Картотека проблемных ситуаций
картотека

Малявка Юлия Владимировна

Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций, заданий введения дошкольников в поисковую деятельность: в паре, в подгруппе.

Малявка Ю.В., воспитатель

 МДОУ «БЦРР – детский сад «Журавушка»

 «Феномен проблемной ситуации в том, что она является источникоммыслительной деятельности». Рубинштейн С. Л.

Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

Пояснительная записка

Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.

Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.

Задачи:

1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.

2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.

3. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.

4. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.

Используемые методы:

- игровой;

- эвристический (частично-поисковый);

- исследовательский;

- объяснительно-иллюстративный.

Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка.

Работа в парах.  Каждому ребенку дается задание сосчитать и написать, сколько фигур на рисунке. Затем обмениваются рисунками и проверяют друг, друга.

Картотека ситуаций, задания введения дошкольников в поисковую деятельность по сказкам.

1.     Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

2. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

3. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

4. В островок «Природа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

5. В островке «Природа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

6. Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

7. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

8. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

9. Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

10. Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

11. Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

12. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

13.  Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

14. Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

15. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

16. Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

17. Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.?

18. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

19. Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

20. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

21У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.  

Ситуации на развитие мышления дошкольников:

Один ребенок создает ситуацию, задает вопросы.

Другой отвечает.

Дома пожар.

Твои действия?

Почему ты поступишь именно так?

Бабушке стало плохо, дома никого нет.

Как ты поступишь?

Зачем?

 

В квартире запахло газом.

Что предпримешь?

С какой целью?

Дома прорвало кран ты дома один.

Что предпримешь сначала, что потом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Картотека проблемных ситуаций

Картотека проблемных ситуаций...

Картотека проблемных ситуаций по ПДД

Проводим дома время с пользой....

Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"

Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....

картотека проблемных ситуаций

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....