Проект в старшей группе "Память в наших сердцах"
проект (старшая группа)

Клюева Ирина Александровна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pamyat_v_nashih_serdtsah.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

ПРОЕКТ

«ПАМЯТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ»

Picture background

Авторы: Клюева И.А., воспитатель

Плеханова И.Ю., педагог-психолог

Ардатов, 2025 г

Пояснительная записка

Актуальность

День Победы — это не просто дата в календаре, а символ памяти, благодарности и единства многих поколений. Однако в современном мире передача исторической памяти и семейных традиций становится всё более сложной задачей. Молодые семьи живут в быстром ритме, дети всё меньше знают истории своих предков, а о великих подвигах прошлого начинают забывать или воспринимать их как что-то далёкое и абстрактное.
         Основная проблема — утрата живой связи между поколениями, когда родители и бабушки с дедушками всё меньше рассказывают детям о героизме и испытаниях, через которые прошла их семья и страна в годы ВОВ.  Безусловно, дети, родители, будущее поколение должны знать историю своей родины, своих дедов и отцов, потому как не знающий своего прошлого, не знает ничего. Но как способствовать тому, чтобы дети помнили о своих корнях, как донести им уважение и гордость за русский народ, привить интерес к прошлому своей семьи, своих корней? Кто сегодня из родителей спешит рассказать о событиях тех лет, щадя психику детей или по причине собственной неосведомленности? Как спровоцировать интерес родителей и подрастающего поколения к судьбе ветеранов – родственников?
        Проект «Память в наших сердцах» рожден именно для того, чтобы преодолеть эту проблему. Он объединяет детей и родителей, побуждая вместе рассказывать, слушать и творить на основе семейных историй о Великой Отечественной войне. Такое взаимодействие оживляет память, превращая её из абстрактных дат в личные истории и эмоции, которые дети смогут хранить в своём сердце и передавать дальше.
       Совместное участие родителей в проекте помогает не только повысить уровень исторической грамотности дошкольников, но и укрепить семейные связи, создавая пространство доверия, тепла и взаимопонимания. Дети учатся уважать прошлое, осознавая, что история — это не просто учебный материал, а часть их собственной жизни и происхождения.
       Кроме того, в современных условиях сохранение исторической памяти и формирование патриотического сознания — важная задача воспитания. Этот проект способствует развитию у детей чувства благодарности за мир, ценности дружбы и единства, что особенно актуально в быстро меняющемся мире. Сохранять связь поколений — значит сохранять нашу культуру, наши традиции и нашу идентичность. Поэтому проект «Память в наших сердцах» является не только образовательной инициативой, но и важным вкладом в будущее, в котором память о героях будет жить в сердцах новых поколений.

Цель проекта: создание  условий для формирования у детей дошкольного возраста чувства исторической памяти и уважения к героям Великой Отечественной войны через вовлечение родителей и совместные творческие активности, способствующие сохранению живой связи между поколениями, укреплению семейных традиций.

Задачи:

- Познакомить детей с родственниками — ветеранами ВОВ, расширить их представления о героизме и истории семьи через рассказы, фотографии и воспоминания, способствуя формированию чувства уважения и благодарности.

- Формировать у детей понимания связей между прошлым и настоящим.

- Развивать у детей эмоциональное восприятие через творческие занятия (рисование, поделки, песни).  

- Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважения к истории своей семьи и страны, а также осознание важности сохранения памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны.

- Вовлечь родителей в передачу семейных историй и традиций, связанных с Днём Победы.  

- Укрепить эмоциональные связи между детьми и их близкими через совместное участие в проекте.  

Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Сроки реализации: апрель-май 2025 года

При разработке проекта  учитывались следующие принципы:

•        системности и последовательности (все этапы и активности проекта связаны между собой и направлены на общую цель);

•        доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей);

•        динамичности (интеграция задач в разных видах деятельности);

•        принцип личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка);

•  семейной преемственности  (активное вовлечение родителей и близких для передачи детям семейных историй и ценностей памяти);

•   сотрудничества и партнерства (тесная работа педагогов и родителей, объединенных общей целью воспитания и развития).  

Планируемые результаты:

У детей сформировано:

- представление о родственниках - участниках ВОВ, их подвигах и героизме;

-  понятие о войне: страшной, жестокой, разрушительной

- понимание связей между прошлым и настоящим: как победа в войне дала возможность для жизни, развития и счастья последующих поколений;

- чувство гордости и уважения к родственникам — ветеранам и к историческому наследию Родины.

Для родителей:  

- активное вовлечение в образовательный процесс и совместная работа с педагогами;  

-  повышение чувства ответственности за патриотическое воспитание;  

-  расширение семейного диалога и укрепление взаимопонимания с детьми;  

- создание условий для передачи семейных историй и традиций будущим поколениям.

Для педагога:

-обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по патриотическому воспитанию;

- повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми и родителями.

Инновационная направленность: совместная и согласованная деятельность всех участников проекта способствует повышению воспитательного процесса, эмоционального настроя во время проведения всего процесса деятельности.

