Программа кружка «Природа и фантазия»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Боровская Светлана Николаевна

Формирование  интереса  и  любви  к  труду  –  одна  из  основных  задач

воспитания детей. В различных  видах труда детей  дошкольного возраста

(хозяйственно-бытовой,  ручной,  труд  в  природе)  содержатся  истоки

раннего  выявления  способностей,  дарований  личности.  Работа  с

природным  материалом  таит  в  себе  большие  возможности  сближения

ребѐнка  с  родной  природой,  воспитания  бережного  заботливого

отношения к ней.

Природный  материал  –  кладовая  для  развития  детского  творчества.

Считаю,  что  дошкольников  необходимо  учить  использовать его  в  работе

по  изготовлению  различных  поделок,  игрушек.  С  этой  целью  создала

кружок «Природа и фантазия». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Мценска «Детский сад №6»

Утверждаю:

Зав. МБДОУ №6________________

                                                                                                    О. Б. Глазкова  

Программа кружка

 

«Природа и фантазия»


Составила

                                                                              воспитатель МБДОУ № 6

                                                                                            Боровская С. Н.

г. Мценск

1.  Актуальность

 Формирование  интереса  и  любви  к  труду  –  одна  из  основных  задач

воспитания детей. В различных  видах труда детей  дошкольного возраста

(хозяйственно-бытовой,  ручной,  труд  в  природе)  содержатся  истоки

раннего  выявления  способностей,  дарований  личности.  Работа  с

природным  материалом  таит  в  себе  большие  возможности  сближения

ребѐнка  с  родной  природой,  воспитания  бережного  заботливого

отношения к ней.

Природный  материал  –  кладовая  для  развития  детского  творчества.

Считаю,  что  дошкольников  необходимо  учить  использовать его  в  работе

по  изготовлению  различных  поделок,  игрушек.  С  этой  целью  создала

кружок «Природа и фантазия».

Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют

их  умения  внимательно  вглядываться  в  различные  явления,  сохранять

целостность восприятия при создании поделок из  природного  материала.

Ручной  труд  способствует  развитию  сенсомоторики  –  согласованности  в

работе  глаза  и  руки,  совершенствованию  координации  движений,

гибкости, точности в выполнении действий.

Большое  влияние    оказывает  труд  с  природным  материалом  на

умственное  развитие  ребѐнка,  на  развитие  его  мышления,  способствует

развитию  внимания  –  повышается  его  устойчивость,  формируется

произвольное внимание.

Поделки  из  природного  материала  в  большей  мере  удовлетворяют

любознательность  детей.  В  этом  труде  всегда  есть  новизна,  творческое

искание, возможность добиться более совершенных результатов.

Благоприятный  эмоциональный  настрой  детей  во  время  изготовления

поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе

создания  красивой  игрушки,  очень  важны  для  общего  развития,

способствует развитию личности, воспитывает характер.

В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у

них контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении

поделок  дети  встречаются  с  необходимостью  не  только  анализировать

образец и планировать последовательность действий, но и контролировать

себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Труд по  изготовлению поделок из  природного  материала  может  быть

индивидуальным и коллективным. Коллективный труд формирует у детей

умение  планировать  свою  деятельность  с  учетом  общей  цели,  умений

распределять операции. Так, работа с природным материалом становится

эффективным средством гармоничного развития детей.

Работая с природным материалом и инструментами, дети приобретают

целый  ряд  практических  умений  и  навыков.  Знакомясь  с  собственно

природным  материалом  (плодами,  семенами,  цветами,  травами,

кустарниками,  деревьями,  минералами),  они  узнают  способы  их

обработки, вычленения, скрепления (клей, проволока, нитки, пластилин).

Дети  учатся  правильно  пользоваться  материалами  и  инструментами,

содержать  их  в  порядке,  овладевают  умением  в  точной

последовательности  выполнять  задания,  особенно  при  составлении

тематических декоративных композиций.

Программа  рассчитана  на  два  года  обучения  детей  5  –  7  лет.

Длительность занятия 25 – 30 мину4т один раз в неделю.

 

Цель программы:

Развивать творческие и конструктивные способности детей, прививать

бережное отношение не только к животному и растительному миру, но и к

неживой природе нашей планеты.

Задачи:

1.  Развивать умение работать в точной последовательности.

2.  Развивать  зрительно-двигательную  координацию,  зрительный

контроль движений и твердости руки.

3.  Формировать эстетический вкус.

4.  Развивать  чувство  прекрасного,  желание  самостоятельно

изготавливать поделки и радоваться им.

5.  Расширять кругозор, закреплять сознание себя частью природы.

6.  Воспитывать  трепетное,  бережное  отношение  ко  всему  живому  на

Земле.

7.  Познакомить с основами эстетической грамоты

Интеграция образовательных областей в программе кружка «Природа

и фантазия»

 

Образовательные

области

Образовательные задачи  

Физическое развитие

- воспитывать положительные черты характера,

нравственные  и  волевые  качества

(настойчивость,  самостоятельность,  смелость,

честность, взаимопомощь, трудолюбие)

Социально- коммуникативное развитие  

- развивать умение регулировать свое поведение

в  соответствии  с  принятыми  нормами  и

правилами;

-  содействовать  самостоятельному  и

осознанному  выполнению  правил  личной

гигиены;

-  учить  проявлять  доброжелательность,

эмоциональную  отзывчивость  в  общении  с  

взрослыми и сверстниками;

-  формировать  адаптивное  поведение  в

коллективе.

- учить  соблюдать  меры  безопасности  при

обращении  с  острыми  предметами,  хрупкими

вещами;

-  формировать  начальные  представления  об

экологически  грамотном  и  безопасном

поведении  в  природе  (не  бросать  мусор,  не

разорять  птичьи  гнѐзда,  муравейники,  не  рвать

траву и т.п.)

-  воспитывать  трудолюбие  и  ответственность

(стремление включаться в совместные трудовые

действия, доводить начатое дело до конца);

-  обеспечивать  право  выбора  материалов,

возможность  самостоятельного  принятия

решения.

-  продолжать  формировать  элементарные

способы  сотрудничества  (договариваться,

действовать  согласовано,  помогать  друг  другу,

заботиться  о  своевременном    завершении

совместного задания).

Познавательное развитие  

- формировать чувство патриотизма и любви к  

природе родного края;  

-  продолжать  формировать  основы  

экологически  грамотного  поведения,

экологической  культуры,  навыки

ресурсосбережения;

- учить бережно относиться к живой и неживой

природе;

- приучать экономно расходовать воду, бумагу,

пластилин;

-  помогать  видеть  красоту  и  разнообразие

природы.

 

Предшествующая работа

В  начале  учебного  года  беседую  с  детьми  и  их  родителями  о

занятиях  в  кружке  «Природа  и  фантазия».  Объясняю  родителям

важность  развития  эстетических,  конструктивных,  познавательных

навыков  детей  для  дальнейшего  обучения  в  школе,  развития

творчества  и  художественного  вкуса  через  занятия  в  кружке.

Показываю  поделки  детей,  которые  раньше  посещали  кружок,

отклики  родителей  о  занятиях  их  детей  в  кружке.  Затем  с

воспитателями  старших  и  подготовительных  к  школе  групп

составляю списки детей, желающих посещать занятия, учитывая их

способности  и  психологические  особенности,  а  также  желание

родителей  воспитанников.  На  собрании  знакомлю  родителей  с

целью,  задачами  и  учебно-тематическим  планом  кружка,

составляем  заявления  родителей  на  посещение  занятий  кружка  их

детьми.

Формы работы

1.  Экскурсии в природу.

2.  Авторские и коллективные работы детей.

3.  Изготовление  открыток,  сувениров  к  праздничным  датам  для

детей и родителей.

4.  Изготовление  символов,  посвященным Всемирным дням  Земли,

воды, растительного и животного мира.

5.  Использование  репродукций  картин,  иллюстраций  книг,

произведений  детской  художественной  литературы  (стихов,

сказок,  рассказов),  фольклорных  произведений  (пословиц,

поговорок, песенок, потешек) и др.

6.  Использование  упражнений  пальчиковой  гимнастики  для

развития мелкой моторики.

7.  Тесное сотрудничество детей и взрослого.

Ожидаемый результат

Сформировать у детей следующие знания:

1.  Что такое природный материал и когда его надо заготавливать.

2.  Как правильно засушить листья и цветы.

3.  Что такое гербарий и коллекция минералов.

4.  Какие растения и минералы можно собрать в нашем регионе.

5.  Как  через  наблюдательность  и  фантазию  можно  увидеть

будущую поделку.

6.  Как правильно выбрать последовательность еѐ изготовления.

7.  Как исправить недостатки.

Результативность

К концу года дети умеют:

1.  Составлять  замысел  и  последовательность  изготовления

поделки.

2.  Работать в точной последовательности.

3.  Уметь создавать композиции из различных готовых деталей.

Диагностика

К концу первого года обучения ребенок умеет:

1.  Правильно  заготавливать  растения  (листья,  цветы,  травы),

семена деревьев (желуди, каштаны, крылатки клена, ясеня),  

2.  семена  растений,  овощей,  фруктов  (подсолнуха,  арбуза,  дыни,

тыквы, хурмы и т.д.).

3.  Создавать  простейшие  поделки  по  образцу  путем  соединения

элементов клеем, пластилином, нитками, проволокой.

4.  Работать ножницами по бумаге, картону, ткани.

5.  Пользоваться трафаретом, шаблоном.

6.  Выделять  основные  цвета  и  некоторые  оттенки  цвета  (2  –  3),

подбирать теплые и холодные тона.

К концу второго года обучения ребенок умеет:

1.  Самостоятельно  исследовать  предлагаемый  природный

материал,  смело  фантазировать,  создавать  новые  оригинальные

поделки.

2.  Использовать  разнообразные  приемы  работы  с  природным

материалом  (прокалывание,  нанизывание,  скрепление,

вырезывание) под присмотром или с помощью взрослого.

3.  Самостоятельно комбинировать различные материалы.

4.  Самостоятельно  создавать  композицию  и  определять  место

своей работы в общей композиции.

5.  Видеть  прекрасное  в  своей  работе  и  работе  сверстников,

радоваться общим достижениям.

Все  задания  по  выявлению  уровня  развития  ребенка  проходят  в

игровой форме и проводятся в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов

1.  Выставки в ДОУ и других организациях.

2.  Участие в конкурсах.

3.  Диагностика.

Учебно-тематический план работы кружка «Природа и фантазия»

 I год обучения

Месяц

Тема занятий

Количество часов

Сентябрь

Знакомство с природным материалом

1

Знакомство с приемами работы

1

Аппликация  из  засушенных  растений

«Веселый человечек»

1

Аппликация  из  засушенных  растений

«Домик с садом»

1

Октябрь

Тихая заводь

1

Лисенок

1

Пушистая овечка

1

Белка с орешками

1

Ноябрь

Кленовая модница

1

Завтрак в гнездышке

2

Летучая мышь

1

Декабрь

Поднять паруса!

1

Жук-олень

1

Кокосовая пальма

1

Балерина

1

Январь

Ослик

1

Летающая Буренка

1

Рыбалка

2

Февраль

Старый город

2

Жираф

1

Павлин

1

Март

Объемная композиция «Вертолет»

1

Гусеница

1

Индюшка

1

Цветочный Эльф

1

Апрель

Олень

2

Колючий скейтбордист

1

Филин

1

Май

Пчелиный рой

1

Шоколадный заяц

1

Русалка

1

Эх, прокачу!

1

Учебно-тематический план работы кружка «Природа и фантазия»

 II год обучения

Месяц

Темы занятий

Количество часов

Сентябрь

Ведьма (ткань)

2

Пингвиненок

1

Солнечный человечек

2

Октябрь

Птенец (скорлупа)

1

Папуас

1

Цапля

1

Ноябрь

Композиция «Скалолазы» (желуди)

2

Композиция «Караван в пустыне»

2

Декабрь

Утка (грецкий орех)

1

Рыба

1

Жираф

1

Слон

1

Январь

Гнездо  с  птицами  и  птенчиками

(шишки)

2

Рыбак

2

Февраль

Панно «Мухоморы» (семена)

2

Пьеро (скорлупа)

2

Март

Вертолет (скорлупа)

2

Домик (скорлупа)

2

Апрель

Космонавт (шишки)

2

Повозка

2

Май

Композиция «Ворона и лиса» (орех)

3

Цветы (перья)

1

Литература  

 

Богатеева  З.А.  Чудесные  поделки  из  бумаги.  –  Просвещение,  М.,

1992.

Большая  энциклопедия  развивающих  игр  и  поделок.  –

Издательство «Попурри», Минск, 2005.

Веретенникова  С.А.  Методика  ознакомления  детей  с  природой.  –

Издательство «Учпедгиз», М., 1983.

Гульянц  Э.К.,  Базик  И.Я.  Что  можно  сделать  из  природного

материала. – Просвещение, М., 1984.

Конышева  Н.М.  Мастерим,  размышляем,  растѐм.  –  Издательство

«Линка – Пресс», М., 2003.

Куцакова  Л.В.  конструирование  и  ручной  труд  в  детском  саду.  –

Просвещение, М., 1990.

Лубовска  К.,  Згрыхова  И.  сделаем  это  сами.  –  Просвещение,  М.,

1983.

Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – Издательство

«Айрис – Пресс», М., 2011.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

детстве. – Издательство «Новая школа», М., 1995.

Перевертень  Г.И.  самоделки  из  бумаги.  –  Издательство

«Просвещение», М., 1983.

Черныш  И.  Поделки  из  природных  материалов.  –  Издательство

«АСТ – Пресс», М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творим и размышляем на кружке «Природа и фантазия».

Цели работы кружка.1.Развивать мелкую моторику.2.Формировать предпосылки к трудовой деятельности:-закреплять интерес к результату своего труда и чувство гордости за него, стремление совершенствовать к...

Образовательная программа кружка «Природа родного края»

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...

Программа кружка "Природа и фантазии"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО»        Программа кружковой работы«Природа и фантазии...

Программа кружка "Природа и мы".

Программа дополнительного образования  экологической направленности для детей 5-6 лет....