Управленческий проект: «ВМЕСТЕ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ИСТОКАМ»
проект
Семья и ДОО - два важных социальных института, формирующих гражданскую позицию ребёнка. В условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей, возможно, реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
к Положению о муниципальном
конкурсе управленческих
проектов
Управление образования администрации города Ачинска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25»
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «ВМЕСТЕ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ИСТОКАМ»
Автор проекта: Длужевская Раиса Григорьевна – заведующий ДОУ
Состав проектной команды:
Шмакова Зинаида Васильевна – старший воспитатель;
Князева Наталья Геннадьевна – воспитатель ВК;
Костина Светлана Юрьевна – музыкальный руководитель;
Парфенова Наталья Михайловна – учитель – логопед;
Багаева Наталья Валентиновна – председатель Совета учреждения.
Ачинск, 2024
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Вместе возвращаемся к истокам», практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный по созданию условий для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно – образовательную систему ДОУ. |
Срок реализации | #1075; – #1075; |
Разработчик Проекта | Заведующий МБДОУ «Д/с № 25» Длужевская Раиса Григорьевна |
Основные исполнители | - Администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту; - педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями; - родители – повышают педагогическую………… компетентность. |
Основные тезисы, раскрывающие особенности проекта | - Семья и ДОУ - два важных социальных института, формирующих гражданскую позицию ребёнка. - Возможность обеспечения не только общественного характера управления дошкольной организацией, но и создание партнерской среды для родителей и педагогов обеспечивающих соответствие требованиям ФГОС ДО. - Для создания алгоритма включения родительского сообщества в воспитательно – образовательный процесс в роли активных его участников, педагогическим советом принято решение: выбрать направление, тему проекта, соответственно задачам ОП ДОУ, определить способы и формы его реализации. - Акцент сделан на приобщение к истокам русской народной культуры и за основу взята основная цель ОП. - «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества» Сорока – Россинский - Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Общение и взаимодействие ребенка со взрослыми является главным и ведущим условием развития культурных ценностей, приобщения к истокам народной культуры. - Руководитель ДОУ, педагоги, родители – партнёры: в целях успешной реализации данного проекты вместе разрабатывают мини – проекты, определяют виды деятельности, мероприятия, ответственных и т.д. - Модульный принцип организации педагогического процесса дает возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОУ, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики. |
Ключевая проблема | Родительская общественность испытывает интерес к образовательному процессу в ДОУ, но активность участия в непосредственной деятельности низкая, процент пассивных участников намного выше, чем активных. Для более эффективного взаимодействия Образовательного учреждения с родителями должен быть выработан алгоритм, подобраны современные формы включения родительского сообщества в воспитательно – образовательный процесс. Поэтому данная проблема требует выстраивания диалога Образовательного учреждения и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, применения современных методов организации совместных мероприятий, что в итоге приведет к активному включению в единую образовательную систему ДОУ не менее 80% родителей (законных представителей). |
Цель Проекта | Создать условия для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно - образовательную систему ДОУ на основе приобщения к истокам русской народной культуры. |
Задачи проекта
| - Совершенствовать управленческие компетенции, личностное развитие. - Способствовать повышению педагогической грамотности родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей, повышению уровня активного участия родительского сообщества в воспитательно – образовательном процессе ДОУ. - Организовать воспитательно – образовательную деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры по модульному принципу в триаде: педагоги - дети – родители. - Повышать профессиональную компетенцию педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников. - Способствовать развитию социального партнёрства (музейно – выставочный зал, библиотека им. А.П. Чехова, СОШ № 6) по вопросам ознакомления детей, педагогов, родителей с историей, культурой и бытом русского народа. |
Основные направления Проекта | Информационно-просветительское: - выявление готовности семьи сотрудничать с дошкольным учреждением (анкетирование, индивидуальные беседы); - просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, памятки, дисскусии, беседы за «круглым столом» и т.д.) Практическая деятельность: - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами; - разработка мини – проекта по приобщению к истокам р-н культуры по теме модуля каждой возрастной группой, плана совместных мероприятий, определение исполнителей и ответственных за плановые мероприятия; Аналитическое: подведение итогов реализации проекта, количественное и качественное участие в его реализации педагогов, детей, родителей, проведение итоговых мероприятий, создание «банка идей» и методической копилки. |
