Тематическое занятие для детей дошкольного возраста «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Образовательные
Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников. Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Развивающие
Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.
Воспитательные
Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие для детей дошкольного возраста
«Блокада Ленинграда»
Подготовила:
воспитатель Пыж Н.А.
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Образовательные
Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников. Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Развивающие
Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.
Воспитательные
Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам.
Предварительная работа:
- Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
- Слушание военных песен.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийное оборудование;
- Презентация «Блокада Ленинграда»;
Ход занятия:
Слайд 3: «Давайте вместе вспомним» - повторяем основные правила хорошего поведения.
Слайд 4: «Знаете ли вы, что такое Блокада Ленинграда?»
Педагог: Ребята, знаете ли вы, что 27 января особенный день. День снятия блокады города Ленинграда.
Педагог: Как вы думаете, что такое Ленинград? (ответы детей) А как вы думаете, что обозначает слово блокада? (ответы детей)
Слайд 5: «Знаете ли вы, что такое Блокада Ленинграда?»
Педагог: Ребят, Вы все умнички! - «Ленинград» — это город Санкт-Петербург, его так называли в прошлом веке! «Блокада» — это военное окружение города с последующим отрезанием его от страны и Родины.
Слайд 6: «Знаете ли вы, что такое Блокада Ленинграда?»
В 1941 году на нашу Родину вторглась нацистская Германия. Началась война.
Это была ужасная, безжалостная война. Немецкая армия, подобно саранче, не оставляла ничего живого на своём пути. Города были разграблены.
Говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, если потеряет Ленинград. Поэтому на город был направлен один из основных ударов.
Нацисты хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днём и ночью они бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.
Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)
Немецкая армия не сумела захватить город силой, тогда они решили задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Днем и ночью враг бомбил и обстреливал город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года.
Слайд 7: «По какими символам мы знаем Блокаду Ленинграда?»
Блокадный хлеб — это символ выносливости, силы духа и единства жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Он стал олицетворением тяжёлых испытаний, которые выпали на долю горожан в период блокады.
Единственным доступным продуктом стал хлеб, который изготавливали из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха, солода, отрубей и даже древесной коры. Этот хлеб имел тёмно-коричневый цвет и обладал горьковатым вкусом.
Суточная норма хлеба для рабочих составляла 250 граммов, для служащих, детей и стариков — 125 граммов. Этот кусочек хлеба был единственным источником питания для жителей Ленинграда. Они использовали его экономно, стараясь растянуть на как можно большее время.
Блокадный хлеб стал символом единства горожан. Они делились друг с другом последним куском, поддерживали друг друга в трудные моменты. Этот хлеб объединял людей, давал им надежду и веру в лучшее.
Голос Ольги Берггольц по радио
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем.
Вот мы прожили почти полгода,
полтораста суток длится бой.
Тяжелы страдания народа —
наши, Дарья Власьевна, с тобой.
Одним из самых ярких событий в истории радиовещания в СССР стало выступление Ольги Берггольц, которое прозвучало в осаждённом Ленинграде в самые тяжёлые годы блокады. Голос Ольги Берггольц стал символом стойкости и мужества жителей города.
Ольга Берггольц была известной советской поэтессой и журналисткой. Она писала о войне, о жизни простых людей, о любви и дружбе. Но её имя стало особенно известно благодаря циклу радиопередач, которые она вела в Ленинграде во время блокады.
В те страшные годы, когда город был окружён врагом, а его жители испытывали голод, холод и лишения, Ольга Берггольц нашла в себе силы и мужество обратиться к ним с поддержкой и надеждой. Она читала свои стихи, рассказывала о событиях на фронте, призывала к стойкости и вере в победу.
Голос Ольги Берггольц звучал из репродукторов, установленных на улицах и в домах, и стал для многих ленинградцев источником надежды и веры в лучшее. Он помогал им выжить в тяжёлых условиях блокады, давал силы бороться за жизнь.
Сегодня мы помним о том, как Ольга Берггольц своим голосом помогала ленинградцам пережить самые трудные моменты блокады. Её имя стало символом мужества и стойкости, а её стихи и радиопередачи — частью истории города.
Слайд 8: «По какими символам мы знаем Блокаду Ленинграда?»
Дневник Тани Савичевой — это документ, который стал символом трагедии, произошедшей во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В момент начала блокады Тане Савичевой было 11 лет. Она начала вести свой дневник в телефонной книжке. Именно в нем она записывала леденящие душу фразы: «Савичевы ушли*», «Осталась одна Таня». На глазах девочки ушли* ее бабушка, мама, два дяди, брат и сестра. В 1942 году Таню эвакуировали из города.
Дневник Тани Савичевой был найден после войны и стал одним из самых известных свидетельств ужасов блокады Ленинграда. Он был опубликован и переведён на многие языки мира. Сегодня этот дневник хранится в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурге).
История Тани Савичевой напоминает нам о том, как важно помнить о жертвах войны и о том, какие ужасы она несёт. Этот дневник — напоминание о том, что нужно ценить мир и беречь близких людей.
Слайд 9: «По какими символам мы знаем Блокаду Ленинграда?»
«Дорога жизни» — это общее название для нескольких транспортных магистралей, которые связывали блокадный Ленинград с «большой землёй» во время Великой Отечественной войны.
В первую очередь под «Дорогой жизни» подразумевают «Ледовую дорогу», которая действовала с декабря 1941 по март 1943 года. По ней через Ладожское озеро доставляли продовольствие и боеприпасы в осаждённый Ленинград, а также эвакуировали раненых и истощённых жителей.
Ещё одна важная магистраль — «Воздушная дорога жизни». Она действовала с сентября 1941 по март 1943 года и связывала город с остальным миром по воздуху. Самолёты доставляли продовольствие, боеприпасы и другие необходимые грузы, а также эвакуировали жителей и раненых.
Кроме того, существовали и другие маршруты, которые можно назвать «Водными дорогами жизни». Они проходили по Неве, Волхову и другим водным путям. По ним доставляли грузы и эвакуировали жителей.
Благодаря этим магистралям жители Ленинграда смогли пережить тяжелейший период блокады. Они получали продовольствие, боеприпасы и медицинскую помощь, а также могли эвакуироваться в более безопасные районы. «Дорога жизни» стала символом мужества и стойкости ленинградцев, которые смогли выстоять в тяжелейших условиях.
Слайд 10: «По какими символам мы знаем Блокаду Ленинграда?»
«Памятник матерям» - композицию установили в конце 1980-х. Скульптура находится на Почтамтской улице, 11, и посвящена женщинам, пожертвовавшим всем, чтобы спасти своих детей.
Слайд 11: «По какими символам мы знаем Блокаду Ленинграда?»
«Памятник блокадному трамваю» - трамваи были главным блокадным транспортом. Их движение остановилось лишь на несколько месяцев зимой и весной 1941-1942 годов.
Трамваи не только перевозили пассажиров, но и служили нуждам Ленинграда. К вагонам крепили платформы, на которые грузили снег и мусор. Регулярная уборка помогла не допустить эпидемий.
Слайд 12: «По какими символам мы знаем Блокаду Ленинграда?»
«Памятник полуторке»
Полуторка — это автомобиль ГАЗ-АА, который доставлял в Ленинград еду и эвакуировал оттуда людей. Во времена блокады на таких машинах удалось вывезти из оккупации 1,5 миллиона человек.
Название автомобиля связано с его грузоподъемностью: она была равна 1500 килограммам.
Слайд 13: «По какими символам мы знаем Блокаду Ленинграда?»
«Мемориал «Разорванное кольцо» — это памятник, который посвящён Дороге жизни и расположен на берегу Ладожского озера в посёлке Коккорево Всеволожского района Ленинградской области. Он был открыт в 1966 году и с тех пор стал одним из самых известных и посещаемых мемориалов, посвящённых блокаде Ленинграда.
Памятник представляет собой разорванное кольцо из бетона и гранита, символизирующее прорыв блокады Ленинграда. На одной из частей кольца выгравирована надпись «900 дней», а на другой — «18 января 1943 года». Внутри кольца находится площадка с обелиском, на котором высечены слова Ольги Берггольц: «Здесь проходила «Дорога жизни» — пульс осаждённого Ленинграда, связавшая город со страной».
Мемориал «Разорванное кольцо» напоминает о том, как в годы блокады Ленинграда по льду Ладожского озера проходила «Дорога жизни» — единственная артерия, которая связывала город с большой землёй. По ней в осаждённый город доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы, а также эвакуировали жителей.
Каждый год к мемориалу приезжают туристы и жители Санкт-Петербурга, чтобы отдать дань памяти погибшим во время блокады. Здесь можно увидеть цветы, свечи и памятные таблички, которые оставляют посетители. Это место напоминает нам о том, как важно помнить о трагических событиях прошлого и не забывать о жертвах, которые принесли наши предки ради будущего.
Используемая литература
- Андрейкина Ю. В каждом кадре - подвиг / Ю. Андрейкина // Родина. - 2021.
- Андрейкина Ю. Ленинград. Карточки спасения / Ю. Андрейкина, Е. Колоскова // Родина. - 2020.
- Берггольц О. Ф. Дневные звёзды. Говорит Ленинград / О. Ф. Берггольц; сост. М. Ф. Берггольц. – Москва : Правда, 1990.
- Бернев С. Учитель географии Алексей Винокуров: из столярного клея получается чудесное заливное / С. Бернев // Родина. - 2023.
- Ардаматский В.И. «Ленинградская зима»
- Матюшина О.К. «Песнь о жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Блокада Ленинграда".
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны....
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Блокада Ленинграда"
Детям о Блокаде Ленинграда...

Конспект занятия для детей старшего возраста "Блокада Ленинграда"
Методическая разработка, посвященная ВОВ...

Презентация для тематического занятия для детей дошкольного возраста «Освобождение блокадного Ленинграда»
Расширить представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....

Тематическое занятие по теме "Годовщина снятия блокады Ленинграда".
27 января отметили и провели тематическое занятие с воспитанниками по теме "79 летие снятие блокады Ленинграда." С ребятами узнали какое это было страшное время,как выживали старики, дети во...

Конспект тематического занятия детей среднего дошкольного возраста «Блокада Ленинграда»
Накануне 80-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в средней группе "Радуга " МАДОУ -детский сад №509 прошло мероприятие, приуроченное к этой важной дат...

«Блокадный хлеб» (Тематическое занятие для детей дошкольного возраста)
Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.Задачи:Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Воспитывать...
