Консультация для дефектологов детских садов «Коррекционные занятия с учётом особенностей каждого вида нарушения»
консультация

Файзулина Марина Андреевна

Эффективная коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует индивидуального подхода, учитывающего специфику нарушений развития ребёнка. Дефектолог должен учитывать особенности восприятия, внимания, памяти, речи, моторики и эмоциональной сферы детей, чтобы правильно организовать коррекционную работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_8.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для дефектологов детских садов

«Коррекционные занятия с учётом особенностей каждого вида нарушения»

Эффективная коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует индивидуального подхода, учитывающего специфику нарушений развития ребёнка. Дефектолог должен учитывать особенности восприятия, внимания, памяти, речи, моторики и эмоциональной сферы детей, чтобы правильно организовать коррекционную работу.


Основные виды нарушений и подходы к коррекции

Нарушения речи (логопедические проблемы)

Характеристика нарушений: Недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматическое оформление речи, нарушение связности высказывания.

Методы работы:

Артикуляционная гимнастика.

Игровые упражнения на развитие фонематического слуха.

Развитие лексико-грамматической стороны речи через дидактические игры («Составь рассказ», «Скажи наоборот»).

Использование наглядного материала (карточек, игрушек).


Нарушения когнитивных функций (интеллектуальные нарушения)

Характеристика нарушений: Трудности концентрации внимания, замедленность восприятия новой информации, трудности запоминания, ограниченные способности к обобщению и абстрагированию.

Методы работы:

Упражнения на развитие внимания и памяти («Найди лишнее», «Что изменилось?»».

Наглядное обучение (использование картинок, схем, символов).

Коррекция наглядно-образного мышления через сюжетные картинки, пазлы, конструкторы.

Формирование понятий путём сравнения предметов, действий, явлений.

Нарушения сенсорных процессов (сенсорные нарушения)

Нарушение зрения: Слабое восприятие мелких деталей, сложности ориентации в пространстве.

Нарушение слуха: Проблемы различения звуков, понимания обращённой речи.

Методы работы:

Для слабовидящих детей — использование крупного шрифта, контрастных материалов, тактильных игр.

Для слабослышащих детей — визуализация речи (жестовая речь, чтение по губам), игра на слуховое внимание («Угадай звук»).

Создание условий для сенсорного обогащения среды (игры с различными материалами, запахами, звуками).


Нарушения двигательной активности (моторные нарушения)

Характеристика нарушений: Ограничение подвижности рук и ног, координационных способностей, трудности мелкой моторики.

Методы работы:

Гимнастика для пальцев и кистей рук («Пальчиковые игры», лепка, рисование пальцами).

Подвижные игры на развитие крупной моторики («Лови мяч», «Беги и прыгай»).

Занятия с использованием тренажёров, массажей, упражнений на балансировочных досках.


Эмоционально-волевые нарушения (эмоциональные расстройства)

Характеристика нарушений: Повышенная тревожность, агрессивность, замкнутость, гиперактивность, импульсивность.

Методы работы:

Психогимнастика и дыхательные упражнения для снятия напряжения.

Сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия.

Работа над развитием саморегуляции и самоконтроля («Подумай перед действием», «Дыши глубже»).

Организация совместной деятельности и групповых занятий для формирования социальных навыков.


Общие рекомендации по организации коррекционной работы

Индивидуальный подход. Каждый ребёнок уникален, важно учитывать индивидуальные особенности и потребности конкретного ребёнка.

Комплексный подход. Необходимо использовать разнообразные методы и формы работы, сочетая разные направления коррекции (речевое, интеллектуальное, сенсомоторное, эмоциональное).

Игровой характер занятий. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, именно через игру дети лучше усваивают материал и развивают необходимые навыки.

Регулярность занятий. Эффективность коррекционного процесса зависит от систематичности и регулярности проводимых мероприятий.

Создание комфортной атмосферы. Важно создать доброжелательную обстановку, способствующую раскрытию потенциала ребёнка.

Совместная работа специалистов. Координация усилий педагогов-дефектологов, воспитателей, психологов и родителей позволяет добиться лучших результатов.

Заключение

Организация эффективных коррекционных занятий возможна лишь при глубоком понимании особенностей каждого ребёнка и грамотном подборе методов коррекционно-развивающей работы. Совместные усилия всех участников образовательного процесса помогут детям успешно преодолевать трудности и развиваться гармонично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Консультация: «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения»

laquo;Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения»...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

Консультация учителя-дефектолога. Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к ...