Ключевые способы решения проблемы, крупные изменения -. | - Ознакомление групповых родительских сообществ с возрастными особенностями детей, целями и задачами ОП, с ресурсами, формами и методами, способствующими успешной реализации целей и задач проекта. - Разработка мини – проектов участниками образовательного процесса (педагоги, дети, родители) по определенному для каждой возрастной группы модулю по приобщению детей к истокам русской народной культуры. - Использование технологии модульного принципа, ознакомление родительского сообщества с модульной системой обучения (тематика – игра – сюжет) и структурой модуля (завязка – основная часть – заключительная). - Организация и проведение интегрированных занимательных дел при активном участии родительского сообщества по теме мини – проекта по алгоритму модульного принципа. - Организация взаимодействия с социальными партнёрами: музейно – выставочный зал, библиотека им. А.П. Чехова, СОШ № 6 (заключение договоров взаимодействия, разработка совместных планов деятельности). - Подготовка и представление итоговых мероприятий, материалов, видеозаписей групповыми родительскими сообществами родительскому сообществу всего детского сада. - Анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе реализации проекта. |
Список значимых продуктов | - Разработан алгоритм включения групповых родительских сообществ в единую воспитательно – образовательную систему ДОУ (модель на основе приобщения к истокам русской народной культуры, используемая в дальнейшем при взаимодействии с родительским сообществом по другим направлениям). - Мини – проекты, разработанные совместно с родительским сообществом по модулям: «Народный театр Петрушки и детский фольклор» (знакомство с героем народного театра Петрушкой, организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с малыми формами фольклора) - I младшая группа «Зайчата»; - «Не красна изба углами, а красна пирогами» (создание мини – музея «Русская изба», организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с бытом, традициями русского народа) – II младшая группа «Буратино»; - «Музыкальная ярмарка» (организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с русскими народными танцами, хороводами, песнями, знакомство с русскими народными инструментами, создание ансамбля «Россияночка»- народные инструменты) – средняя группа «Радуга»; - «Народная игрушка» (организованная деятельность по модульному принципу по знакомству с историей создания народных игрушек, изготовление народных игрушек, создание мини – музея народной игрушки) – старшая группа «Непоседы»; - «Посткроссинг – технология в приобщение детей к культурным ценностям России» (организованная деятельность по переписки с детьми разных российских городов, поселков с целью обмена информацией об истории городов и поселков, в которых проживают адресаты, знакомство с другими национальностями, проживающими в России, создание карты знакомства. ) - подготовительная группа «Солнышко»; - «За околицей» (организованная деятельность по модульному принципу по ознакомлению с народными играми: хороводными, подвижными и спортивными, социоиграми, разработка картотеки русских народных игр, выставка атрибутов) – компенсирующая группа «Семицветик». - Методическая копилка по приобщению к истокам р-н культуры; банк методических разработок по взаимодействию с родительским сообществом. |
Образ желаемого будущего | - Сформированность у родителей представлений о системе педагогической деятельности. - Изменение отношения родительского сообщества к организации образовательного процесса с детьми в условиях детского сада. - Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - Сформированность устойчивого интереса родителей к активному включению в воспитательно – образовательный процесс (включенность не менее 80%). - Пробуждение познавательного интереса к истокам русской народной культуры у детей, родителей, педагогов. |
Актуальность и практическая значимость проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от № 1155, ориентирует ДОО на сотрудничество и взаимодействие с семьей и направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
ФГОС ДО открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
Семья и ДОО - два важных социальных института, формирующих гражданскую позицию ребёнка. В условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей, возможно, реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Именно поэтому перед педагогическими коллективами нашего детского сада стоит важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей в воспитательно - образовательную деятельность. Основой взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства для развития детей в семье и детском саду, интеграция родителей в детсадовскую жизнь ребенка, становление родителей полноценными участниками воспитательно – образовательного процесса и полное удовлетворение интересов педагогов, детей и родителей.
