ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: ТЕМА: “Требования ФГОС к интеллектуальному развитию дошкольников “
консультация

Карева Надежда Сергеевна

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития интеллекта. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2.docx157.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    АДМИНИСТРАЦИЯ

               СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

                             МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Краснозаводская  средняя общеобразовательная школа №7 имени

                                               Н.С Булычева»

  1423321,Сергиево-Посадский округ,г.Краснозаводск, ул Строителей , 6

  сайт: hhpt//ksosh7.ru/


                                       ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ:

                 ТЕМА: “Требования ФГОС к интеллектуальному                                            развитию дошкольников “

                                                                              Подготовила:

                                                  воспитатель первой  квалификационной категории – Карева Н.С

ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Стандарт задаёт целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребёнок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу.

  • Задачи

  • Некоторые задачи ФГОС в области интеллектуального развития дошкольников:
  • Развитие любознательности и познавательной мотивации. Ребёнок должен задавать вопросы, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. 
  • Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.). 
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. Ребёнок должен уметь анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
  • Формирование элементарных математических представлений. Например, развитие представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). 
  • Принципы

  • Некоторые принципы организации образовательного процесса для интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС:
  • Целенаправленность и систематичность. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка должно происходить целенаправленно, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Создание развивающей среды — доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития. 
  • Проектирование проблемных ситуаций в условиях деятельности и общения. Детям не сообщаются готовые знания, а проектируются пути решения, которые дети сами определяют как доступные для понимания. 
  • Виды деятельности

  • ФГОС ДО ориентирует содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя
  •  познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Также используются: 
  • Познавательные задачи — учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.
  • Проектная деятельность — обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?        

1. Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?». Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).

2. Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще нужно обращаться  к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

        Также можно играть в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а взрослый  соглашается или нет.

        Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…». Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют у детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

3. Экспериментировать вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных.

        От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), можно перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

        Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Выступление к семинару « ШАШКИ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Выступление к семинару « ШАШКИ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Выступление на методическом объединении "Роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка"

Выступление на методическом объединении "Роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка"...

Выступление на семинаре - практикуме: «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов «Путешествие Маши и Медведя» (средняя группа)

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...

Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.М...