Осуществление проектно-исследовательской деятельности в подготовительной группе, как фактор выявления одаренных детей
консультация (подготовительная группа)

Смагина Наталья Валерьевна

Вовлечение воспитанников ДОУ в проектно-исследовательскую деятельность является одной из ведущих тенденций ФГОС ДО. Сформированные при данной деятельности компетенции будут способствовать адекватной социализации ребят на ступени начального общего образования и в жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смагина Н.В.  воспитатель МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №3»

 

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся подготовительной группы ДОУ, как фактор выявления и развития детской одарённости»

    Вовлечение воспитанников ДОУ в проектно-исследовательскую деятельность является одной из ведущих тенденций ФГОС ДО. Сформированные при данной деятельности компетенции будут способствовать адекватной социализации ребят на ступени начального общего образования и в жизни. Исследования и проекты помогут оптимальной организации совместной работы всех участников образовательной деятельности, создадут условия для присвоения ценностей. И как показывает опыт, проектно-исследовательская деятельность – прекрасный фактор выявления и развития детской одаренности на ранних этапах воспитания.

     При осуществлении образовательной деятельности в подготовительной группе МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №3» большое место отводится проведению исследований и осуществлению проектов, посильных и понятных воспитанникам. Наша группа в течение учебного года  работает над различными проектами. Как правило, это один большой групповой проект, в осуществлении которого задействованы все или практически все обучающиеся, родители и воспитатели.  Проблема, которая определяет тему проекта, может быть любой. Проектная и исследовательская деятельность осуществляется в разных направлениях: экологическом, филологическом, краеведческом, творческом, социальном. Педагоги предлагают обучающимся несколько тем для исследования, ребята голосованием определяют проблему, над которой будут работать в течение года. Иногда мнения разделяются, и тогда в классе осуществляется работа двух или трех групп над разными проектами.

    При работе над проектом практически сразу выявляются обучающиеся, обладающие лидерскими качествами. В процессе углубления в тему исследования, обработки информации, систематизации данных и подготовки презентации проекта, выявляются воспитанники с признаками академической, художественной, литературной, артистической одаренности. Как правило, такие ребята не остаются без внимания и после защиты проекта, воспитатели совместно с родителями развивают выявленные таланты и мотивируют участие таких ребят в различных конкурсах, театральных постановках, викторинах.

     Защита проекта – коллективный труд, где от каждого ребенка зависит, как будет воспринят проект, заинтересует ли он слушателей, поэтому выбор выступающих очень важен. Умением публично и качественно защитить работу всего классного коллектива обладают не все обучающиеся, задача воспитателей выявить ребят, обладающих этим даром, развивать его.

   Остановлюсь на защите проектов, как, с моей точки зрения, одном из главных этапов работы. Презентация завершенного проекта – кульминационный момент работы. Проведение научно-практических конференций «Я познаю мир» для воспитанников внутри группы -  это один из факторов, позволяющий развивать детскую одаренность. Ощущение собственной значимости, ситуация успеха, соревновательный дух мотивируют детей на продолжение проектной и исследовательской деятельности.

  Последнее время родители и воспитатели в нашей группе решаются на создание индивидуальных проектов, автором которого является один воспитанник, а научным руководителем может выступать как педагог, так и один из родителей. Ребенок при осуществлении такой деятельности учится принимать решения, отвечать за них. В ходе разработки проекта, автором которого является один обучающийся, формируются личностные, познавательные, регулятивные компетенции. Индивидуальный проект – это не обособление одного ребенка от коллектива, это возможность попробовать свои силы, развить свои способности, это рекомендуемая ФГОС индивидуализация обучения. Индивидуальный проект – это дальнейшее развитие выявленных способностей воспитанника.

   Возможности ДОУ отличаются от возможностей школы. А возможность проявить себя, продемонстрировать свои таланты у обучающегося начальных классов сельской школы, по сравнению с обучающимися начальных классов, определенно, меньше.

  А для того, чтобы выявленная одаренность могла быть развита, ребенку просто необходимо выходить с презентацией своей работы за рамки группы и детского сада. Поэтому и администрация ДОУ, и воспитатели готовят ребят к выступлению на муниципальных, региональных и межрегиональных конкурсах. Среди воспитанников подготовительной группы МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №3» есть победитель межрегиональной научно-практической конференции «Ступени успеха».

  Творческий коллектив педагогов, их высокий профессионализм, сотрудничество с родителями, работа на качественный конечный результат – залог того, что в процессе проектной деятельности старших дошкольников будут выявлены ребята с различными видами одаренности, и их таланты будут развиваться и совершенствоваться.  

           

ЛИТЕРАТУРА

  1. Д.В. Григорьев, В.П. Степанов Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя – 4-е изд.- М. «Просвещение», 2014. – 17-29 с.
  2. Одарённость: рабочая концепция. М., 1996. – 6 с.
  3. Психология одарённости детей и подростков /под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
  4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.- 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по программе для одаренный детей "УТРО В ЛЕСУ"

Развивитие умения видеть единство содержания и средств выразительности живописи.Формирование восприятия единства поэтического, изобразительного и музыкального образа.(автор-составитель Хорольская Свет...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе №10 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Рисование «Осеннее дерево»

Цели занятия:Учить изображать гуашью на листе дерево.Задачи:Обучающие: 1.Закреплять представления детей о признаках осени.2. Познакомить с приемом тонированиябумаги  мелом3.Продолжать учить ...

Проектно-исследовательская работа с детьми подготовительной группы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство, ведь именно...

«Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности».

Отчет по теме самообразования «Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности»....

Проект по театрализованной деятельности в подготовительной группе на тему: «Театр и дети»

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают...