Методическое пособие: Удивительная прогулка по Уралу. Урал от зарождения до наших дней"
методическая разработка

Кузнецова Елена Михайловна

Методическое пособие "Удивительная прогулка по Уралу. Урал от зарождения до наших дней" представляет собой увлекательное путешествие по истории и культуре Уральского региона. В нем собраны уникальные материалы о зарождении Урала, его природных богатствах, промышленном развитии, архитектурных памятниках и традициях. Пособие содержит интересные факты, теоретический материал, книги, игры, опыты, эксперименты, картотеки для детей дошкольного возраста. Оно поможет глубже понять и полюбить этот удивительный регион, раскрывая его многогранный облик от древности до современности. Пособие   предназначено для педагогов средних, старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx942.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендована методическим объединением педагогов Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка».

Протокол № 7 от 27.03.2025 г.


Прикладная методическая продукция

«Удивительная прогулка по Уралу.

Урал: от зарождения до наших дней.»

Пояснительная записка

Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов средних, старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. В разработку включено: теоретический материал, книги, игры, опыты, эксперименты, картотеки для детей дошкольного возраста, направленные на формирование у них познавательного интереса, развития наблюдательности, мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Для каждого занятия, игры, опыта, эксперимента сформулированы цели и предложен набор материалов, средств, направленных для реализации.

Введение

Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «я», а также динамично протекающей социализацией. Дети приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в детском саду, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков, способствующих установлению связей между явлениями и объектами окружающего мира, а также освоению приёмов познания.

Актуальность методической разработки обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, через знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, с выдающимися людьми Урала.

Благодаря данной методической разработке дети познакомятся с выдающимися учеными, инженерами, мастерами науки, вдохновятся увлекательными фактами из жизни лучших умов человечества – и узнают всё о важнейших открытиях и изобретениях, изменивших мир Уральцев!

Знакомство детей с учеными родного края сформирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о знаменитых людях, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, ее истории и людях, выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений об истории родного края, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - а значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви и гордости к Родине.

Новизной данной методической разработки является объединяющее, комплексное использование общеизвестных и современных методик таких как: Технологии проектирования основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта, через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия. В процессе технологии реализуются: работы в группах, парах; бесед, дискуссий; экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач), целью которой является воспитание творческой личности. Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не даёт готовые знания, не раскрывает перед ним истину, он учит ее находить. Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

В формировании у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления помогает - Технология исследовательской деятельности, которая реализуются с помощью: эвристических бесед; вопросов проблемного характера; наблюдений; моделирования; опытов; фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций; трудовых поручений, действий. Не будем забывать и про использование ИКТ в образовательном процессе – это позволит сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным; даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, это вызывает интерес, в результате снимается напряжение. Благодаря такому подходу дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, от освоения новых знаний и информации.

Цель методической разработки: создание условий для изучения нового материала; формирования и расширения представлений детей об Урале: его климатических условиях, истории, традициях, богатствах (леса, горы, реки, озера, полезные ископаемые), животных, крупных городах, о достижениях и изобретениях учёных Урала. Развивать познавательный интерес у дошкольников к труду учёных.

Методическая разработка предназначена для детей от 5 лет.

Форма работы: групповая, смешанная (несколько видов деятельности: беседа, самостоятельная деятельность, практическая работа совместно с родителями, экскурсии).

Методы работы: коммуникативная, практическая, наглядная, игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы.

Формы работы с родителями: 

  • информирование родителей о проекте «Удивительная прогулка по Уралу. Урал: от зарождения до наших дней.» (размещение публикаций на сайте и устное информирование);
  • детско-родительское творчество (изготовление поделок, подбор фотографий и кратких рассказов о путешествии по Уралу);
  • участие в оформлении альбомов проекта;
  • участие в оформлении детских выставок.

Оборудование для работы: 

  • Ноутбук
  • Музыкальное сопровождение
  • Плакаты, иллюстрации
  • Выставка художественной и краеведческой литературы
  • Выставка коллекций минералов, поделочных камней
  • Выставка изделий из поделочных камней
  • Выставка детских работ

Этапы реализации проекта:

I этап (поисковый)

II этап (основной)

III этап (итоговый)

Планируемые результаты работы: 

  • Дети проявляют чувство патриотизма в процессе приобщения к природе Урала, в процессе знакомства с национальными традициями людей живущих на Урале, сказками народов Урала.
  • Дети проявляют инициативу в процессе планирования деятельности для реализации программы;
  • Дети проявляют интерес к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм) своего народа, других народов и национальностей;
  • Дети проявляют бережное отношение к природе Урала;
  • Дети проявляют способность чувствовать красоту природы Урала и эмоционально откликаться на нее.
  • Дети имеют представление о представителях животного мира, о природном богатстве и природных достопримечательностях родного края и Урала в целом.
  • Дети имеют представление о быте народов Урала, о национальных костюмах.
  • Дети проявляют интерес к ученым и их изобретениям.


Методические рекомендации подготовки к занятию

  1. Отгадать загадку от кого письмо. (Приложение 1)
  2. Прочитать письмо от Незнайки. (Приложение 1)
  3. Рассмотреть с детьми персонажей, которые путешествуют по Уралу (Профессор Умникус, Незнайка, Шпунтик, Винтик). (Приложение 2)
  4. Познакомить детей с книгами Светланы Лавровой:
  • «Удивительный Урал»;
  • «Урал. Кладовая земли»;
  • «Путешествие по Уралу с детскими писателями»;
  • Сказания земли Уральской»;
  • «И на Урале жили носороги».
  1. Познакомить детей с книгами:
  • «Сказки народов Урала» г. Екатеринбург
  • «Сказы» П.П. Бажов
  • «Где ударил посох» Ю.А. Горбунов
  1. Учебно-справочное пособие:
  • «Самоцветная полоса Урала» А.И. Маликов
  1. Познакомить с картой Древнего Урала.
  2. Познакомить с картой Урала с реками, озерами, морями № 1
  3. Познакомить с картой Урала с городами и станциями № 2.
  4. Познакомить с картой Урала с городами и станциями № 3.
  5. Познакомить детей с картой Урала с животными и птицами.
  6. Познакомить с картой «Вкусная карта России».
  7. Найти на карте «Пункт отправления – г. Качканар».
  8. Откройте «Методическую разработку» и подберите задания и игры к предстоящему занятию.

Методические рекомендации по проведению занятий

  1. Прочитайте детям из предложенных книг, выбранные вами рассказы, сказы, стихи, загадки.
  2. Подберите необходимые вам материалы:
  • Беседы
  • Знакомство с легендами и сказами Урала
  • Демонстрационные карточки
  • Иллюстрации с описанием
  • Дидактические игры
  • Игра – викторина
  • Игры-квесты
  • Разрезные картинки
  • Опыты
  • Эксперименты
  • Наблюдения
  • Кроссворд
  • Картотека «Уральская роспись»
  • Картотека «Русские народные традиции»
  • Конструирование
  • Изобразительная деятельность: Лепка, рисование, аппликация, конструирование.
  1. Откройте карту Урала с городами и станциями, найти место отправления – г. Качканар. Познакомить с пунктом отправления.
  2. Рассмотрите с детьми карточки по выбранной теме.
  3. Предложите детям рассмотреть карту Урала (№ 1, № 2, № 3)
  4. Рассмотреть карту «Вкусная карта России», выбрать города Урала и познакомить с национальной кухней.
  5. Покажите детям фигурки с животными, птицами и морскими обитателями.
  6. Предложить детям рассмотреть карту «Вкусная карта России», найти города Урала и познакомить с национальными блюдами.
  7. Оформление выставки рисунков и поделок детей.
  8. Оформление Альбома «Горы Урала»
  9. Оформление Альбома «Народные промыслы Урала»
  10. Оформление и пополнение материалом Альбома «Талантливые изобретатели и ученые Урала».
  11. Оформление и пополнение «Красная книга Урала».
  12. Видео экскурсия «Мой любимый город – Качканар»
  13. Экскурсии:
  • Качканарский историко-краеведческий музей
  • МБУК «Качканарская центральная городская библиотека им. Ф.Т. Селянина»
  1. Реализация запланированных мероприятий.
  2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках реализации проекта.

