Технологическая карта
план-конспект занятия (старшая группа)

срисовывание герани с натуры, в жанре изобразительного искусства – натюрморт, делая набросок простым карандашом с последующим его раскрашиванием гуашью и прорисовыванием стебля и листьев растения, после рассматривания и обсуждения картины Игоря Грабаря «Цветы на подоконнике» и комнатного растения герани, выделяя и озвучивая ее особенности строения и внешнего вида в ходе беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_saprygina_elena_aleksandrovna.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О: Сапрыгина Елена Александровна

Название и тема занятия: «Комнатное растение – герань»

Форма организации занятия: Форма работы: фронтальная

Словесный метод: напоминание, художественное слово

Игровой метод: отгадывание загадок

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: срисовывание герани с натуры, в жанре изобразительного искусства – натюрморт, делая набросок простым карандашом с последующим его раскрашиванием гуашью и прорисовыванием стебля и листьев растения, после рассматривания и обсуждения картины Игоря Грабаря «Цветы на подоконнике» и комнатного растения герани, выделяя и озвучивая ее особенности строения и внешнего вида в ходе беседы.

Задачи занятия:

Задачи занятия:

- обучающие: рассмотреть картину Игоря Грабаря «Цветы на подоконнике» и комнатное растение герань; выделить особенности строения и внешнего вида герани; расположить и нарисовать набросок герани простым карандашом на листе бумаги в соответствии с раннее изображенным цветочным горшком.

- воспитательные: соблюдать правила безопасности при работе с художественными материалами: не подносить кисти и карандаши к лицу; не размахивать кистью, карандашом; не выщипывать ворсинки из кисти; не рисовать на теле или одежде; не бросаться кистями, карандашами; соблюдать правила коллективного слушания: не отвлекаться самому и не отвлекать других; соблюдать правила участие в диалоге: не перебивать говорящего; отвечать после поднятой руки или, когда спросит воспитатель.

- коррекционно – развивающие: озвучить особенности строения и внешнего вида герани, после ее рассматривания; раскрасить набросок герани, не выходя за его контур, используя гуашь розового, зеленого цветов и кисть; проговаривать свои действия при рисовании композиции; подробно рассказать о своих рисунках, используя прилагательные: комнатное, красивая, яркая, пышная, необыкновенная.

Материалы, оборудование: иллюстрация герани, в жанре изобразительного искусства – натюрморт; картина Игоря Грабаря «Цветы на подоконнике»; комнатное растение – герань; образец готовой композиции; простые карандаши; гуашь; кисти; баночки с водой; салфетки.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Диагностика планируемых результатов

1.

Мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

1. Педагог напоминает детям о профилактике нарушения осанки: спина прямая, ноги вместе.

2. Педагог предлагает детям отгадать загадку для того, чтобы узнать тему занятия:

Пахнет стебель и цветочки,

Опушённые листочки.

Ты пораньше утром встань

И полей свою…(герань)

Дети вспомнят о профилактике нарушения осанки. Проявят интерес к предстоящей деятельности: отгадают загадку и узнают тему занятия.

Дети вспомнили о профилактике нарушения осанки. Проявили интерес к предстоящей деятельности: отгадали загадку и узнали тему занятия.

2.

Основной этап

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

1. Педагог совместно с детьми создает проблемную ситуацию: дети есть ли у вас дома комнатные растения? А есть ли среди них герань? Как жаль, что у вас нет такого красивого растения дома. А как мы можем исправить эту ситуацию? Верно, мы можем слепить, изготовить из бумаги, нарисовать герань. Сегодня я предлагаю вам изобразить герань в жанре изобразительного искусства – натюрморт.

3. Педагог предлагает рассмотреть и вспомнить о жанре изобразительного искусства – натюрморт:

Натюрморт – это жанр живописи, изображение неодушевлённых предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. В натюрмортах также изображают объекты живой природы: рыба на столе, цветы в букете, цветы на подоконнике, праздничный торт или любые другие угощения, а также изображают фрукты, ягоды, овощи, грибы и много чего другого.

Дети примут участие в проблемной ситуации. Рассмотрят картины и иллюстрации с изображением натюрмортов комнатных растений и вспомнят о таком жанре изобразительного искусства.  

Дети приняли участие в проблемной ситуации. Рассмотрели картины и иллюстрации с изображением натюрмортов комнатных растений и вспомнили о таком жанре изобразительного искусства.  

Динамическая пауза

Удовлетворение двигательной потребности у детей

1. Педагог предлагает детям выполнить динамическую паузу:

Раз, два, три выросли цветы,

Выросли, проснулись к солнцу потянулись

Ветерок пролетал, стебельки качал

Вправо качнулись – низко пригнулись,

Влево качнулись – низко пригнулись.

Ветерок, улетай,

Стебельки не ломай

Пусть они цветут, растут

Детям радость принесут!

Дети выполнят динамическую паузу, удовлетворят двигательную потребность.

Дети выполнили динамическую паузу, удовлетворили двигательную потребность.

2.1.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о рисование герани в жанре изобразительного искусства – натюрморт

1. Педагог предлагает пройти за столы и сесть на свои места.

2. Напоминает детям о профилактике нарушения осанки: ноги вместе, спина прямая.

3. Предлагает детям обратить внимание на комнатное растение – герань.

4. Предлагает детям озвучить особенности строения и внешнего вида герани:

- герань состоит из корня, стебля, цветка, листьев.

- герань – является многолетним растением, у которого круглые листья на длинных черешках и издают они характерный запах, цветет герань самыми яркими оттенками, самой полезной считается герань красного цвета.

5. Обращает внимание детей на ранее изготовленный образец натюрморта герани.

6. Обсуждает алгоритм изображения натюрморта герани с натуры на листе бумаги с раннее изображенными на нем цветочными горшками:

-выбрать место на листе бумаги, где будет расположена герань, с учетом, что корень должен быть размещен в цветочном горшке;

- нарисовать простым карандашом набросок высокого стебля с учетом дальнейшего раскрашивания;

- нарисовать простым карандашом, набросок круглых листьев на стебле с учетом дальнейшего раскрашивания;

- нарисовать простым карандашом набросок цветков герани, маленькими кругами с учетом дальнейшего раскрашивания.

7. Педагог предлагает детям внимательно посмотреть за ее действиями.

Дети пройдут за столы, сядут на свои места и вспомнят профилактику о нарушении осанки. Дети озвучат особенности строения и внешнего вида герани. Рассмотрят образец натюрморта герани. Прослушают и просмотрят алгоритм действий рисования натюрморта.

Дети прошли за столы, сели на свои места и вспомнили профилактику о нарушении осанки. Дети озвучили особенности строения и внешнего вида герани. Рассмотрели образец натюрморта герани. Прослушали и просмотрели алгоритм действий рисования натюрморта.

Пальчиковая гимнастика

Подготовление рук к рисованию

1. Педагог проводит пальчиковую гимнастику:

У нас в саду расцвёл цветок.                           (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки,

(Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки.               (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной»)

Дети включены в деятельность,

выполняют упражнения по показу воспитателя.

Дети подготовили руки к рисованию.

2.2.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

1.Педагог предлагает Кати вспомнить и озвучить правила правильного держания карандаша (кисти): карандаш нужно держать большим и указательным пальцами, а поддерживать его средним.

2. Педагог использует индивидуально прием «рука в руке» для Кати, чтобы показать правильное держание карандаша (ручки).

3. Педагог напоминает о правилах безопасности при работе с изобразительными материалами: не подносить кисти и карандаши к лицу; не размахивать кистью, карандашом; не выщипывать ворсинки из кисти; не рисовать на теле или одежде; не бросаться кистями, карандашами.

4. Предлагает детям самостоятельно разместить и нарисовать натюрморт герани с натуры простым карандашом, а потом раскрасить его гуашью розового и зеленого цветов.

Дети вспомнят правила безопасности и пользования художественными материалами.

Дети самостоятельно выполнят рисование.

Дети вспомнили правила безопасности и пользования художественными материалами.

Дети самостоятельно выполнили рисование.

3.

Рефлексивный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

1. Педагог предлагает детям составить небольшие рассказы про свои натюрморты.

