Проект по трудовой деятельности "Всякое уменье трудом даётся"
проект (подготовительная группа)

топанова лариса евгеньевна

Проект по трудовой деятельности "Всякое уменье трудом даётся" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_trudovoy_deyatelnosti.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

Проект

«Всякое уменье трудом даётся»

                                                                                                  Разработчики: воспитатели Русинова С.А.,

Топанова Л.Е.


        В рамках современных требований общества на трудовое воспитание,  акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка. Значение труда как фактора развития личности ребенка бесценно. Труд является важнейшим средством воспитания детей дошкольного возраста. Именно в труде формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Объединяясь в труде со сверстниками, дети не только  приобретают опыт взаимоотношений и трудовые навыки, но и учатся видеть эмоциональное состояние других детей, что  побуждает к оказанию помощи, поддержки. В рамках современной парадигмы образования изменились не только требования, но и подходы к трудовому воспитанию дошкольников.

Проблема:

У детей слабо сформированы трудовые навыки, нравственно – волевые качества, низкий уровень сформированности уважения к результатам чужого труда.

Цель: 

формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду 

Задачи: 

-развивать ценностное отношение к труду взрослых;

-формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

-формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;

-воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи

Тип проекта: прикладной (практико-ориентированный), социальный.

Ожидаемые результаты:

1. Уважение к человеку труда, к результатам чужого труда, желание помогать старшим;

2. Развитые трудовые способности;

3. Трудолюбие, ответственное отношение к труду;

4. Сформированные навыки организации совместного труда.

Проект долгосрочный: 1 месяц

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Характеристика группы:

В группе 8 мальчиков и 4 девочки. Группа разновозрастная: дети 5-6 лет и 6-7 лет.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

  1. Подбор методической, справочной литературы;
  2. Разработка плана проведения мероприятий проекта;
  3. Создание предметно - развивающей среды.

 Для успешной реализации проекта по трудовому воспитанию

дошкольников, мы в своей работе определили для себя следующие условия, методы и приёмы как необходимые и достаточные:  

  1. Организация предметно развивающей среды, которая  с одной стороны соответствует требованиям  САНпин по безопасности, с другой имеет привлекательный внешний вид, доступная   и удобная детям. Всё оборудование   соответствует росту и возможностям ребёнка. Красивые и нарядные фартуки вызывают у детей желание их примерить, помочь педагогу или младшему  воспитателю. Центр «Мы дежурим» позволяет объединить детей по подгруппам, для выполнения трудовой деятельности и  не только по личным интересам, но и для решения тех или иных задач социально - коммуникативного воспитания.
  2. Метод «ситуация успеха» позволяет нам помочь ребенку раскрыться, показать свои потенциальные возможности. Положительная оценка деятельности  ребенка даже самых незначительных его достижений.  И главное, «ситуация успеха» это когда не только педагог учит детей, но  и дети учат друг друга, Когда ребенок в роли мастера, то и возникает та самая «ситуация успеха». Постепенно дети учатся самостоятельно  ставить цель, работая в команде, планируют работу и получают результат, радуются успеху.
  3. Использование пословиц и поговорок как приёма воспитания привычки к труду. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза страшатся, руки делают»), высказать отношение к лени («Где работано, там и густо, а в ленивом доме, всегда пусто»), подчеркнуть важность труда («Землю солнце красит, а человека труд», «Сперва потрудись, потом этим гордись»). Ребенок воспринимает пословицу не как нотацию, а как желание педагога подбодрить, помочь. Здесь нет личностной оценки, поэтому пословица  эффективнее, как средство воспитания.
    Во многих народных сказках, рассказах  положительный герой, как правило, трудолюбив, всегда готов прийти на помощь  и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.

II этап проекта – основной 

Социально-коммуникативное

Ознакомление с трудом взрослых:

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Изобразительная деятельность

Лепка «Славные работники»

Конструирование и ручной труд:

«Поздравления к празднику любимых, близких людей» («День пожилого человека»), «Украшение группы к празднику» («Осенины»)

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Крошечка -Хаврошечка»,

«Как печатали вашу книгу» С. Маршака,

«Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича;

«Какие они, полярники» А. Членова,

«Сквозь буран» И. Винокурова.

Беседа по картине:

«Хлеб» Т. Яблонской, «Ужин трактористов» А. Пластова,

«Кружевница» В. Тропинина 

Беседы:

«Трудиться – всегда пригодится!», Моя семья», «Где и кем работают наши родные», «Как я забочусь о членах моей семьи» «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий».

Практические ситуации:

 Ремонт книг и настольно - печатных игр,

«Расчистим дорожку малышам», «Поможем товарищам собрать игрушки», сделаем вместе макет для сюжетно – ролевой игры сделаем вместе макет для сюжетно – ролевой игры («Мой микрорайон»);

Дежурство по столовой и на занятиях

Сюжетно - ролевые игры:

«Строители», «Больница»

Дидактические игры

 «Кто знает больше профессий?»;

 «Инструменты. Орудия труда»;

«Мы посадим лук, лук…»;

«Что сначала, что потом?».

Работа в центрах:

Центр «Мы дежурим» позволяет объединить детей по подгруппам, для выполнения трудовой деятельности  не только по личным интересам, но и для решения тех или иных задач социально - коммуникативного воспитания.

Центр «Я Умею» помогает детям увидеть не только свои успехи, но и порадоваться за умения и успехи своих друзей, а также создаёт стимул для того, чтобы научиться чему- то новому.

Работа с родителями

Анкетирование с целью изучения особенностей семейного воспитания у ребёнка навыков труда;

Лекторий для родителей «Трудимся вместе: о трудовом воспитании в семье» в МСОШ №7;

Консультации «Совместный труд ребенка и взрослого», «Труд ребёнка»  

 

III этап – заключительный

Субботник «Была бы охота — будет ладиться работа»

Результативность

-сформировались позитивные установки к различным видам труда;         

-дети усвоили и применяют формулу «цель-действие-результат»;

-сформировались навыки совместной деятельности;

-сложился коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;

-расширились представления детей об окружающем;

-создалась благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

-положительная динамика в развитии трудовых навыков и умений, сплочение детско-родительского коллектива;

-ярче раскрылись склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

-возросла значимость положительного влияния коллектива на личность;

-сформировалось чувство общественного долга; ·        

-труд стал для детей потребностью.

Вывод

При целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию дети и дальше продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности. Ребёнок – дошкольник понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности,  проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности, имеющий первоначальное представление о традиционных ценностях российского общества, понимающий ценность труда  как  в семье, так  и в обществе,  вырастет гражданином своей страны, способным решать самые разнообразные задачи и вызовы времени.

Литература

1.Федеральная программа ДО

2.Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.

3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

4. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

5. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001. - 160 с.

6.. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по трудовому воспитанию "Знакомство с трудом садовника, дворника"

План-схема реализации проекта "Знакомство с трудом садовника, дворника"...

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.

«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

Проект по трудовому воспитанию «Всякий труд почётен»

Цель: формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста посредством рисования.Задачи:1. Формировать представления детей дошкольного возраста о труде взрослых.2. Воспитание ...

Проект по трудовому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста «Терпенье и труд все перетрут»

ЦельФормирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи1.     Воспитывать желание трудиться.2.     Учить выполнять индивидуа...

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование трудовых умений у детей 3-4 лет, через практическую деятельность. «Люблю я взрослым помогать!»

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд - высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем...