Управленческий проект: «ВМЕСТЕ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ИСТОКАМ»
проект

Семья и ДОО - два важных социальных института, формирующих гражданскую позицию ребёнка. В  условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей,  возможно,  реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlencheskiy_proekt_vmeste_vozvrashchaemsya_k_istokam.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2

к Положению о муниципальном

конкурсе управленческих

проектов

Управление образования администрации города Ачинска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «ВМЕСТЕ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ИСТОКАМ»

Автор проекта: Длужевская Раиса Григорьевна – заведующий ДОУ

Состав проектной команды:

Шмакова Зинаида Васильевна – старший воспитатель;

Князева Наталья Геннадьевна – воспитатель ВК;

Костина Светлана Юрьевна – музыкальный руководитель;

Парфенова Наталья Михайловна – учитель – логопед;

Багаева Наталья Валентиновна – председатель Совета учреждения.

Ачинск, 2024

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Вместе возвращаемся к истокам», практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный по созданию условий для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно – образовательную систему ДОУ.

Срок реализации

#1075; – #1075;

Разработчик Проекта

Заведующий МБДОУ «Д/с № 25» Длужевская Раиса Григорьевна

Основные исполнители

- Администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту;

- педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями;

- родители – повышают педагогическую………… компетентность.

Основные тезисы, раскрывающие особенности проекта

- Семья и ДОУ - два важных социальных института, формирующих гражданскую позицию ребёнка.

- Возможность обеспечения не только общественного характера управления дошкольной организацией, но и создание партнерской среды для родителей и педагогов обеспечивающих соответствие требованиям ФГОС ДО.

- Для создания алгоритма включения родительского сообщества в воспитательно – образовательный процесс в роли активных его участников, педагогическим советом принято решение: выбрать направление, тему проекта, соответственно задачам ОП ДОУ, определить способы и формы его реализации.

- Акцент сделан на приобщение к истокам русской народной культуры и за основу взята основная цель ОП.

- «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества»

Сорока – Россинский

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Общение и взаимодействие ребенка со взрослыми является главным и ведущим условием развития культурных ценностей, приобщения к истокам народной культуры.

- Руководитель ДОУ, педагоги, родители – партнёры: в целях успешной реализации данного проекты вместе разрабатывают мини – проекты, определяют виды деятельности, мероприятия, ответственных и т.д.

- Модульный принцип организации педагогического процесса дает возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОУ, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики.

Ключевая проблема

Родительская общественность испытывает интерес к образовательному процессу в ДОУ, но активность участия в непосредственной деятельности низкая, процент пассивных участников намного выше, чем активных. Для более эффективного взаимодействия Образовательного учреждения с родителями должен быть выработан алгоритм, подобраны современные формы включения родительского сообщества в воспитательно – образовательный процесс. Поэтому данная проблема требует выстраивания диалога Образовательного учреждения и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, применения современных методов организации совместных мероприятий, что в итоге приведет к активному включению в единую образовательную систему ДОУ не менее 80% родителей (законных представителей).

Цель Проекта

Создать условия для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно - образовательную систему ДОУ на основе приобщения к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта

- Совершенствовать управленческие компетенции, личностное развитие.

- Способствовать повышению педагогической грамотности родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей, повышению уровня активного участия родительского сообщества в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

- Организовать воспитательно – образовательную деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры по модульному принципу в триаде: педагоги - дети – родители.

- Повышать профессиональную компетенцию педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников.

- Способствовать развитию социального партнёрства (музейно – выставочный зал, библиотека им. А.П. Чехова, СОШ № 6) по вопросам ознакомления детей, педагогов, родителей с историей, культурой и бытом русского народа.

Основные направления Проекта

Информационно-просветительское:

- выявление готовности семьи сотрудничать с дошкольным учреждением (анкетирование, индивидуальные беседы);

- просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, памятки, дисскусии, беседы за «круглым столом» и т.д.)

Практическая деятельность:

- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами;

- разработка мини – проекта по приобщению к истокам р-н культуры по теме модуля каждой возрастной группой, плана совместных мероприятий, определение исполнителей и ответственных за плановые мероприятия;

Аналитическое: подведение итогов реализации проекта, количественное и качественное участие в его реализации педагогов, детей, родителей, проведение итоговых мероприятий, создание «банка идей» и методической копилки.

Ключевые способы решения проблемы, крупные изменения

-.

- Ознакомление групповых родительских сообществ с возрастными особенностями детей, целями и задачами ОП, с ресурсами, формами и методами, способствующими успешной реализации целей и задач проекта.

- Разработка мини – проектов участниками образовательного процесса (педагоги, дети, родители) по определенному для каждой возрастной группы модулю по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

- Использование технологии модульного принципа, ознакомление родительского сообщества с модульной системой обучения (тематика – игра – сюжет) и структурой модуля (завязка – основная часть – заключительная).

- Организация и проведение интегрированных занимательных дел при активном участии родительского сообщества по теме мини – проекта по алгоритму модульного принципа.

- Организация взаимодействия с социальными партнёрами: музейно – выставочный зал, библиотека им. А.П. Чехова, СОШ № 6 (заключение договоров взаимодействия, разработка совместных планов деятельности).

- Подготовка и представление итоговых мероприятий, материалов, видеозаписей групповыми родительскими сообществами родительскому сообществу всего детского сада.

- Анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Список значимых продуктов

- Разработан алгоритм включения групповых родительских сообществ в единую воспитательно – образовательную систему ДОУ (модель на основе приобщения к истокам русской народной культуры, используемая в дальнейшем при взаимодействии с родительским сообществом по другим направлениям).

- Мини – проекты, разработанные совместно с родительским сообществом по модулям: «Народный театр Петрушки и детский фольклор» (знакомство с героем народного театра Петрушкой, организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с малыми формами фольклора) - I младшая группа «Зайчата»;

- «Не красна изба углами, а красна пирогами» (создание мини – музея «Русская изба», организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с бытом, традициями русского народа) – II младшая группа «Буратино»;

- «Музыкальная ярмарка» (организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с русскими народными танцами, хороводами, песнями, знакомство с русскими народными инструментами, создание ансамбля «Россияночка»- народные инструменты) – средняя группа «Радуга»;

- «Народная игрушка» (организованная деятельность по модульному принципу по знакомству с историей создания народных игрушек, изготовление народных игрушек, создание мини – музея народной игрушки) – старшая группа «Непоседы»;

- «Посткроссинг – технология в приобщение детей к культурным ценностям России» (организованная деятельность по переписки с детьми разных российских городов, поселков с целью обмена информацией об истории городов и поселков, в которых проживают адресаты, знакомство с другими национальностями, проживающими в России, создание карты знакомства. ) - подготовительная группа «Солнышко»;

- «За околицей» (организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с народными играми: хороводными, подвижными и спортивными, социоиграми, разработка картотеки русских народных игр, выставка атрибутов) – компенсирующая группа «Семицветик».

- Методическая копилка по приобщению к истокам

р-н культуры; банк методических разработок по взаимодействию с родительским сообществом.

Образ желаемого будущего

- Сформированность у родителей представлений о системе педагогической деятельности.

- Изменение отношения родительского сообщества к организации образовательного процесса с детьми в условиях детского сада.

- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

- Сформированность устойчивого интереса родителей к активному включению в воспитательно – образовательный процесс (включенность не менее 80%).

- Пробуждение познавательного интереса к истокам русской народной культуры у детей, родителей, педагогов.

Актуальность и практическая значимость проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от № 1155, ориентирует ДОО на сотрудничество и взаимодействие с семьей и направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

ФГОС ДО открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

Семья и ДОО - два важных социальных института, формирующих гражданскую позицию ребёнка. В условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей, возможно, реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Именно поэтому перед педагогическими коллективами нашего детского сада стоит важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей в воспитательно - образовательную деятельность. Основой взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства для развития детей в семье и детском саду, интеграция родителей в детсадовскую жизнь ребенка, становление родителей полноценными участниками воспитательно – образовательного процесса и полное удовлетворение интересов педагогов, детей и родителей.