2.Педагог задает рефлексивные вопросы:

- что мы сегодня делали?

- для чего мы это выполняли?

- какими изобразительными материалами мы сегодня пользовались?

- какие цвета вы использовали?

- что было самым легким?

- а что было самым трудным?

 2. Мотивирует детей на последующую деятельность: сейчас я предлагаю вам взять свои рисунки и разместить их в центре творческих работ для выставки.  

Дети совместно с педагогом подводят итоги занятия, отвечают на вопросы педагога, дети выполнят самоанализ своей деятельности.

Дети установят последовательность выполнения собственных действий, вследствие чего установят причинно-следственные связи между своей успешность/не успешностью в деятельности.

 

Проектирование образовательной среды по теме «Комнатное растение – герань»

Среда должна быть трансформируемой, насыщенной и полифункциональной. Она будет меняться от этапа к этапу, чтобы поддерживать интерес детей и соответствовать задачам каждого отрезка времени.

1. Мотивационный этап

 Создать атмосферу загадочности и сосредоточенности, настроить на тему природы и творчества.

Организация пространства: Дети сидят полукругом на ковре перед педагогом. Пространство свободное, ничто не отвлекает.

На небольшом столике стоит настоящий куст герани (с яркими цветами), накрытый легкой красивой тканью чтобы создать интригу.

   За педагогом находится закрытая картинка, которая откроется после отгадывания загадки.

Атмосфера: Спокойная, доброжелательная. Педагог говорит тихим, "тайным" голосом, чтобы привлечь внимание.

2. Основной этап (Создание проблемной ситуации)

Визуализировать проблему и предложить варианты ее решения. Погрузить детей в мир изобразительного искусства.

   Проблемный объект: Педагог убирает ткань с герани, показывая растение во всей красе. Теперь оно — главный объект обсуждения.

    Рядом с репродукциями стоят материалы, символизирующие разные способы создания герани (комочек пластилина, лист бумаги, кисточку), чтобы дети видели альтернативы, но фокус остается на рисовании.

Динамическая пауза

Задача среды: обеспечить безопасное и свободное пространство для движения.

Организация пространства: Стулья отодвигаются к стенам, центр группы освобождается.

Материалы и оборудование: играет легкая музыка, имитирующую ветерок, или педагог сам исполняет роль "ветерка".

2.1. Этап ознакомления с материалом

Задача среды: создать условия для внимательного наблюдения и восприятия информации. Организовать рабочие места.

Дети сидят за столами, расставленными буквой «П» или рядами так, чтобы каждому было хорошо видно педагога.

Материалы и оборудование (на каждом столе)

    Образец: Рисунок-образец педагога установлен рядом с растением.

    Индивидуальные материалы: листы бумаги формата А4 с контуром горшка, нарисованным заранее (это поможет детям правильно композиционно разместить растение). Простые карандаши, ластики.

Пальчиковая гимнастика

Задача среды: провести гимнастику без отрыва от рабочих мест.

Организация пространства: дети остаются сидеть за столами.

2.2. Этап практического решения проблемы

Задача среды: обеспечить комфортные и безопасные условия для самостоятельной творческой деятельности.

Организация пространства: столы остаются в рабочем порядке. Педагог имеет возможность свободно подойти к каждому ребенку.

    Художественные материалы: гуашь розового и зеленого цветов, баночки с водой, палитры (или одноразовые тарелочки) для смешивания оттенков, кисти разной толщины (2-3 на ребенка), салфетки для промакивания кистей.

    Подсказки: на отдельных карточках на столах лежат схематические изображения этапов рисования (стебель, лист, соцветие).

    Индивидуальная поддержка: для ребенка Кати подготовлен карандаш/кисть с прорезиненной насадкой для правильного захвата.

3. Рефлексивный этап

Задача среды: создать ситуацию успеха, позволить детям презентовать свои работы, проанализировать деятельность.

Организация пространства: дети выходят из-за столов и собираются возле специально подготовленного места — «центра творческих работ».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с Машей» Ольга Макарова Технологическая карта НОД по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с Машей»

Тема: «Пальчиковые игры с Машей»Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познават...