Проект по патриотическому воспитанию для детей младшей группы на тему: «Волшебный мир фольклора»
проект (младшая группа)
Проект направлен на знакомство детей с русским народным фольклором посредством игровой и театрализованной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Новосибирска « Детский сад № 100» « Капитошка»
Проект по патриотическому воспитанию
для детей младшей группы
на тему: «Волшебный мир фольклора»
Аннотация: Проект направлен на знакомство детей с русским народным фольклором посредством игровой и театрализованной деятельности.
Ключевые слова: проект
Автор: Васильева Татьяна Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Новосибирск 2025 г.
Паспорт проекта
Позиция проекта | Содержание |
Название проекта | «Волшебный мир фольклора» |
Автор проекта | Воспитатель |
Направленность (соотнесение с предметной областью) | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное |
Адресность проекта | - Дети младшей группы 3–4 года - Воспитатели - Родители |
Сроки реализации | Краткосрочный (2 недели) Временные характеристики
- Сбор и изучение материалов - Разработка планирования и материалов - Подготовка необходимых ресурсов - Информирование родителей 2. Основной этап - Практическая работа с детьми и родителями 3. Заключительный этап -Оценка результатов проекта - Подведение итогов - Составление отчетности - Рекомендации для продолжения работы |
Цель проекта | Познакомить детей с элементами русского фольклора через потешки, заклички, песенки и сказки, развить чувство гордости за культуру и традиции своего народа, а также обогатить развивающую среду в группе. |
Краткое описание | Проект направлен на знакомство детей с русским народным фольклором посредством игровой и театрализованной деятельности. В течение двух недель дети изучают потешки, заклички, народные песенки и сказки, участвуют в театрализованных играх, слушают аудиозаписи народных произведений и создают атрибуты для театрализованных постановок. Развивающаяся среда группы будет дополнена фольклорными элементами, способствующими погружению в культуру и традиции русского народа. В проекте активно вовлекаются родители, которые участвуют в творческих заданиях и участвуют в занятиях с детьми. |
Продукты проекта | - Пополнение театрализованного уголка: пальчиковый театр, атрибуты для ряженых (маски, сарафаны, кокошники, платки). - Выставка фольклорных книг (русские народные сказки, потешки, заклички, хороводные песни). - Методические материалы для педагогов (картотеки народных хороводных игр) - Коллекция аудиозаписей: народных песен, потешек и закличек. - Творческие работы детей |
Пояснительная записка
Идея проекта: Основная идея проекта — приобщение детей младшего дошкольного возраста к богатому наследию русского народного фольклора (потешки, заклички, песенки, сказки) через театрализованную и игровую деятельность. Проект направлен на развитие речи, памяти, творческих способностей и привитие у детей интереса к народной культуре.
Проблематика проекта: Современные дети находятся в условиях цифровой эпохи, где традиционная устаревшая народная культура отходит на второй план. Недостаточное знакомство с русским фольклором приводит к снижению интереса к народным традициям, обеднению речи и недостатку эмоционального опыта у детей. Целью данного проекта является восполнение этого пробела, погружение детей в атмосферу русского фольклора посредством театрализации, фольклорных игр и совместного творчества.
Актуальность проекта и условия возникновения опыта: Проект актуален в современных условиях, когда важно формировать у дошкольников чувство национальной идентичности, интерес к культуре своего народа и развитие устной речи. Русский фольклор — это уникальный инструмент, способствующий нравственному, эстетическому и речевому развитию ребенка. Реализация данного проекта способствует:
- формированию у детей представлений о русской народной культуре;
- развитию связной речи через знакомство с потешками, закличками и песенками;
- вовлечению родителей в совместную творческую деятельность;
- созданию обогащенной развивающей среды в группе.
Соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования
Реализация данного проекта обеспечивает выполнение следующих требований ФГОС:
- создание условий для развития ребенка в соответствии с культурными традициями;
- развитие познавательной и речевой активности детей через фольклорные формы;
- интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие).
Соответствие требованиям Федерального закона об образовании
Проект соответствует требованиям Федерального закона об образовании (от 29.12.2012 No 273-ФЗ, статья 64),
Соответствие требованиям Федерального образовательного стандарта (ФОП)
Проект отвечает следующим требованиям ФОП:
- использование игровых и театрализованных форм обучения;
- включение родителей в образовательный процесс;
- создание условий для художественно-речевого развития детей.
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование у детей 3–4 лет основ патриотического воспитания через знакомство с русским народным фольклором.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с жанрами русского фольклора (потешки, заклички, песенки, сказки).
- Формировать умения пересказывать и инсценировать народные сказки.
- Развитие элементарных знаний о русских народных традициях и культуре.
Развивающие:
- Развивать художественно-эстетическое восприятие народного творчества.
- Развивать память, внимание, воображение посредством повторения и изучения фольклорных текстов.
- Укрепление двигательной координации через хороводные игры.
- Развитие чувства ритма и интонации
Воспитательные:
- Воспитание уважения к народным традициям и ценностям.
- Развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе
Речевые
- Расширение словаря через знакомство с народными сказками, потешками и песенками, обучение пересказу и рассказыванию.
- Формирование навыков использования интонации и выразительности при инсценировках и чтении фольклора.
- Развитие четкости произношения и правильной структуры предложений.
Формы и методы работы
Формы работы:
- Чтение и инсценировка русских народных сказок.
- Разучивание потешек, закличек, песенок.
- Фольклорные игры и хороводы.
- Театрализованные постановки.
- Творческая деятельность
Методы работы:
- Наглядные (рассматривание иллюстраций, народных игрушек).
- Игровые (театрализованные игры, драматизация сказок).
- Практические. Творческие (рисование, лепка, аппликация)
- Методы стимуляции речевой активности: постановка вопросов, активное слушание.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Знакомство с основными жанрами русского фольклора.
- Развитие речи, памяти, воображения, артистических способностей.
- Формирование интереса к народным традициям.
Для родителей:
- Повышение осведомленности о значимости народного фольклора.
- Участие в совместных мероприятиях.
Для педагогов:
- Расширение методической базы по работе с фольклором.
- Обогащение развивающей среды группы.
Содержательный раздел. Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап
Цель: Создание условий для успешной реализации проекта, определение тематики, подбор и подготовка материалов.
Деятельность воспитателя:
- Организация работы:
- Определение целей, задач, форм и методов работы.
- Разработка перспективного плана реализации проекта.
- Подбор материалов:
- Сбор литературных произведений (потешки, заклички, песенки, сказки).
- Разработка конспектов занятий, сценариев театрализованных игр.
- Подготовка картотек народных игр, загадок, пословиц.
- Подбор аудиозаписей народных песен, сказок, колыбельных.
- Организация развивающей среды:
- Оформление театрализованного уголка (пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр).
- Создание выставки книг по теме русского фольклора.
- Подготовка тематического стенда с иллюстрациями к народным сказкам.
- Изготовление костюмов, масок, атрибутов для театрализованных игр.
- Взаимодействие с родителями:
- Проведение консультации «Фольклор в жизни ребенка» (разъяснение целей проекта, обсуждение форм участия).
- Анкетирование родителей: «Какие русские народные сказки, потешки, заклички знают дети».
- Подбор рекомендаций для домашнего чтения фольклорных произведений.
Ожидаемый результат:
- Подготовлена предметно-развивающая среда, обогащенная фольклорными материалами.
- Разработаны сценарии занятий и театрализованных игр.
- Родители вовлечены в процесс реализации проекта.
- Практический этап проекта
Цель: Вовлечение детей в активное знакомство с русским фольклором через различные виды деятельности, обогащение их речевого и художественного опыта, развитие интереса к традициям и культуре.
Деятельность воспитателя:
- Организация образовательной деятельности:
- Проведение занятий по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию с включением элементов фольклора.
- Театрализованные игры, инсценировки потешек и закличек.
- Организация хороводных и народных игр.
- Чтение и обыгрывание русских народных сказок, слушание аудиозаписей песен, колыбельных.
- Создание мини-спектаклей с использованием пальчикового, настольного, кукольного театра.
- Работа с родителями:
- Помощь родителей в изготовление костюмов, декораций, атрибутов для театрализованных игр.
- Организация домашнего чтения сказок и потешек.
- Развитие самостоятельной деятельности детей:
- Размещение в группе тематических зон (театральный уголок, выставка народных книг, игровые атрибуты).
- Предоставление детям возможности самостоятельно разыгрывать сказки, использовать фольклор в играх.
- Свободная художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Ожидаемые результаты:
- Дети знакомятся с фольклорными жанрами через игровые и творческие формы.
- Развиваются речевые и коммуникативные навыки, воображение и интерес к народному творчеству.
- Родители активно вовлекаются в образовательный процесс, создавая дома условия для знакомства детей с фольклором.
- Театрализованный уголок обогащается новыми атрибутами и материалами.
Перспективное планирование деятельности с детьми
Организационно-образовательная деятельность | Совместная деятельность детей и воспитателя | Индивидуальная работа | Самостоятельная игровая деятельность |
ООД. Речевое развитие | - Разучивание потешек: «Ладушки, ладушки», | - Индивидуальная работа над дикцией и четкостью произношения. Сорока-белобока». | - Игры с пальчиковым театром по мотивам потешек. - Пение потешек под музыку. |
ООД. Познавательное развитие | - Чтение сказок: «Репка», «Заюшкина избушка». | - Индивидуальная работа над пересказом сказки. | - Настольный театр по сказке «Репка». |
ООД. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) | - Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Коллективное панно «Герои народных сказок». | - Разучивание закличек «Солнышко, покажись!», | - Разрезные картинки «Герои сказок» |
ООД. Художественно-эстетическое развитие (Аппликация) | Прослушивание колыбельных песен -Чтение и разучивание закличек про весну - Хороводная игра «Каравай» | - Развитие мелкой моторики пальчиковые игры «Идет коза рогатая», | - Игровая ситуация уложим куклу спать (поем колыбельные) - Игры с пальчиковым театром |
ООД. Художественно-эстетическое развитие (Лепка) | - Игровая деятельность «Сказка на ладошке» (использование слепленных фигур). | -Разучивание потешки «Петушок» | - Самостоятельные игры с фигурками в настольном театре. |
ООД. Речевое развитие | - Разучивание закличек: «Дождик, дождик, пуще!», «Жаворонки, прилетите!» | - Индивидуальная работа над интонацией. | - Самостоятельное разыгрывание закличек в играх. - |
ООД. Музыкальное развитие | - Прослушивание песен: «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Баю-баюшки-баю». | - Индивидуальная работа по развитию диалогической речи с помощью потешек | - Свободное проигрывание мелодий на детских музыкальных инструментах. |
ООД. Физическое развитие | Настольная игра лото «Угадай сказку», - Хороводная игра» Золотые ворота» | Отработка выразительности речи с помощью малых форм фольклора | - Самостоятельное разыгрывание народных игр в свободное время. |
Перспективный план работы с родителями
Форма работы | Содержание | Сроки |
Консультация | «Фольклор в жизни ребенка» – обсуждение целей проекта, роли родителей | 1-я неделя |
Анкетирование | «Какие русские народные сказки и потешки знают дети?» | 1-я неделя |
Папка - передвижка | Подбор рекомендаций для домашнего чтения детям фольклорных произведений. | 2-я неделя |
Домашнее задание | Чтение русских народных сказок, разучивание потешек с детьми | В течение проекта |
Привлечение родителей к обогащению предметно развивающей среды по теме проекта | Помощь родителей в изготовление костюмов, декораций, атрибутов для театрализованных игр. | 2-я неделя |
Совместное мероприятие | Развлечение «В гости к нам пришла матрешка» | Завершающий этап |
3.Заключительный этап проекта
Цель: Подведение итогов проекта, обобщение полученных знаний и умений, анализ эффективности работы с детьми и родителями.
Деятельность педагога:
- Организация итогового мероприятия (фольклорный праздник, выставка детских работ).
- Анализ результатов проекта: наблюдение за речевыми навыками, творческой активностью и интересом детей к фольклору.
- Обсуждение проекта с родителями: открытая беседа, обмен мнениями.
- Подготовка рекомендаций для дальнейшей работы с детьми.
Работа с родителями:
- Фольклорное семейное развлечение «В гости к нам пришла матрешка»
- Фотоотчет «Мы открываем мир фольклора»
Деятельность с детьми:
- Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Теремок»
- Выставка детских творческих работ по теме проекта
- Развлечение «В гости к нам пришла матрешка»
Ожидаемый результат:
- Дети освоили и запомнили потешки, заклички, русские народные сказки.
- Развита выразительность речи, воображение и творческие способности.
- Повышен интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
- Создана благоприятная образовательная среда, способствующая знакомству с народным фольклором.
Продукты проекта:
- Пополнение предметно развивающей среды группы:
- Театрализованный уголок: Пальчиковый театр по русским народным сказкам («Колобок», «Репка», «Теремок»), атрибуты для театрализованных игр (маски, сарафаны, платки, кокошники)
- книжный уголок: сборник потешек и закличек в картинках, иллюстрированные русские народные сказки.
- Речевые материалы: аудиозаписи русских народных песен и закличек, подборка аудиосказок с музыкальным сопровождением.
- Методические материалы:
- картотеки народных хороводных игр
- картотеки потешек, пальчиковых игр
- рекомендации для родителей по теме: «Малые формы фольклора»
Вывод: Реализация проекта «Волшебный мир фольклора» позволила создать условия для знакомства детей с русским народным творчеством в доступной и увлекательной форме. Проект способствовал развитию речи, расширению кругозора, формированию интереса к национальной культуре, вовлечению родителей в образовательный процесс.
Перспективы дальнейшей работы
- Внедрение элементов фольклора в повседневную образовательную деятельность.
- Расширение театрализованной деятельности, создание новых постановок.
- Разработка серии занятий по сезонным народным традициям.
Значимость представленного материала для системы дошкольного образования: Проект соответствует современным требованиям ФГОС ДО и направлен на формирование духовно-нравственных ценностей у детей. Использование фольклора способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоционального интеллекта, социализации дошкольников. Включение родителей в проект укрепляет сотрудничество между семьёй и детским садом, создаёт единую образовательную среду.
Список использованной литературы
- Васильева М. А., Логинова В. И.
Методика обучения родному языку в детском саду. — М.: Просвещение, 2019. - Жуковская Р. И. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2020.
- Каплунова И. М., Новоскольцева Н. В. Музыкальные игры и забавы. — СПб.: Детство-Пресс, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по патриотическому воспитанию в 1 младшей группе на тему : « Потешки малышам»
Тип проекта: творческий, познавательный, игровой.Продолжительность проекта: краткосрочный.Разработчики проекта : Керимова Эльнара Ш.Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный и физкультурный ...

ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
Отчёт о реализации проекта...

ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
Отчёт о реализации проекта...

ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
Отчёт о проекте "Этот День Победы"...
Проект по патриотическому воспитанию Для 1 младшей группы Тема проекта: «С чего начинается Родина?»
Проект по патриотическому воспитанию Для 1 младшей группы Тема проекта: «С чего начинается Родина?» Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к ро...

проект по патриотическому воспитанию в 1 младшей группе на тему: "День народного Единства"
Краткосрочный, творческо-информационный, познавательныйпроект, целью которого является воспитание у детей 2-3 лет чувства любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, родному городу (п...

Познавательно-творческий проект по патриотическому воспитанию для детей логопедической группы на тему: « Мы помним, мы гордимся»
проект по патриотическому воспитанию...
