Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.
презентация к уроку (подготовительная группа)

Кудрявская Татьяна Евгеньевна
Что такое сюжетно- ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar._syuzhetno_-_rolevaya_igra._kudryavskaya_t.e.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр. Подготовила: Кудрявская Т. Е.

Слайд 2

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. Что такое сюжетно-ролевая игра?

Слайд 3

Значение сюжетно - ролевых игр Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения.

Слайд 4

Основными Особенности сюжетно – ролевой игры являются: 1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложнее сделать то, что им не нравиться, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребёнка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра , где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает моральные нормы заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. 2. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенок становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус.

Слайд 5

3 . В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие . Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ещё не доступны. Эмоции делают игру увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной с ровесником деятельности. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральное качество влияют на образование таких же качеств ребёнка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что. Сюжетно ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребёнка.

Слайд 6

4 . В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

Слайд 7

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни .

Слайд 8

6. Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы . Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них.

Слайд 9

Виды сюжетно-ролевых игр : 1 . Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. 2. Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница и т.д. 3 . Игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). 4. Игры на темы литературных произведений , кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов)и др . В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

Слайд 10

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре.

Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельной творческой деятельности в сюжетно - ролевой игре....

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: “трут морковку”, “режут хлеб”, ...

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте.

Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры»....

Методическая разработка: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих легкие интеллектуальные нарушения"

Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих  легкие интеллектуальные нарушения"...

Мастер-класс по организации ролевой игры детей дошкольного возраста.

Тема: Мастер-класс по организации ролевой игры детей дошкольного возраста.Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об о...