Педагог и его роль в формировании основ здорового образа жизни воспитанников с ОВЗ
учебно-методическое пособие
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей занимает приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны не только творческие, гармонично развитые личности, но и активные, и здоровые. Здоровье, приобретенное в раннем и дошкольном периоде детства, станет фундаментом для дальнейшего развития человека. Негативное влияние многих факторов на состояние здоровья, как взрослого человека, так и ребенка: ухудшающаяся экологическаяобстановка, демографический спад по стране, снижение уровня социальных гарантий в сфере детства, духовного и физического развития, снижение ответственности родителей по отношению к детям, увеличение неполных семей, ориентация семейного воспитания, нерациональное и неполноценное питание, а также частичное разрушение служб врачебного контроля и много других. По сведениям РАМН число детей имеющих какое- либо заболевание составляет более 80%, что в дальнейшем ставит под угрозу взрослое население нашего общества, а ослабленное здоровье подрастающих детей угрожает здоровью последующих поколений.Основная цель нашего дошкольного образовательного учреждения – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья детей и родителей, что предполагает взаимодействие всех участников образовательных отношений, поиск новых механизмов и возможностей для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, поддержания своего здоровья и сохранения работоспособности. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий предполагает комплекс мероприятий по оздоровлению дошкольников. Здоровьесберегающая среда нашего детского сада представляет собой модель физкультурно-оздоровительного развития ребенка, которая отражена в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения и включает двигательный режим, систему оздоровительной работы, закаливающие мероприятия, сбалансированное питание, коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Поэтому, профилактические и закаливающие мероприятия не сводятся только к прививкам, а включают различные виды гимнастик (для глаз, дыхательную, коррекционную, мимическую, психологическую) и массажа (для рук, ног, ушных раковин, головы, лица) и создают оздоровительный эффект, который направлен непосредственно на ребенка. В процессе образовательных и игровых ситуаций дети знакомятся с такими понятиями как здоровый образ жизни, спорт, наши спортсмены, полезные и вредные продукты питания, режим дня, а Центры здоровья из каждой группы включают дидактические игры, мнемотаблицы, игры-эксперименты, наглядный материал, физкультурный уголок и позволяют закрепить знания в самостоятельной деятельности. Формирование культуры, основанной на осознанном отношении к ценности собственного здоровья, позволяет в дальнейшем сформировать здоровую личность.Профессиональная деятельность педагога ДОУ связана с нагрузкой, прежде всего на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени протекает в напряженной обстановке: повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей, постоянная концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность. Здоровье педагога напрямую связано с проявлением его профессиональных качеств. Макланова А.Г. рассматривает профессиональное здоровье, как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность. И здесь мы тоже сталкиваемся с понятием здоровьесбережение. Педагог – это взрослый человек, со своим мировоззрением, личностными интересами. Но здоровьесбережению необходимо учить даже взрослого человека. Мы не всегда внимательны сами к себе, как говорится в русской пословице «Сапожник без сапог», поэтому обсуждение в процессе семинаров, круглых столов, брейн-рингов, приоритетности жизненных позиций, формируется понятие здорового образа жизни, который включает оптимальный двигательный режим, рациональное питание, обеспечивающее нормальный процесс рост и развития организма, сохранение здоровья, разумное использование естественных природных факторов в процессе оздоровления, закаливания, личная гигиена, положительный микроклимат. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, они могут лишь дополнять и действовать совместно. Тогда возможен результат. Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным, нами были определены формы и методы работы с семьей: круглый стол, открытые мероприятия для родителей, мастер-классы, конкурсы, спортивные соревнования, презентация опыта семейного воспитания и опыта детского сада по здоровьесбережению, встречи с медицинскими работниками и профилактические беседы с врачами-педиатрами, в рамках родительских собраний, консультации (групповые и индивидуальные), деловые игры, наглядные формы (буклеты, памятки, стенды, устный журнал и др.), подбор библиотеки для родителей и интернет-копилка семейного опыта.Целенаправленная, системная и совместная работа направлена на положительный результат. Мы хотим видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими, быстрыми – это к то, чему нам необходимо стремиться каждый день, каждый час.