" «Воспитание самостоятельности детей раннего возраста»
консультация
Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнять то или иное действие самостоятельно.
В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 462.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание самостоятельности детей
раннего возраста»
Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнять то или иное действие самостоятельно.
В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Ребенок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии его неумелые действия. То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий. Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу - для ребенка ТРУД, требующий самостоятельности, старания и настойчивости в достижении цели.
Воспитание самостоятельности тесно связано, прежде всего, с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении.
Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие проявления можно наблюдать у ребенка в начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями он зачерпывает ложкой кашу, а подносит её ко рту... пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый докормит его. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать. С 1 года 2 месяцев он учится, есть только густую пищу, а потом и суп. Теперь кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем повышается и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали приобщать к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом. Очень важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые. Ведь по мере расширения круга интересов ребенка и возрастания умелости в обращении с разными игрушками ложка теряет для него свою таинственную привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее накормили, и можно было отправиться в мир покоренных им вещей: заводить, катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно значительно труднее.
С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет - мыть руки с мылом и вытирать их.
Малышу удобнее умываться, если он стоит на скамеечке, подставленной к
умывальнику. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для ребенка все новое сложно. Задача взрослых - облегчить малышу овладение новыми для него действиями.
В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную взрослыми обувь, затем носки и штанишки. К трем годам он уже сможет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы. Правда, по началу дело идет медленно, и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми не на ту ногу, платье - задом наперед.
Не надо спешить с помощью! Пусть ошибку ребенок исправит сам. Проявленная малышом настойчивость ценное приобретение, которое пригодится ему в дальнейшем.
Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша
способность к усилию, которая в будущем явится необходимым условием
трудового воспитания ребенка.
Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, пекутся о его же благе, "облегчают" будто бы его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на место, указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий. Для детских вещей родители должны отвести полочки, вешалки, которые расположены так, чтобы детям было удобно доставать до них.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнять то или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за него по собственной инициативе. Особенно отчетливо стремление к самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда"
Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхожд...
беседа "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять...

воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Конспект занятия в младшей группе детского сада, тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания на тему "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. "...

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста
Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста&raqu...

Методы и приемы по воспитанию самостоятельности дошкольного возраста.
В рекомендации находится материал направленный на воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста....



