Проект в старшей группе "Память в наших сердцах"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
ПРОЕКТ
«ПАМЯТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ»
Авторы: Клюева И.А., воспитатель
Плеханова И.Ю., педагог-психолог
Ардатов, 2025 г
Пояснительная записка
Актуальность
День Победы — это не просто дата в календаре, а символ памяти, благодарности и единства многих поколений. Однако в современном мире передача исторической памяти и семейных традиций становится всё более сложной задачей. Молодые семьи живут в быстром ритме, дети всё меньше знают истории своих предков, а о великих подвигах прошлого начинают забывать или воспринимать их как что-то далёкое и абстрактное.
Основная проблема — утрата живой связи между поколениями, когда родители и бабушки с дедушками всё меньше рассказывают детям о героизме и испытаниях, через которые прошла их семья и страна в годы ВОВ. Безусловно, дети, родители, будущее поколение должны знать историю своей родины, своих дедов и отцов, потому как не знающий своего прошлого, не знает ничего. Но как способствовать тому, чтобы дети помнили о своих корнях, как донести им уважение и гордость за русский народ, привить интерес к прошлому своей семьи, своих корней? Кто сегодня из родителей спешит рассказать о событиях тех лет, щадя психику детей или по причине собственной неосведомленности? Как спровоцировать интерес родителей и подрастающего поколения к судьбе ветеранов – родственников?
Проект «Память в наших сердцах» рожден именно для того, чтобы преодолеть эту проблему. Он объединяет детей и родителей, побуждая вместе рассказывать, слушать и творить на основе семейных историй о Великой Отечественной войне. Такое взаимодействие оживляет память, превращая её из абстрактных дат в личные истории и эмоции, которые дети смогут хранить в своём сердце и передавать дальше.
Совместное участие родителей в проекте помогает не только повысить уровень исторической грамотности дошкольников, но и укрепить семейные связи, создавая пространство доверия, тепла и взаимопонимания. Дети учатся уважать прошлое, осознавая, что история — это не просто учебный материал, а часть их собственной жизни и происхождения.
Кроме того, в современных условиях сохранение исторической памяти и формирование патриотического сознания — важная задача воспитания. Этот проект способствует развитию у детей чувства благодарности за мир, ценности дружбы и единства, что особенно актуально в быстро меняющемся мире. Сохранять связь поколений — значит сохранять нашу культуру, наши традиции и нашу идентичность. Поэтому проект «Память в наших сердцах» является не только образовательной инициативой, но и важным вкладом в будущее, в котором память о героях будет жить в сердцах новых поколений.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста чувства исторической памяти и уважения к героям Великой Отечественной войны через вовлечение родителей и совместные творческие активности, способствующие сохранению живой связи между поколениями, укреплению семейных традиций.
Задачи:
- Познакомить детей с родственниками — ветеранами ВОВ, расширить их представления о героизме и истории семьи через рассказы, фотографии и воспоминания, способствуя формированию чувства уважения и благодарности.
- Формировать у детей понимания связей между прошлым и настоящим.
- Развивать у детей эмоциональное восприятие через творческие занятия (рисование, поделки, песни).
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважения к истории своей семьи и страны, а также осознание важности сохранения памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны.
- Вовлечь родителей в передачу семейных историй и традиций, связанных с Днём Победы.
- Укрепить эмоциональные связи между детьми и их близкими через совместное участие в проекте.
Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации: апрель-май 2025 года
При разработке проекта учитывались следующие принципы:
• системности и последовательности (все этапы и активности проекта связаны между собой и направлены на общую цель);
• доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей);
• динамичности (интеграция задач в разных видах деятельности);
• принцип личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка);
• семейной преемственности (активное вовлечение родителей и близких для передачи детям семейных историй и ценностей памяти);
• сотрудничества и партнерства (тесная работа педагогов и родителей, объединенных общей целью воспитания и развития).
Планируемые результаты:
У детей сформировано:
- представление о родственниках - участниках ВОВ, их подвигах и героизме;
- понятие о войне: страшной, жестокой, разрушительной
- понимание связей между прошлым и настоящим: как победа в войне дала возможность для жизни, развития и счастья последующих поколений;
- чувство гордости и уважения к родственникам — ветеранам и к историческому наследию Родины.
Для родителей:
- активное вовлечение в образовательный процесс и совместная работа с педагогами;
- повышение чувства ответственности за патриотическое воспитание;
- расширение семейного диалога и укрепление взаимопонимания с детьми;
- создание условий для передачи семейных историй и традиций будущим поколениям.
Для педагога:
-обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по патриотическому воспитанию;
- повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми и родителями.
Инновационная направленность: совместная и согласованная деятельность всех участников проекта способствует повышению воспитательного процесса, эмоционального настроя во время проведения всего процесса деятельности.
Содержание
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (организационно - диагностический)
