Развитие речи детей дошкольного возраста посредством загадки
консультация

Киселева Оксана Александровна

Речь является одним из ключевых аспектов развития личности ребенка. В дошкольном возрасте формируется основа для будущего речевого общения, которое станет основой для успешного обучения и социальной адаптации. Одним из эффективных методов развития речи у детей является использование загадок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством загадки

Подготовила: воспитатель Киселева О.А.

Введение

Речь является одним из ключевых аспектов развития личности ребенка. В дошкольном возрасте формируется основа для будущего речевого общения, которое станет основой для успешного обучения и социальной адаптации. Одним из эффективных методов развития речи у детей является использование загадок. Загадки не только обогащают словарный запас, но и способствуют развитию мышления, творческого подхода, а также эмоциональному восприятию языка.

Загадки обычно состоят из рифмованных строк и имеют скрытый смысл. Они требуют от слушателя внимательности, логического мышления и креативности для разгадки. Это способствует активизации речевых процессов, обучая детей формулировать вопросы и строить предложения. Использование загадок способствует разностороннему развитию речи у детей.  Применение различных художественных приёмов в загадках формирует у детей дошкольного возраста образное мышление.
 Анализ загадки помогает лучше понимать и запоминать образные характеристики. Дети учатся создавать точные и яркие образы, что положительно влияет на их речевое развитие.

Загадки могут быть использованы в различных формах - в играх, на занятиях по развитию речи, в виде самостоятельного развлечения. Педагоги могут комбинировать загадки с визуальными и аудиовизуальными материалами, что также способствует лучшему восприятию.

Разгадывание загадок требует от детей не только логического мышления, но и эмоционального отклика. Включение элементов игры и соревнования делает процесс забавным и увлекательным, что существенно повышает интерес детей к языку.

Загадки присутствуют в культуре человечества с древних времен. Они используются для обучения, развлечения и даже в ритуалах. В русской народной культуре загадки занимают особое место, передаваясь из поколения в поколение. На протяжении веков роль загадок изменялась, но их функция как средства активизации мышления и развития речи оставалась неизменной.

Сегодня в дошкольном образовании наблюдается возрождение заинтересованности в использовании загадок. Педагоги и психологи признают важность креативность в обучении. Учебные программы включают элементы игры, включая загадки, что позволяет сочетать обучение и творчество. Однако существуют и проблеммы: не у всех детей одинаковый уровень развития речи и мышления, и некоторые дети могут испытывать трудности при разгадывании загадок. Это может привести к фрустрации, это такое состояние вызванное непреодолимыми трудностями  и соответственно снижению интереса к языковой деятельности.

Одной из главных проблем является различие в уровне развития речи у детей одной группы. Необходимость адаптации загадок по сложности может быть затруднительной. Некоторые дети могут не проявлять интереса к разгадыванию загадок, особенно если они не понимают их значение или контекст.

Но как же выйти из затруднительного положения воспитателю? Внедрение технологий, таких как приложения и интерактивные игры, может сделать процесс разгадывания загадок более интересным и доступным. Учитывая то, что загадка – это интеллектуальная игра, можно научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ.

Учим детей сравнивать предметы: «На что похоже?» Сравниваем  предметы по одному и тому же признаку. Например: «Желтое, как цыпленок, круглое как блин, греет как печь» Таким образом, дети постепенно учатся придумывать загадки, анализируя свойства окружающих  предметов. И постепенно включаются в игру большее количество детей.

 Еще один момент, это включение родителей в процесс обучения, где они могли бы рассказывать загадки дома, может усилить связь между дошкольным обучением и семейной жизнью, а также приучает детей мыслить и анализировать.

Изучив большое количество материала, мне очень понравилась методика «Загадка дня».

Опыт

Так как группа у меня разновозрастная и на «пятиминутках» по разгадыванию загадок работают в основном старшие дети, младшие отвлекаются, им становится не интересно. Нужно было срочно менять методы работы.  В программе «ПРОдетей» я нашла методику «Загадка дня». Целью которой является вовлечение детей в образовательный процесс. Изучив методику, я решила ее апробировать, со своими детьми.  Подготовила  нужный материал. Первое это загадки. Загадки я делала в виде картинок,  мнемотаблиц, схем по теме недели, пройденной с детьми.  Для каждого ребенка приготовила жетон, на липкой ленте. Рассмотрев загадку, разобравшись с ней ребенок приклеивает свой жетон на смайлик. «Веселый»- положительный ответ, «грустный» отрицательный. Рассказывала ребятам в процессе алгоритм работы. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняли  задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем при  необходимости, и наконец, без помощи взрослого, дети приучались к самостоятельности. Обратила внимание, что старшие ребята, рассказывают, объясняют  младшим о том, что загадано. Подсказывают куда клеить жетон ответа. Ребята между собой рассуждали над правильным ответом. Младшие ребята, в свою очередь проявляли интерес, задавали вопросы. Таким образом, я не только привлекла внимание детей разного возраста, но и наглядно увидела, есть ли пробелы в изученной теме у старших ребят. В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.

Могу отметить, что загадки могут стать основой для более глубокой работы в будущем. Использование загадок в дошкольном обучении – это не только традиционный, но и современный метод активного вовлечения детей в процесс обучения, который способствует их всестороннему развитию.

Заключение

Использование загадок является эффективным способом развития речи у детей дошкольного возраста. Это не только традиционный элемент фольклора, но и современный метод активизации мышления и увлечения языком. С учетом вышеописанных проблем и вызовов, а также внедрения современных технологий и подходов, загадки могут сыграть ключевую роль в современном образовательном процессе для дошкольников.


Список использованной литературы.

Бодрова Е. В. Юдина Е. Г. (2020) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей»

Петрова, Н. А. (2015). Развитие речи у детей дошкольного возраста: теория и практика. Москва: Просвещение.

Костюк, Н. И. (2017). Игровые методики в обучении детей: от загадок до диалогов. Санкт-Петербург: Речь.

Зимняя, И. А. (2016). Креативные подходы в обучении дошкольников: загадки и игры. Омск: Омское издательство.

Соловьева, Т. В. (2018). Методы активизации речевой деятельности у детей. Киев: Издательство «Академия».

Эвентова, Н. В. (2014). Загадки и развивающие игры для детей дошкольного возраста. Москва: Развитие.

Статьи и исследования

Морозова, Е. Л. (2019). "Влияние загадок на развитие речевой активности у детей дошкольного возраста". Психология образования, 3(2), 45-58.

Коваленко, И. В. (2020). "Роль загадок в формировании когнитивных и коммуникационных навыков у детей". Научные записки, 54(1), 12-19.

Тихонова, А. Ю. (2021). "Загадки как средство развития языковых умений у дошкольников". Вопросы дошкольного образования, 5(4), 78-84.

Литература для родителей и педагогов

Семёнова, Л. И. (2018). Загадки для детей: развиваем речь и мышление. Москва: Издательство «Мир».

Ширшова, Н. А. (2017). Как воспитать умного ребенка: игры, загадки и занятия. Санкт-Петербург: Речь.

Онлайн-ресурсы

Федеральный информационный центр по образованию. (2022). "Методические материалы по развитию речи у детей". Доступно на сайте federal-education.ru

Научные публикации в журнале «Психология и образование» доступны на платформе cyberleninka.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок

Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Творческое коллективное с...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам нравственного воспитания»

Задачи1.                  Формирование начал нравственного сознания2....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством лингвистических игр

Обеспечение условий для развития речи дошкольников через лингвистическую игру....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...