Данный проект даст возможность обеспечить не только общественный характер управления дошкольной организацией, но и создать партнерскую среду для родителей и педагогов обеспечивающую соответствие ФГОС ДО.
Таким образом, необходимо выстраивание диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к активному включению родительского сообщества в единую систему воспитательно – образовательного процесса
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, исходя из существующих условий в ДОУ, перед администрацией стоит задача создания коллектива единомышленников, который подчиняется триаде: педагоги – дети – родители. Для создания алгоритма включения родительского сообщества в воспитательно – образовательный процесс, в роли активных его участников, педагогическим советом принято решение: выбрать направление, соответственно задачам ОП ДОУ, определить способы и формы его реализации. Акцент сделан на приобщение к истокам русской народной культуры и за основу взята основная цель ОП: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Девизом проекта определено высказывание Сорока – Россинского «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества», а общение и авторитетное взаимодействие ребенка со взрослыми является главным и ведущим условием развития культурных ценностей, приобщения к истокам народной культуры. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
Модульный принцип организации педагогического процесса, который дает возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОУ по любому направлению, с опорой на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики взят нами, как основной для реализации данного проекта.
В итоге наш проект получил название «Вместе возвращаемся к истокам». Это практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный проект по созданию условий для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно – образовательную систему ДОУ на основе приобщения к истокам русской народной культуры. Проект поможет администрации ДОУ, педагогам и родительскому сообществу выработать алгоритм включения в активную деятельность родителей и даже других членов семей, пробудит интерес к историческому прошлому не только у детей, но и у родительского сообщества и педагогов.
Проблемный анализ состояния образовательного процесса
Выбранное нами направление проекта не явилось для нас случайным, это результат анализа деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников.
Вопросы по взаимодействию с семьёй всегда были первостепенными для нашего учреждения. Нами успешно реализованы проекты: «Мы вместе», «Театр русской народной сказки», долгосрочный проект «Нам песни эти позабыть нельзя», «Цветочные тропинки нашего двора», «Цветочная Семь - Я», в которых одним из условий было непосредственное участие родителей (законных представителей) и также других членов семей. Но, нами отмечено, что тенденцией всех возрастных групп является недостаточно высокий уровень активного участия родителей в образовательном процессе: группа активных участников составляет не более 25 %, группа пассивных участников не более 45%, безучастны примерно 30%.
Исходя из вышесказанного одной из главных целей нашего ДОУ, стало установление партнерских отношений, поиск новых форм, современных приемов и методов взаимодействия педагогов с родителями, направленных на повышение их активности, как участников образовательного процесса.
SWOT - анализ
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Опыт работы по реализации общесадовых проектов с обязательным непосредственным участием родителей (законных представителей) и других членов семьи; участие в мероприятиях НОД по речевому развитию - Квалифицированные, инициативные педагоги, работающие в режиме развития. | - Материально – финансовое обеспечение. - Недостаток площадей для массового проведения мероприятий. |
Возможности (O) | Угрозы, риски (T) |
- Выбрана тема доступная детям, педагогам, родителям, соответствует целям ОП ДОУ, ФГОС ДО на основе которой будут выполнены цели и задачи проекта. - В каждой возрастной группе ДОУ созданы родительские комитеты, группы родителей, занимающие активную позицию в решение воспитательно – образовательных задач. - Использование алгоритма деятельности по приобщению к истокам р-н культуры в дальнейшей образец деятельности по взаимодействию с родительски сообществом по другим направлениям. - Возможность творческого развития и личностного роста участников образовательного процесса. | - Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях учреждения, особенно из проблемных семей, семей с ОВЗ. - Недостаточность финансовых средств. - Неудовлетворенность группового сообщества темой модуля. |
Цель и задачи Проекта
Цель и задачи нашего проекта «Вместе возвращаемся к истокам» полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО, ОП МБДОУ «Д/с № 25».
Цель проекта: Создать условия для активного включения родительского сообщества в единую воспитательно - образовательную систему ДОУ на основе приобщения к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Совершенствовать управленческие компетенции, личностное развитие.
