Познавательно-творческий проект по патриотическому воспитанию для детей логопедической группы на тему: « Мы помним, мы гордимся»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Ермаково
Познавательно-творческий проект
по патриотическому воспитанию
для детей логопедической группы
на тему:
« Мы помним, мы гордимся»
Рыбинск 2025
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. 9 Мая - великий праздник для нашего народа. Мой проект направлен на формирование у детей знаний и представлений о жизни страны и подвигах народа во время войны, значимости Великой Победы и мира, а также на воспитание любви к Родине и уважительного отношения к поколению победителей.
Проблема: научить ценить мир
Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий, занятий, соответствующих возрасту детей, то это поможет воспитать нам маленьких патриотов своей страны.
Цель проекта: воспитывать любовь Родине, чувство гордости и уважения к людям, подарившим нам мирное небо.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Сроки реализации: 20.01.2025 – 12.05.2025 (долгосрочный)
Участники: дети старшей логопедической группы, музыкальный работник, воспитатели, родители.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности;
- познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями; пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;
- уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны, показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- обогащать представления детей о главном празднике России – День Победы, о значении его для российского народа;
- наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Развивающие:
- развивать восприятие произведений художественной литературы, живописи, музыки военных лет;
- обогащать и развивать словарный запас, учить выражать свои чувства и мысли;
- развивать чувство коллективизма.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к защитникам Родины, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, ветеранам;
-воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за Российскую Армию, свой народ.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Кого можно назвать героем?
Почему важно беречь мир?
Предполагаемый результат:
- дети должны знать даты начала и окончания ВОВ
- дети должны знать названия городов – героев с опорой на картинку
- узнавать на картинках и правильно называть основные памятники времён ВОВ
- знать наизусть стихи о войне или Дне Победы
Продукт проекта:
Создание выставки детских рисунков на тему «Блокада глазами детей»
Участие во Всероссийском конкурсе детских рисунков.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
Постановка цели и формулирование задач.
Определение необходимого ресурсного обеспечения:
- Литература о ВОВ: К. Паустовский «Волшебное колечко», «Похождение жука - носорога», Ю. Яковлев «Подкидыш», «как Серёжа на войну ходил». Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева, Л. Кассиль "Твои защитники", Митяева А. «Дедушкин орден»
- Наглядный материал (картины для рассматривания «Начало войны», «Великие сражения», «День победы» , «Бессмертный полк», «Блокадный хлеб»),
- Создание альбома «Города - герои»
- Создание картотеки пословиц и поговорок на патриотическую тему.
- Создание презентации для детей «Была война»
- Оформление папки передвижки для родителей «Расскажите детям о войне»
- Подбор аудио материалов для прослушивания: аудиорассказы «Белая шубка» Е.Н. Верейской, «Осколок» В. Е. Карасёвой, песня «День победы», аудиозапись ленинградского метронома.
2. Реализация проекта
Образовательная область | Содержание |
Познавательное развитие | НОД: занятие по познавательному развитию «Защитники Отечества» Просмотр презентации «Была война», «Памятники ВОВ», «Блокада Ленинграда». Акция: «Блокадный хлеб» Просмотр видеоролика «Животные на войне» Просмотр мультфильма «Василёк» Рассматривание картин о войне: «Начало войны», «Великие сражения», «День победы», «Бессмертный полк», «Блокадный хлеб» Слушание аудиорассказов: «Осколок», «Белая шубка» |
Речевое развитие | Чтение о ВОВ: К. Паустовский «Волшебное колечко», «Похождение жука - носорога», Ю. Яковлев «Подкидыш», «Как Серёжа на войну ходил», В. Катаев «Сын полка», В. Осеева «Андрейка», Чтение с применением технологии продуктивного чтения слушания: Е. Воробьёв «Обрывок провода». Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева, Л. Кассиль "Твои защитники", Митяева А. «Дедушкин орден». Заучивание стихотворений: В. Туров « В кинотеатре», Т. Белозёров «День победы». Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и воинах: Д/у «Продолжи пословицу». Д/у «Закончи предложение» Д/и «Третий лишний» |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Солдаты», «Моряки», «Танкисты», «Полевая кухня» «Разведчики», «Больница». Беседы на темы: «Что такое подвиг?», «Где можно встретить героя?», «Герои нашего времени: участники СВО» «Правила поведения в музеях и на выставках» Работа в уголке книги: «Объясни смысл пословицы», «Узнай и назови памятник». Экскурсия к мемориалу павшим воинам-землякам в п. Ермаково. Акция: «Сад памяти» (высадка деревьев) Торжественное мероприятие, посвященное 80 годовщине снятия блокады Ленинграда. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Военная техника на параде» «Вечный огонь на Красной площади » (рисование цветными карандашами) Конструирование: Создание макета памятника «Вечный огонь» Аппликация: «Истребитель» «Свеча памяти» «Открытка ветерану» Оригами: «Фронтовой треугольник» Слушание: песен «День победы», «Синий платочек», «Катюша», «В землянке», «Матушка- земля», аудиозапись ленинградского метронома. Постановка танца «Синий платочек» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Связисты», «Передай донесение», «Попади в цель», «Весёлые старты». Игры на ориентирование: «Найди клад», «Нарисуй карту», «Найди выход», «Пройди лабиринт». |
Взаимодействие с родителями
Привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания детей дошкольников, предложить участие в акциях: «Окна Победы» (помощь в оформлении окон к празднику 9 мая), «Бессмертный полк» (online), «Подарок другу» (поддержка детей из пострадавших регионов Курской области, «Помощь солдату».