Данный проект даст возможность обеспечить не только общественный характер управления дошкольной организацией, но и создать партнерскую среду для родителей и педагогов обеспечивающую соответствие ФГОС ДО.

Таким образом, необходимо выстраивание диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к активному включению родительского сообщества в единую систему воспитательно – образовательного процесса

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, исходя из существующих условий в ДОУ, перед администрацией стоит задача создания коллектива единомышленников, который подчиняется триаде: педагоги – дети – родители. Для создания алгоритма включения родительского сообщества в воспитательно – образовательный процесс, в роли активных его участников, педагогическим советом принято решение: выбрать направление, соответственно задачам ОП ДОУ, определить способы и формы его реализации. Акцент сделан на приобщение к истокам русской народной культуры и за основу взята основная цель ОП: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Девизом проекта определено высказывание Сорока – Россинского «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества», а общение и авторитетное взаимодействие ребенка со взрослыми является главным и ведущим условием развития культурных ценностей, приобщения к истокам народной культуры. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Модульный принцип организации педагогического процесса, который дает возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОУ по любому направлению, с опорой на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики взят нами, как основной для реализации данного проекта.

В итоге наш проект получил название «Вместе возвращаемся к истокам». Это практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный проект по созданию условий для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно – образовательную систему ДОУ на основе приобщения к истокам русской народной культуры. Проект поможет администрации ДОУ, педагогам и родительскому сообществу выработать алгоритм включения в активную деятельность родителей и даже других членов семей, пробудит интерес к историческому прошлому не только у детей, но и у родительского сообщества и педагогов.

Проблемный анализ состояния образовательного процесса

Выбранное нами направление проекта не явилось для нас случайным, это результат анализа деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников.

Вопросы по взаимодействию с семьёй всегда были первостепенными для нашего учреждения. Нами успешно реализованы проекты: «Мы вместе», «Театр русской народной сказки», долгосрочный проект «Нам песни эти позабыть нельзя», «Цветочные тропинки нашего двора», «Цветочная Семь - Я», в которых одним из условий было непосредственное участие родителей (законных представителей) и также других членов семей. Но, нами отмечено, что тенденцией всех возрастных групп является недостаточно высокий уровень активного участия родителей в образовательном процессе: группа активных участников составляет не более 25 %, группа пассивных участников не более 45%, безучастны примерно 30%.

Исходя из вышесказанного одной из главных целей нашего ДОУ, стало установление партнерских отношений, поиск новых форм, современных приемов и методов взаимодействия педагогов с родителями, направленных на повышение их активности, как участников образовательного процесса.

SWOT - анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

- Опыт работы по реализации общесадовых проектов с обязательным непосредственным участием родителей (законных представителей) и других членов семьи; участие в мероприятиях НОД по речевому развитию

- Квалифицированные, инициативные педагоги, работающие в режиме развития.

- Материально – финансовое обеспечение.

- Недостаток площадей для массового проведения мероприятий.

Возможности (O)

Угрозы, риски (T)

- Выбрана тема доступная детям, педагогам, родителям, соответствует целям ОП ДОУ, ФГОС ДО на основе которой будут выполнены цели и задачи проекта.

- В каждой возрастной группе ДОУ созданы родительские комитеты, группы родителей, занимающие активную позицию в решение воспитательно – образовательных задач.

- Использование алгоритма деятельности по приобщению к истокам р-н культуры в дальнейшей образец деятельности по взаимодействию с родительски сообществом по другим направлениям.

- Возможность творческого развития и личностного роста участников образовательного процесса.

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях учреждения, особенно из проблемных семей, семей с ОВЗ.

- Недостаточность финансовых средств.

- Неудовлетворенность группового сообщества темой модуля.

Цель и задачи Проекта

Цель и задачи нашего проекта «Вместе возвращаемся к истокам» полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО, ОП МБДОУ «Д/с № 25».

Цель проекта: Создать условия для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно - образовательную систему ДОУ на основе приобщения к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- Совершенствовать управленческие компетенции, личностное развитие.

