Конспект занятия по развитию речи "Русская народная сказка "Хвосты""
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка» д/с «Рябинушка»
Смоленская обл. смоленский район
Конспект занятия
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
ознакомление с р.н.сказкой «Хвосты»
Подготовила:
воспитатель Цыганкова М.Н.
2023
ТЕМА: Русская народная сказка «Хвосты»
Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты»;
Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),
замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными (коммуникация)
Развивающие: Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность и действия с персонажами сказки), зрительное и слуховое восприятие, речь, мышление, умение четко формулировать свою мысль, правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями;
Ход НОД:
- Ребята, сегодня я принесла вам сундучок домовёнка Кузи. Как вы думаете, что там хранится?
- Сказки
- Правильно. В этом сундучке много разных сказок. Давайте откроем его и узнаем, с какой сказкой мы сегодня встретимся.
Воспитатель достаёт карточки с загадками.
-Ах, Кузя, какой хитрец. Он спрятал в своём сундучке загадки о героях сказки. Давайте попробуем их отгадать.
Хвост пушистый, Кто зимой холодной
Мех золотистый, Бродит по злой, голодный.
В лесу живёт, (Волк.)
В деревне кур крадёт.
(Лиса.)
Он в берлоге спит зимой Рыжей молнией зверёк
Под большущею сосной, Промелькнул средь веток,
А когда придёт весна, Вдоль ствола и поперёк,
Просыпается от сна. Был зверёк и нету.
(Медведь.) (Белка)
Бежит с горушки,
Прижав ушки.
(Заяц.)
Дети отгадывают загадки.
- Все загадки вы отгадали правильно.
А теперь, послушайте русскую народную сказку «Хвосты».
- Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Хвосты».
Проводится игра «Чей хвост?».
Это хвост лисы – лисий
Это хвост лошади – лошадиный
Это хвост собаки – собачий
Это хвост белки – беличий и т.д.
Физминутка
«Превращение»
Произносим волшебные слова: Раз, два, три повернись, в дикое
животное превратись.
- По лесу шагал косолапый медведь. (Изображают походку медведя.)
-Навстречу шѐл волк на овец посмотреть. (Изображают походку
волка.)
-Увидел их заяц косой из-под елки (Изображают прыжки зайца.)
-И так задрожал, что упали иголки. (Приседают, изображая дрожь.)
(Повторить физминутку два раза)
Мы с вами попробуем создать модель этой сказки. Для этого надо вспомнить с чего всё началось.
Беседа по содержанию сказки
- Вам понравилась сказка?
- Назовите, о каких домашних животных говорится в сказке?
- О каких диких животных говорится в сказке?
- Почему сказку можно назвать «хвосты»?
- Какую весть разнесла сорока-белобока?
- Где раздавали хвосты?
- Как звери добирались до поляны?
- Где были развешаны хвосты?
О ком я прочитаю:
- Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная , вертит хвостом
любуется.
- Хвост длинный как палка, с метелкой на конце, по бокам машет,
слепней отгоняет.
- Хвост длинный, как веревочка, завила она его колечком, какой он
красивый оказался, лучше всех.
- Из-за чего дрались кошка и собака?
- Как достался хвост зайке?
Я предлагаю вам пройти за столы и построить модель этой сказки.
Дети садятся за столы.
Построение модели по содержанию сказки.
- Напомните мне, кто пришёл первым на большую поляну? (лиса)
- Как обозначим лису?
- Лису обозначим большим оранжевым кругом.
- Какой хвост выбрала себе лиса? (пушистый, мягкий.)
- Какой герой сказки появился после лисы? (белка)
- Как обозначим белку?
- Белку обозначим маленьким оранжевым кругом.
- Какой хвост выбрала себе белочка? (пушистый, красивый.)
- Кто пришёл после белки? (волк)
- Как обозначим волка?
- Волка обозначим большим серым кругом.
- Какой хвост выбрал себе волк? (длинный серый хвост.)
- Кто пришёл после волка? (медведь)
- Как обозначим медведя?
- Медведя обозначим большим коричневым кругом.
- Какой хвост достался медведю? (лоскутик кожи.)
- Кого мы забыли обозначить на сказочной дорожке? (зайца).
- Как обозначим зайца?
- Зайца обозначим маленьким серым кругом.
- Как достался хвост зайцу?
-Наложите на модели животных изображения хвостов.
-Молодцы все справились с заданием.
Воспитатель:
Для чего нужны уши? Лапы? Глаза? Нос? Хвост?(презентация)
(Ответы детей).
Ребята, вы хотите узнать, для чего животным нужны хвосты?
( Ребёнок читает стихотворение)
У каждого зверя свой хвост
У лисицы - рыжий и пушистый,
А у волка – серая метелка.
У зайчонка - белый колобок,
У медведя - бурый бугорок.
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Воспитатель:
Лиса хвостом след заметает,
Волка - хвост в стужу согревает,
Зайцу – хвост прыгать помогает,
Мишке – хвост тоже не мешает.
Все звери знают и понимают
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Вы поняли, ребята, для чего животным нужны хвосты?
Итог.
Звери остались довольны хвостами.
Как о них можно сказать? (довольные, веселые, радостные, счастливые)
А медведю и слону хвосты не понравились.
Какими словами можно сказать об их настроении? (грустные, печальные, недовольные, сердитые)
Чем мы сейчас занимались?
Как называется сказка, с которой вы познакомились?
Кто главные герои?
Если вам понравилось то, чем мы занимались, то возьмите зеленый кружок, если не понравилось, то красный. Объясните ваш выбор.
Приложение.
Модель сказки:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""
Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...
презентация к конспекту занятия по развитию речи средняя группа ( развитие речи детей посредством русских народных сказок)
иллюстрации к занятию...

Конспект занятия по развитию речи "Народные промыслы"
Конспект занятия по развитию речи "Народные промыслы"...

Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»...

Конспект занятия по развитию речи ОО « Речевое развитие» «Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обр. К.Д. Ушинского) Вторая младшая группа
Знакомство с русской народной сказкой «Колобок» посредством эмоционального чтения. Пополнение и активизация словаря на основе русской народной сказки (называние по внешнему ...

Конспект занятия по развитию речи Народные промыслы
Конспект занятия по развитию речи,закрепления знаний росписи великих мастеров городетской росписи, гжели,и хохламе....






