План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
материал (подготовительная группа)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 6» г. Оренбурга
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
ГРУППЫ ОБЩЕРАЗИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
6-7 ЛЕТ № 10 «МУРАВЕЙНИК»
НА 2024 -2025 УЧ. ГОД
Воспитатель: Сапогина К.П.
г. Оренбург, 2024 г.
План по самообразованию по теме:
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Данная проблема позволила определить тему исследования.
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Цель:способствовать развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи.
Задачи:
1.Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
2.Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации).
3. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
4.Подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями.
5.Обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями.
6.Обогатить методическую копилку для родителей и педагогов.
Этапы работы:
1.Личный план педагога.
2.Работа с детьми.
3.Работа с родителями.
4. Работа с педагогами.
Раздел | Содержание работы | Сроки | Практические выходы |
Личный план педагога | Изучение метод/литературы: 1.Ерофеева Т.И. и др. «Математика для дошкольников»-М, 2006. 2.Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». 3.Смоленцева А.А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием». | Сентябрь- октябрь | Анализ изученной литературы |
1. Использовать Интернет ресурсы в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru». | В течение года | ||
Подбор дидактических игр по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников. | Октябрь | Изготовление дидактических игр по ФЭМП. | |
Работа над модернизацией предметно- развивающей среды в группе (пополнение уголка). | В течение года | ||
Оформление выставки: «математические игры и упражнения для дошкольника». | Февраль | ||
Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год. | Май | ||
Работа с детьми | Чтение математических сказок: 1. «Теремок». 2. «Математика в лесу». 3. «Яблоко» и др. | Сентябрь | Совместная деятельность |
Дидактическая игра и упражнение «Раскрась, продолжая закономерность». | Октябрь | Совместная деятельность и игровая деятельность | |
Дидактические игры с цифрами и числами: 1.«Какой цифры не стало?»; 2. «Что изменилось?»; 3. «Считай - не ошибись!» и т.д. | Ноябрь | Совместная деятельность и игровая деятельность | |
Дидактические игры на ориентировки в пространстве: 1.«Найди похожую»; 2. «Художники»; 3. «Найди игрушку» и т.д. | Декабрь | Совместная деятельность и игровая деятельность | |
Дидактические игры на закрепление понятия «Количество и счёт» («Математические весы», «Какой математический знак», «Больше, меньше, равно» и др). | Январь | Совместная деятельность и игровая деятельность | |
Сюжетно-ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: 1.« Кондитерская фабрика» (количество, форма, ориентировка в пространстве, счетные действия). 2.« Ветеринарная клиника» (количественный и порядковый счет). 3.«Почта» (количество, величина, цвет). | Февраль | Совместная деятельность и игровая деятельность | |
Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве и времени. «Что, где находится?», «Волшебное дерево», Лэпбук «Время». | Март | Совместная деятельность | |
Игры «Головоломки» («Танграмм», «Мальчики», «Покажи по-разному»). | Апрель | Совместная деятельность и игровая деятельность | |
Настольная игра «Шашки», «Шахматы», «Русское лото». | Май | Совместная деятельность и игровая деятельность | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». | Сентябрь | Анкета для родителей. |
Обработка анкет, индивидуальное консультирование родителей по результатам анкетирования. | Октябрь | Информация в уголке для родителей. | |
Консультация для родителей «Развитие математических способностей дошкольника». | Декабрь | Информация в уголке для родителей. | |
Совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития. | Январь | Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками» | |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед. | В течение года | Рекомендации | |
Консультация для родителей «Игра в развитии математических способностей». | Март | Информация в уголке для родителей. | |
Буклет для родителей «Математические игры с ребенком». | Апрель | Информация в уголке для родителей. | |
Работа с педагогами | Составление картотеки задач на логическое мышление, задач в стихах. | Октябрь | Консультация |
Рекомендации «Организация логико – математических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» | Декабрь | Рекомендации | |
Консультация «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста» | Февраль | Консультация | |
Обобщение опыта. Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры». | Апрель | Консультация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений в старшей группе".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

План по самообразованию "«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приемами сочетающие практическую и игровую деятельность дошкольников»
Изучить актуальность, теоретические предпосылки, обоснования, полезность и практические приемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников,...

План по самообразованию: « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников »
самообразование...

План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...

Творческий отчёт: «Использование игровых приемов и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных игровых приемов и дидактических игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение математики, способствовать развитию у детей вниман...

План самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.Задачи:1. проанализировать психолого-педагогическую литературу ...

План по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Повышение теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы...