Интересных вам занятий!


Блок 1. «Знакомство с Уралом»

  1. «Возникновение Урала. Его история».
  • Чтение книги С.А. Лаврова «Урал. Кладовая земли.» рассказ «Рождение Урала»; рассказ «Как появился Урал». (Приложение 4)
  • Чтение книги С.А. Лаврова «Удивительный Урал.» рассказ с 6 по 10 страницу.
  • Рассматривание карты Древнего Урала.
  • Рассматривание иллюстраций «Уральская земля много миллионов лет назад».
  • Рисование в нетрадиционной технике.
  • Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?».
  1. «Исторические животные Урала».
  • Чтение книги С.А. Лаврова «Урал. Кладовая земли.» рассказ «До прихода человека. Чуть-чуть об уральских крокодилах.» с 6 по 9 стр.
  • Чтение книги С.А. Лаврова «Удивительный Урал.» рассказ с 20 по 21 страницу.
  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности «По следам древних животных».
  • Рассматривание иллюстраций с кратким описанием.
  • Беседы по теме.
  • Настольная, развивающая игра «Танграм».
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний».
  • Дидактическая игра «Как появились звери?»
  • Разрезные картинки по теме.
  • Игра с песком «Юные археологи».
  • Аппликация: «Древние животные».
  • Рисование в нетрадиционной технике «Эбру», «Солью».
  • Мини-развлечение «В гостях первобытных людей».
  • Выставка детских работ.
  1. «Люди, жившие на Урале до нас».
  • Чтение книги С.А. Лаврова «Удивительный Урал.» рассказ с 28 по 33 страницу; с 33 по 39 страницу.
  • Беседы по теме:
  •  «Как раньше жили люди на Урале»
  • Рассматривание иллюстраций с кратким описанием:
  • Жилища Древнего человека
  • Пища Древнего человека
  • Как охотился Древний человек
  • Оружие Древнего человека
  • Лепка «Оружие Древнего человека»
  • Аппликация «Жилища Древнего человека»
  • Дидактическая игра «По следам Древнего человека»
  • Дидактическая игра «Составь рассказ».
  1. «Таинственный Урал»
  • Чтение книги С.А. Лаврова «Урал. Кладовая земли.» рассказ «Рифейские горы». С 10 по 13 стр.
  • Рассматривание иллюстраций с кратким описанием. (Приложение 7, 7а) «Люди открывшие Урал».
  • «Путешествие по реке времени» от Древнего Урала до наших дней.
  • Дидактическая игра «Создано человеком. Создано природой».
  • Древние находки Урала.
  • Квест-игра «Юные археологи».

Блок 2. «Богат и славен наш Урал»

Мы самые удивительные.

Каждая местность претендует на то, чтобы называться необыкновенной, чудесной, уникальной. Не зря жители маленького острова Пасхи в Тихом океане называют свою родину Пуп Земли, искренне пологая, что вот здесь как раз и есть центр земли, а все остальные страны – это так себе, вдали от центра земли прозябающие. Уральцы тоже считают свою землю самой удивительной. И это так! Потому что Урал на самом деле невероятен.