3. Продукт проекта
Выставка детских рисунков к годовщине снятия блокады Ленинграда.
Участие во Всероссийском профессиональном педагогическом конкурсе «Память сердца – Блокада города Ленинграда» с конкурсной работой «Блокада глазами детей».
Результат проекта
Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме. В результате проведенной работы дети поняли, что война - это страшное событие, но благодаря мужеству и героизму советских людей мы одержали победу и обрели мир, который так важно сохранить. К концу проекта дети расширили знания о ВОВ, проявляют уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, памятникам. У родителей сформировано ответственное отношение к интересам детей, понимание важности личного примера в воспитании детей.
Список используемой литературы:
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
- Воспитание нравственных чувств у средних дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
- Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
- Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
- Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
- Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
- Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
- Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
- Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
- Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
- С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
- Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва : Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).
- День Победы! (Тематические коллекции) http://www.metodkabinet. eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
- Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения .
Приложение 1
Продуктивное чтение - слушание рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода».
Цель: понять главную мысль рассказа, поступки героев.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение анализировать текст, делать выводы, выражать своё мнение о героях и их поступках.
Развивающие:
Развивать критическое мышление, связную речь.
Развивать эмоциональный интеллект.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Формировать представление о нравственных и волевых качествах человека.
Оборудование и материалы: текст, иллюстрации к рассказу, кусок провода.
1этап: До чтения.
Воспитатель показывает детям метровый кусок провода.
Дети, если бы вы шли по улице и нашли его, то подняли бы или нет?
Где может пригодиться этот провод? (предположения детей)
Сейчас мы прочитаем рассказ Е. Воробьёва «Обрывок провода» и узнаем, может ли иметь ценность такой простой предмет.
2этап: Чтение (медленное прочтение с остановками и пояснениями).
Трудно вспомнить, сколько раз в тот день Устюшину пришлось отправляться на линию и сращивать (это значит соединить один конец с другим) провод. То провод перебьёт осколком мины, то оборвёт взрывной волной, то его перережут немецкие автоматчики, которые уже несколько раз просачивались в ближний лес. Смеркалось, когда батарея вновь потеряла связь с наблюдательным пунктом майора Балояна.
Устюшин нажимал на клапан, кричал, надрываясь, изо всех сил дул на заиндевевшую мембрану. Телефонная трубка была нема. «Днепр» не отвечал на тревожные вызовы «Алтая». (во время боя военные используют для связи рацию, а для удобства не имена, а позывные)— Пропал «Днепр». Как воды в рот набрал, — сказал Устюшин самому себе голосом, охрипшим от крика и безнадежности. — Без вести пропал «Днепр»...
Устюшин молча передал трубку помощнику, выполз из блиндажа (укрытие в земле из досок и брёвен, защищает бойцов во время боя), осмотрелся. Он хотел было переждать, пока утихнет обстрел, но обстрел не утихал. Теперь, когда он оказался под открытым небом, их блиндаж в два наката( два ряда брёвен, не очень глубокий) жидких брёвен — при каждом разрыве сквозь щели осыпался песок — показался ему могучей крепостью.
Устюшин глубже нахлобучил ушанку, натянул на руки тёплые варежки, словно тем самым лучше защитился от опасности, и побежал вдоль провода, проваливаясь в снег по колено, по пояс. Эх, жаль, старшина не успел выдать связистам валенки, приходится нырять по сугробам в сапогах! Хорошо, хоть раздобыл шерстяные портянки!( куски тряпок, которые наматывали на ноги вместо носков)
Провод тянулся от шеста к шесту, затем связывал ёлочки на опушке. Провод походил на толстый белый канат: сухой пушистый снег осел на нём.
