.

Организация образовательного процесса с использованием календаря также помогает детям лучше адаптироваться к школьной жизни, где уже требуется строгий распорядок дня. Они научаются следовать расписанию, понимать, что каждое занятие и событие имеет своё место и время.

В работе я предлагаю использовать календарь-планер.

Данный календарь очень удобен в использовании и планировании событий. В начале месяца совместно с детьми отмечаем в календаре именинников месяца, и дети уже видят заранее, кому нужно готовить подарок. Так же в данном календаре можно отмечать значимые события, которые дети выбрали самостоятельно.

Календарь-планер - незаменимый помощник в подготовке к какому-либо знаменательному событию. С одной стороны, он привлекает интерес к самому событию, а с другой стороны, это прекрасный способ мотивации не только детей, но и родителей к самостоятельному поиску необходимой информации, к созданию продуктов деятельности.

Использование календаря-планера в детском саду может решать следующие задачи:

  • Создание систематизированного и наглядного представления времени и его понятий (дни недели, месяцы, сезоны и т.д.) для детей дошкольного возраста.
  • Развитие навыков ориентировки во времени и последовательности динамических событий.
  • Формирование у детей понимания изменчивости времени и его связи с природными и социальными явлениями.
  • Расширение словарного запаса и развитие речи детей через разговоры о календаре, днях недели, праздниках и т.д.
  • Развитие умения планировать, прогнозировать и организовывать свою деятельность во времени.
  • Развитие когнитивных навыков и логического мышления при определении дат и установлении связей между событиями.
  • Содействие развитию воображения и творческого мышления детей через декорирование и украшение календаря.
  • Создание условий для сотрудничества и взаимодействия детей в общественной деятельности с использованием календаря (выбор и организация режима, определение активностей и т.д.).
  • Формирование у детей устойчивых представлений об организации времени в детском саду, учете и ожидании событий.
  • Поддержание интереса к изучению времени и его особенностей, установление положительного отношения к понятию времени.

Эти задачи ориентированы на обеспечение всестороннего развития детей, активного участия детей в процессе обучения, формирования у них ключевых компетенций и социальных навыков.

Календарь-планер легко сделать самому или вместе с детьми из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики. Как правило, воспитатели пробуют несколько версий календаря прежде, чем выбирают окончательную.

Материалы для изготовления «Календаря-планера»:

  • Белая бумага А3
  • Простой карандаш
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Восковые мелки
  • Магнитная лента
  • Клей

Содержание совместной деятельности:

  • Определение времени года (синий – «зима», желтый – «осень», зеленый –«Весна», разноцветный- «Лето»), или соответствующие картинки времен года.
  • Размещение календаря доступно для детей
  • Обсуждение во время «Утреннего круга» и «Вечернего круга»
  • Дети старшей группы самостоятельно рисуют символы выходных и будних дней.
  • Дети совместно со взрослым повторяют числа и останавливаются на числе, соответствующем сегодняшнему дню и отмечают его на календаре, также пишут день недели.
  • Дети изображают значимые события в ячейке календаря в определённый день (утренники, дни рождения, интересные мероприятия на улице и в группе и т.д.)
  • Воспитатели рекомендуют родителям использовать такой формат ведения календаря-планера совместно с ребёнком дома.

Также для ведения такого календаря определяются символы той деятельности, которой дети будут заниматься в процессе подготовке к событию (поход в театр, библиотеку, участие в акции, чтение и т.д.)

В календаре предусмотрена ячейка «Какое у тебя настроение» для того чтобы ребята могли отметить картинкой свое состояние и отношение к деятельности, а педагог мог обратить внимание на ребенка, который испытывает негативное эмоциональное состояние, выяснить причину и применить необходимое педагогическое воздействие.

В ячейке «Какая сегодня погода» ребята отмечают символом состояние погоды, чтобы спланировать деятельность (поход в библиотеку можно перенести, так как на улице очень сильный ветер и мороз и т.д.)

Место в образовательном процессе в течение дня 

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения, или для определения, кто старше и насколько).

Процедура проведения 

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе, и чтобы воспитателю было легко на нем писать.  Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. После этого дети самостоятельно называют число и проговаривают месяц, так же называют и закрашивают день недели.

Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют количественные числительные (один, два, три…), однако называя дату, используются порядковые числительные (второе ноября). 

В начальный период ознакомления с календарем-планером важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре.

На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.  

В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов (Какой день сегодня? Какое сегодня число? Какой день был вчера? Сколько дней осталось до праздника, события? Когда мы посетили музей? Что мы запланируем на завтра? (показывает на картинку)?  и т.д.C:\Users\User\Downloads\20250219_160558.jpg

Педагогу очень важно обращать внимание и активизировать малоинициативных детей, предлагать им участвовать в обсуждении общих дел, вносить свои предложения в планирование, в оформлении символов событий календаря.

После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию. 

Календарь-планер отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома. 

Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса, может быть, как сокращено, так и увеличено, праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями.

В технологии представлен календарный план событийной модели воспитательной работы (приложение 1)

В технологию включены конспекты организации непосредственной образовательной деятельности, воспитательных событий с включением деятельности, способствующей эмоциональной разрядке, создающей у ребят радостное настроение, доставляющей им удовольствие (приложение 2)

Все конспекты мероприятий включают цели и задачи, направленные на формирование познавательного интереса, умений и навыков детей; на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения и т. д.); на воспитание доброго и чуткого отношения, чувства гордости и уважения.

В них предложена предварительная работа, в процессе которой воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении события. С ними проводятся тематические беседы, осуществляется просмотр тематических материалов, предлагаются специальные задания, организуются выставки совместного творчества детей и их родителей. Также предложены материалы и оборудование, необходимые для реализации события.

В технологии представлены диагностические методики, направленные на исследование социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста (приложение 3)

3.Заключение

           Результаты проведенной работы показали, что целенаправленное и систематическое применение событийного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста является эффективным средством, позволяющим достичь высокой степени социализации ребенка. Событийный подход позволяет не только повысить интерес ребят к предметам и явлениям общественной жизни, но и развить у них инициативность, самостоятельность, важные коммуникативные навыки (умение договариваться, не конфликтовать, сочувствовать, принимать участие в обсуждении общих дел. Тесное сотрудничество с родителями воспитанников способствовало повышению их интереса к мероприятиям, проводимым в детском саду и за его пределами, помогло развивать инициативу и самостоятельность детей в семье, активно участвовать в мероприятиях детского сада вместе с детьми Целенаправленная работа с педагогами помогла создать в детском учреждении оптимальные условия для позитивной социализации детей (результаты приведены в приложении 4)

МАДОУ ДС №3 «ЛАСТОЧКА» ПРОТАСЕВИЧ И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования

Успешная социализация  детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования...

Самообразование "Речевое развитие как условие успешной социализации детей младшего дошкольного возраста"

Цель:  Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Как писал Василий Александрович  Сухомлинский, «от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – о...

Статья «Формирование финансовой грамотностью как средство успешной социализации детей старшего дошкольного возраста»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Родительский клуб "Познай себя" - как один из методов успешной социализации детей старшего дошкольного возраста

Автором представлен опыт работы с родителями и детьми по успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ...

Консультация для родителей: "Использованию модели событийности как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста".

Консультация посвящена важности использования модели событийности в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Воспитатель объясняет родителям, каким образом уч...

Технологии успешной социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В ежедневной работе ДОУ можно выделить формы и методы, в процессе использования которых решаются вопросы успешной и эффективной социализации дошкольников....