Консультация учителя-дефектолога. Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике

Гришина Светлана Николаевна

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к письму.  Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Сдерживается развитие осязания, недостаточно  формируется предметно - практическая деятельность и моторная готовность руки к письму.  . Детей необходимо учить  приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики  рук у детей с нарушением зрения, следует подбирать  игры и упражнения, которые улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, вырабатывают навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  учителя-дефектолога.

Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей  дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к письму.

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Сдерживается развитие осязания, недостаточно  формируется предметно - практическая деятельность и моторная готовность руки к письму. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,  систематически провожу специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения учу приёмам осязательного восприятия объектов, формирую у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.

В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики  рук у детей с нарушением зрения, подбираю  игры и упражнения, которые улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, вырабатывают навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Для  развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения использую разные методики.

Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность

Лепка -полезно влияет на развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность, координацию «глаза-руки»

Аппликация.  Вырезание ножницами. Работа с бумагой.

 (выполняя поделки из бумаги, самостоятельно владея  ножницами, составляя узоры, выполняя аппликации, мы с детьми стимулируем мелкую моторику, оцениваем насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков).

Рисование, раскрашивание. 

Любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук, обращаю внимание на разнообразие рисунков детей и используемые техники рисования. Моя многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Графические упражнения.

В коррекционной работе с детьми с нарушением  зрения применяем и выполняем:

  • рисование по трафаретам( использую в коррекционной работе трафареты разной тематики, создаём с детьми как предметные так и сюжетные композиции)
  • штриховку в разных направлениях (Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. В работе с детьми использую различные инструменты: шариковую,  гелевую ручки, цветные или простые карандаши, фломастеры, восковые мелки и др.- это позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки).
  • рисование по фигурным линейкам
  • дорисовывание изображений
  • обводим рисунки по контуру, обводим по контуру через кальку с помощью фломастера, рисуем по опорным точкам
  • интересные графические задания и игры по лексическим темам, работу с занимательными прописями
  • выполняем разлиновку
  • графические диктанты

Детям очень нравится заниматься ниткографией и лоскутографией (выкладывание по образцу, памяти, произвольно).

Конструирование. В работе использую конструирование из строителя, счётных палочек, геометрических фигур, природного материала, мелких камушек, бусинок,  по образцу, по памяти, произвольно; раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок различной величины, чашей-вкладышей, рваная аппликация (мозаичное конструирование), "бумажный конструктор",различные виды мозаики, конструкторов, пазлы, плетение на станках с созданием различных узоров.

Игры с предметами.

  • игры с мелкими предметами с бусинками, пуговицами, мелкими камешками, ракушками, косточками, орехами, каштанами
  • свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек
  • различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, кнопки

наборы веревочек и лент разной длины, ширины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов

  • наборы пластмассовых или деревянных палочек разной длины, толщины
  • разноцветные прищепки;
  • закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков
  • "чудесный мешочек", "коробка сюрпризов", в которых мы с детьми проводим обследование предмета с двух сторон
  • познавательные игры с предметами различной фактуры, где дети обследуют предметы осязательно-двигательным путём (дерево, металл, пластмасса, керамика, стекло, ткани, бумага)

Игры с прищепками так же развивают мелкую моторику рук. В работе с детьми постоянно использую игры с прищепками. Эти игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Занимаемся последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходим от простого к сложному.

Шнуровки— использую в работе дощечки и игрушки-шнуровки для сшивания и вышивания шнуром; нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек.

Пальчиковые игры.  Пальчиковая гимнастика.  

На каждом занятии, в индивидуальной коррекционной работе провожу пальчиковые игры.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр 1. Перед игрой с ребенком обсуждаю ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения.

2  Перед началом упражнений с детьми разогреваем ладони легкими поглаживаниями.

3  Все упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, вовлекаем, по возможности, все пальцы руки.

4 Слежу за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Добиваюсь, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Пальчиковые игры с предметами: карандаши, орехи, каштаны, косточки.

Массаж кистей и пальцев

Массаж  улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, при этом активизирует центры головного мозга. В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения  массаж провожу в игровой форме, чтобы привлечь внимание ребенка ( «Пила», «Пироги», «Утюг». Имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки, пальчики танцуют).  Для получения максимального эффекта, тренируем с детьми каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать предметы, например, предложить ребенку покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.   Хорошо укрепляют мышцы рук, развивают мышечную силу сжимания резиновой губки, теннисного мячика, массажного мячика. Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-Джок терапия.

В процессе применения всех этих методик развиваются мелкие мышцы рук, совершенствуются двигательные навыки пальцев рук, развивается ручная умелость, тактильного ощущения, осязательное восприятие, происходит стимуляция умственной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме: "Развитие осязательной чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. "

Способы развития мелкой моторики рук и осязания, используя подручные материалы....

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

Мастер - класс «Особенности формирования осязания и мелкой моторики руки у детей с нарушениями зрения»

Дети с нарушением зрения характеризуются низким уровнем развития руки. Они не осознают роли осязания – как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения остроты зрения дети ...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей с нарушением зрения Тема: «В гостях у бабушки».

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с нарушение зрения через занимательные игры и упражнения....

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения в домашних услових.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения способствует развитию двигательной и речевой области коры головного мозга, развитию психических функций....

Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...