- Повысить уровень активного участия родительского сообщества в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
- На основе приобщения детей к истокам русской народной культуры разработать алгоритм включения групповых родительских сообществ в единую воспитательно – образовательную систему ДОО.
- Организовать воспитательно – образовательную деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры по модульному принципу в триаде: педагоги - дети – родители.
- Повышать профессиональную компетенцию педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников.
- Способствовать повышению педагогической грамотности родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
- Способствовать развитию социального партнёрства (музейно – выставочный зал, библиотека им. А.П. Чехова, СОШ № 6) по вопросам ознакомления детей, педагогов, родителей с историей, культурой и бытом русского народа.
Ресурсное обеспечение Проекта
№ п/п | Ресурсы | Действия | Результат |
1 | Нормативно – правовые | - Внесение изменений в локальные акты ДОУ. | - Разработка соглашения о взаимоотношениях с родителями. - Изменения в «Программе развития» ДОУ; календарно – тематическом планировании ОП ДОУ; изменение структуры управления образовательным процессом в ДОУ в «Положении о Совете учреждения»; проект «Вместе возвращаемся к истокам»; приказ по реализации проекта и внесению изменений. |
2 | Научно – методические | - Постоянное совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения проектной деятельности в ДОУ | - Тематический план деятельности. - Конспекты и сценарии организованных мероприятий. - Консультации, семинары для педагогов и родителей. - Материалы для продуктивной деятельности, иллюстративный материал. - Презентации, видеоматериалы. Методическая литература и пособия. |
3 | Кадровые | - Обеспечение кадрами ДОУ. - Обучение управленческой и педагогической команд по вопросам взаимодействия с родителями; приобщению к истокам р-н культуры; использованию технологии модульного принципа в реализации проекта. | - 100% обеспеченность кадрами ДОУ(специалисты, воспитатели). - Потенциал педагогов ДОУ: опыт, умения, мотивация, готовность помочь, вовлеченность в проект. |
4 | Информационные | - Оформить информационные стенды «Наш проект «Вместе возвращаемся к истокам» | - Оформлены стенды, систематически меняется информация для родителей, педагогов по реализации проекта (объявления, консультации. рекомендации и т.д.) |
5 | Материально – технические | - Изготовление и приобретение костюмов для детей, народных музыкальных инструментов, иллюстративного материала, русских – народных игрушек. | - Изготовлены педагогами и родителями, приобретены русские – народные костюмы для детей, музыкальные инструменты для ансамбля «Россияночка» и иллюстрированные пособия по малому фольклору, росписи народных игрушек и предметов. |
6 | Финансовые | -Привлечение внебюджетных и бюджетных финансовых источников. | - Спонсорская помощь. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта
(качественные, количественные)
- Сформированность у родителей представлений о системе педагогической деятельности.
- Изменение отношения родительского сообщества к организации образовательного процесса с детьми в условиях детского сада.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Сформированность устойчивого интереса родителей к активному включению в воспитательно – образовательный процесс (включенность не менее 80%).
- Обогащение жизненного опыта детей, взаимопонимание с родителями.
- Пополнение РППС групп, методической копилки ДОУ.
Критерии эффективности реализации Проекта
Критерий | Показатель |
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ. | -Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения. -Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий. -Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников |
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ. | - Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок. - Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ. - Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по ОП ДО. - Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ. |
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. | - Положительные тенденции в изменении характера отношений: родитель – ребёнок. - Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей. - Активная субъектная позиция родителей. - Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
управленческий проект "Зов милосердия"
Данный материал направлен на организацию фестиваля с точки зрения управления...

Управленческий проект "Снижение уровня конфликтности в коллективе"
Проект направлен на решение проблемы конфликтности в организации...

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...

Управленческий проект "Поддержка и развитие кадрового потенциала в ДОУ"
Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование....

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"
Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....
Управленческий проект
Управленческий проект старшего воспитателя ГБДОУ № 49 Невского района Санкт-Петербурга.Мое видение руководства современным дошкольным образовательным учреждением....

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДО, как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка...