Проект для подготовительной группы детского сада "Откуда азбука пришла"
проект (подготовительная группа)
В настоящее время существует очень много разнообразных красочных книг с названием «Азбука в стихах», «Азбука в картинках», «Азбука для самых маленьких» и т.п. Полистав и прочитав подобные книжки, мы с детьми подготовительной группы задались вопросом: «А какими были азбуки раньше? Как и когда вообще появились буквы? Кто их придумал?» Мы начали искать ответы на поставленные вопросы. Так родился наш проект «Откуда азбука пришла?» Цель проекта: изучение истории русского алфавита и создание азбуки своими руками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 467.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ОТКУДА АЗБУКА ПРИШЛА» (подготовительная группа)
- Начало проекта (актуальность, цель, задачи проекта)
- Планирование (методы, план, ресурсы)
- Исполнение (сбор информации, реализация плана)
- Мониторинг
- Завершение (подведение итогов, обратная связь)
- В настоящее время существует очень много разнообразных красочных книг с названием «Азбука в стихах», «Азбука в картинках», «Азбука для самых маленьких» и т.п. Полистав и прочитав подобные книжки, мы с детьми подготовительной группы задались вопросом: «А какими были азбуки раньше? Как и когда вообще появились буквы? Кто их придумал?» Мы начали искать ответы на поставленные вопросы. Так родился наш проект «Откуда азбука пришла?»
Цель проекта: изучение истории русского алфавита и создание азбуки своими руками.
Задачи:
- изучить историю возникновения письменности на Руси;
- Кирилл и Мефодий – кто они? Рассказать детям о создателях первой русской азбуки;
- глаголица и кириллица; познакомить детей с первыми русскими азбуками;
- от Петра I до современного алфавита: рассказать о том, какие реформы проводились в русском алфавите;
- чтение литературы о буквах и азбуке;
- воспитывать в детях гордость за свою Родину, своих предков;
- создание азбуки своими руками.
Актуальность проекта
Родители начинают знакомить ребенка с буквами с самого раннего детства. Это происходит и во время игры, и при рассматривании красочных иллюстраций современных азбук, и при разгадывании соответствующих загадок. Буквы могут быть написаны и на ярких карточках, и на кубиках, а также встречаться в музыкальных книжках.
На занятиях по развитию речи дети знакомятся с гласными и согласными звуками, к ним приходит понимание, чем звук отличается от буквы, учатся определять местоположение звука в слове и подбирать слова, начинающиеся на соответствующих звук.
Но вот как эти буквы и звуки пришли в нашу жизнь, где их первоисточник, дети редко узнают от родителей. Да и на занятиях эта информация даётся вскользь: кратко и неинтересно.
Поэтому я решила дать детям знания об истории русского алфавита в доступном для детей старшего дошкольного возраста формате: через детскую литературу, наглядные пособия, рассказ и беседу. Итогом нашего проекта должна была стать азбука, созданная руками детей: на одной стороне половинки альбомного листа дети рисовали буквы (причем оформление самих букв было на усмотрение детей), а на другой стороне – объект, название которого начинается на эту букву.
- Планирование.
- рассматривание плаката «Алфавит»: сколько букв в современном русском алфавите, что такое буква и что такое звук; гласные и согласные звуки; местоположение звука в слове;
- беседа об истории возникновения письменности и создании алфавита; глаголица и кириллица; интересные факты (например, если последовательно прочитать древние названия кириллических букв, то они сложатся в послание. На современном языке оно звучит так: «Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь»!)
- знакомство (рассматривание) «Азбуки» издательства «Москва» 1977 года и «Букваря» издательства «Просвещение» 1980 года;
- чтение художественной литературы:
Н. Сапотницкая «Школа для зверят»;
В. Драгунский «Заколдованная буква»;
Б. Заходер «Буква Я», «Мохнатая азбука»;
С. Чёрный «Живая азбука»;
Е. Перехвальская «Откуда азбука пошла»;
Л. Кочетков «Исчезнувшие буквы алфавита»;
- праздник День славянской письменности и культуры 24 мая;
- лепка букв современного русского алфавита;
- рисование букв и картинок для будущей азбуки;
- создание книжки «Азбука группы «Смешарики».
- Исполнение.
В течение недели мы читали вышеуказанную литературу, беседовали по теме, рисовали буквы и картинки для будущей азбуки. Ребята, которые справлялись с заданием быстрее других, нарисовали по две буквы (букв в алфавите больше, чем детей в нашей группе, поэтому некоторые ребята выполнили задание в двойном объеме).
- Мониторинг.
Периодически мы сверяли готовые страницы нашей азбуки с буквами на плакате «Алфавит» и с цветными карточками с буквами, дорисовывали пропущенные элементы, следили, чтобы ни одна буква не была забыта, исправляли допущенные ошибки.
- Итогом нашего проекта стала книжка «Азбука группы «Смешарики»: все листочки мы собрали в книжку при помощи дырокола и атласной ленточки. Обсудили с детьми, что больше всего понравилось при выполнении проекта, что было легко, а что вызвало затруднения. Представили нашу работу родителям ребят. Всем очень понравилось наше творение.
Заключение.
История русского алфавита интересна и уникальна. Наша азбука прошла долгий путь, претерпела множественные реформы и изменения. Из неё несколько раз убирали «лишние» буквы, что делало азбуку более простой и доступной как для чтения, так и для написания. Вполне вероятно, что на этом изменения не прекратятся и, может быть, лето через сто наш алфавит будет выглядеть совсем иначе. А может быть, и нет. Но в любом случае, создателей азбуки помнят и почитают, и мы гордимся тем, что именно буквами нашего, русского, алфавита создавали свои уникальные произведения великие поэты и писатели – А.С. Пушкин, С. Есенин, Лев Толстой и многие другие).
А День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая, знают и почитают во всем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий презентации трехязычного проекта в подготовительной группе детского сада «Food around the world»
Итоговая презентация трехязычного долгосрочного творческо-познавательного проекта в подготовительной группе «Food around the world». Данный сценарий написан по мотивам произведений А.Усачева....

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...
Проект в подготовительной группе "Детское телевидение: вчера и сегодня"
В рамках тематической недели "Детские интересы", мои воспитанники проявили интерес к детским телеперадачам. В ходе беседы дети делились впечатлениями о своих любимых передачах, которые они с удовольст...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе детского сада, тема: «Чудеса из бумаги».
Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе детского сада, тема: «Чудеса из бумаги»...

Проект в подготовительной группе детского сада "Детский сад – второй мой дом"
Модель познания ребенком своего детского сада...





