План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Сапогина Карина Павловна

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 114_plan_po_samoobrazovaniyu_6-7_let.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 6» г. Оренбурга

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

ГРУППЫ ОБЩЕРАЗИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

6-7 ЛЕТ № 10 «МУРАВЕЙНИК»

НА 2024 -2025 УЧ. ГОД

Воспитатель: Сапогина К.П.

г. Оренбург, 2024 г.

План по самообразованию по теме:

«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя   разнообразные   дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Данная проблема позволила определить тему исследования.

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Цель:способствовать развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи.

Задачи:

1.Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.

2.Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации).

3. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

4.Подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями.

5.Обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями.

6.Обогатить методическую копилку для родителей и педагогов.

Этапы работы:

1.Личный план педагога.

2.Работа с детьми.

3.Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

Раздел

Содержание работы

Сроки

Практические выходы

Личный план педагога

Изучение метод/литературы:

1.Ерофеева Т.И. и др. «Математика для дошкольников»-М, 2006.

2.Помораева И.А., Позина В.А.

«Формирование элементарных математических представлений».

3.Смоленцева А.А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием».

Сентябрь- октябрь

Анализ изученной литературы

1. Использовать Интернет ресурсы  в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

В течение года

Подбор дидактических игр по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников.

Октябрь

Изготовление дидактических игр по ФЭМП.

Работа над модернизацией предметно- развивающей среды в группе (пополнение уголка).

В течение года

Оформление выставки: «математические игры и упражнения для дошкольника».

Февраль

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май

Работа

с детьми

Чтение математических сказок:

1. «Теремок».

2. «Математика в лесу».

3. «Яблоко» и др.

Сентябрь

Совместная деятельность

Дидактическая игра и упражнение  «Раскрась, продолжая закономерность».

Октябрь

Совместная деятельность и игровая деятельность

Дидактические игры с  цифрами и числами:

1.«Какой цифры не стало?»;

2. «Что изменилось?»;

3. «Считай -  не ошибись!» и т.д.

Ноябрь

Совместная деятельность и игровая деятельность

Дидактические игры на ориентировки в пространстве:

1.«Найди похожую»;

2. «Художники»;

3. «Найди игрушку» и т.д.

Декабрь

Совместная деятельность и игровая деятельность

Дидактические игры на закрепление понятия «Количество и счёт»

(«Математические весы», «Какой математический знак», «Больше, меньше, равно» и др).

Январь

Совместная деятельность и игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

1.« Кондитерская фабрика» (количество, форма, ориентировка в пространстве, счетные действия).

2.« Ветеринарная клиника» (количественный и порядковый счет).

3.«Почта» (количество, величина, цвет).

Февраль

Совместная деятельность и игровая деятельность

Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве и времени. «Что, где находится?», «Волшебное дерево», Лэпбук  «Время».

Март

Совместная деятельность

Игры «Головоломки» («Танграмм», «Мальчики», «Покажи по-разному»).

Апрель

Совместная деятельность и игровая деятельность

Настольная игра «Шашки», «Шахматы», «Русское лото».

Май

Совместная деятельность и игровая деятельность

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Сентябрь

Анкета для родителей.

Обработка анкет, индивидуальное консультирование родителей по результатам анкетирования.

Октябрь

Информация в уголке

для родителей.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей дошкольника».

Декабрь

Информация в уголке

для родителей.

Совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития.

Январь

Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками»

Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

Рекомендации

Консультация для родителей «Игра в развитии математических способностей».

Март

Информация в уголке

для родителей.

Буклет для родителей «Математические игры с ребенком».

Апрель

Информация в уголке

для родителей.

Работа с педагогами

Составление картотеки задач на логическое мышление, задач в стихах.

Октябрь

Консультация

Рекомендации «Организация логико – математических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Декабрь

Рекомендации

Консультация «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»

Февраль

Консультация

Обобщение опыта.

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников

элементарных математических

представлений через

дидактические игры».

Апрель

Консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений в старшей группе".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

План по самообразованию "«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приемами сочетающие практическую и игровую деятельность дошкольников»

Изучить актуальность, теоретические предпосылки, обоснования, полезность и практические приемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников,...

План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...

Творческий отчёт: «Использование игровых приемов и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных игровых приемов и дидактических игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение математики, способствовать развитию у детей вниман...

План самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.Задачи:1. проанализировать психолого-педагогическую литературу ...

План по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Повышение  теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы...