Проект для подготовительной группы детского сада "Откуда азбука пришла"
проект (подготовительная группа)

Бабина Ирина Витальевна

В настоящее время существует очень много разнообразных красочных книг с названием «Азбука в стихах», «Азбука в картинках», «Азбука для самых маленьких» и т.п. Полистав и прочитав подобные книжки, мы с детьми подготовительной группы задались вопросом: «А какими были азбуки раньше? Как и когда вообще появились буквы? Кто их придумал?» Мы начали искать ответы на поставленные вопросы. Так родился наш проект «Откуда азбука пришла?» Цель проекта: изучение истории русского алфавита и создание азбуки своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkuda_azbuka_prishla.docx467.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ОТКУДА АЗБУКА ПРИШЛА» (подготовительная группа)

  1. Начало проекта (актуальность, цель, задачи проекта)
  2. Планирование (методы, план, ресурсы)
  3. Исполнение (сбор информации, реализация плана)
  4. Мониторинг
  5. Завершение (подведение итогов, обратная связь)

  1. В настоящее время существует очень много разнообразных красочных книг с названием «Азбука в стихах», «Азбука в картинках», «Азбука для самых маленьких» и т.п. Полистав и прочитав подобные книжки, мы с детьми подготовительной группы задались вопросом: «А какими были азбуки раньше? Как и когда вообще появились буквы? Кто их придумал?» Мы начали искать ответы на поставленные вопросы. Так родился наш проект «Откуда азбука пришла?»

Цель проекта: изучение истории русского алфавита и создание азбуки своими руками.

Задачи:

- изучить историю возникновения письменности на Руси;

- Кирилл и Мефодий – кто они? Рассказать детям о создателях первой русской азбуки;

- глаголица и кириллица; познакомить детей с первыми русскими азбуками;

- от Петра I до современного алфавита: рассказать о том, какие реформы проводились в русском алфавите;

- чтение литературы о буквах и азбуке;

- воспитывать в детях гордость за свою Родину, своих предков;

- создание азбуки своими руками.

Актуальность проекта

Родители начинают знакомить ребенка с буквами с самого раннего детства. Это происходит и во время игры, и при рассматривании красочных иллюстраций современных азбук, и при разгадывании соответствующих загадок. Буквы могут быть написаны и на ярких карточках, и на кубиках, а также встречаться в музыкальных книжках.

На занятиях по развитию речи дети знакомятся с гласными и согласными звуками, к ним приходит понимание, чем звук отличается от буквы, учатся определять местоположение звука в слове и подбирать слова, начинающиеся на соответствующих звук.

Но вот как эти буквы и звуки пришли в нашу жизнь, где их первоисточник, дети редко узнают от родителей. Да и на занятиях эта информация даётся вскользь: кратко и неинтересно.

Поэтому я решила дать детям знания об истории русского алфавита в доступном для детей старшего дошкольного возраста формате: через детскую литературу, наглядные пособия, рассказ и беседу. Итогом нашего проекта должна была стать азбука, созданная руками детей: на одной стороне половинки альбомного листа дети рисовали буквы (причем оформление самих букв было на усмотрение детей), а на другой стороне – объект, название которого начинается на эту букву.

  1. Планирование.

- рассматривание плаката «Алфавит»: сколько букв в современном русском алфавите, что такое буква и что такое звук; гласные и согласные звуки; местоположение звука в слове;

- беседа об истории возникновения письменности и создании алфавита; глаголица и кириллица; интересные факты (например, если последовательно прочитать древние названия кириллических букв, то они сложатся в послание. На современном языке оно звучит так: «Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь»!)

- знакомство (рассматривание) «Азбуки» издательства «Москва» 1977 года и «Букваря» издательства «Просвещение» 1980 года;C:\Users\chalm\Downloads\IMG_20250906_095238_edit_353435713758566.jpg

- чтение художественной литературы:

Н. Сапотницкая «Школа для зверят»;

В. Драгунский «Заколдованная буква»;

Б. Заходер «Буква Я», «Мохнатая азбука»;

С. Чёрный «Живая азбука»;

Е. Перехвальская «Откуда азбука пошла»;

Л. Кочетков «Исчезнувшие буквы алфавита»;

- праздник День славянской письменности и культуры 24 мая;

- лепка букв современного русского алфавита;

- рисование букв и картинок для будущей азбуки;

C:\Users\chalm\Downloads\IMG_20250902_142052.jpg

- создание книжки «Азбука группы «Смешарики».

  1. Исполнение.

В течение недели мы читали вышеуказанную литературу, беседовали по теме, рисовали буквы и картинки для будущей азбуки. Ребята, которые справлялись с заданием быстрее других, нарисовали по две буквы (букв в алфавите больше, чем детей в нашей группе, поэтому некоторые ребята выполнили задание в двойном объеме).

  1. Мониторинг.

Периодически мы сверяли готовые страницы нашей азбуки с буквами на плакате «Алфавит» и с цветными карточками с буквами, дорисовывали пропущенные элементы, следили, чтобы ни одна буква не была забыта, исправляли допущенные ошибки.

  1. Итогом нашего проекта стала книжка «Азбука группы «Смешарики»: все листочки мы собрали в книжку при помощи дырокола и атласной ленточки. Обсудили с детьми, что больше всего понравилось при выполнении проекта, что было легко, а что вызвало затруднения. Представили нашу работу родителям ребят. Всем очень понравилось наше творение.

C:\Users\chalm\Downloads\IMG_20250905_162927.jpg

Заключение.

История русского алфавита интересна и уникальна. Наша азбука прошла долгий путь, претерпела множественные реформы и изменения. Из неё несколько раз убирали «лишние» буквы, что делало азбуку более простой и доступной как для чтения, так и для написания. Вполне вероятно, что на этом изменения не прекратятся и, может быть, лето через сто наш алфавит будет выглядеть совсем иначе. А может быть, и нет. Но в любом случае, создателей азбуки помнят и почитают, и мы гордимся тем, что именно буквами нашего, русского, алфавита создавали свои уникальные произведения великие поэты и писатели – А.С. Пушкин, С. Есенин, Лев Толстой и многие другие).

А День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая, знают и почитают во всем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий презентации трехязычного проекта в подготовительной группе детского сада «Food around the world»

Итоговая презентация трехязычного долгосрочного творческо-познавательного проекта в подготовительной группе «Food around the world».  Данный сценарий написан по мотивам произведений А.Усачева....

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...

Проект в подготовительной группе "Детское телевидение: вчера и сегодня"

В рамках тематической недели "Детские интересы", мои воспитанники проявили интерес к детским телеперадачам. В ходе беседы дети делились впечатлениями о своих любимых передачах, которые они с удовольст...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе детского сада, тема: «Чудеса из бумаги» .

Краткосрочный  творческий проект  в  подготовительной группе детского  сада,  тема:  «Чудеса из бумаги» ...

Проект в подготовительной группе на тему "Азбука"

Проект проводится в подготовительной группе...