Опыт работы План методического пособия "Музыкальные произведения об Урале для дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 Гущина Людмила Егоровна

Материал пособия состоит из нескольких частей. Каждая часть определена  нотой. Она является символом - расшифровкой раздела и определяет содержание данного материала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  Детский сад №20 «Дельфин» Южноуральского  городского   округа

Педагогический опыт

Методическое пособие  «Музыкальные произведения об Урале для дошкольников»

                                                                 

                                                                   Автор методической разработки

                                                                   Музыкальный руководитель

                                                          Гущина Людмила Егоровна

2018 учебный год

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную

оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».                                

Д. С. Лихачев

 Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.

Уральские колыбельные песни, хороводные игры, помогают, дошкольникам войти в мир народной культуры. Сделать её своим достоянием. Осознать свою принадлежность к традициям. Понимать значение нравственных основ семьи, семейные обычаи.

Связь человека с живой и не живой природой, которая отражена в музыкальных произведениях формирует,  физические, нравственны,  качества, речь, смекалку, терпение, находчивость.

Музыкальные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое",    проявлять заботу к близким людям.

Материал пособия состоит из нескольких частей. Каждая часть определена  нотой. Она является символом - расшифровкой раздела и определяет содержание данного материала.

Нота «До» - дом.

Нота «Ре» -  река.

Нота «Ми» -  мир.

Нота  «Фа» - фамилии.

Нота «Соль» - соль земли.

Нота «Ля» -      пляска

Нота  «Си»  - сила.

План

   1.Блок

 Формы работы:  совместная деятельность с семьей (размещение информации в уголке для родителей)

 Цели и задачи: сообщить элементарные сведения о роли колыбельной песни в развитии детей,  и их влияние на ребенка.

Нота «До» - дом.

С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством, это колыбельные песни, пестушки, прибаутки,  в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым.

        Колыбельная песня  это особый диалог между матерью и ребёнком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души. Любви и нежности.

Баюкала мать дитя и напевала ему простые ласковые слова. Понравившуюся песню повторяла дочь, добавляя  слова меняя мелодию. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье. От поколения к поколению.

Назначение колыбельных песен – убаюкать, усыпить ребёнка.

2.Блок

 Формы работы: НОД - художественно – эстетическое развитие (музыка), ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, во время  прогулки (в теплое время)

 Цели и задачи: способствовать формированию понятий на основе регионально - краеведческого принципа. Конкретизировать знания детей  о родной природе.

Нота «Ре» - река

Люди Урала  в древности селились возле воды, по берегам рек и озёр, часто там, где выходили месторождения железа и разных руд.

Помимо самих Уральских гор, таящих в себе множество самых разных полезных ископаемых и минералов, из природных достопримечательностей можно отметить наличие уникальных чистых озер, рек, пещер и водопадов

Ни один регион России не может сравниться с Уралом по количеству озер! На его территории более трех тысяч водоемов. Поэтому и называют Южный Урал «Страной озер».  Природа в музыке одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.

3.Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Праздники, развлечения  музыка в повседневной жизни, театрализованная  деятельность

Цели и задачи: Знакомить детей с историей народа с его укладом жизни и народной мудростью.

Через фольклорные праздники и обрядовые песни

Нота «ми» - мир

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью  труда и быта народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Праздничные традиции русских Южного Урала носили сезонный характер, связанный с сельским хозяйством. В каждый праздник вкладывался символический смысл: весной - праздники связывались с началом полевых работ, осенью- с заботой об урожае. Зимние праздники открывали Святки. На Святки пели песни, проводили игры, обходили дома, устраивали посиделки, гадания.

4Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми   (групповая и подгрупповая.

 Рассматривание  картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций.

 Цели и задачи: формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно -  творческой деятельности

Нота «фа» - фамилии

 Композиторы Южного Урала -  это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. Живут они в разных городах: Челябинск, Магнитогорск, Озерск - и представляют разные композиторские школы.

Кроме того, в Челябинске и области успешно работает большая группа талантливых исполнителей, которые нередко выступают и как авторы музыки. Прежде всего, они пишут для своего инструмента, природу которого досконально знают и которым в совершенстве владеют, но вместе с тем обращаются и к другим жанрам.

5Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми (музыкально - игровые композиции, игры).

В режимных моментах:  во время  прогулки в теплое время,  в сюжетно-ролевых играх, на праздниках и развлечениях.

 Цели и задачи: воспитывать бережное отношение к историческому  и культурному наследию народов Южного Урала, уважение к традициям и обычаям.

Нота «соль»

Соль земли – это те, кто придаёт жизни  вкус и смысл. Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Каждый народ Южного Урала в жизни надеялся на лучшее, радостное, хорошее, но человек может сам делать добро, совершать хорошие поступки. Эта народная традиция доброго отношения к людям, радостного восприятия жизни нашла отражение не только в словесном и игровом, но и музыкальном фольклоре русских, башкир, татар и других народов Южного Урала. Использование народных игр, хороводов способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

 6.Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми : праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни.

 Цели и задачи:   расширять представление детей о народных праздниках. Знакомить с народными песнями, плясками, играми.

Нота «ля» - пляска

 На Урале распространенными были хороводы – игры и хороводы – шествия. Хоровод  народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды. Но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многом из них. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски.   Мужские  пляски  олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы: «Ах вы сени, мои сени»«Камаринская»«Барыня»« У меня ль во садочке» и др.

3адорные огромные  хороводы, пляски и народные массовые гуляния,  были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.

Широкая душа  и необузданное желание дарить веселье себе и окружающем.

7.Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми: праздники, развлечения, исполнительская  деятельность, концерты.

Цели и задачи: Знакомить детей с укладом жизни уральских казаков, расширять представления об  уральском казачестве, самобытности, культуре и традициях данного народа и родного края.

Нота «си» - сила

Казачество -  песни казаков это не только идеальное  выражение казачьей души, а истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства.

С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни, песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни.

        Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в его песнях удаль и веселье.  Каждый казак знал более тысяч песен.

Предполагаемые результаты

Для воспитанников:

- будут сформированы представления о народных культурных традициях

народов Урала;

-появление интереса к разучиванию малого фольклорного жанра, народных песен, хороводов, народных игр.

Для родителей:

- повышение музыкальной культуры;

- мотивация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

   

Для педагогов:

- инновационные изменения в содержании и организации  воспитательно -  образовательного процесса;

-  повышение уровня компетентности педагогов в приобщении к народным традициям.

Литература:

  1. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста

На идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал»

Магнитогорск 2004г.

  1. Валихметова Т.А.  Глинкин А.В.

Народные песни Южного Урала  Челябинск, 2003г.

  1. Лазарев А.И. Уральские посиделки Челябинск. 1977г



Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  Детский сад №20 «Дельфин» Южноуральского  городского   округа

Педагогический опыт

Методическое пособие  «Музыкальные произведения об Урале для дошкольников»

                                                                 

                                                                   Автор методической разработки

                                                                   Музыкальный руководитель

                                                          Гущина Людмила Егоровна

2018 учебный год

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную

оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».                                

Д. С. Лихачев

 Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.

Уральские колыбельные песни, хороводные игры, помогают, дошкольникам войти в мир народной культуры. Сделать её своим достоянием. Осознать свою принадлежность к традициям. Понимать значение нравственных основ семьи, семейные обычаи.

Связь человека с живой и не живой природой, которая отражена в музыкальных произведениях формирует,  физические, нравственны,  качества, речь, смекалку, терпение, находчивость.

Музыкальные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое",    проявлять заботу к близким людям.

Материал пособия состоит из нескольких частей. Каждая часть определена  нотой. Она является символом - расшифровкой раздела и определяет содержание данного материала.

Нота «До» - дом.

Нота «Ре» -  река.

Нота «Ми» -  мир.

Нота  «Фа» - фамилии.

Нота «Соль» - соль земли.

Нота «Ля» -      пляска

Нота  «Си»  - сила.

План

   1.Блок

 Формы работы:  совместная деятельность с семьей (размещение информации в уголке для родителей)

 Цели и задачи: сообщить элементарные сведения о роли колыбельной песни в развитии детей,  и их влияние на ребенка.

Нота «До» - дом.

С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством, это колыбельные песни, пестушки, прибаутки,  в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым.

        Колыбельная песня  это особый диалог между матерью и ребёнком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души. Любви и нежности.

Баюкала мать дитя и напевала ему простые ласковые слова. Понравившуюся песню повторяла дочь, добавляя  слова меняя мелодию. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье. От поколения к поколению.

Назначение колыбельных песен – убаюкать, усыпить ребёнка.

2.Блок

 Формы работы: НОД - художественно – эстетическое развитие (музыка), ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, во время  прогулки (в теплое время)

 Цели и задачи: способствовать формированию понятий на основе регионально - краеведческого принципа. Конкретизировать знания детей  о родной природе.

Нота «Ре» - река

Люди Урала  в древности селились возле воды, по берегам рек и озёр, часто там, где выходили месторождения железа и разных руд.

Помимо самих Уральских гор, таящих в себе множество самых разных полезных ископаемых и минералов, из природных достопримечательностей можно отметить наличие уникальных чистых озер, рек, пещер и водопадов

Ни один регион России не может сравниться с Уралом по количеству озер! На его территории более трех тысяч водоемов. Поэтому и называют Южный Урал «Страной озер».  Природа в музыке одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.

3.Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Праздники, развлечения  музыка в повседневной жизни, театрализованная  деятельность

Цели и задачи: Знакомить детей с историей народа с его укладом жизни и народной мудростью.

Через фольклорные праздники и обрядовые песни

Нота «ми» - мир

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью  труда и быта народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Праздничные традиции русских Южного Урала носили сезонный характер, связанный с сельским хозяйством. В каждый праздник вкладывался символический смысл: весной - праздники связывались с началом полевых работ, осенью- с заботой об урожае. Зимние праздники открывали Святки. На Святки пели песни, проводили игры, обходили дома, устраивали посиделки, гадания.

4Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми   (групповая и подгрупповая.

 Рассматривание  картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций.

 Цели и задачи: формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно -  творческой деятельности

Нота «фа» - фамилии

 Композиторы Южного Урала -  это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. Живут они в разных городах: Челябинск, Магнитогорск, Озерск - и представляют разные композиторские школы.

Кроме того, в Челябинске и области успешно работает большая группа талантливых исполнителей, которые нередко выступают и как авторы музыки. Прежде всего, они пишут для своего инструмента, природу которого досконально знают и которым в совершенстве владеют, но вместе с тем обращаются и к другим жанрам.

5Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми (музыкально - игровые композиции, игры).

В режимных моментах:  во время  прогулки в теплое время,  в сюжетно-ролевых играх, на праздниках и развлечениях.

 Цели и задачи: воспитывать бережное отношение к историческому  и культурному наследию народов Южного Урала, уважение к традициям и обычаям.

Нота «соль»

Соль земли – это те, кто придаёт жизни  вкус и смысл. Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Каждый народ Южного Урала в жизни надеялся на лучшее, радостное, хорошее, но человек может сам делать добро, совершать хорошие поступки. Эта народная традиция доброго отношения к людям, радостного восприятия жизни нашла отражение не только в словесном и игровом, но и музыкальном фольклоре русских, башкир, татар и других народов Южного Урала. Использование народных игр, хороводов способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

 6.Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми : праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни.

 Цели и задачи:   расширять представление детей о народных праздниках. Знакомить с народными песнями, плясками, играми.

Нота «ля» - пляска

 На Урале распространенными были хороводы – игры и хороводы – шествия. Хоровод  народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды. Но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многом из них. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски.   Мужские  пляски  олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы: «Ах вы сени, мои сени»«Камаринская»«Барыня»« У меня ль во садочке» и др.

3адорные огромные  хороводы, пляски и народные массовые гуляния,  были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.

Широкая душа  и необузданное желание дарить веселье себе и окружающем.

7.Блок

Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми: праздники, развлечения, исполнительская  деятельность, концерты.

Цели и задачи: Знакомить детей с укладом жизни уральских казаков, расширять представления об  уральском казачестве, самобытности, культуре и традициях данного народа и родного края.

Нота «си» - сила

Казачество -  песни казаков это не только идеальное  выражение казачьей души, а истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства.

С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни, песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни.

        Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в его песнях удаль и веселье.  Каждый казак знал более тысяч песен.

Предполагаемые результаты

Для воспитанников:

- будут сформированы представления о народных культурных традициях

народов Урала;

-появление интереса к разучиванию малого фольклорного жанра, народных песен, хороводов, народных игр.

Для родителей:

- повышение музыкальной культуры;

- мотивация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

   

Для педагогов:

- инновационные изменения в содержании и организации  воспитательно -  образовательного процесса;

-  повышение уровня компетентности педагогов в приобщении к народным традициям.

Литература:

  1. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста

На идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал»

Магнитогорск 2004г.

  1. Валихметова Т.А.  Глинкин А.В.

Народные песни Южного Урала  Челябинск, 2003г.

  1. Лазарев А.И. Уральские посиделки Челябинск. 1977г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно -методическая разработка на тему "Обучение старших дошкольников пересказыванию литературных произведений"

В материале представлен анализ проблем по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений и дан практический материал для работы воспитателям по данному направлению...

Методическая разработка «Произведения для чтения детям младшей группы по программе «Рассказы солнечного края».

Сборник рекомендуемой литературы для чтения в детском саду и дома для детей четвёртого года жизни, который составлен в соответствии с Программой по приобщению дошкольников к национальной детской литер...

Опыт использования методического пособия "Волшебные обводилки" (авторы Зегебарт Г. М., Ильичева О. С.) в коррекционной и развивающей работе с дошкольниками

В пособии оригинальные рисунки сочетаются с упражнениями "Гимнастика для мозга". Вариативность использования материалов позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребёнку....

Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...

Опыт работы кружка «Приключения пчелки» (для детей 4 лет) представленный на I Международной конференции по технологическому образованию в ДОУ организованная Национальным методическим советом технологического образования и Союзом «Дошкольники России»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников – приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ» (опыт работы методического сопровождения старшего воспитателя)

Представлена серия мероприятий старшего воспитателя по закреплению у педагогов  понятий «рабочая программа воспитания», «педагогическая этика», «гражданско-патриотич...