Что делать, если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная статья предназначена родителям, воспитателям детского сада, педагогам начального образования, как рекомендация как поступать, если ребенок дерется, отнимает чужие вещи, кусается и т.п. Буду рада откликам и комментариям!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 496.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать, если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам
Данная статья предназначена родителям, воспитателям детского сада, педагогам начального образования, как рекомендация как поступать, если ребенок дерется, отнимает чужие вещи, кусается и т.п. Буду рада откликам и комментариям!
Очень распространенная ситуация, когда ребенок-дошкольник проявляет агрессию по отношению к маме, к детям, к животным... Родители не знают почему и что они делают не так, воспитатели, в очередной раз жалуются на ребенка и восклицают: "Поговорите с ребенком!". Проявления детской агрессии могут быть обусловлены различными причинами, в этой статье, я предлагаю рассмотреть неадекватную поведенческую модель на уровне физиологии развития! Почему ребенок дерется (кусается)? Пока малыш младенец, вся его физиологическая природа нацелена на поглощение информации из окружающего мира, наблюдая за поведением близких (которые часто думают "Да он еще такой маленький ничего не понимает"), за видеосообщениями по телевизору или "горе-развивалок" через планшет (телефон) ребенок формирует первичные понятия нормы, которые и лягут в основу его будущего поведения, общения и взаимодействия с миром. Итак: Поведение маленького человека формируется, по мере его взросления из двух составляющих: 1) заимствованный от окружающих пример (все что "Я" вижу, слышу) 2) личный (жизненный) опыт, накопленным путем проб и ошибок по мере взросления. Таким образом, ребенок взрослея, перенимает модель общения, поведения своих родителей, соседей, экранных образов и т.п. и использует эту модель поведения во всех ситуациях -дома, на горке, в детском саду. При этом навыков взаимодействия у него еще пока нет, есть только личный опыт (например, Я дома брал у брата машинку и ничего, мама сказала "поделись, он же еще маленький") В бихевиоризме (поведенческий подход в психологии), схематично это выглядит так: S-R-Q где S- это стимул, R- реакция, Q- результат. Представьте себе ситуацию, ребенок в садик принес машинку, она новая и поэтому интересна почти всем детям. Тот ребенок, которому эта игрушка будет особенно интересна, непременно попытается ее взять посмотреть, поиграть, если хозяин разрешает -конфликта нет, но если не разрешает, то интерес плюс природный эгоцентризм заставит ребенка идти по известному ему пути, т.е. отнять .(ведь есть личный опыт, где было сказано, что так можно...) В таком случае наша схема будет выглядеть так: стимул - хочу эту игрушку реакция - решение: либо беру и играю, либо отнимаю результат - делаю попытку взять игрушку.
т.о, получается, если личный опыт ребенка таков, что у него так же брали-отнимая его вещи, если он видит, что все вокруг так делают, или что это позволялось, под предлогом "Он маленький", то ребенок машинально запоминает этот путь как единственный и нормальный, поэтому порицания со стороны взрослых, так же как и их недовольство непонятны ребенку. Слова вообще в таком случае не имеют смысла (у них слишком мало интеллектуального опыта, чтобы представить как это могло бы быть), дети не слышат слов им нужен визуальный пример и положительный результат –только тогда модель поведения принимается и запоминается как вариант для использования! Цель коррекции поведения заключается в том, чтобы показать ребенку какие альтернативные пути приведут не только к желанному результату, но и к одобрению со стороны. В нашем случае : СТИМУЛ - это одобрение, исполнение желаемого; РЕАКЦИЯ - ищу варианты (попрошу, отнему, поменяюсь, договорюсь поиграть после него); РЕЗУЛЬТАТ -выбираю один или два варианта и действую, получаю положительный опыт, запоминаю.
РЕКОМЕНДАЦИИ Самым важным условием коррекции поведения является спокойный тон несмотря ни на что, уважительное отношение и понимание тех процессов которые управляют поведением в данный момент. Без соблюдения этих условий коррекция будет безуспешной! 1.Сценарий коррекции для детского сада: представьте себе описанную выше историю с машинкой, в детском саду. Как себя вести воспитателю? В острый момент конфликта лучше убрать эту машинку на полку со словами- «машинка наказана, за то что вас поссорила», когда дети успокоятся необходимо проиграть эту ситуацию в 3-х лицах, не сравнивая героев игры с поссорившимися детьми.(т.е. не называя имен) Например: «дети сегодня нам предстоит стать волшебниками и помирить зайчика и мишку. (Игрушки даем в руки двум любым детям) У Зайчика был шарик, а Мишке очень хотелось с ним поиграть. Но он не знал, как вежливо попросить шарик и напугал зайчика, когда отнимал шарик. Они поссорились, им обоим теперь грустно. Давайте мы взмахнем руками как волшебной палочкой и покажем волшебство вежливости своим примером. Давайте предложим Мишке попросить чуть-чуть подержать шарик, сказав волшебные слова «Пожалуйста и спасибо» А как поступит Зайчик? (ждем предложений от детей, в случае необходимости предлагаем свой вариант). Все дети аплодируют друг-другу, а воспитатель всех хвалит. В итоге, дети получают конкретный поведенческий пример и завершенным положительным концом. Память человека так устроена, что положительный опыт при неоднократном повторении вытесняет негативную поведенческую модель как менее состоятельную. Коррекция считается успешной! 2) Сценарий для дома: Ситуация: ребенок кричит, пинается, пытается вас ударить, что делать? -Присядьте, чтобы быть на уровне ребенка. (Даже если это просто каприз!) - крепко, но не больно возьмите малыша за плечи, прижмите его к себе, пока не успокоится… Теперь, продолжая держать за плечи, смотрите глаза-в глаза и спокойно, тихо говорите.(Например «Я вижу, ты расстроен, тебе плохо, ты расстроился потому, что…)Вы слушаете что говорит ребенок. Повторяете его слова правильно ли вы его поняли (м-д активного слушания) и когда КОНТАКТ УСТАНОВЛЕН И ребенок уже успокоился, и готов слушать договариваетесь о возможных вариантах. Помните, эмоциональный фон ребенка только формируется, «переламывая» его не давая объяснений, вы рушите фундамент, на котором будет стоять вся его психика в дальнейшем. 3)Профилактика:
-можно нарисовать злость на бумаге, сделать из нее самолетик и запустить в окно; -можно слепить из пластилина и приделать смешные уши и хвост своей злости. -можно для этой цели приобрести боксерскую грушу и разряжаться на ней самим (взрослым, подавая пример эмоциональной разрядке и позволять это делать детям) -в детском саду, в качестве релаксации хорошо рвать цветную бумагу (это можно делать коллективно)на мелкие кусочки, разбросать ее, а потом разделившись на 2 команды, под музыку весело собирать эти кусочки, кто быстрее. Чего делать категорически нельзя!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать если ребёнок.... Консультация для родителей и педагогов.
Поговорим о вежливости.Вежливые слова помогают нам в общении, об этом замечательно когда-то рассказывала детская писательница В. Осеева. Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо...
Консультация педагога - психолога для родителей на тему: "Что делать, если ребенок боится врачей?"
Консультация содержит рекомендации для родителей о том, как настроить ребенка на посещение врача....

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...

Что делать, если ребенок не хочет в детский сад? Консультация педагога-психолога
Нет! Не хочу, не пойду!” – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите по утрам. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад......

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»
Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»
laquo;Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками с другими детьми?»...
"Что делать, если ребенок грызет ногти?" Консультация педагога-психолога для родителей в ДОУ
В консультации для родителей раскрывается проблема детской привычки грызть ногти, причины ее возникновения и способы решения этой проблемы....

