Нравственно-патриотический проект "Березка- символ России"
проект (старшая группа)

Додонова Светлана Валентиновна

Нравственно-патриотический проект "Березка- символ России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx499.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 61

Нравственно-патриотический проект

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Мои документы\КАРТИНКИ\Картинки природа\e7feaf6c02d9.png

Воспитатель:

Додонова Светлана Валентиновна

Ярославль

Нравственно-патриотический проект

Тема: «Берёза – символ    России»

Участники проекта:

  1. Дети в возрасте от 5-6 лет
  2. Воспитатели
  3. Музыкальный руководитель
  4. Родители

Сроки реализации проекта:

долгосрочный – сентябрь 2022 – апрель 2023г.

Актуальность:

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребёнку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю, культуру.

Цель проекта: познакомить детей с символом России – берёзой.

Задачи:

1. Расширить представления детей о природе родного края, связь его с легендами, мифами и сказками.

2. Развивать  эмоционально – чувственную сферу личности ребёнка, как одного из компонентов экологической культуры.

3.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование базовых знаний у детей о березе, как о дереве (представительнице флоры нашей страны), и как символе нашей страны.
  2. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к  родному дому, земле, где он родился.
  3. Воспитание у детей любви и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям.
  4. Формирование у воспитанников потребности изучать историю и культуру русского народа.
  5. Осознание своего «Я» как части своего народа.
  6. Формирование у воспитанников художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Повышение    уровня профессиональных знаний и умений у педагогов ДОУ в применении метода проектов.
  8. Приобщение семьи к социально-значимым вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Продукт творческой деятельности воспитанников:

  1. Экологический фольклорный праздник «Русская береза» для детей и родителей.
  2. Выставка прикладного творчества «Береста».

Содержание проекта:

I. Подготовительный этап

1.Ознакомление с художественной литературой

   Подбор стихов, рассказов, сказок о берёзе.

2. Изготовление родителями русских народных костюмов для детей.

3. Подбор дидактических материалов.

II. Основной этап (Практический)

Реализация мероприятий

III. Заключительный (Рефлексивный)

Защита проекта

Перспективный план мероприятий

Направление

Область

Мероприятия

Сроки

Дети

Родители

Познавательно-речевое развитие

Цикл занятий на темы:

«Лес в жизни человека»,

Оформление рубрики «Выучите вместе с детьми» (стихи о березе)

Октябрь

«Берёза и тополь – какие похожие и разные»,

Ноябрь

 «Почему деревья не падают?»,

Декабрь

«Что берёза дарит человеку»,

Февраль

«Из истории использования берёзы».

Март

Разучивание стихов, пословиц, народных примет.

В течение всего года (в соответствии с временем года)

Ознакомление с окружающим

Экскурсии по территории детского сада

Наблюдения

Знакомство с репродукциями художников: И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»,

И.И. Левитан «Березовая роща»,

В.М. Васнецов «Дубы» и т.п.

Организация мини-музея «Деревянные и берестяные предметы обихода»

Осенний период

Зимний период

Весенний период

Летний период

(см. приложение 2)

Октябрь

Март

Апрель

Январь-март

Изобразительная и конструктивная деятельность

Рисование «Портрет весенней березы»

«Березовая роща»

«Что нужно нашему дереву»

Оформление рубрики

«А знаете ли Вы, что…»

(Береза целительница)

Март

Ручной труд

Изготовление коллективной работы с использованием бересты и веточек.

Март

Изготовление сувенирных открыток к празднику

Апрель

Презентация выставки совместного творчества детей и родителей «Чудо-береста»

Апрель

Музыка

Экологический фольклорный праздник

«Русская береза»

Участие родителей на празднике

Апрель

Приложение 1

Педагогическая копилка

     1.Чем деревья отличаются от других растений?

  1. Какие деревья вы знаете?
  2. Деревья – живые? Почему вы так думаете?
  3. Много ли деревьев растёт около вашего дома? как они называются?
  4. Кто сажает деревья в городе? для чего?
  5. Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?
  6. Где деревьям лучше – в лесу или в городе? почему?
  7. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
  8. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
  9. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего  дома?

Приложение 2

Сезонные наблюдения за березой

                                                   Осень

Наблюдение 1. Что есть у берёзы?

Программное содержание.

Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

Наблюдение 2. Кора берёзы.

Программное содержание:

Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении, учить определять возраст берёзы по коре.

Наблюдение 3. Падают-падают листья

Показать связь деревьев с окружающей средой. Рассмотреть опавшие листья берёзы (определить цвет, запах, форму).

