Программа наставничества педагогических работников
рабочая программа
Программа по организации наставничества с молодыми специалистами, педагогами дошкольного учреждения.Создание эффективной системы методического сопровождения молодых педагогов, педагогов с опытом работы, но, имеющих затруднения в профессиональной деятельности в условиях образовательного пространства.В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с молодыми специалистами через организацию работы «наставник-наставляемый», а также с педагогами имеющих опыт работы.
Содержательными компонентами программы являются механизмы организации работы с педагогами в ДОУ.
Разработка содержания и форм работы с педагогами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа наставничества педагогических работников ГБДОУ №79 на 2025-2026 учебный год
(срок реализации 1 год)
2025
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Цель программы
- Сроки реализации программы
- Участники программы
- Содержание программы
- Этапы реализации программы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Паспорт программы
Наименование программы | Программа по организации наставничества с молодыми специалистами, педагогами дошкольного учреждения |
Организация исполнитель | ГБДОУ детский сад № 79 Невского района, г. Санкт-Петербург |
Адрес организации исполнителя | 193315 г. Санкт-Петербург, ул.Новоселов, д.55, лит. Т e-mail: ds.nev79@obr.gov.spb.ru сайт: www79.dou.s b.ru |
Телефон | телефон: 4464373 |
Ф.И.О. составителя | |
Должность | Воспитатель |
Целевая группа | Молодые специалисты, педагоги с небольшим опытом работы, педагоги, имеющие затруднения в профессиональной деятельности в дошкольном учреждении |
Цель программы | Создание эффективной системы методического сопровождения молодых педагогов, педагогов с опытом работы, но, имеющих затруднения в профессиональной деятельности в условиях образовательного пространства |
Задачи программы | − формирование открытого и эффективного сообщества наставников образовательной организации; − раскрытие потенциала каждого наставляемого; − адаптация педагога в новом педагогическом коллективе; − плавный «вход» начинающего педагога в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов; − развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в профессиональных конкурсах; − формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Детского сада, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками; − создание психологически комфортной среды для развития и повышения профессионального мастерства педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии и коллективе педагогических кадров. |
Краткое содержание программы | В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с молодыми специалистами через организацию работы «наставник-наставляемый», а также с педагогами имеющих опыт работы. Содержательными компонентами программы являются механизмы организации работы с педагогами в ДОУ. Разработка содержания и форм работы с педагогами. |
Актуальность программы | В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. |
Планируемые результаты программы | − измеримое улучшение показателей детского сада в образовательной, культурной, досуговой и других сферах; − улучшение психологического климата в детском саду, как среди воспитанников, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и комфортных коммуникаций на основе партнерства; − практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению и воспитанию; − измеримое улучшение личных показателей эффективности деятельности педагогов; − повышение уровня профессиональной компетентности, укрепление профессиональных связей, расширение представлений об особенностях работы с воспитанниками, профессиональное самоопределение, развитие «гибких навыков» и метакомпетенций; − формирование положительной мотивации и стремления к развитию и реализации потенциала посредством личного примера наставника, поддержки, предоставления новых возможностей. |
2. Пояснительная записка
Настоящая программа наставничества в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №79 Невского района г. Санкт-Петербурга разработана с целью достижения результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).
Современному детскому саду нужен профессиональный компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Внедрение Целевой модели наставничества в Детском саду позволит создать условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной адаптации и самореализации педагогических работников: молодых специалистов, специалистов вновь прибывших в профессию и образовательную организацию, специалистов со стажем, испытывающим некоторые профессиональные затруднения.
Задачами внедрения Целевой модели являются:
− формирование открытого и эффективного сообщества наставников образовательной организации;
− раскрытие потенциала каждого наставляемого;
− адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
− плавный «вход» начинающего педагога в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
− развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в профессиональных конкурсах;
− формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Детского сада, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками;
− создание психологически комфортной среды для развития и повышения профессионального мастерства педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии и коллективе педагогических кадров.
3. Цель программы
Оказание помощи педагогам в повышении квалификации, создание оптимальных условий для профессионального роста молодых педагогов, способствованию снижению проблем адаптации, повышение компетентности специалистов.
4. Сроки реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно.
5. Участники программы
Руководитель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 Невского района Санкт-Петербурга;
Заместитель заведующего Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 79 Невского района Санкт-Петербурга;
Педагог-психолог Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 79 Невского района Санкт-Петербурга;
Воспитатели Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 Невского района Санкт-Петербурга;
- Наставники Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №79 Невского района Санкт-Петербурга;
- Наставляемые Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 Невского района Санкт-Петербурга.
6. Содержание программы
Программа наставничества в ГБДОУ №79 (далее – Программа) разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ 04.02.2010, Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,
Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, и определяет порядок организации наставничества в школе.
Разработка и реализация Программы в детском саду основывается на следующих принципах:
− «не навреди», предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому;
− обеспечения суверенных прав личности предполагает диалогичность, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем;
− индивидуализации, направленного на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития;
− легитимности, согласно которому деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству РФ;
− равенства, предполагающего реализацию программы в обществе, где признается право на культурные, национальные, религиозные и другие особенности;
− аксиологичности, что ориентирует на формирование привлекательности законопослушности, уважения к личности, государству, окружающей среде, безусловном основании на общечеловеческих ценностях, являющихся регуляторами поведения;
− научности, что предполагает реализацию научно обоснованных и проверенных технологий;
− системности, что предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
− стратегической целостности, определяющей единую целостную стратегию реализации программы наставничества, обусловливающую основные стратегические направления такой деятельности;
− комплексности, предполагающей согласованность взаимодействия педагогов образовательной организации, специалистов иных организаций, участвующих в реализации программы наставничества;
− личной ответственности, что предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта.
Планируемые модели взаимодействия наставников и наставляемых
Таблица 1.Модели взаимодействия
Модели наставничества | Принцип взаимодействия |
Традиционное наставничество: «один на один» | Взаимодействие между более опытным педагогом / обучающимся и начинающим сотрудником /обучающимся, имеющим затруднения в течение определенного периода времени (3-12 месяцев). |
Ситуационное наставничество | Предоставление наставником необходимой помощи в случаях, когда наставляемый нуждается в ней. Обеспечение немедленного реагирования на ситуацию. |
Партнерское наставничество: «равный – равному» | Взаимодействие сотрудников, находящихся в равном положении (по возрасту, по роду деятельности), но один из которых уже имеет опыт работы в данной организации, а другой – только приступает к деятельности в ней. |
Групповое наставничество | Один наставник работает с группой, непосредственно общаясь 1-2 раза в месяц. |
Виртуальное наставничество | Использование информационно-коммуникационных технологий, таких, как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, развития и оценки талантов, онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ практиков в системе наставничества разного уровня. |
Планируемые результаты реализации программы наставничества:
− измеримое улучшение показателей детского сада в образовательной, культурной, досуговой и других сферах;
− улучшение психологического климата в детском саду, как среди воспитанников, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и комфортных коммуникаций на основе партнерства;
− практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению и воспитанию;
− измеримое улучшение личных показателей эффективности деятельности наставника и наставляемого;
− повышение уровня профессиональной компетентности, укрепление профессиональных связей, расширение представлений об особенностях работы с воспитанниками, профессиональное самоопределение, развитие «гибких навыков» и метакомпетенций;
− формирование положительной мотивации и стремления к развитию и реализации потенциала посредством личного примера наставника, поддержки, предоставления новых возможностей.
7. Этапы реализации программы
Реализация Программы представляет собой поэтапную работу внутри Детского сада.
Инструмент реализации Программы – базы наставляемых и наставников.
Формирование баз осуществляется заместителем заведующего во взаимодействии с педагогами и иными педагогическими работниками детского сада, располагающими информацией о потребностях педагогов как потенциальных участников Программы.
Персонифицированные данные из базы наставляемых хранятся в ГБДОУ.
Мероприятия по реализации Программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мероприятия по реализации Программы «Наставничество
в ГБДОУ детский сад №79» на 2025-2026 гг.
№ | Направление деятельности | Содержание деятельности и примерный план мероприятий | Ответственный |
1. | Подготовка условий для реализации системы (целевой модели) наставничества | Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации: - приказ «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации» - Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБДОУ № 79, - Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников) - приказ о закреплении наставнических пар, - разработка персонализированной программы наставничества. | Заведующий ГБДОУ Заместители заведующего УВР |
2. | Формирование банка наставляемых
| - Сбор информации о профессиональных запросах педагогов. - Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. | Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог- психолог |
3. | Формирование банка наставников | - Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. | Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог-психолог |
4. | Отбор и обучение | - Анализ банка и выбор подходящих наставников для педагога/группы педагогов. - проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников – «установочные сессии» наставников и др. | Заместитель заведующего УВР Педагог-психолог |
5. | Организация и осуществление работы наставнических пар/групп | 1) Формирование наставнических пар/групп. 2) Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы. 3)Организация психолого-педагогической поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников. | Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог-психолог |
6. | Завершение персонализированны х программ наставничества |
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников».
| Заведующий ГБДОУ Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог-психолог |
7. | Информационная поддержка системы (целевой модели) наставничества | Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях в специальном разделе, по возможности на муниципальном и региональном уровнях. | Ответственный за сайт ДОУ |
Реализация целевой модели наставничества
На этапе подготовки условий для запуска Программы предусматриваются следующие мероприятия информационно-просветительского характера для наставника, наставляемого, дошкольного сообщества и ближайшего социокультурного окружения ГБДОУ:
− информация на сайте ОУ (рубрика «Наставничество»);
− консультации для наставников индивидуальные, групповые;
На этапе завершения Программы предусмотрено итоговое событие – конференция-отчет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН
работы наставника с наставляемым на _ учебный год
Наставляемый: ______________ Должность:___________
Наставник: ________________ Должность: __________
Дата | Содержание работы | Формы и методы работы |
Сентябрь | Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения; Изучение нормативных документов. | Закон об образовании; Конвенция о правах ребенка; Освоение практических навыков внедрения стандартов качества в соответствии с ФГОС |
Октябрь | Мониторинг детского развития; Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста; | Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала; Консультация по возрастным особенностям детей 4-5 лет; |
Ноябрь | Помощь в планировании образовательного процесса в детском саду; Оформление и ведение документации в группе; | Изучение видов планирования (перспективного, ежедневного), подбор методической литературы; Помощь и контроль в заполнении текущей документации; |
Декабрь | Проведение праздников в группе; Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ | Консультация и помощь при оформлении костюмов, пособий. Участие в подготовке к празднику, просмотр, обсуждение; Советы по участию в проводимых конкурсах и их мероприятиях; |
Январь | Составление конспектов занятий. Организация занятий. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей; | Познакомить с планом составления конспектов; Просмотр и обсуждение организованной деятельности; Консультации, советы по целесообразности их использования; |
Февраль | Организация режимных моментов в ДОУ; Организация предметно-развивающей среды в группе; | Изучение режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста; Обсуждение РППС группы (построение, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала) помощь в оформлении; |
Март | Повышение профессионального мастерства (образовательная деятельность молодого специалиста, планирование проектов, написание программ и т.д.); | - Обсуждение тем, составление плана, помощь в проведении молодым специалистом занятия. - Изучение методической литературы по самообразованию. |
Апрель | Формы взаимодействия с семьей: консультации, досуги, дни открытых дверей; Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду; | -Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями; Советы по организации совместных с родителями мероприятий; |
Май | Проведение родительского собрания; Подведение итогов работы по программе; Конференция. | Обсуждение возможных тем родительского собрания и участие молодого специалиста в подготовке; Анализ о проделанной работе; |
Дата | Содержание работы | Формы и методы работы |
Сентябрь | Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения; Изучение нормативных документов, ФГОС; |
|
Октябрь | Мониторинг детского развития; Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста; |
|
Ноябрь | Помощь в планировании образовательного процесса в детском саду; Оформление и ведение документации в группе; |
|
Декабрь | Проведение праздников в группе; Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ; |
|
Январь | Составление конспектов занятий; Организация занятий; Использование различных технологий в образовательной деятельности детей; |
|
Февраль | Организация режимных моментов в детском саду; Организация предметно-развивающей среды в группе; |
|
Март | Повышение профессионального мастерства (образовательная деятельность молодого специалиста, планирование проектов, написание программ и т.д.); |
|
Апрель | Формы взаимодействия с семьей: консультации, досуги, дни открытых дверей; Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду; | - Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями; Советы по организации совместных с родителями мероприятий; |
Май | Проведение родительского собрания; Подведение итогов работы по программе; |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
Положение о системе наставничества педагогических работников
Наставничество в МБДОУ №10 предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогиче...

Персонализированная программа наставничества педагогических работников
Персонализированная программа наставничества педагогических работников...

Персонализированную программу наставничества педагогических работников
Персонализированную программу наставничества педагогических работников...

Наставничество педагогических работников
Положение о системе наставничества педагогических работниковДорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников Приказ "О настав...

Персонализированная рограмма наставничества педагогического работника
Персонализированная программа наставничества педагогического работника...