№ | Мероприятия | Участники | Ожидаемый результат, продукт деятельности |
1 | Анализ воспитательного процесса по данной теме. | воспитатели | Определение мероприятий и решаемых задач при их реализации |
2 | Постановка проблемы (модель 3-х вопросов). -Что я знаю… -Что хочу узнать… -Как я могу узнать… | воспитатели | Выявление у детей уровня информированности о событиях ВОВ, о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ, их жизни и т.д. |
3 | Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта | Воспитатели, родители, психолог | Согласование с коллегами и психологом материла для показа детям. Определение задач, возложенных на родителей (заучивание стихотворений совместно с детьми для выступления детей в мероприятиях, конкурсах стихов, поручение изготовления портретов участников ВОВ) |
4 | Организация развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта в группе | Воспитатели, дети, родители | Разработка презентаций, мероприятий, бесед, занятий по теме; поиск информации, создание консультаций для родителей |
5 | Создание наглядно – дидактического пособия | Воспитатели, психолог | |
6 | Создание фотогалереи «Книга памяти» | Все воспитатели ДОУ | Сбор фото для фотогалереи |
7 | Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников | воспитатели | План мероприятий для реализации проекта |
2. Практический (деятельностный) этап
Образовательные области | Виды деятельности с детьми и родителями[1] |
1. Социально – коммуникативное развитие | Рассматривание альбомов служащих в ВВ РФ (предварительная работа с родителями по предоставлению фотоальбомов, служащих в ВВ); Рассказ детей военнослужащих о работе своих родителей. Акция «Бессмертный полк» Возложение цветов к памятнику Воину-освободителя. |
2. Познавательное развитие | Беседа с просмотром презентации «ВОВ. Награды и подвиги». Просмотр презентации «Бессмертный полк» Просмотр фильмов о войне для детей: «Сын полка», «Пятерка отважных», «Иваново детство», «Девочка ищет отца». |
3. Речевое развитие | Составление рассказа об участнике ВОВ «Герой в нашей семье» Пересказ рассказа «Дети блокады»», «Записки выжившей в блокаде девочки» Чтение художественной литературы на военную тематику. Заучивание стихотворений о войне. |
4. Художественное – эстетическое развитие | Создание «Азбуки Победы» Совместное творчество «Песня «Катюша» в картинках» |
5. Физическое развитие | Подвижные игры «Шпион и разведчик», «Догонялки», «Разведчики», «Войнушки», «Казаки - разбойники» Военно-патриотическая игра «Зарничка» (совместно с родителями). |
3. Заключительный (итоговый этап)
1. Итоговое мероприятие « Вечер памяти «Мы помним…»
2. Оформление фотогалереи «Книга памяти».
3. Презентация результатов и продуктов проекта на педагогическом совете.
4. Публикация методической разработки проекта на официальном сайте детского сада
Итоги реализации проекта:
1. Активное вовлечение семей — родители и близкие приняли участие в мероприятиях, поделились семейными историями, что укрепило связь между ДОУ и семьями.
2. Расширение знаний детей — дошкольники познакомились с важными историческими фактами и узнали о героях Великой Отечественной войны, включая родственников — ветеранов.
3. Повышение эмоционального восприятия темы памяти — через творческие задания, рассказы и совместные мероприятия дети научились уважать историю и ценить героизм предков.
4. Создание условий для совместного творчества — были организованы выставки, мастер-классы и игровые занятия, которые активизировали познавательный и творческий потенциал детей.
5. Укрепление патриотических и нравственных ценностей — дети сформировали устойчивое чувство гордости за свою Родину и семью.
Список литературы
1. Асташова, Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». — Москва, 2019.
2. Иванова, Т.А. «Методы и формы работы с семьями по патриотическому воспитанию». — Санкт-Петербург, 2020.
3. Ситникова, Е.А. «История и память в дошкольном возрасте: подходы и практики». — Екатеринбург, 2018.
4. Интернет-ресурсы
[1] Фотоотчет с мероприятий см. в Приложении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект для старших дошкольников "Животные наших лесов"
Проект носит информационно – познавательный, практически – деятельностный, социальный характер и включает в себя все виды детской деятельности.Цель: способствовать расширению и ...
Экологический проект дошкольного образовательного учреждения «В нашем сердце есть и для птиц тепло!»
АННОТАЦИЯ Экологический проект: «В нашем сердце есть и для птиц тепло!»(познавательно - информационно – творческий,...
Экологический проект в старшей группе "Помогаем нашим пернатым друзьям"
дошДошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к животным и к ...

2020 год Проект в старшей группе: «Люди пожилые – сердцу дорогие!»
Проект в старшей группе:«Люди пожилые – сердцу дорогие!»...

Познавательно-творческий проект в старшей группе : «Профессии нашего детского сада» (в рамках методического обьединения воспитателей групп старшего возраста)
Познавательно-творческий проек в старшей группе: "Профессии нашего детского сада"...

Познавательно-творческий проект в старшей группе : «Профессии нашего детского сада» (в рамках методического обьединения воспитателей групп старшего возраста)
Познавательно-творческий проек в старшей группе: "Профессии нашего детского сада"...

Познавательный проект «Ваш подвиг навсегда в наших сердцах. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне»
Патриотическое воспитание детей представляет собой одну из ключевых задач дошкольных образовательных учреждений. Этот процесс является многогранным и требует комплексного подхода, поскольку его осново...

