Программа кружка «Природа и малыши» 3-4года
рабочая программа (младшая группа)

Макарова Юлия Леонидовна

КРУЖОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_priroda_i_malyshi_3-4goda.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Едэйко» г.Лабытнанги

Рабочая программа дополнительного образования

«Природа и малыши»

Для второй младшей группы

(3-4 года)

Составила; Воспитатель Макарова Юлия Леонидовна

г.Лабытнанги

2025 год

Пояснительная записка.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием.

Важным является вопрос о содержании наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Одной из приоритетных задач детского сада является задача оздоровления детей. Игры с водой благодатно действуют на ребенка. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Программно-методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Цель.

Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

Задачи:

1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3. Воспитывать у детей интерес к природе через наблюдения и игры.

Основные направления.

Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение свойства воды через игры и эксперименты.

Исследовательское направление осуществляется в виде экскурсий, наблюдений, опытов.

Участники - дети второй младшей группы.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во второй половине дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности. Продолжительность 15 мин.

Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, беседы.

Методы, используемые для реализации задач кружка.

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, эксперименты.

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, загадывание загадок, рассказы воспитателя.

Игровые методы: малоподвижные, дидактические, ролевые игры.

Основные методические приемы реализации.

- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

- Подобрать дидактический материал для проведения кружковой работы.

- Организация образовательной, игровой и экспериментальной деятельности с детьми.

- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста (мониторинг)

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

         В процессе работы предполагается, что детей приобретут знания о воде: ее свойствах, значении и назначении, об уходе за растениями, познакомятся с некоторыми обитателями воды.

Литература:

1. О. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» с детьми 2-7 лет.

2. С. Николаева «Юный эколог».

3. О. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».

4. А. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

5. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

6. К. И. Чуковский «Мойдодыр».

Календарно – тематическое планирование                                            работы экологического кружка.

Сентябрь.

  1. Целевая прогулка по территории детского сада.

Цель. Знакомство с территорией детского сада.

  1. Знакомство с водой.

Цель. Знакомство со свойствами воды (необходимость воды для роста растений).

  1. Потешка «Водичка… »

Цель. Продолжить знакомство со свойствами воды (личная гигиена). Заучивание потешки.

  1. «Купание куклы Кати».

Цель. Наблюдение за свойствами воды.

Октябрь.

  1. Наблюдение за дождем, лужами. Эксперимент с водой.

Цель. Продолжить знакомство со свойствами воды (впитывание воды в губку).

  1. Стихотворение К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Цель. Приобщение к здоровому образу жизни, знакомство с правилами личной гигиены..

  1. Беседа «Вода в природе».

Цель: Формирование представлений о воде, как источнике жизни.

  1. Эксперимент «Поливаем».

Цель. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт.

Ноябрь.

  1. Эксперимент «Жидкое – твердое состояние воды».

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды (жидкой и твердое состояние).

  1. Сказка «Заюшкина избушка».

Цель. Формирование представлений о том, что вода меняет свое состояние под воздействием температуры.

Декабрь.

  1. Наблюдение «Испарение воды».

Цель. Знакомство со свойством воды – испарение.

2. Эксперимент «Тонет - не тонет». Игра «Пускаем кораблики».

Цель. Знакомство со свойством воды (дерево, пенопласт не тонет в воде).

Январь.

  1. Эксперимент со снегом.

Цель. Формирование представлений о том, что вода меняет свое состояние под воздействием температуры.

  1. Беседа «Звери и птицы зимой».

Цель. Расширение знаний детей о важности воды в окружающем мире.

  1. Промежуточный мониторинг.

Февраль.

  1.  Наблюдение за сосульками в солнечную погоду.

Цель. Закрепление знаний о свойствах воды (изменение состояния воды под воздействием температуры).

  1. Наблюдение «Снег на улице».

Цель. Закрепление знаний о снеге.

  1. «Постираем кукле платье».

Цель. Расширение и уточнение знаний о необходимости воды. Знакомство со свойством воды - растворитель.

  1.  «Уход за комнатными растениями».

Цель. Расширение знаний о необходимости воды, о свойствах воды (вкус).

Март.

  1. Беседа «Обитатели воды».

Цель. Знакомство с некоторыми обитателями воды.

  1. Эксперимент «Воздух и вода».

Цель. Наблюдение за воздухом и водой (эксперимент с трубочками).

Апрель.

  1. Эксперименты с водой.

Цель. Закрепление знаний о свойствах воды (цвет, запах, прозрачность).

  1. Беседа «Вода».

Цель. Уточнение знаний о свойствах воды, ее значении в жизни всего живого на земле.

Май.

  1. Экологическая сказка «Капелька».

Цель. Обобщение и закрепление знаний детей о воде.

  1. Итоговый мониторинг. Оформление презентации по теме.

Цель. Оценка результатов работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста знаний о воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Топ-хлоп, малыши"

Данная программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-4 лет....

Образовательная программа кружка "Английский для малышей"

Образовательная программа кружка "Английский для малышей" в ДОУ подготовительная группа.1 ч.в неделю, 31 часов в год, разработан по программе Английский для малышей под ред Н.А. Бонк, Шишкова И.А, Вер...

Программа кружка «Природа и фантазия»

Формирование  интереса  и  любви  к  труду  –  одна  из  основных  задачвоспитания детей. В различных  видах труда детей  дошкольного возрас...

Программа кружка "Фитнес для малышей"

Рабочая программа кружка "Фитнес для малышей"...

Рабочая программа кружка "Крепыш" для малышей

Актуальность данной программы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколе...

Рабочая программа кружка "Математика для малышей"

Программа кружка направлена на развитие  познавательной активности, интереса к  математике, развитию  логического мышления, интеллектуальных  способностей детей 4 – 5 лет....

программа кружка "Йога для малышей"

настоящая программа адресованна всем неравнодушным родителям и педагогам, которые заинтерисованны в развитии здорового ребенка...