- Повысить уровень активного участия родительского сообщества в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

- На основе приобщения детей к истокам русской народной культуры разработать алгоритм включения групповых родительских сообществ в единую воспитательно – образовательную систему ДОО.

- Организовать воспитательно – образовательную деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры по модульному принципу в триаде: педагоги - дети – родители.

- Повышать профессиональную компетенцию педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников.

- Способствовать повышению педагогической грамотности родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

- Способствовать развитию социального партнёрства (музейно – выставочный зал, библиотека им. А.П. Чехова, СОШ № 6) по вопросам ознакомления детей, педагогов, родителей с историей, культурой и бытом русского народа.

Ресурсное обеспечение Проекта

№ п/п

Ресурсы

Действия

Результат

1

Нормативно – правовые

- Внесение изменений в локальные акты ДОУ.

- Разработка соглашения о взаимоотношениях с родителями.

- Изменения в «Программе развития» ДОУ; календарно – тематическом планировании ОП ДОУ; изменение структуры управления образовательным процессом в ДОУ в «Положении о Совете учреждения»; проект «Вместе возвращаемся к истокам»; приказ по реализации проекта и внесению изменений.

2

Научно – методические

- Постоянное совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения проектной деятельности в ДОУ

- Тематический план деятельности.

- Конспекты и сценарии организованных мероприятий.

- Консультации, семинары для педагогов и родителей.

- Материалы для продуктивной деятельности, иллюстративный материал.

- Презентации, видеоматериалы.

Методическая литература и пособия.

3

Кадровые

- Обеспечение кадрами ДОУ.

- Обучение управленческой и педагогической команд по вопросам взаимодействия с родителями; приобщению к истокам р-н культуры; использованию технологии модульного принципа в реализации проекта.

- 100% обеспеченность кадрами ДОУ(специалисты, воспитатели).

- Потенциал педагогов ДОУ: опыт, умения, мотивация, готовность помочь, вовлеченность в проект.

4

Информационные

- Оформить информационные стенды «Наш проект «Вместе возвращаемся к истокам»

- Оформлены стенды, систематически меняется информация для родителей, педагогов по реализации проекта (объявления, консультации. рекомендации и т.д.)

5

Материально – технические

- Изготовление и приобретение костюмов для детей, народных музыкальных инструментов, иллюстративного материала, русских – народных игрушек.

- Изготовлены педагогами и родителями, приобретены русские – народные костюмы для детей, музыкальные инструменты для ансамбля «Россияночка» и иллюстрированные пособия по малому фольклору, росписи народных игрушек и предметов.

6

Финансовые

-Привлечение внебюджетных и бюджетных финансовых источников.

- Спонсорская помощь.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(качественные, количественные)

- Сформированность у родителей представлений о системе педагогической деятельности.

- Изменение отношения родительского сообщества к организации образовательного процесса с детьми в условиях детского сада.

- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

- Сформированность устойчивого интереса родителей к активному включению в воспитательно – образовательный процесс (включенность не менее 80%).

- Обогащение жизненного опыта детей, взаимопонимание с родителями.

- Пополнение РППС групп, методической копилки ДОУ.

Критерии эффективности реализации Проекта

Критерий

Показатель

Уровень сформированности

условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.

-Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.

-Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.

-Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ.

- Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок.

- Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.

- Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по ОП ДО.

- Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ.

Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

- Положительные тенденции в изменении характера отношений: родитель – ребёнок.

- Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.

- Активная субъектная позиция родителей.

- Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

управленческий проект "Зов милосердия"

Данный материал направлен на организацию фестиваля с точки зрения управления...

Управленческий проект "Снижение уровня конфликтности в коллективе"

Проект направлен на решение проблемы конфликтности в организации...

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...

Управленческий проект "Поддержка и развитие кадрового потенциала в ДОУ"

Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование....

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Управленческий проект

Управленческий проект старшего воспитателя ГБДОУ № 49 Невского района Санкт-Петербурга.Мое видение руководства современным дошкольным образовательным учреждением....

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДО, как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка...