Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста .
учебно-методический материал (младшая группа)
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
«Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель: Колдаева Оксана Тахировна
2023г-2025г
Актуальность темы
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание):
- расширение кругозора;
- рост профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;
-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.
- повышение педагогической и психологической компетенции;
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН.
Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.
Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.
Методы деятельности:
личный пример работников детского сада, родителей;
обеспечение чистоты среды;
культура общения;
использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков
Месяц | Проводимые мероприятия | |||||||
сентябрь | Диагностика культурно-гигиенических навыков; Цель: выявить знания и умения детей; Разучить «Три золотых правила мытья рук»: а) перед едой б) после туалета в) после прогулки Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная. Находить своё полотенце и уметь им пользоваться; Есть аккуратно, пользоваться ложкой; Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик; Практическая деятельность «Учимся умываться». Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем; Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» | |||||||
октябрь | Чтение А.Барто «Девочка чумазая»; Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»; Игровое упражнение «Мыльные перчатки». Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки. Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем; Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой; Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней; Рекомендации родителям: «Одежда детей в зимний период». | |||||||
ноябрь | Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза). Игровая ситуация «Умыватся любят все…» Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению; Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания; Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем; Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место; Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи); Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»; Экспериментирование «Свойства воды». Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется); | |||||||
декабрь | Продолжать учить детей вешать полотенце на место; Учить детей правильно мыть руки и лицо во время умывания; Беседа «Берегите воду». Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками; Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду; Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место; Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. Просмотр м/ф «Мойдодыр»; Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну» | |||||||
январь | Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»; Экспериментирование «Вода теплая и холодная» Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная; Чтение: потешки «Чистая водичка»; Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было. Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно; Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей» | |||||||
февраль | Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»; Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой; Прививать у детей привычку мыть руки после туалета; Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно; Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой; Учить пользоваться расчёской; Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место; Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик; Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Рассматривание иллюстраций к сказке. Просмотр м / ф «Федорино горе». Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
| |||||||
март | Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица», Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом; «Мое полотенце». Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем\ Формировать умение садиться за стол спокойно; Учить правильно, нести стульчик; Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской; Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими; Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»; Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года). Сюжетная игра «День рождения». Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» Консультация для родителей «Как повысить иммунитет» | |||||||
апрель | Экспериментирование «Вот какая пена». Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им резиночки. Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом; Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь; Прививать привычку убирать за собой игрушки; Обращать внимание на свой внешний вид; Закреплять навыки вежливой культуры за столом; Продолжать учить складывать одежду; Игровая ситуация «К нам пришла замарашка» Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым. | |||||||
май | Беседа «Чистота - та же красота» Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе. Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки». Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса» Игровая ситуация «Купание куклы Маши» Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» Упражнение «Самые аккуратные». Цель: воспитывать опрятность.
| |||||||
Ожидаемый результат у детей:
формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
повышение знаний для успешного развития детей;
получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
укрепление связей между ДОУ и семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
В материале представлен помесячный план работы по формированию у детей младшего возраста культуры еды, навыков одевания и раздевания, навыков личной гигиены и туалета и умывания....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
КОНСПЕКТ О.Д по формированию элементарных гигиенических навыков у детей младшего возраста на тему: «Мыло и вода наши лучшие друзья».
Конспект данной образовательной деятельности полезен педагогам работающим с детьми младших групп. Дети закрепляют и прочитанное произведение К.И. Чуковского и формируют и закрепляют элементарные гигие...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье»
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье»...

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье
Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье...

Формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста (схемы).
В помощь родителям детей младшего школьного возраста, как правильно формировать полезные навыки и отучать от вредных привычек....

Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных гигиенических навыков у детей младшего возраста на тему: «Мыло и вода наши лучшие друзья».
Формирование элементарных гигиенических навыков у детей...
