Проект по патриотическому воспитанию для детей младшей группы на тему: «Волшебный мир фольклора»
проект (младшая группа)

Васильева Татьяна Сергеевна

Проект направлен на знакомство детей с русским народным фольклором посредством игровой и театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklor_mladshaya_gruppa_na_moy_sayt.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Города Новосибирска « Детский сад № 100» « Капитошка»

Проект по патриотическому воспитанию

для детей младшей группы

на тему: «Волшебный мир фольклора»

Аннотация: Проект направлен на знакомство детей с русским народным фольклором посредством игровой и театрализованной деятельности.

Ключевые слова: проект

Автор: Васильева Татьяна Сергеевна

Воспитатель первой квалификационной категории

 

г. Новосибирск 2025 г.

Паспорт проекта

Позиция проекта

Содержание

Название проекта

«Волшебный мир фольклора»

Автор проекта

Воспитатель

Направленность (соотнесение с

предметной областью)

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное

Адресность проекта

- Дети младшей группы 3–4 года

- Воспитатели

- Родители

Сроки реализации

Краткосрочный (2 недели)

Временные характеристики

  1. Подготовительный этап

- Сбор и изучение материалов

- Разработка планирования и материалов

- Подготовка необходимых ресурсов

- Информирование родителей

2. Основной этап

- Практическая работа с детьми и родителями

3. Заключительный этап

-Оценка результатов проекта

- Подведение итогов

- Составление отчетности

- Рекомендации для продолжения работы

Цель проекта

Познакомить детей с элементами русского фольклора через потешки, заклички, песенки и сказки, развить чувство гордости за культуру и традиции своего народа, а также обогатить развивающую среду в группе.

Краткое описание

Проект направлен на знакомство детей с русским народным фольклором посредством игровой и театрализованной деятельности. В течение двух недель дети изучают потешки, заклички, народные песенки и сказки, участвуют в театрализованных играх, слушают аудиозаписи народных произведений и создают атрибуты для театрализованных постановок. Развивающаяся среда группы будет дополнена фольклорными элементами, способствующими погружению в культуру и традиции русского народа. В проекте активно вовлекаются родители, которые участвуют в творческих заданиях и участвуют в занятиях с детьми.

Продукты проекта

- Пополнение театрализованного уголка: пальчиковый театр, атрибуты для ряженых (маски, сарафаны, кокошники, платки).

- Выставка фольклорных книг (русские народные сказки, потешки, заклички, хороводные песни).

- Методические материалы для педагогов (картотеки народных хороводных игр)

- Коллекция аудиозаписей: народных песен, потешек и закличек.

- Творческие работы детей

Пояснительная записка

Идея проекта: Основная идея проекта — приобщение детей младшего дошкольного возраста к богатому наследию русского народного фольклора (потешки, заклички, песенки, сказки) через театрализованную и игровую деятельность. Проект направлен на развитие речи, памяти, творческих способностей и привитие у детей интереса к народной культуре.

Проблематика проекта: Современные дети находятся в условиях цифровой эпохи, где традиционная устаревшая народная культура отходит на второй план. Недостаточное знакомство с русским фольклором приводит к снижению интереса к народным традициям, обеднению речи и недостатку эмоционального опыта у детей. Целью данного проекта является восполнение этого пробела, погружение детей в атмосферу русского фольклора посредством театрализации, фольклорных игр и совместного творчества.

Актуальность проекта и условия возникновения опыта: Проект актуален в современных условиях, когда важно формировать у дошкольников чувство национальной идентичности, интерес к культуре своего народа и развитие устной речи. Русский фольклор — это уникальный инструмент, способствующий нравственному, эстетическому и речевому развитию ребенка. Реализация данного проекта способствует:

  • формированию у детей представлений о русской народной культуре;
  • развитию связной речи через знакомство с потешками, закличками и песенками;
  • вовлечению родителей в совместную творческую деятельность;
  • созданию обогащенной развивающей среды в группе.

Соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования

Реализация данного проекта обеспечивает выполнение следующих требований ФГОС:

  • создание условий для развития ребенка в соответствии с культурными традициями;
  • развитие познавательной и речевой активности детей через фольклорные формы;
  • интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие).

Соответствие требованиям Федерального закона об образовании

Проект соответствует требованиям Федерального закона об образовании (от 29.12.2012 No 273-ФЗ, статья 64),

Соответствие требованиям Федерального образовательного стандарта (ФОП)

Проект отвечает следующим требованиям ФОП:

  • использование игровых и театрализованных форм обучения;
  • включение родителей в образовательный процесс;
  • создание условий для художественно-речевого развития детей.

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование у детей 3–4 лет основ патриотического воспитания через знакомство с русским народным фольклором.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить детей с жанрами русского фольклора (потешки, заклички, песенки, сказки).
  • Формировать умения пересказывать и инсценировать народные сказки.
  • Развитие элементарных знаний о русских народных традициях и культуре.

Развивающие:

  • Развивать художественно-эстетическое восприятие народного творчества.
  • Развивать память, внимание, воображение посредством повторения и изучения фольклорных текстов.
  • Укрепление двигательной координации через хороводные игры.
  • Развитие чувства ритма и интонации

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к народным традициям и ценностям.
  • Развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе

Речевые

  • Расширение словаря через знакомство с народными сказками, потешками и песенками, обучение пересказу и рассказыванию.
  • Формирование навыков использования интонации и выразительности при инсценировках и чтении фольклора.
  • Развитие четкости произношения и правильной структуры предложений.

Формы и методы работы

Формы работы:

  • Чтение и инсценировка русских народных сказок.
  • Разучивание потешек, закличек, песенок.
  • Фольклорные игры и хороводы.
  • Театрализованные постановки.
  • Творческая деятельность

Методы работы:

  • Наглядные (рассматривание иллюстраций, народных игрушек).
  • Игровые (театрализованные игры, драматизация сказок).
  • Практические. Творческие (рисование, лепка, аппликация)
  • Методы стимуляции речевой активности: постановка вопросов, активное слушание.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Знакомство с основными жанрами русского фольклора.
  • Развитие речи, памяти, воображения, артистических способностей.
  • Формирование интереса к народным традициям.

Для родителей:

  • Повышение осведомленности о значимости народного фольклора.
  • Участие в совместных мероприятиях.

Для педагогов:

  • Расширение методической базы по работе с фольклором.
  • Обогащение развивающей среды группы.

Содержательный раздел. Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

Цель: Создание условий для успешной реализации проекта, определение тематики, подбор и подготовка материалов.

Деятельность воспитателя:

  1. Организация работы:
  • Определение целей, задач, форм и методов работы.
  • Разработка перспективного плана реализации проекта.
  1. Подбор материалов:
  • Сбор литературных произведений (потешки, заклички, песенки, сказки).
  • Разработка конспектов занятий, сценариев театрализованных игр.
  • Подготовка картотек народных игр, загадок, пословиц.
  • Подбор аудиозаписей народных песен, сказок, колыбельных.
  1. Организация развивающей среды:
  • Оформление театрализованного уголка (пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр).
  • Создание выставки книг по теме русского фольклора.
  • Подготовка тематического стенда с иллюстрациями к народным сказкам.
  • Изготовление костюмов, масок, атрибутов для театрализованных игр.
  1. Взаимодействие с родителями:
  • Проведение консультации «Фольклор в жизни ребенка» (разъяснение целей проекта, обсуждение форм участия).
  • Анкетирование родителей: «Какие русские народные сказки, потешки, заклички знают дети».
  • Подбор рекомендаций для домашнего чтения фольклорных произведений.

Ожидаемый результат:

  • Подготовлена предметно-развивающая среда, обогащенная фольклорными материалами.
  • Разработаны сценарии занятий и театрализованных игр.
  • Родители вовлечены в процесс реализации проекта.

  1. Практический этап проекта

Цель: Вовлечение детей в активное знакомство с русским фольклором через различные виды деятельности, обогащение их речевого и художественного опыта, развитие интереса к традициям и культуре.