Содержание

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (организационно - диагностический)

Мероприятия

Участники

Ожидаемый результат, продукт деятельности

1

Анализ воспитательного процесса по данной теме.

воспитатели

Определение мероприятий и решаемых задач при их реализации

2

Постановка проблемы (модель 3-х вопросов).

-Что я знаю…

-Что хочу узнать…

-Как я могу узнать…

воспитатели

Выявление у детей уровня информированности о событиях ВОВ, о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ, их жизни и т.д.

3

Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта

Воспитатели, родители, психолог

Согласование с коллегами и психологом материла для показа детям. Определение задач, возложенных на родителей (заучивание стихотворений совместно с детьми для выступления детей в мероприятиях, конкурсах стихов, поручение изготовления портретов участников ВОВ)

4

Организация развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта в группе

Воспитатели, дети, родители

Разработка презентаций, мероприятий, бесед, занятий по теме; поиск информации, создание консультаций для родителей

5

Создание наглядно – дидактического пособия

Воспитатели, психолог

6

Создание  фотогалереи  «Книга памяти»

Все воспитатели ДОУ

Сбор фото для фотогалереи

7

Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников

воспитатели

План мероприятий для реализации проекта

2. Практический (деятельностный) этап

Образовательные области

Виды деятельности с детьми и родителями[1]

1. Социально – коммуникативное развитие

Рассматривание альбомов служащих в ВВ РФ (предварительная работа с родителями по предоставлению фотоальбомов, служащих в ВВ); Рассказ детей военнослужащих о работе своих родителей.

 Акция «Бессмертный полк»

Возложение цветов к памятнику Воину-освободителя.

2. Познавательное развитие

Беседа с просмотром  презентации «ВОВ. Награды и подвиги».

Просмотр презентации «Бессмертный полк»

Просмотр фильмов о войне для детей:

«Сын полка», «Пятерка отважных», «Иваново детство», «Девочка ищет отца».

3. Речевое развитие

Составление рассказа об участнике ВОВ  «Герой в нашей семье»

Пересказ рассказа «Дети блокады»», «Записки выжившей в блокаде девочки»

Чтение художественной литературы на военную тематику.

Заучивание стихотворений о войне.

4. Художественное – эстетическое развитие

Создание «Азбуки Победы»

Совместное творчество «Песня «Катюша» в картинках»

5. Физическое развитие

Подвижные игры «Шпион и разведчик», «Догонялки», «Разведчики», «Войнушки», «Казаки - разбойники»

Военно-патриотическая игра «Зарничка» (совместно с родителями).

3. Заключительный (итоговый этап)

1. Итоговое мероприятие « Вечер памяти «Мы помним…»

2. Оформление фотогалереи «Книга памяти».

3. Презентация результатов и продуктов проекта на педагогическом совете.

4. Публикация  методической разработки проекта на официальном сайте детского сада

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fardatov-2ds.ucoz.ru%2Fload%2Fmamina_shkola%2Fproekt_pamjat_v_nashikh_serdcakh%2F1-1-0-407&utf=1

Итоги реализации проекта:

1. Активное вовлечение семей — родители и близкие приняли участие в мероприятиях, поделились семейными историями, что укрепило связь между ДОУ и семьями.
2. Расширение знаний детей — дошкольники познакомились с важными историческими фактами и узнали о героях Великой Отечественной войны, включая родственников — ветеранов.
3. Повышение эмоционального восприятия темы памяти — через творческие задания, рассказы и совместные мероприятия дети научились уважать историю и ценить героизм предков.
4. Создание условий для совместного творчества — были организованы выставки, мастер-классы и игровые занятия, которые активизировали познавательный и творческий потенциал детей.
5. Укрепление патриотических и нравственных ценностей — дети сформировали устойчивое чувство гордости за свою Родину и семью.


Список литературы

1. Асташова, Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». — Москва, 2019.  

2.  Иванова, Т.А. «Методы и формы работы с семьями по патриотическому воспитанию». — Санкт-Петербург, 2020.  

3.  Ситникова, Е.А. «История и память в дошкольном возрасте: подходы и практики». — Екатеринбург, 2018.  

4. Интернет-ресурсы


[1] Фотоотчет с мероприятий см. в Приложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект для старших дошкольников "Животные наших лесов"

Проект носит информационно – познавательный,  практически – деятельностный, социальный  характер и включает в себя все виды детской деятельности.Цель: способствовать расширению и ...

Экологический проект дошкольного образовательного учреждения «В нашем сердце есть и для птиц тепло!»

АННОТАЦИЯ Экологический проект:  «В нашем сердце есть и для птиц тепло!»(познавательно - информационно – творческий,...

Экологический проект в старшей группе "Помогаем нашим пернатым друзьям"

дошДошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к животным и к ...

2020 год Проект в старшей группе: «Люди пожилые – сердцу дорогие!»

Проект в старшей группе:«Люди пожилые – сердцу дорогие!»...

Познавательный проект «Ваш подвиг навсегда в наших сердцах. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Патриотическое воспитание детей представляет собой одну из ключевых задач дошкольных образовательных учреждений. Этот процесс является многогранным и требует комплексного подхода, поскольку его осново...