Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Тряпичные куклы»: Кукла-оберег «на здравие».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Владимировна

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Тряпичные куклы»:  

Кукла-оберег «на здравие».

Подготовила воспитатель: Кузнецова Е.В.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.»  

Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.

Задачи: Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления куклы-оберега  «на удачу».

                 Здравствуйте, гости званые,

                 Гостьюшки, мои желанные

                 Много гостей, много и новостей

                 А чтоб мастер-класс был веселей

                 На приветствие приглашаю гостей.

Организационный момент:

(Встаем в круг родители и дети)

Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

Хорошо! (обнялись)

Загадка для родителей:

«Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять?»  (кукла)
 С родителями  побывали в мире кукол, которыми играли наши прабабушки и прадедушки.
Родителям расказывали, что занимаясь с детьми этим видом народного прикладного искусства,  развивала у детей устойчивый познавательный интерес к обычаям, быту русского народа.
В процессе изготовления куклы собственными руками развиваются творческие способности, развивается мелкая моторика руки, прививается любовь, эстетический вкус к изделиям народных мастеров.

Издавна люди ходили на ярмарку, чтобы повеселиться, потешиться, покататься на каруселях, посмотреть и купить разные товары. Чего там только не было: и всякая кухонная утварь, и обувка, и ложки, и матрешки, и все, чего душа пожелает.

На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия. Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.  Есть такая русская народная поговорка.

В глубокой древности куклы нужны были и взрослым, и детям. Она была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток.
Самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная. Передавали даже от мамы - дочке. Тряпичных кукол было множество.
Практическая часть
Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать  
Куклу - тряпичную,

А значит необычную!

 До сих пор она без лица -
Решил так человек!

Чтоб злые духи не могли

Вселиться в куклу - оберег!

Хранит покой и счастье,
Здоровье бережет

 Учит быть мастерицами

И к доброте зовет!

В нашей лавке мастеров с родителями погружаемся в таинство изготовления кукол. Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага. Все в этом мире держится на женщине.  

А  делали мы  куклу-оберег   на здравие.
Для изготовления куклы  потребуется:
квадрат- туловище и прямоугольник – руки белой ткани, лоскут цветной  ткани, нитки мулине, тесьма, нитки.

 Изготавливали  куколку под тихую музыку (Летел голубь).

  ИТОГ:

Вы на ярмарку сходили,

Себе куклу смастерили.

У детей и родителей  получились куклы разные, интересные, неповторимые, работали с детьми с интересом, дети  учили своих мам.              

  Спасибо за участие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_proekt_kukla.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ

              Педагогический проект

«Русская кукла»

                                Участники: 

Александрович Э.Э.- заместитель заведующего по ВМР

                     Кузнецова Е.В. – воспитатель;

                     Кишкель О.И. – воспитатель;

         Дети подготовительной группы № 6 - 30 человек;

                    Родители подготовительной группы «АБВГДйка»

                                 Руководитель проекта:

воспитатель   подготовительной группы                                                                                                                                         Кузнецова Елена Владимировна

«Без памяти – нет традиций, 

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности, 

Без духовности – нет личности, 

Без личности – нет народа как исторической личности»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Тип проекта: «Социально-личностный», «Художественно-творческая деятельность», «Познавательно-речевая», «Познавательно-творческий»

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

Актуальность:

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего  народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную  куклу. Бесценность  работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?
Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Цель: 

Создать в группе мини-музей русской народной куклы

Приобщение  детей  и родителей к истокам русской народной культуры; расширение представления детей о народных игрушках и истории их возникновения

Задачи:

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол

2.Познакомить детей  с разнообразием и назначением традиционной народной куклы;

3.Научить изготавливать простые куклы своими руками;

4.Воспитывать интерес к русской  народной кукле и бережное    отношение к культуре своего народа;

5.Вовлечь  родителей  в творческую продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты :

В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.

Методы оценивания:

Оценивание результативности проектной деятельности проводится при помощи бесед с детьми, направленных на выявление представлений детей о русской народной игрушке, традициях и материале её изготовления. Данные беседы проводятся на подготовительном, промежуточном и заключительном этапах работы над проектом, что позволяет наиболее точно определить его результативность.

Реализация проекта

Подготовительный этап

  • Планирование совместной работы с детьми и родителями.
  • Беседа с детьми и анкетирование родителей.
  • Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.
  • Составление плана основного этапа проектирования.
  • Изучение сайтов  и литературы, содержащей материал по  теме проекта с образцами изготовления народных кукол.

Основной этап:

Занятия по познавательному развитию

  • знакомство с русской народной куклой, их видами.
  • кукла из глубины веков.
  • рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
  • русские народные куклы: «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка».
  • куклы из нитей.
  • Продуктивная деятельность совместно с детьми и родителями

Беседы:

  • о куклах.
  • куклы наших бабушек.
  • моя любимая кукла.
  • тряпичные куклы.

Занятия по продуктивной деятельности

Изготовление кукол:

  • «Пеленашка» «Столбушка», «Закрутка», «Крупеничка», «Обереги».
  • роспись сарафана для куклы по мотивам дымковской росписи.

Чтение художественной литературы

  • Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  • Сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
  • И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

Проведение сюжетно – ролевых игр:

«Дом», «Семья», «Детский сад», «Модницы».

Работа с родителями: анкетирование, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.

Заключительный этап:

  • выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями
  • мастер-класс по изготовлению куклы «Оберег» совместно с родителями и детьми.
  • открытое занятие: Изготовление тряпичной куклы

Виртуальная экскурсии:

  • Краеведческий музей «Русский быт»,
  • Выставка «Куклы в национальных костюмах»,
  • Музей «Куклы»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей старшей — подготовительной группы «Рождественские куклы –обереги»

Мастер-класс для детей старшей — подготовительной группы «Рождественские куклы –обереги»...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению народной тряпичной куклы «Желаница»

Цель: Познакомить педагогов с народной традиционной куклой.Задачи: воспитаниелюбвииуважениякнароднойкультуре,традициям,нравственнымценностямрусскогонарода;обучениеприемамработыстканьюкакподелочныммате...

Конспект совместного мастер-класса детей и родителей подготовительной группы по нетрадиционному правополушарному рисованию

Цель: формировать у детей эстетическое представление об особенностях составления композиции. Задачи: продолжить обучение владения кистью, закреплять навыки рисования приемом мазка. Знакомить со спосо...

Мастер-класс (видео) для родителей детей группы раннего возраста «Лепим из пластилина» Тема недели: « В мире прекрасного» 4 неделя марта «Украсим тарелочку для куклы Кати»

Ребенок учится экспериментировать и делать все новые открытия. Через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции, как позитивные, так и негативные. Кроме того, постоянные занятия...

Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы: Кукла-оберег»

Мастер-класс для родителей  «Тряпичные куклы:  Кукла-оберег»...

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы. Тема: Изготовление куклы - оберега.

Продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры....

Мастер-класс для педагогов «Тряпичные куклы»: Кукла-оберег «на удачу».

Познакомить педагогов  с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол. Познакомить с технологией изготовления куклы- оберега....