Деятельность воспитателя:

  1. Организация образовательной деятельности:
  • Проведение занятий по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию с включением элементов фольклора.
  • Театрализованные игры, инсценировки потешек и закличек.
  • Организация хороводных и народных игр.
  • Чтение и обыгрывание русских народных сказок, слушание аудиозаписей песен, колыбельных.
  • Создание мини-спектаклей с использованием пальчикового, настольного, кукольного театра.
  1. Работа с родителями:
  • Помощь родителей в изготовление костюмов, декораций, атрибутов для театрализованных игр.
  • Организация домашнего чтения сказок и потешек.
  1. Развитие самостоятельной деятельности детей:
  • Размещение в группе тематических зон (театральный уголок, выставка народных книг, игровые атрибуты).
  • Предоставление детям возможности самостоятельно разыгрывать сказки, использовать фольклор в играх.
  • Свободная художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Ожидаемые результаты:

  • Дети знакомятся с фольклорными жанрами через игровые и творческие формы.
  • Развиваются речевые и коммуникативные навыки, воображение и интерес к народному творчеству.
  • Родители активно вовлекаются в образовательный процесс, создавая дома условия для знакомства детей с фольклором.
  • Театрализованный уголок обогащается новыми атрибутами и материалами.

Перспективное планирование деятельности с детьми

Организационно-образовательная деятельность

Совместная деятельность детей и воспитателя

Индивидуальная работа

Самостоятельная игровая деятельность

ООД. Речевое развитие
Тема: «Знакомство с потешками»
Цель: Развивать речевые навыки через заучивание потешек, способствовать пониманию их образности.

- Разучивание потешек: «Ладушки, ладушки»,
- Инсценировка потешек с движениями рук.
- Игровое упражнение «Подбери рифму» (дети заканчивают строчки).

- Индивидуальная работа над дикцией и четкостью произношения. Сорока-белобока».

- Игры с пальчиковым театром по мотивам потешек.

- Пение потешек под музыку.

ООД. Познавательное развитие
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: развивать интерес к фольклору через знакомство с народными сказками.

- Чтение сказок: «Репка», «Заюшкина избушка».
- Рассматривание иллюстраций, обсуждение персонажей.
- Инсценировка фрагментов сказок.
- Просмотр мультфильмов по сказкам, обсуждение отличий.

- Индивидуальная работа над пересказом сказки.
- Обсуждение деталей (кто главный герой, какой он).

- Настольный театр по сказке «Репка».
- Игра «Сказочные пазлы» (собираем картинки по сказкам).

ООД. Художественно-эстетическое развитие (Рисование)
Тема: «Иллюстрация к сказке» «Колобок»
Цель: учить передавать содержание сказки через рисунок.

- Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
- Раскраски по мотивам знакомых сказок.

Коллективное панно «Герои народных сказок».

- Разучивание закличек «Солнышко, покажись!»,

- Разрезные картинки

«Герои сказок»

ООД. Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)
Тема: «Украшаем сарафан»
Цель: Познакомить с русским орнаментом, развивать навыки аппликации.

Прослушивание колыбельных песен

-Чтение и разучивание закличек про весну

- Хороводная игра «Каравай»

- Развитие мелкой моторики пальчиковые игры «Идет коза рогатая»,

- Игровая ситуация уложим куклу спать (поем колыбельные) - Игры с пальчиковым театром

ООД. Художественно-эстетическое развитие (Лепка)
Тема: «Фигурки героев сказки»
Цель: Развивать мелкую моторику, учить передавать образы героев.

- Игровая деятельность «Сказка на ладошке» (использование слепленных фигур).

-Разучивание потешки «Петушок»

- Самостоятельные игры с фигурками в настольном театре.

ООД. Речевое развитие
Тема: «Заклички – волшебные слова»
Цель: Познакомить с жанром закличек, развивать выразительность речи.

- Разучивание закличек: «Дождик, дождик, пуще!», «Жаворонки, прилетите!»
- Проговаривание закличек разными интонациями.

- Индивидуальная работа над интонацией.

- Самостоятельное разыгрывание закличек в играх.

-

ООД. Музыкальное развитие
Тема: «Русские народные песни»
Цель: Познакомить с народными песнями, развивать музыкальный слух.

- Прослушивание песен: «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Баю-баюшки-баю».
- Игра «Угадай мелодию» по народным мотивам.

- Индивидуальная работа по развитию диалогической речи с помощью потешек

- Свободное проигрывание мелодий на детских музыкальных инструментах.

ООД. Физическое развитие
Тема: «Русские народные игры»
Цель: Вовлечь детей в активные подвижные игры, развивать координацию.

Настольная игра лото «Угадай сказку»,

- Хороводная игра» Золотые ворота»
- Разучивание народных танцевальных движений.

 Отработка выразительности речи с помощью малых форм фольклора

- Самостоятельное разыгрывание народных игр в свободное время.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Содержание

Сроки

Консультация

«Фольклор в жизни ребенка» – обсуждение целей проекта, роли родителей

1-я неделя

Анкетирование

«Какие русские народные сказки и потешки знают дети?»

1-я неделя

Папка - передвижка

Подбор рекомендаций для домашнего чтения детям фольклорных произведений.

2-я неделя

Домашнее задание

Чтение русских народных сказок, разучивание потешек с детьми

В течение проекта

Привлечение родителей к обогащению предметно развивающей среды по теме проекта

Помощь родителей в изготовление костюмов, декораций, атрибутов для театрализованных игр.

2-я неделя

Совместное мероприятие

Развлечение «В гости к нам пришла матрешка»

Завершающий этап

3.Заключительный этап проекта

Цель: Подведение итогов проекта, обобщение полученных знаний и умений, анализ эффективности работы с детьми и родителями.

Деятельность педагога:

  • Организация итогового мероприятия (фольклорный праздник, выставка детских работ).
  • Анализ результатов проекта: наблюдение за речевыми навыками, творческой активностью и интересом детей к фольклору.
  • Обсуждение проекта с родителями: открытая беседа, обмен мнениями.
  • Подготовка рекомендаций для дальнейшей работы с детьми.

Работа с родителями:

  • Фольклорное семейное развлечение «В гости к нам пришла матрешка»
  • Фотоотчет «Мы открываем мир фольклора»

Деятельность с детьми:

  • Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Теремок»
  • Выставка детских творческих работ по теме проекта
  • Развлечение «В гости к нам пришла матрешка»

Ожидаемый результат:

  • Дети освоили и запомнили потешки, заклички, русские народные сказки.
  • Развита выразительность речи, воображение и творческие способности.
  • Повышен интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
  • Создана благоприятная образовательная среда, способствующая знакомству с народным фольклором.

Продукты проекта:

- Пополнение предметно развивающей среды группы:

  • Театрализованный уголок: Пальчиковый театр по русским народным сказкам («Колобок», «Репка», «Теремок»), атрибуты для театрализованных игр (маски, сарафаны, платки, кокошники)
  • книжный уголок: сборник потешек и закличек в картинках, иллюстрированные русские народные сказки.
  • Речевые материалы: аудиозаписи русских народных песен и закличек, подборка аудиосказок с музыкальным сопровождением.

- Методические материалы:

  • картотеки народных хороводных игр
  • картотеки потешек, пальчиковых игр
  •  рекомендации для родителей по теме: «Малые формы фольклора»

Вывод: Реализация проекта «Волшебный мир фольклора» позволила создать условия для знакомства детей с русским народным творчеством в доступной и увлекательной форме. Проект способствовал развитию речи, расширению кругозора, формированию интереса к национальной культуре, вовлечению родителей в образовательный процесс.

Перспективы дальнейшей работы

  • Внедрение элементов фольклора в повседневную образовательную деятельность.
  • Расширение театрализованной деятельности, создание новых постановок.
  • Разработка серии занятий по сезонным народным традициям.

Значимость представленного материала для системы дошкольного образования: Проект соответствует современным требованиям ФГОС ДО и направлен на формирование духовно-нравственных ценностей у детей. Использование фольклора способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоционального интеллекта, социализации дошкольников. Включение родителей в проект укрепляет сотрудничество между семьёй и детским садом, создаёт единую образовательную среду.

Список использованной литературы

  1. Васильева М. А., Логинова В. И.
    Методика обучения родному языку в детском саду. — М.: Просвещение, 2019.
  2. Жуковская Р. И.  Русское народное творчество в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2020.
  3. Каплунова И. М., Новоскольцева Н. В.  Музыкальные игры и забавы. — СПб.: Детство-Пресс, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в 1 младшей группе на тему : « Потешки малышам»

Тип проекта: творческий, познавательный, игровой.Продолжительность проекта: краткосрочный.Разработчики проекта : Керимова Эльнара Ш.Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный и физкультурный ...

Проект по патриотическому воспитанию Для 1 младшей группы Тема проекта: «С чего начинается Родина?»

Проект по патриотическому воспитанию Для 1 младшей группы Тема проекта: «С чего начинается Родина?» Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к ро...

проект по патриотическому воспитанию в 1 младшей группе на тему: "День народного Единства"

Краткосрочный, творческо-информационный, познавательныйпроект, целью которого является воспитание у детей 2-3 лет чувства любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, родному городу (п...