Устюшин бежал, а мины по-прежнему рвались, будто догоняя его. Воздух словно дымился от близких разрывов. Снег белыми облачками падал с елей, обнажал хвою. С посвистом летели осколки. Пахло горелой землёй. На снегу чернели круглые выбоины.(ямки от упавших снарядов)
Устюшин пробежал не меньше двух катушек провода, прежде чем обнаружил место обрыва. Вот он, конец провода, безжизненно повисший на молоденькой ёлке. А где другой конец? Он лежал где-то на земле, его уже присыпало свежим снежком, и не сразу удалось разыскать. Сейчас Устюшин «сведёт концы с концами» и побежит обратно в спасительный блиндаж, подальше от осколков.
Однако, вот неприятность — больше метра провода вырвало миной и отшвырнуло куда-то в сторону. Соединить концы провода никак не удавалось. Не хватало этого злополучного метрового обрывка! А запасной катушки у Устюшина с собой не было. Как же быть? Батарея-то ждёт! И «Днепр» ждет! Устюшин знал, что сегодня в любую минуту может прозвучать по телефону сигнал «444», секретный сигнал к наступлению, и горе горькое, если их «Алтай» не отзовётся на гортанный голос майора Балояна.
Устюшин снял варежки, взял в правую руку один конец провода, левой рукой дотянулся до провода, который теперь валялся на снегу. Концы были оголены от изоляции и кусались на морозе.
Человеческое тело, как известно, — проводник электрического тока. Вот он и включился в линию.
Как удачно, что у них на батарее старшина не успел обуть связистов в валенки; как хорошо, что подмётки у него резиновые!(резиновая подошва защитила от удара током)
Он стоял, широко раскинув руки. Стоял, потому что не хватало провода. А прилечь или присесть на снег нельзя: как бы не заземлить всю линию...
Конечно, можно поднатужиться и ещё сильнее потянуть концы провода на себя. Но тянуть изо всех сил Устюшин боялся — ещё оборвётся. И до поздней ночи, пока не отгремел бой, во весь рост стоял Устюшин на опушке леса, среди молоденьких ёлок, посечённых осколками; немало свежих хвойных веток и веточек легло вокруг на снег.
Когда слышался зловеще нарастающий звук мин, Устюшина охватывало жгучее желание бросить концы натянутого провода и припасть к земле, уткнуться лицом в сухой снег, вдавиться в него как можно глубже. Но всякий раз он унимал дрожь в коленях, выпрямлялся и оставался на месте. (почему боец не мог бросить концы провода, а стоял до поздней ночи?)В правой руке, окоченевшей (что значит «окоченевшей») от холода и усталости, Устюшин держал «Днепр», в левой — «Алтай».
Тёплые варежки лежали на снегу, у его ног.
3 этап: После чтения.
Вопросы на понимание текста:
Как назывался рассказ?
Где и когда происходит действие рассказа?
Почему Устюшин не смог наладить связь?
Какое он принял решение?
Мог ли он поступить по-другому?
Почему Устюшин рисковал своей жизнью?
Каким был связист Устюшин?
Можно ли его поступок назвать героическим? Почему?
Вы переживали за жизнь связиста?
Повторное прочтение рассказа.
Вывод: Война – это страшно, не задумываясь, люди совершали смелые поступки, подвиги. В этом рассказе за метровый кусок провода боец готов был отдать свою жизнь. Так, не задумываясь, отдавали свои жизни солдаты на войне. А нам сейчас очень важно хранить и ценить мир на земле.
4 этап: Творческое задание.
Воспитатель предлагает детям проблемный вопрос: «Если бы ты сейчас смог увидеть связиста Устюшина, чтобы ты ему сказал или сделал для него?». Дети раскрашивают заготовки голубей, как символ мира.
Приложение 2
Пословицы о героизме и любви к Родине.
Без корня и трава не растёт.
Боевые рубежи крепко держи.
Великое дело начать: смелое начало - та же победа.
Врага щадить - себя губить.
Всяк кулик своё болото хвалит.
Где нет борьбы, там нет и победы.
Где родился - там и сгодился.
Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь - раздавят.
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
Для родной Отчизны не жаль и жизни.
За свою Отчизну не жаль и жизни.
Знали кого били, потому и победили.
Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.
Каков Савва, такова ему и слава.
Кому мир дорог, тот и нам дорог.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Кто кого смог, тот того с ног.
Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
На своей земле не ходили в кабале.
На что и меч, коль нечего сечь.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Народы нашей страны дружбой сильны.
От Родины теплом веет
Первое дело в жизни - служить Отчизне.
Поднявший меч от меча и погибнет.
Пока битва впереди - храбрецов хоть пруд пруди.
Потому хорошо живётся, что дружба народов ведётся.
При солнце тепло, при Родине добро.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Родная сторона - золотая колыбель.
Родную мать никем не заменишь.
Своя земля и в горсти мила.
Славу свою добывай в бою.
Сражайся смело за родное дело.
Старая слава новую любит.
Что мир строит, то война разрушает.
Чужая сторона - дремучий бор.
Шаг вперёд - шаг к победе.
Приложение 3
Беседа с детьми старшей группы на тему «Кто такой герой?»
Задачи:
- формировать представление о понятии «герой»
- развивать связную речь, логическое мышление, воображение
- воспитывать нравственные качества: желание помогать другим, быть смелым, отзывчивым, уважать людей героических профессий.
Материалы и оборудование:
картинки и фотографии: богатыри и супергерои (Человек – паук, Сепермен), военные, пожарные, врачи, спасатели МЧС, дети, помогающие другим.
Иллюстрация из рассказа Л. Толстого «Котёнок»
Медали – шаблоны из бумаги для рефлексии.
Ход беседы:
Сегодня мы с вами поговорим на очень серьёзную и интересную тему, но сначала отгадайте загадку
Он сильный и смелый, и самый отважный
Он зло побеждает и всем помогает,
Не в кино, а наяву к вам на помощь я приду. Кто это? (герой)
Верно, герой, тема нашей беседы, герои, давайте разберёмся какими они бывают.
Сказочные и былинные герои (Илья Муромец, Алеша Попович). Почему их называют героями (защищают родину от врагов, сильные и смелые)
Современные сепур герои Человек – паук, Супермен они тоже борются со злом и имеют суперсилу.
Вывод: сказочные герои обладают необычной силой и легко побеждают монстров и злодеев. А есть ли герои в реальной жизни?
Показывает картинку пожарного: Кто это? Почему его работа опасна, его можно назвать героем? (ответы детей)
Показывает картинку врача и спасателя МЧС: Кто это? Они обладают суперсилой? Они рискуют своей жизнью, чтобы спасти других.
Вывод: Настоящие герои живут среди нас, они делают свою опасную и сложную работу, помогая другим людям.
А может ли простой человек, мама, папа, ребёнок стать героем? ( ответы детей)
Что для этого нужно? (совершить смелый поступок) Помочь в беде.
Обсуждение прочитанного рассказа Л. Толстого «Котёнок»
Что сделал мальчик Вася?
Было ли ему страшно? Думал ли он, что может случиться с ним в этот момент?
Можно ли его поступок назвать героическим?
Вы бы смогли так поступить?
Вывод: героем может стать любой человек, если он смелый и отзывчивый.
Рефлексия:
Кто такие герои?
Какими качествами должен обладать герой? (смелость , сила, доброта, готовность помочь).
Вывод: герои не всегда имеет супер силу и супер способности, главная сила героя в его добром и смелом сердце.
Воспитатель, я надеюсь, что каждый из вас будет стараться быть немножечко героем: помогать слабым, делать добрые дела, не проходить мимо чужой беды.
Закрепление темы на личном опыте.Воспитатель раздаёт детям шаблоны медалей и предлагает в них нарисовать того, кому бы они хотели их вручить: маме, доктору, другу , себе за хороший поступок и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе на тему: «День защитника отечества»
Цель: Обобщать знания детей о празднике День защитников Отечества.Задачи:- закреплять рода войск- закреплять названия военной техники- закреплять знания военных профессий- воспитывать уважен...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему «Я Помню! Я Горжусь!»
Наш проект «Я- помню! Я- горжусь!» предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом является обес...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Мы помним, мы гордимся..."
Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир....

Досуг по патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе на тему: «Широка и раздольна ты родная страна» ко дню Народного единства (в виде ярмарки народов России, с чаепитием)
Досуг по патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы «9 Мая - мы помним, мы гордимся!»
Краткосрочный проект для старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы «9 Мая - мы помним, мы гордимся!»
Краткосрочный проект для детей старшей группы «9 Мая – мы помним, мы гордимся!». Тип проекта : - творческий - информационный Продолжительность: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитатели, д...

Проект по патриотическому воспитанию для детей младшей группы на тему: «Волшебный мир фольклора»
Проект направлен на знакомство детей с русским народным фольклором посредством игровой и театрализованной деятельности....


