«Этот удивительный мир!»
проект (старшая группа)

Трубникова Татьяна Геннадиевна

Педагогический проект позволит углубить становление экологической культуры старшего дошкольника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_prirody.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Рябинка»

«Этот удивительный мир!»

Педагогический проект

естественно-научной направленности

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

Трубникова Т.Г., воспитатель

Мариинск

2023

Пояснительная записка

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица

Проект  «Этот удивительный мир!» – проект ознакомительного уровня для воспитанников старшего дошкольного возраста. Особенностью данного проекта является то, что он модифицированный – адаптирован к условиям организации образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность проекта обусловлена обеспечением преемственности в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Современная жизнь невозможна без природных ресурсов: вода, воздух, солнце, электроэнергия. Ведь они окружают нас повсюду. Проблема разумного использования природных ресурсов является одной из главных проблем человечества. Сохранение природных ресурсов - это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий.  

Актуальность проекта. Педагогический проект позволит углубить становление экологической культуры старшего дошкольника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В процессе экспериментов дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельностьпедагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. 

Цель проекта: развитие естественнонаучных знаний о явлениях и многообразии природы, через экспериментально-исследовательскую деятельность и формирование совместного детско-родительского интереса к сохранению природных ресурсов.

Экспериментальная деятельность направлена на реализацию следующих задач:

-формировать способность видеть многообразие мира;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;

- развивать навыки бережливого поведения в отношении природы;

-развивать речь;

-расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

- поддерживать совместный детско-родительский интерес к сохранению природных ресурсов.

Направленность проекта – формирование естественно - научной грамотности

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации проекта – 1 год. Объем часов – 27 часов в год

Форма обучения – очная

Ожидаемые результаты:

 - познавательный интерес к окружающему миру, взаимоотношениям в ним;

 - гуманное отношение к объектам окружающего мира;

- положительно-эмоциональное отношение к природным объектам;

 - установка на важность бережного отношения к природе;

 - динамика формирования навыков культурного поведения в природе;

 - создание и представление творческих работ;

Особенности организации образовательного процесса

Проект обучения «Этот удивительный мир!» строится в соответствии с возрастными особенностями развития дошкольников, соответствуют требованиям ФОП ДО, ФГОС ДО. Адекватность требований нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышает их эффективность. Занятия в рамках дополнительного образования проходят в кабинете дополнительного образования, который оснащен специальным оборудованием и мебелью для опытно-экспериментальной деятельности. Занятия проходят со всеми воспитанниками старшего дошкольного возраста без ограничений.

Режим занятий

Занятия по проекту «Этот удивительный мир» проводятся в рамках дополнительного образования  проводятся с воспитанниками старшего дошкольного возраста 6-7 лет, 1 раз в неделю, по 25 минут.

Учебно-тематический план

Количество занятий

Практика

Теория

Введение. Анализ уровня развития воспитанников

2

-

2

Вода

7

4

3

Воздух

8

5

3

Растения. Лес

2

1

1

Человек в природе

4

3

1

Солнце

4

2

2

Почва, камни, песок, глина

5

1

4

Итоговое занятие

1

1

-

Итоговыймониторинг

2

-

2

35

17

18

Содержательный раздел проекта.

  1. Вода.

Теория. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизнирастений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора. Вода  и наше здоровье. Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Важность воды на здоровье.

Практическая работа. Опыты «Исследование воды»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, в которых упоминаются водные объекты).

  1. Воздух.

Теория.  Значение воздуха  в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Воздух, как среда обитания живых организмов. Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье. Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, опасность дышать загрязненным воздухом, понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.д.). Уход за растениями в оранжерее сада, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

Практическая работа.Опыты «Исследование воздуха»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, которые отражают характер погоды); дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

  1. Растения. Лес.

Теория. Лес, как пример сообщества. Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Лес и человек. Значение растений, как части природы; их роль в жизни человека. Растения Красной книги. Лес и наше здоровье. Охрана леса. Воспитывающий компонент. Умение видеть красоту леса. Бережное отношение к природе.

Практическая работа.Опыты с растениями и древесиной.

  1. Человек в природе.

Теория.Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Факты от отрицательного воздействия человека на природу.  Примеры рационального использования природы человеком. Как жить в дружбе с природой. Соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов).Опасность разведения костров в природе, профилактика пожаров. Воздействие бытовых отходов на окружающую среду. Раздельный сбор мусора. Воспитывающий компонент. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.

Практическая работа:Работа с интерактивной доской, опыты, создание стенгазет и

памяток, творческие работы детей. Совместный с родителями эколого-волонтерский проект «Добрые крышечки!» (сбор крышечек). Совместный  проект-акция воспитанников с родителями «Сбережем природу от огня» - творческие работы.

  1. Солнце.

Теория. Солнце – источник света и тепла.  Солнце – планета солнечной системы. Роль света в жизни растений и животных. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека. Солнце и наше здоровье.  Воспитывающий компонент. Красота природы в разные времена года.

Практическая работа.Опыты: роль солнца в жизни живых организмов.

  1. Почва, камни, песок, глина.

Теория.Почва, как верхний слой земли: «живая земля». Значение почвы для жизни растений. Песок и глина вокруг нас. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость.Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются). Воспитывающий компонент. Воспитание  бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.

Практическая работа. Опыты: «Исследование почвы, песка, глины, камней. Сравнение».

  1. Итоговое занятие. Викторина «Что? Где? Когда?»Кроссворды, ребусы, загадки, «Найди отличия!»
  2. Итоговый мониторинг.
  3. Работа с родителями в рамках проекта «Берегите этот удивительный мир!»:

изготовление картотеки опытов, создание памяток:  «Как вести себя в природе?», «Раздельный сбор мусора», папки – передвижки «Сохраним природные ресурсы», «Человек в природе», совместная работа воспитанников с родителями: конкурс «Чем я могу сейчас помочь природе?», продолжение акции «Добрые крышечки».

Список  литературы

  1. Рыжова  Н. А. Программа «Наш дом - природа».- М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2020. - 192 с.
  2. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. – 208 с. :цв. ил.

3.  Шапито А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ СФЕРА, 2021. - 128с. (Библиотека воспитателя).

4. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

5. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 320 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

6. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 240 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие " Этот удивительный мир шляп"

                         Комплексное  занятие ...

Сценарий физкультурного праздника "Этот удивительный цирк"

Физкультурный праздник для старшей и подготовительной групп детского сада...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Этот удивительный песок...

Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...

Консультация для родителей "Этот удивительный мир на даче"

Консультация для папок- передвижек и стендов в групповых родительских уголках на тему - на ,что обратить внимание ребенка летом....

Этот удивительный ранний возраст

консультация для родителей...

Презентация "Этот удивительный мир"

Материал для НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЖИЛИЩА....