Ролевая игра детей тмнр
консультация (средняя группа)
Сюжетно-ролевые игрыважны для детей 3–4 лет, так как через них ребёнок познаёт мир, учится общению и готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с ТМНР. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми.
Недоразвитие игровой деятельности у детей с ТМНР проявляется уже в раннем детстве. Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем очевиднее проблемы в овладении игровой деятельностью. Так, дети с ТМНР обычно не овладевают не только сюжетно-ролевой игрой, но и предметными действиями. Вместе с тем игровые действия и игра могут иметь особое значение для обеспечения мотивации деятельности. Именно в игре ребенок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи. Поэтому не случайно специалисты уделяют большое внимание разработке программ обучения игре. Без специального коррекционного обучения сюжетно-ролевой игре у детей данной категории невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, развивать навыки общения. Сюжетно-ролевая игра обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом и как показывает практика, оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность. Начинаем обучение ребенка ролевому поведению с наиболее близких ролей им по содержанию. Вначале это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя). Необходимо помнить, что каждой роли присущи определенные игровые действия. Эти действия в роли педагог должен показать ребенку. На начальных этапах развития игры ребенку легче усвоить ролевые действия, связанные в две роли – «мама и дочка», «пассажир и водитель автобуса».
Научить ребенка роли можно, только играя с ним. При этом важно, чтобы ребенок в ходе обучения не только понял, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни.
Прежде чем начать обучать ребенка роли, проводится ознакомительная работа: знакомство с деятельностью повара (доктора, няни, воспитателя, шофера и.т.д.).
Это планируется на занятиях по ознакомлению с окружающим или в совместной деятельности. Например, после наблюдения за деятельностью повара провести беседу по вопросам: «Что делал повар? Как готовил еду? В чем готовил суп, компот, котлеты? Для кого готовит пищу повар? и.т.д. В данном случае идет обсуждение деятельности взрослого, раскрываются его трудовые действия. Все это в последующем позволит ребенку передать в игре содержание роли (повара, воспитателя, врача и т.п.) на основе полученных впечатлений в процессе наблюдений и целенаправленной беседы.
Далее, взрослый берет на себя центральную роль. Например, «Я буду доктор, а вы - дети. Я буду вас лечить». Взрослый разворачивает цепочку игровых действий, характерную для деятельности доктора. Необходимо использовать предметы - заместители (пластмассовые баночки от таблеток, детский игровой набор доктора). После того, как воспитатель проиграет роль, проводится беседа о том, кто кем был, что делал доктор, что делали дети.
Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки. В этих случаях мы используем алгоритмы.
На следующих игровых занятиях роль повара (доктора, воспитателя) дается ребенку. Доктор - ребенок, педагог – больной ребенок (зверушка, кукла).
Затем игра, в нашем примере в доктора проводится в самостоятельной деятельности детей, где воспитатель продолжает обучать выполнению роли других детей.
При обучении роли необходимо учить детей общаться со сверстниками. И важно - найти ребенку партнера, друга по игре. Рекомендации по организации ролевых игр с детьми 3–4 лет:
- Помогать ребёнку выбирать роль. Если ребёнок ещё не владеет ролевым поведением, взрослый помогает ему выбрать какую-либо роль, создаёт игровую ситуацию, воплощает её в контексте сюжета.
- Вести с ребёнком диалог. На своём примере научить дошкольника вести диалог, формируя у него ролевую речь, обращённую к партнёру.
- Проигрывать различные бытовые ситуации. Можно давать ребёнку самому придумывать и развивать их, задавать вопросы, чтобы, опираясь на пример взрослого, он мог в детском саду или на площадке проигрывать похожие ситуации со сверстниками.
- Поощрять малейшие успехи ребёнка. Это в дальнейшем поможет ребёнку не бояться воображать, и он всегда с удовольствием будет проводить время с взрослым.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"
В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольноговозраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.
Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»
знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте «Играем? Играем!»
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких красивых улиц и дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах, а по дорогам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети...

Картотека Формирование игровой деятельности (Сюжетно-ролевые игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»
Картотека Формирование игровой деятельности (Сюжетно-ролевые игры) Группа ТМНР «Особый ребенок»Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формировани...
