Консультация для дефектологов детских садов «Коррекционные занятия с учётом особенностей каждого вида нарушения»
консультация
Эффективная коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует индивидуального подхода, учитывающего специфику нарушений развития ребёнка. Дефектолог должен учитывать особенности восприятия, внимания, памяти, речи, моторики и эмоциональной сферы детей, чтобы правильно организовать коррекционную работу
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для дефектологов детских садов
«Коррекционные занятия с учётом особенностей каждого вида нарушения»
Эффективная коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует индивидуального подхода, учитывающего специфику нарушений развития ребёнка. Дефектолог должен учитывать особенности восприятия, внимания, памяти, речи, моторики и эмоциональной сферы детей, чтобы правильно организовать коррекционную работу.
Основные виды нарушений и подходы к коррекции
Нарушения речи (логопедические проблемы)
Характеристика нарушений: Недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматическое оформление речи, нарушение связности высказывания.
Методы работы:
Артикуляционная гимнастика.
Игровые упражнения на развитие фонематического слуха.
Развитие лексико-грамматической стороны речи через дидактические игры («Составь рассказ», «Скажи наоборот»).
Использование наглядного материала (карточек, игрушек).
Нарушения когнитивных функций (интеллектуальные нарушения)
Характеристика нарушений: Трудности концентрации внимания, замедленность восприятия новой информации, трудности запоминания, ограниченные способности к обобщению и абстрагированию.
Методы работы:
Упражнения на развитие внимания и памяти («Найди лишнее», «Что изменилось?»».
Наглядное обучение (использование картинок, схем, символов).
Коррекция наглядно-образного мышления через сюжетные картинки, пазлы, конструкторы.
Формирование понятий путём сравнения предметов, действий, явлений.
Нарушения сенсорных процессов (сенсорные нарушения)
Нарушение зрения: Слабое восприятие мелких деталей, сложности ориентации в пространстве.
Нарушение слуха: Проблемы различения звуков, понимания обращённой речи.
Методы работы:
Для слабовидящих детей — использование крупного шрифта, контрастных материалов, тактильных игр.
Для слабослышащих детей — визуализация речи (жестовая речь, чтение по губам), игра на слуховое внимание («Угадай звук»).
Создание условий для сенсорного обогащения среды (игры с различными материалами, запахами, звуками).
Нарушения двигательной активности (моторные нарушения)
Характеристика нарушений: Ограничение подвижности рук и ног, координационных способностей, трудности мелкой моторики.
Методы работы:
Гимнастика для пальцев и кистей рук («Пальчиковые игры», лепка, рисование пальцами).
Подвижные игры на развитие крупной моторики («Лови мяч», «Беги и прыгай»).
Занятия с использованием тренажёров, массажей, упражнений на балансировочных досках.
Эмоционально-волевые нарушения (эмоциональные расстройства)
Характеристика нарушений: Повышенная тревожность, агрессивность, замкнутость, гиперактивность, импульсивность.
Методы работы:
Психогимнастика и дыхательные упражнения для снятия напряжения.
Сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия.
Работа над развитием саморегуляции и самоконтроля («Подумай перед действием», «Дыши глубже»).
Организация совместной деятельности и групповых занятий для формирования социальных навыков.
Общие рекомендации по организации коррекционной работы
Индивидуальный подход. Каждый ребёнок уникален, важно учитывать индивидуальные особенности и потребности конкретного ребёнка.
Комплексный подход. Необходимо использовать разнообразные методы и формы работы, сочетая разные направления коррекции (речевое, интеллектуальное, сенсомоторное, эмоциональное).
Игровой характер занятий. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, именно через игру дети лучше усваивают материал и развивают необходимые навыки.
Регулярность занятий. Эффективность коррекционного процесса зависит от систематичности и регулярности проводимых мероприятий.
Создание комфортной атмосферы. Важно создать доброжелательную обстановку, способствующую раскрытию потенциала ребёнка.
Совместная работа специалистов. Координация усилий педагогов-дефектологов, воспитателей, психологов и родителей позволяет добиться лучших результатов.
Заключение
Организация эффективных коррекционных занятий возможна лишь при глубоком понимании особенностей каждого ребёнка и грамотном подборе методов коррекционно-развивающей работы. Совместные усилия всех участников образовательного процесса помогут детям успешно преодолевать трудности и развиваться гармонично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Конспект занятия в средней группе детского сада на тему «Правила дорожные знать каждому положено».
Формирование безопасного поведения на дороге. ...

Консультация: «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения»
laquo;Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения»...
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

Консультация учителя-дефектолога. Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к ...

Проектная деятельность детей в детском саду в соответствии с учётом требований ФГОС ДО
сообщение для педагогов...
