Программа наставничества педагогических работников
рабочая программа

Живаева Любовь Александровна

Программа по организации наставничества с молодыми специалистами, педагогами дошкольного учреждения.Создание эффективной системы методического сопровождения молодых педагогов, педагогов с опытом работы, но, имеющих затруднения в профессиональной деятельности в условиях образовательного пространства.В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с молодыми специалистами через организацию работы «наставник-наставляемый», а также с педагогами имеющих опыт работы.

Содержательными компонентами программы являются механизмы организации работы с педагогами в ДОУ.

Разработка содержания и форм работы с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Программа наставничества педагогических работников ГБДОУ №79 на 2025-2026 учебный год

(срок реализации 1 год)

 

 

                                                                               

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025

Санкт-Петербург

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Паспорт программы

  1. Пояснительная записка

  1. Цель программы

  1. Сроки реализации программы

  1. Участники программы

  1. Содержание программы

  1. Этапы реализации программы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

1.        Паспорт программы

Наименование программы

Программа по организации наставничества с молодыми специалистами, педагогами дошкольного учреждения

Организация исполнитель

ГБДОУ детский сад № 79 Невского района, г. Санкт-Петербург

Адрес организации исполнителя

193315 г. Санкт-Петербург, ул.Новоселов, д.55, лит. Т e-mail: ds.nev79@obr.gov.spb.ru сайт: www79.dou.s b.ru

Телефон

телефон: 4464373

Ф.И.О. составителя

Должность

Воспитатель

Целевая группа

Молодые специалисты, педагоги с небольшим опытом работы, педагоги, имеющие затруднения в профессиональной деятельности в дошкольном учреждении

Цель программы

Создание эффективной системы методического сопровождения молодых педагогов, педагогов с опытом работы, но, имеющих затруднения в профессиональной деятельности в условиях образовательного пространства

Задачи программы

− формирование открытого и эффективного сообщества наставников образовательной организации;

−      раскрытие потенциала каждого наставляемого;

−      адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;

− плавный «вход» начинающего педагога в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов; − развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в профессиональных конкурсах;

− формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Детского сада, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками;

− создание психологически комфортной среды для развития и повышения профессионального мастерства педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии и коллективе педагогических кадров.

Краткое содержание программы

В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с молодыми специалистами через организацию работы «наставник-наставляемый», а также с педагогами имеющих опыт работы.

Содержательными компонентами программы являются механизмы организации работы с педагогами в ДОУ.

Разработка содержания и форм работы с педагогами.

Актуальность программы

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.

 Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности.

Планируемые результаты программы

− измеримое улучшение показателей детского сада в образовательной, культурной, досуговой и других сферах;

− улучшение психологического климата в детском саду, как среди воспитанников, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и комфортных коммуникаций на основе партнерства;

− практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению и воспитанию;

− измеримое улучшение личных показателей эффективности деятельности педагогов;

− повышение уровня профессиональной компетентности, укрепление профессиональных связей, расширение представлений об особенностях работы с воспитанниками, профессиональное самоопределение, развитие «гибких навыков» и метакомпетенций;

− формирование положительной мотивации и стремления к развитию и реализации потенциала посредством личного примера наставника, поддержки, предоставления новых возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.        Пояснительная записка

Настоящая программа наставничества в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №79 Невского района г. Санкт-Петербурга  разработана с целью достижения результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).

Современному детскому саду нужен профессиональный компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Внедрение Целевой модели наставничества в Детском саду позволит создать условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной адаптации и самореализации педагогических работников: молодых специалистов, специалистов вновь прибывших в профессию и образовательную организацию, специалистов со стажем, испытывающим некоторые профессиональные затруднения.

Задачами внедрения Целевой модели являются:

− формирование открытого и эффективного сообщества наставников образовательной организации;

−      раскрытие потенциала каждого наставляемого;

−      адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;

− плавный «вход» начинающего педагога в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;

− развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в профессиональных конкурсах;

− формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Детского сада, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками;

− создание психологически комфортной среды для развития и повышения профессионального мастерства педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии и коллективе педагогических кадров.

3.        Цель программы

Оказание помощи педагогам в повышении квалификации, создание оптимальных условий для профессионального роста молодых педагогов, способствованию снижению проблем адаптации, повышение компетентности специалистов.

4.        Сроки реализации программы

             Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание программы реализуется последовательно.  

5.        Участники программы

Руководитель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 Невского района Санкт-Петербурга;

Заместитель заведующего Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 79 Невского района Санкт-Петербурга;

Педагог-психолог  Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 79 Невского района Санкт-Петербурга;

Воспитатели Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 Невского района Санкт-Петербурга;

-    Наставники Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №79 Невского района Санкт-Петербурга;

-    Наставляемые  Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 Невского района Санкт-Петербурга.

6.        Содержание программы

Программа наставничества в ГБДОУ №79 (далее – Программа) разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ 04.02.2010, Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,

Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, и определяет порядок организации наставничества в школе.

Разработка и реализация Программы в детском саду основывается на следующих принципах:

− «не навреди», предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому;

− обеспечения суверенных прав личности предполагает диалогичность, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем;

− индивидуализации, направленного на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития;

− легитимности, согласно которому деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству РФ;

− равенства, предполагающего реализацию программы в обществе, где признается право на культурные, национальные, религиозные и другие особенности;

− аксиологичности, что ориентирует на формирование привлекательности законопослушности, уважения к личности, государству, окружающей среде, безусловном основании на общечеловеческих ценностях, являющихся регуляторами поведения;

− научности, что предполагает реализацию научно обоснованных и проверенных технологий;

− системности, что предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;

− стратегической   целостности,   определяющей   единую   целостную стратегию реализации программы наставничества, обусловливающую основные стратегические направления такой деятельности;

− комплексности, предполагающей согласованность взаимодействия педагогов образовательной организации, специалистов иных организаций, участвующих в реализации программы наставничества;

− личной ответственности, что предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта.

Планируемые модели взаимодействия наставников и наставляемых

Таблица 1.Модели взаимодействия

Модели наставничества

Принцип взаимодействия

Традиционное наставничество:

«один на один»

Взаимодействие между более опытным педагогом / обучающимся и начинающим сотрудником /обучающимся, имеющим затруднения в течение определенного периода времени (3-12 месяцев).

Ситуационное наставничество

Предоставление наставником необходимой помощи в случаях, когда наставляемый нуждается в ней. Обеспечение немедленного реагирования на ситуацию.

Партнерское наставничество:

«равный – равному»

Взаимодействие сотрудников, находящихся в равном положении (по возрасту, по роду деятельности), но один из которых уже имеет опыт работы в данной организации, а другой – только приступает к деятельности в ней.

Групповое наставничество

Один наставник работает с группой, непосредственно общаясь 1-2 раза в месяц.

Виртуальное наставничество

Использование информационно-коммуникационных технологий, таких, как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, развития и оценки талантов, онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ практиков в системе наставничества разного уровня.

Планируемые результаты реализации программы наставничества:

− измеримое улучшение показателей детского сада в образовательной, культурной, досуговой и других сферах;

− улучшение психологического климата в детском саду, как среди воспитанников, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и комфортных коммуникаций на основе партнерства;

− практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению и воспитанию;

− измеримое улучшение личных показателей эффективности деятельности наставника и наставляемого;

− повышение уровня профессиональной компетентности, укрепление профессиональных связей, расширение представлений об особенностях работы с воспитанниками, профессиональное самоопределение, развитие «гибких навыков» и метакомпетенций;

− формирование положительной мотивации и стремления к развитию и реализации потенциала посредством личного примера наставника, поддержки, предоставления новых возможностей.

7.        Этапы реализации программы

Реализация Программы представляет собой поэтапную работу внутри Детского сада.

Инструмент реализации Программы – базы наставляемых и наставников.

Формирование баз осуществляется заместителем заведующего во взаимодействии с педагогами и иными педагогическими работниками детского сада, располагающими информацией о потребностях педагогов как потенциальных участников Программы.

Персонифицированные данные из базы наставляемых хранятся в ГБДОУ.

Мероприятия по реализации Программы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Мероприятия по реализации Программы «Наставничество

в ГБДОУ детский сад №79» на 2025-2026 гг.

 

Направление деятельности

Содержание деятельности и примерный план мероприятий

Ответственный

1.

Подготовка условий для реализации системы (целевой модели) наставничества

Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации:

- приказ «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации»

 - Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБДОУ № 79,

- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников)

- приказ о закреплении наставнических пар,

- разработка персонализированной программы наставничества.

Заведующий

ГБДОУ

Заместители заведующего УВР

2.

Формирование банка

наставляемых

 

- Сбор информации о профессиональных запросах педагогов.

- Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.  

Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог- психолог

3.

Формирование  банка  наставников

- Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.  

Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог-психолог

4.

Отбор и обучение

- Анализ банка и выбор подходящих наставников для педагога/группы педагогов.

- проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников – «установочные сессии» наставников и др.

Заместитель заведующего УВР Педагог-психолог

5.

Организация и  осуществление работы  наставнических пар/групп

1) Формирование наставнических пар/групп.

2) Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы.

3)Организация психолого-педагогической поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников.

Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог-психолог

6.

Завершение персонализированны х программ наставничества

  1. Проведение мониторинга качества реализации персонализированных программ наставничества.

Приказ «О проведении итогового мероприятия  

в рамках реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников».  

  1. Проведение итогового мероприятия  по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества.

Заведующий

ГБДОУ

Заместитель заведующего УВР Воспитатели Педагог-психолог

7.

Информационная  поддержка системы (целевой модели) наставничества

Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях в специальном разделе, по возможности на муниципальном и региональном уровнях.