Наблюдение 4. Чем питается берёза?

Программное содержание:

Дать детям представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Осенью листья опадают, перегнивают - почва становится богаче и весной снова может кормить растения.

Наблюдение 5. Как берёза готовится к зиме?

Программное содержание:

Углубить представление о природе как системе, в которой всё «продумано до мелочей». Показать детям, что берёза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Наблюдение 6. Из истории использования берёзы.

Программное содержание:

Познакомить детей с тем, как берёзу использовали в древности. Рассказать, что наши предки берёзовой лучиной освещали дома, соком берёзы лечили больных, колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы, из неё же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты – туески, лукошки, на бересте писали. Берёзу используют в строительстве, из листьев – жёлтую и зелёную краски, из почек – лекарства.

Зима

Наблюдение 1. Первый снег!

Программное содержание.    Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом и заметить, как изменилась берёза. Учить видеть красоту в засыпанных снегом берёзах.

Наблюдение 2. Новый год.

Программное содержание.    Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае - за берёзу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

Наблюдение 3. Оттепель.

Программное содержание.    Понаблюдать за берёзой в оттепель (как прекрасна она с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими). Продолжать учить определять настроение берёзы, развивать воображение.

Наблюдение 4. Ясная, солнечная погода.

Программное содержание.    Показать, что зимой – в ясную солнечную погоду – кора дерева тёплая.

Наблюдение 5. Почему нет листьев зимой?

Программное содержание.    Дать детям представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой.

Наблюдение 6. Метель.

Программное содержание.     Показать детям зависимость состояния берёзы от погодных явлений. Что помогает дереву устоять во время урагана? Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц, для которых дети с взрослыми сделали кормушки.

Весна

Наблюдение 1. Что нужно нашему дереву?

Программное содержание.    Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. Сделать с детьми модель дерева и карточками обозначить все необходимые факторы.

Наблюдение 2.  «Ещё в полях белеет снег…»

Программное содержание.    Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние берёзы. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Наблюдение 3. Берёзовые почки.

Программное содержание.    Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других(сравнить берёзовые почки с почками других деревьев).

Наблюдение 4. Берёзовый сок.

Программное содержание.    Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к берёзе, рассказать о пользе берёзового сока для здоровья, научить, после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.

Наблюдение 5. Берёза цветёт.

Программное содержание.    Дать представление о том, что такое семена: показать, как берёза цветёт, сказать, что в конце лета у неё появятся семена, из которых в последствии вырастут молодые берёзки.

Наблюдение 6. Лист зеленеет молодой.

Программное содержание.    Обратить внимание на красоту весенней берёзы, на весенние ароматы (пахнет корою берёзы), на свежую зелень молодой листвы. Рассказать, зачем берёзе нужны тёмные полосочки и точки (в жару они открываются и пропускают воздух к корням).

Нарисовать с детьми портрет весенней берёзы.

Лето

Наблюдение 1. Нагревается ли ствол в жаркую погоду?

Программное содержание.     Побудить детей найти ответ на вопрос: « Почему ствол берёзы не нагревается в жаркую погоду?». Рассказать, что в коре берёзы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору берёзы в белый цвет и отражает солнечные лучи вот и остаётся ствол прохладным.

Наблюдение 2. Какие животные и насекомые живут рядом с берёзой?

Программное содержание.     Обсудить с детьми, кто живёт под берёзой и на берёзе. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около берёзы.

Наблюдение 3. Какие грибы растут под берёзой?

Программное содержание.    Дать представление о берёзовой роще и подберёзовике, об их взаимосвязи.

Наблюдение 4. Развитие семейных традиций.

Программное содержание.     Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей. Провести совместное с родителями наблюдение. Родители делятся своими знаниями о берёзе и рассказывают, о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий).

Наблюдение 5. Семена.

Программное содержание.     Показать детям созревшие семена берёзы, рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с берёзой. Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева.

Наблюдение 6.  Берёза – дерево счастья!

Программное содержание.    Показать детям, что художники широко используют образ берёзы в своём творчестве. Побудить к разговору о берёзе, используя ласковые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект оод по нравственно-патриотическому воспитанию "Берёза- символ России"

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».    ...

Технологическая карта занятия, тема «Нравственно-патриотическое воспитание». Название: «Символы России».

Цель – Формирование элементарного  представления о символах нашей страны, развитие познавательного интереса. Образовательные:- Закреплять  понятие  «символы нашей стран...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...

Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию "Государственные символы России"

Презентация с определением по каждому государственному символу России, для занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....