Курсовая работа на тему "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных качеств старших дошкольников"
материал (старшая группа)

Горелышева Полина Денисовна

Курсовая работа в помощь, раскрыт смысл роли сеьи в воспитании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorelysheva_p_d_kursovaya_1.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический

университет»

(ГГТУ)

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников

дисциплина «Проектная и исследовательская деятельность в

профессиональной сфере»

Выполнила:

Горелышева Полина Денисовна, студентка группы ДО.#1040; по специальности Дошкольное образование очной формы обучения Руководитель:

Давыдова Галина Алексеевна

Оценка: ______/_______________

Подпись руководителя _________

Истра

2025

1. Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность духовно-нравственных ценностей 5

2. Особенности воспитания духовно-нравственных ценностей старших

дошкольников 9

3. Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей старших

дошкольников 14

Заключение 20

Список используемой литературы 22


Введение

Духовно-нравственное воспитание является одной из ключевых задач современного общества, поскольку именно оно формирует личность, способную к моральному выбору, социальной ответственности и гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на формирование у детей ценностей, норм и представлений, которые соответствуют традиционным духовно-нравственным и культурным ценностям России [1]. В условиях стремительных изменений, происходящих в социальной, экономической и культурной сферах, вопрос о воспитании духовно-нравственных ценностей у детей становится особенно актуальным. В этом контексте семья выступает как первичный и наиболее значимый институт социализации, который закладывает основы нравственного сознания и духовного развития ребенка. Семья, как основа воспитания, играет уникальную роль в формировании у дошкольников представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, любви и ненависти. Именно в семейной среде ребенок впервые сталкивается с моральными нормами и ценностями, которые затем становятся основой его поведения и отношения к окружающим. Важно отметить, что духовно-нравственные ценности, усвоенные в детстве, оказывают долговременное влияние на личность, определяя ее жизненные ориентиры и выборы в будущем. Важно, чтобы ценности, прививаемые в семье, находили свое отражение в образовательной среде, что позволит создать единое пространство для формирования нравственных ориентиров у дошкольников.

В условиях современного общества, где нравственные ориентиры часто подвергаются сомнению, роль семьи становится особенно важной. Она не только формирует личностные качества ребенка, но и способствует его успешной социализации в обществе.

Объект: воспитание духовно-нравственных ценностей старших дошкольников

Предмет: роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников

Цель: изучение роли семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников Задачи:

  1. Изучить понятие и сущность духовно-нравственных ценностей
  2. Рассмотреть особенности воспитания духовно-нравственных ценностей старших дошкольников
  3. Определить роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников


#1055;онятие и сущность духовнонравственных ценностей

Духовно-нравственные ценности – это базовые представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, которые начинают формироваться в этом возрасте и служат основой для их нравственного развития и становления личности. Они проявляются в отношении ребенка к себе, к окружающим людям, к миру природы и предметам. Важно понимать, что в силу возраста эти ценности усваиваются детьми не абстрактно, а через конкретные примеры, поступки, эмоциональный опыт. Сущность духовно-нравственных ценностей можно описать через несколько ключевых аспектов.

Эмоциональная основа: ценности переживаются ребенком эмоционально. Добро ассоциируется с радостью, удовольствием, зло – с грустью, страхом, неприятными ощущениями. На этом этапе важно развивать эмпатию – способность сопереживать другим.

Конкретность и образность: дошкольники воспринимают мир конкретно. Для них важно видеть примеры добра и зла в реальной жизни, в сказках, историях. Абстрактные понятия им недоступны.

Связь с поступками: ценности проявляются в конкретных действиях ребенка. Например, помочь другу, поделиться игрушкой, пожалеть животное. Важно поощрять такие поступки и обсуждать их с ребенком.

Зависимость от ближайшего окружения: основной источник духовно-нравственных ценностей для дошкольника – семья, воспитатели, друзья. Они являются ролевыми моделями, с которых ребенок "считывает" правила поведения и отношения к миру.

Динамичность и изменчивость: система ценностей дошкольника постоянно развивается и меняется под влиянием нового опыта. Важно создавать условия для позитивного развития, формируя у ребенка стремление к добру, справедливости, состраданию. Семья занимает центральное место в воспитании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Именно в семейной среде закладываются основы нравственного поведения, формируются личные принципы и этические установки. Взаимодействие между родителями и детьми, их совместная деятельность и коммуникация создают уникальные условия для передачи культурных традиций и духовных ценностей. Уважение, сострадание и ответственность – это те качества, которые должны активно развиваться в ребенке с первых лет жизни. Именно эти качества определяют его позицию в социуме и влияют на дальнейшие отношения с окружающими людьми. Традиционно считается, что дошкольный возраст является особенно важным периодом в воспитании, когда происходит активное усвоение эмоциональных и нравственных норм. На этом этапе ребенок активно исследует мир, исследуя его через призму семейных ценностей и традиций. Формирование духовно-нравственной культуры происходит через примеры поведения родителей, семейные ритуалы и совместные занятия, которые дают возможность ребенку видеть и понимать, что такие ценности, как любовь, забота и заблуждение, являются основой всего. Важность вовлеченности родителей в жизнь ребенка нельзя недооценивать, поскольку именно они становятся первыми носителями этих ценностей [1]. Культурная идентификация, основанная на знаниях о семье и традициях народа, также имеет значительное влияние на развитие духовно-нравственных понятий. Важным является то, как родители передают своему ребенку знания о культуре своего народа и о духовных ценностях. Наиболее эффективными формами передачи являются совместные занятия: чтение книг о национальных героях, ознакомление с народными сказками, участие в традиционных праздниках и т.д. Такие действия не только обогащают эмоциональный мир ребенка, но и помогают ему понять, как действовать в несколько конфликтных ситуациях [2]. Современные исследования подчеркивают необходимость интеграции духовно-нравственного воспитания как в семье, так и в образовательных учреждениях. Это требует четкой координации действий родителей и педагогов. Возможно, так называемая "семейная образовательная программа" поможет построить эффективное взаимодействие между детским садом и домом. Следует отметить, что сотрудничество между семьями и дошкольными образовательными учреждениями в духе единства и согласия создает положительный климат для воспитания детей, способствуя формированию тех самых духовных и нравственных ценностей [3]. Важным аспектом является и духовное воспитание, которое не должно быть узким и однобоким, а должно включать в себя аспекты различного культурного наследия. Обогащение ребенка через знания различных культур поможет ему сформироваться как личности, способной к сопереживанию и пониманию различных точек зрения. Такой подход требует от родителей открытости и готовности к диалогу с другими культурами. Опыт показывает, что дети, выросшие в многонациональных и многокультурных окружениях, могут более успешно адаптироваться к жизненным условиям и находить общий язык с представителями различных народов. Существует много факторов, влияющих на процесс воспитания духовно-нравственных ценностей в семье. Все эти факторы можно рассматривать в контексте индивидуальных особенностей ребенка, которые могут накладывать свой отпечаток на восприятие и усвоение родительских ценностей. Например, дети, у которых родители активно участвуют в социальном жизни, скорее всего, будут более открытыми и отзывчивыми, чем те, чье воспитание прошло в более замкнутой атмосфере [10]. Понимание важности мечты, дружбы и доверия в семейных отношениях создает надежный фундамент для воспитания гармоничной личности. При этом родители должны быть не только наставниками, но и примером, показывая на практике, что нравственные ценности не являются абстракцией, а находят свое выражение в ежедневной жизни. Воспитание духовно-нравственных ценностей — длительный и сложный процесс, требующий терпения и последовательности. Важно помнить, что личный пример взрослых играет ключевую роль в этом процессе [4].

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной задачей современной системы дошкольного образования и представляет собой важный компонент социального заказа общества.

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование и становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И, соответственно, развивает такие качества, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности и уважение к людям.

В образовательных программах нового поколения для детей дошкольного возраста приоритеты отданы формированию системы знаний, развитию интеллектуальных и умственных способностей, отсутствуют конкретные задачи и мероприятия по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет слаженной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

2. Особенности воспитания духовнонравственных ценностей у старших

дошкольников

Для формирования нравственных качеств ребёнка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к самому себе и другим людям, что является основой доброжелательного отношения к окружающим, готовности к общению. Нравственные качества формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребёнка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе у детей дошкольного возраста отмечается высокая восприимчивость, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали [5].

Воспитание духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников имеет свои особенности, связанные с возрастными психологическими характеристиками детей этого периода:

  1. Наглядность и образность.

Использование художественных произведений: чтение сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок, просмотр мультфильмов с яркими нравственными примерами. Обсуждение поступков героев, их мотивов, последствий.

Ролевые игры: проигрывание ситуаций, требующих нравственного выбора, помогает детям "примерить" на себя разные роли и понять последствия своих действий.

Наглядные пособия: использование картинок, иллюстраций, плакатов,

которые наглядно демонстрируют нравственные нормы и ценности.

  1. Деятельностный подход.

Совместная деятельность: организация совместных игр, труда, творческих занятий, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, помогать, делиться, проявлять заботу.

Создание проблемных ситуаций: предложение ситуаций, требующих нравственного выбора, и совместное обсуждение возможных решений.

Поощрение просоциального поведения: важно хвалить и поощрять детей за проявление доброты, сочувствия, взаимопомощи.

  1. Личностно-ориентированный подход.

Учет индивидуальных особенностей: каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его темперамент, характер, интересы при выборе методов воспитания.

Создание атмосферы доверия и принятия: ребенок должен чувствовать себя в безопасности, чтобы открыто выражать свои чувства и мысли.

Развитие эмпатии: способности сопереживать, понимать чувства других людей. Это достигается через чтение художественной литературы, обсуждение различных ситуаций, ролевые игры.

  1. Сотрудничество с семьей.

Родители – главные воспитатели: семья играет ключевую роль в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка. Важно взаимодействие с родителями, консультирование, совместные мероприятия.

Единство требований: необходимо согласовывать методы воспитания в

детском саду и семье, чтобы избежать противоречий и путаницы у ребенка. 5. Положительный пример взрослых.

Воспитатель – образец для подражания: дети учатся, наблюдая за поведением взрослых. Важно, чтобы воспитатель сам демонстрировал нравственные качества, которые стремится привить детям.

Создание нравственно-ориентированной среды: в группе детского сада должна царить атмосфера доброжелательности, взаимоуважения, сотрудничества.

Воспитание духовно-нравственных ценностей – это не разовые мероприятия, а постоянный, ежедневный процесс, пронизывающий все виды детской деятельности. Терпение, любовь, внимание к индивидуальности каждого ребенка – ключ к успеху в этом важном деле. Дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы личности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовнонравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств у дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности [6].

Сегодня необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность и доброта, дружба и вражда, и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем, по мере взросления ребенка. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения [8]. Если примеры из опыта жизни ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения собственного одобрения своих нравственных поступков. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику разобраться в этом непростом мире.

В современных социально-экономических и культурно-исторических условиях приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие ребенка, раскрытие его интеллектуально-творческого потенциала. Содержание дошкольного образования сегодня ориентировано не только на формирование ключевых компетенций, но и на воспитание личности ребенка, которое понимается как процесс становления духовного образа ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром [21].

Воспитание духовно-нравственной личности возможно совместными усилиями светской и церковной систем образования. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и сегодня видно, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества [11].


3. Роль семьи в воспитании духовнонравственных ценностей у старших

дошкольников

Семья – это первый и самый важный социальный институт, с которым сталкивается ребенок. Именно в семье закладываются основы его личности, формируются мировоззрение, система ценностей и моральные принципы. Никакой другой социальный институт не способен в такой степени повлиять на формирование духовно-нравственной сферы ребенка, как семья. Это обусловлено рядом факторов:

  1. Эмоциональная близость и безусловная любовь.

Семья – это среда, где ребенок чувствует себя защищенным и любимым. Безусловная любовь родителей создает атмосферу доверия и принятия, которая необходима для усвоения нравственных норм. Ребенок, уверенный в любви родителей, более открыт к восприятию их ценностей и стремится им подражать. Именно в семье ребенок впервые сталкивается с понятиями добра и зла, справедливости и милосердия, честности и ответственности, не в теоретической форме, а через конкретные поступки близких людей. Эта эмоциональная окраска знаний делает их более значимыми и устойчивыми.

  1. Первичная социализация и формирование мировоззрения.

В семье ребенок усваивает основные социальные нормы и правила поведения. Он учится взаимодействовать с другими людьми, выражать свои эмоции, разрешать конфликты. Родители являются для него первыми и главными учителями жизни. Они передают ему свой жизненный опыт, свои представления о мире, свои ценности. Этот процесс первичной социализации играет ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка и его нравственных установок. От того, какие ценности доминируют в семье – материальные или духовные, индивидуалистические или коллективистские, – зависит и нравственный облик ребенка.

  1. Традиции и культурное наследие.

Семья – хранительница культурных традиций и духовного наследия. Через семейные обычаи, праздники, рассказы о предках ребенок приобщается к культуре своего народа, усваивает его нравственные идеалы и ценности. Это способствует формированию его национальной идентичности и патриотических чувств. Семейные истории, легенды, предания обогащают внутренний мир ребенка, развивают его воображение и нравственное чутье. Они учат его ценить историю своей семьи, своего рода, своей страны.

  1. Повседневный пример и ролевые модели.

Дети учатся не только через слова, но и через наблюдение за поведением взрослых. Родители являются для них главными ролевыми моделями. Если родители честны, добры, ответственны, то и ребенок с большой вероятностью будет стремиться к этим качествам. Напротив, если родители демонстрируют агрессию, эгоизм, неуважение к другим, то ребенок может усвоить и эти негативные модели поведения. Поэтому так важно, чтобы родители сами были носителями тех духовно-нравственных ценностей, которые они хотят привить своим детям. Нельзя воспитывать трудолюбие, если сам ленишься, нельзя учить честности, если сам обманываешь. Дети очень чувствительны к несоответствию слов и дел.

  1. Создание нравственно-ориентированной среды.

Семья создает определенную моральную атмосферу, которая оказывает глубокое влияние на формирование личности ребенка. Взаимоотношения между членами семьи, их общение, совместная деятельность формируют у ребенка представления о том, что такое любовь, дружба, взаимопомощь, уважение. Если в семье царит атмосфера взаимопонимания, доверия, уважения к личности каждого, то ребенок вырастает добрым, отзывчивым, способным к сопереживанию [7].

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Впервые и в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни [13].

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. И воспитатели должны помочь родителям в корректировке семейного воспитания.

Дети должны усвоить такие понятия, как - забота, любовь, уважение, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья [12].

Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются, в семье уважают друг к друга [17].

Семейные ценности — это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым можно понять, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей.

Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными [14].

Задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовнонравственной личности.

Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями необходимо объяснять им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Содержание, формы и методы воспитания детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. Огромную роль в формировании таких качеств как терпение, миролюбие, послушание, чувства долга и ответственности играет знакомство с народными сказками [20].

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и меж семейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей [16].

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности, семейных ценностей у дошкольников, необходимо привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи. Например, помочь организовать такие проекты, как «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».

Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка [18].

Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения [19].


Заключение

Семья, как основной институт социализации, играет незаменимую роль в формировании личности ребенка, его нравственных устоев и духовных ориентиров. В процессе изучения и анализа литературы о понятиях духовно-нравственного воспитания было понятно, что именно в семье закладываются основы моральных норм и ценностей, которые впоследствии становятся основой для взаимодействия ребенка с окружающим миром. Семейные ценности, такие как любовь, уважение, честность и ответственность, оказывают значительное влияние на развитие духовной сферы дошкольников. Важно отметить, что именно в семейной атмосфере ребенок получает первые уроки нравственности, учится различать добро и зло, формирует свои представления о справедливости и честности. В ходе изучения материала было выявлено, что дети, воспитывающиеся в семьях, где ценятся духовные и нравственные качества, демонстрируют более высокие показатели в области эмоционального интеллекта, социальной адаптации и межличностных отношений. Согласованность действий семьи и образовательных учреждений также является важным понятием, который был рассмотрен в изучении материалов. Взаимодействие между родителями и педагогами создает единое пространство для воспитания, где ценности, прививаемые в семье, поддерживаются и развиваются в детском саду. Это сотрудничество позволяет создать гармоничную образовательную среду, в которой ребенок чувствует поддержку и понимание, что, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению духовно-нравственных норм.

Родители должны осознавать свою роль в воспитании детей и стремиться к тому, чтобы их действия и слова были согласованы с теми ценностями, которые они хотят привить своим детям. Общая оценка значимости семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей подчеркивает, что именно семья является первым и наиболее важным учителем для ребенка. В условиях современного общества, где нравственные ориентиры часто подвергаются сомнению, роль семьи становится особенно актуальной. Воспитание духовно-нравственных ценностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент для формирования ответственного, доброго и отзывчивого человека, способного к конструктивному взаимодействию с окружающим миром. Семья не только формирует личностные качества ребенка, но и является основным источником духовных и нравственных ориентиров, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни. Важно, чтобы родители осознавали свою ответственность и активно участвовали в воспитательном процессе, создавая тем самым условия для гармоничного развития своих детей. В конечном итоге, именно от семьи зависит, каким человеком вырастет ребенок, и какие ценности он будет нести в мир.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). - Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2021. [Электронный ресурс].
  2. Федеральная образовательная программа в сфере образования. - Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2023.

[Электронный ресурс]

  1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника:

разбираем ФГОС ДО вместе // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.- № С. 12–22.

  1. Андриенко, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научен вектор на Балканите.#8470; 1 (3).- С. 5-8.
  2. Ашиков, В. И. Семицветик авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. 483 с.
  3. Богомазова, Т. М. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ / Т. М. Богомазова, С. Н. Богомазова // Наука и образование: новое время.- №4 (15). - С. 227–229.
  4. Воронова, М. Н. Приобщение старших дошкольников к традициям русского народа // Приоритетные направления развития науки и образования.- №1 (8).- С. 108–110.
  5. Гладких, Л. П. Основы духовно-нравственной культуры:

парциальная образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений.- Курск, 123 с.

  1. Гладких, Л. П. Основы духовно-нравственной культуры:

парциальная образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений.- Курск, 230 с.

  1. Гуторов, Ю. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогическое и христианское осмысление // Труды Нижегородской духовной семинарии.- 2024. -№ 3 (24). - С. 160-194.
  2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- 4-е изд.- Просвещение, 142 с.
  3. Захарченко, М. В. Система духовно-нравственного воспитания в образовании Калининградской области // Калининградский областной институт развития образования. 215 с.
  4. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС ДО // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. № С. 18–26.
  5. Коноваленко, Л. А. Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО // Наука и образование: новое время.- №2 (13). - С. 579–582.
  6. Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Детский сад от А до Я.- № С. 32–39.
  7. Макарова, О. Г. Духовно-нравственное воспитание ребёнка в ДОУ через народные традиции семьи // Наука и образование: новое время. №2 (13).- С. 551–556.
  8. Науменко, Ю. Программа духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ: проектирование содержания Ю. Науменко // Коррекционно-развивающее образование.- № С. 19–32.
  9. Нищева, Н. В. Я люблю Россию! Парциальная программа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Нищева, Н.В.- Санкт-Петербург, №15 (23). - С. 264-312
  10. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду // В. И. Петрова, Т. Д. Стульник.- 185 с.
  11. Скотарь, О. Т. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Наука и образование: новое время.- №5 (16). - С. 659–668.
  12. Штольц, Ю. М. Реализация процесса духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения образования // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - № 2 (50). - С. 197-201.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

обмен опытом "Роль семьи в воспитании духовно-нравственного воспитания дошкольников"

 В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении лично...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"

Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников

laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...