Ответственный за сайт ДОУ

 

Реализация целевой модели наставничества

На этапе подготовки условий для запуска Программы предусматриваются следующие мероприятия информационно-просветительского характера для наставника, наставляемого, дошкольного сообщества и ближайшего социокультурного окружения        ГБДОУ:

−        информация на сайте ОУ (рубрика «Наставничество»);

−        консультации для наставников индивидуальные, групповые;

На этапе завершения Программы предусмотрено итоговое событие –  конференция-отчет.   

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПЛАН

работы наставника с наставляемым на _ учебный год

 

Наставляемый: ______________         Должность:___________          

Наставник: ________________         Должность: __________          

 

Дата

Содержание работы

Формы и методы работы

Сентябрь

Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения;

Изучение нормативных документов.

Закон об образовании;

Конвенция о правах ребенка;

Освоение практических навыков внедрения стандартов качества в соответствии с ФГОС

Октябрь

Мониторинг детского развития;

Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста;

Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала;

Консультация по возрастным особенностям детей 4-5 лет;

Ноябрь

Помощь в планировании образовательного процесса в детском саду;

Оформление и ведение документации в группе;

Изучение видов планирования

(перспективного, ежедневного), подбор методической литературы;

Помощь и контроль в заполнении текущей документации;

Декабрь

Проведение праздников в группе;

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ

Консультация и помощь при оформлении костюмов, пособий. Участие в подготовке к празднику, просмотр, обсуждение;

Советы по участию в проводимых конкурсах и        их мероприятиях;

Январь

Составление конспектов занятий.

Организация занятий.

Использование различных технологий в образовательной деятельности детей;

Познакомить с планом составления конспектов;

Просмотр и обсуждение организованной деятельности;

Консультации, советы по целесообразности их использования;

Февраль

Организация режимных моментов в ДОУ;

Организация предметно-развивающей среды в группе;

Изучение режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста;

Обсуждение РППС группы (построение, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала) помощь в оформлении;

Март

Повышение профессионального мастерства (образовательная деятельность молодого специалиста, планирование проектов, написание программ и т.д.);

- Обсуждение тем, составление плана, помощь в проведении молодым специалистом занятия.

 - Изучение методической литературы по самообразованию.

Апрель

Формы взаимодействия с семьей: консультации, досуги, дни открытых дверей;

Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду;

-Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями;

Советы по организации совместных с родителями мероприятий;

Май

Проведение родительского собрания;

Подведение итогов работы по программе;

Конференция.

Обсуждение возможных тем родительского собрания и участие молодого специалиста в подготовке;

Анализ о проделанной работе;

Дата

Содержание работы

Формы и методы работы

Сентябрь

Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения;

Изучение нормативных документов, ФГОС;

  • Закон об образовании;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Освоение практических навыков внедрения стандартов качества в соответствии с ФГОС

Октябрь

Мониторинг детского развития;

Психологическая характеристика детей младшего дошкольного возраста;

  • Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала;
  • Консультация по возрастным особенностям детей 2-3 лет;

Ноябрь

Помощь в планировании образовательного процесса в детском саду;

Оформление и ведение документации в группе;

  • Изучение видов планирования (перспективного, ежедневного), подбор методической литературы;
  • Помощь и контроль в заполнении текущей документации;

Декабрь

Проведение праздников в группе;

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ;

  • Консультация и помощь при оформлении костюмов, пособий. Участие в подготовке к празднику, просмотр, обсуждение;
  • Советы по участию в проводимых конкурсах и других мероприятиях;

Январь

Составление конспектов занятий;  

Организация занятий;

Использование различных технологий в образовательной деятельности детей;

  • Познакомить с планом составления конспектов;
  • Просмотр и обсуждение организованной деятельности;
  • Консультации, советы по целесообразности их использования;

Февраль

Организация режимных моментов в детском саду;

Организация предметно-развивающей среды в группе;

  • Изучение режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста;
  • Обсуждение РППС группы (построение, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала) помощь в оформлении;

Март

Повышение профессионального мастерства (образовательная деятельность молодого специалиста, планирование проектов, написание программ и т.д.);

  • Обсуждение темы, составление плана, помощь в проведении молодым специалистом.
  • Изучение методической литературы по самообразованию молодым педагогом.

Апрель

Формы взаимодействия с семьей: консультации, досуги, дни открытых дверей;

Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду;

- Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями;

Советы по организации совместных с родителями мероприятий;

Май

Проведение родительского собрания;

Подведение итогов работы по программе;

  • Обсуждение возможных тем родительского собрания и участие молодого специалиста в подготовке;
  • Анализ проделанной работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Положение о системе наставничества педагогических работников

Наставничество в МБДОУ №10 предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогиче...

Персонализированная программа наставничества педагогических работников

Персонализированная программа наставничества педагогических работников...

Персонализированную программу наставничества педагогических работников

Персонализированную программу наставничества педагогических работников...

Наставничество педагогических работников

Положение о системе наставничества педагогических работниковДорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников Приказ "О настав...

Персонализированная рограмма наставничества педагогического работника

Персонализированная программа наставничества педагогического работника...