  1. «Урал – богатый край родной»
  • Рассматривание карты с природным ландшафтом № 1
  • Чтение рассказов из предложенных книг
  • Демонстрационный материл с описанием:
  • Природные достопримечательности Урала
  • Моря, реки, озера, подземные озера
  • Горы
  • Пещеры
  • Заповедники Урала
  • Животные Урала
  • Красная книга Урала
  • Самоцветы Урала
  • Разрезные картинки по темам
  • Дидактические игры: «Четвертый лишний»; «Бывает - не бывает»; «Найди пару»; «Кто где живет»; «Что будет, если»
  • Опыты: «Вулкан»; «Лавовая лампа»; «Цветной дождик»; «Выращивание кристаллов»; «Радуга на столе».
  • Выставка детских работ.
  1. «Чем славен наш Урал?»
  • Рассматривание карты с городами № 2
  • Чтение рассказов из предложенных книг
  • Рассматривание карты «Вкусная карта России»
  • Демонстрационный материл с описанием:
  • Города Урала и их достопримечательности
  • Малая родина – Качканар
  • Музеи Урала
  • Художники писавшие картины об Урале
  • Писатели Урала
  • Дидактическая игра «Блюда разной национальности».
  • Видео экскурсия по г. Качканар
  • Картотека «Сказы, рассказы, стихи про Урал»
  • Картотека «Уральская роспись»
  • Дидактическая игра «Уральская роспись»
  • Игра «Народное творчество»
  • Игра-викторина по сказкам
  • Дидактическая игра «Элементы одежды народов Урала»
  • Конструирование «Конусные куклы в костюмах Урала»
  • Кроссворд по сказам П.П. Бажова
  • Выставка детских работ.


Блок 3 «Урал – родина изобретателей»

Для нас многие вещи стали повседневными и привычными в эксплуатации на столько, что мы даже не задумываемся о том, что когда-то и кем-то они были изобретены. Что уж говорить о современных детях. Во время дидактических игр «Что с начало, что потом» и «Расскажи, как это было» ребята часто удивлялись изменениям предметов и тому, что человек был вынужден изобретать. Возникли вопросы: кто такие изобретатели? Зачем нужны изобретения? Каких изобретателей вы знаете? Что они изобрели? Хотели бы вы стать изобретателями?

Необходимо развивать интерес и познавательные навыки, а также наблюдательность, воображение и собственные творческие способности каждого ребенка еще в дошкольном возрасте, так как с юных исследователей начинается будущее нашей науки!

  • Рассматривание карты с городами № 3
  • Чтение рассказов из предложенных книг
  • Демонстрационный материл с описанием:
  • Папка с портретами ученых и изобретателей с их изобретениями и открытиями, с описанием
  • Дидактическая игра «Бывает, не бывает»
  • Дидактическая игра «Машиностроение Урала»
  • Познавательная игра «Знатоки Урала»
  • Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Организация прогулки в старшей группе детского сада»

Учебно-методическое пособие о том, как правильно организовать прогулку с детьми старшей группы....

Использование Кубанских казачьих игр на прогулке и в свободное от образовательной деятельности время "От потех казачьих - к затеям наших дней"

Расширение знаний об играх и затеях казаков. Знакомство детей с бытом, обычаями, традициями людей, живущих на Кубани....

Опыт работы План методического пособия "Музыкальные произведения об Урале для дошкольников"

Материал пособия состоит из нескольких частей. Каждая часть определена  нотой. Она является символом - расшифровкой раздела и определяет содержание данного материала....

Проект "От древности до наших дней: удивительная история посуды"

От древности до наших дней: удивительная история посуды...

Методическая разработка " Покорение космоса на Урале" проект " Урал и космос"

Методическая разработка " Покорение космоса на Урале" проект " Урал и космос"...

Авторская методическая пособия "Удивительные насекомые"

Авторская методическая пособия "Удивительные насекомые"...

Методическое пособие «Удивительная прогулка по Уралу. Урал: от зарождения до наших дней.»

     Данная методическая разработка предназначена для педагогов средних, старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. В разработку включено: теоретичес...