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей занимает приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны не только творческие, гармонично развитые личности, но и активные, и здоровые. Здоровье, приобретенное в раннем и дошкольном периоде детства, станет фундаментом для дальнейшего развития человека. Негативное влияние многих факторов на состояние здоровья, как взрослого человека, так и ребенка: ухудшающаяся экологическая обстановка, демографический спад по стране, снижение уровня социальных гарантий в сфере детства, духовного и физического развития, снижение ответственности родителей по отношению к детям, увеличение неполных семей, ориентация семейного воспитания, нерациональное и неполноценное питание, а также частичное разрушение служб врачебного контроля и много других. По сведениям РАМН число детей имеющих какое- либо заболевание составляет более 80%, что в дальнейшем ставит под угрозу взрослое население нашего общества, а ослабленное здоровье подрастающих детей угрожает здоровью последующих поколений. Основная цель нашего дошкольного образовательного учреждения – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья детей и родителей, что предполагает взаимодействие всех участников образовательных отношений, поиск новых механизмов и возможностей для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, поддержания своего здоровья и сохранения работоспособности. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий предполагает комплекс мероприятий по оздоровлению дошкольников. Здоровьесберегающая среда нашего детского сада представляет собой модель физкультурно-оздоровительного развития ребенка, которая отражена в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения и включает двигательный режим, систему оздоровительной работы, закаливающие мероприятия, сбалансированное питание, коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Поэтому, профилактические и закаливающие мероприятия не сводятся только к прививкам, а включают различные виды гимнастик (для глаз, дыхательную, коррекционную, мимическую, психологическую) и массажа (для рук, ног, ушных раковин, головы, лица) и создают оздоровительный эффект, который направлен непосредственно на ребенка. В процессе образовательных и игровых ситуаций дети знакомятся с такими понятиями как здоровый образ жизни, спорт, наши спортсмены, полезные и вредные продукты питания, режим дня, а Центры здоровья из каждой группы включают дидактические игры, игры-эксперименты, наглядный материал, физкультурный уголок и позволяют закрепить знания в самостоятельной деятельности. Формирование культуры, основанной на осознанном отношении к ценности собственного здоровья, позволяет в дальнейшем сформировать здоровую личность. Профессиональная деятельность педагога ДОУ связана с нагрузкой, прежде всего на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего времени протекает в напряженной обстановке: повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей, постоянная концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность. Здоровье педагога напрямую связано с проявлением его профессиональных качеств. Макланова А.Г. рассматривает профессиональное здоровье, как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность. И здесь мы тоже сталкиваемся с понятием здоровьесбережение. Педагог – это взрослый человек, со своим мировоззрением, личностными интересами. Но здоровьесбережению необходимо учить даже взрослого человека. Мы не всегда внимательны сами к себе, как говорится в русской пословице «Сапожник без сапог», поэтому обсуждение в процессе семинаров, круглых столов, брейн-рингов, приоритетности жизненных позиций, формируется понятие здорового образа жизни, который включает оптимальный двигательный режим, рациональное питание, обеспечивающее нормальный процесс рост и развития организма, сохранение здоровья, разумное использование естественных природных факторов в процессе оздоровления, закаливания, личная гигиена, положительный микроклимат. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, они могут лишь дополнять и действовать совместно. Тогда возможен результат. Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным, нами были определены формы и методы работы с семьей: круглый стол, открытые мероприятия для родителей, мастер-классы, конкурсы, спортивные соревнования, презентация опыта семейного воспитания и опыта детского сада по здоровьесбережению, встречи с медицинскими работниками и профилактические беседы с врачами-педиатрами, в рамках родительских собраний, консультации (групповые и индивидуальные), деловые игры, наглядные формы (буклеты, памятки, стенды, устный журнал и др.), подбор библиотеки для родителей и интернет-копилка семейного опыта. Целенаправленная, системная и совместная работа направлена на положительный результат. Мы хотим видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими, быстрыми – это к то, чему нам необходимо стремиться каждый день, каждый час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ.
Невозможно переоценить значение воспитания детей с раннего возраста. Все, усвоенное в годы младенчества и детства, все сложившиеся в эти годы привычки ...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста
Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Проект по формированию основ здорового образа жизни «Мы - за здоровый образ жизни» (для подготовительного возраста)
Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физическ...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

РОЛЬ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
