Современное педагогическое сообщество в ДОУ - как система взаимодействия с целью повышения качества образования
статья

Тодораш Любовь Анатольевна

Согласованные совместные действия позволяют формировать профессиональную солидарность, этику и качественное общение педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 102 КБ

Предварительный просмотр:

Тодораш Любовь Анатольевна

МАДОУ «Детский сад  №250 г. Челябинска» 

г. Челябинск  Россия

 Современное педагогическое  сообщество в ДОУ - как
система взаимодействия с целью повышения качества образования

          Аннотация: Статья написана в формате эссе,  рассмотрены  вопросы по формированию педагогического коллектива в ДОУ, через согласованные совместные действия, позволяющие  формировать  профессиональную  солидарность, этику , качественное  общение.

        Ключевые слова: Профессиональная солидарность, коорпаративная этика,  качественное общение.

Todorash Lyubov Anatolievna

MADOU «Kindergarten  № 250 of the city Chelyabinsk» 

 Chelyabinsk, Russia

Modern pedagogical community in the PTA - how

a system of interaction to improve the quality of education

Abstract: The article is written in the format of an essay, issues on the formation of a pedagogical team in the PTA, through coordinated joint actions, allowing to form professional solidarity, ethics, high-quality communication.        

Keywords: Professional solidarity, cooperative ethics, high-quality communication. 

 

        

         Современный  этап развития дошкольного образования и воспитания детей  отличается  созданием эффективной организации, которую возможно затем изменить так, чтобы она соответствовала изменяющимся  целям и задачам, которые диктует   время.

        Происходящие  трансформации  обусловлены потребностью к  развитию и эволюции дошкольной  образовательной системы. Что  отражается в сознании педагогической общественности мысли о том, что   необходимы серьёзные  изменения в сообществе ДОУ, для качественного  функционирования детского учреждения.

        Главную  роль в этом направлении играет  слаженная работа педагогического(сообщества) коллектива дошкольной организации,  которая   представляет собою образующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, развитие и качественное предоставление дошкольного образования.

        Общеизвестно, что современная  система ДОУ  создаётся с целью удовлетворения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничным развитием на основе общекультурных, национальных ценностей, в подготовке к начальной ступени образования  и центральное положение в этой системе занимает педагог, поскольку именно  от  его развития, профессионализма  зависит результат качества дошкольного образования.

        Углубленное  мировоззрение  труда педагога, сочетание и совпадение корпоративных и индивидуальных компонентов, глобализация  коммуникативных  связей, усиление социальных   аспектов деятельности, нарастание  значения скорости передачи информации и её анализа. Именно  эти изменения касаются вопросов организации  воспитательной, образовательной деятельности, технологий и содержания дошкольного  образовательного учреждения.

         Началом формирования коллектива в ДОУ является официальный документ это   приказ  на основании которого   определяется цель создания коллектива, характер производительной деятельности и её материально - техническая база, структура (штатное расписание) коллектива, руководитель и все необходимые подразделения.

        Руководство группой( так как педагогическое сообщество(коллектив) будем формировать позже, осуществляет руководитель единолично, его требования являются для всех обязательными. Он устанавливает групповые порядки, нормы, правила, организует совместную деятельность, в результате чего формируется коллективное мнение, зарождаются обычаи, традиции.

         Главная задача,  которую  ставит  перед собой  руководитель  ДОУ  - это внимательное изучение людей,  по возможности  выявление их способностей и качеств, которые в будущем будут собраны в  актив  методического объединения. В этом ему  активно помогает методист, старший воспитатель детского сада.

        Возможные риски:

  1. При первичном установлении контактов больше идёт руководство внешними и эмоциональными признаками;
  2. При первичной совместной деятельности  между членами  будущего сообщества постепенно возникают несоответствия(позиции, отношения, привычки, вкусы).

        Так как руководитель  реализует свои функции относительно всего коллектива  в целом и каждого члена в отдельности то он определяет  главное - цель и производственную  основу:

  1. Создание здорового микроклимата в педагогическом сообществе;
  2. Формирование межличностных отношений;
  3. Развитие навыков позитивного,  качественного общения;
  4. Вовлечение педагогов в созидательную деятельность, через создание временных творческих групп.

          Для привития навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности  определяет  форму общего  труда  социально - психологические признаки которого - единство целей, совместная деятельность по достижению этих целей, организационная структура, морально психологический климат.

        Эти признаки находятся в системной зависимости друг от друга. Отсутствие или неполное проявление любого их них разрушает систему, и создание коллектива становится проблематичным или не возможным.

        Разделяю позицию, что  форма труда при которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе  и внимание всех концентрируется         на успех и  удовлетворения конечным  результатом является целенаправленным и продуктивным.

         Все это приводит нас к пониманию роли формирования педагогического сообщества ДОУ -   степень зрелости производственной  и социальной сферы,  которого  определяются  корпоративной этикой( организационной моралью).

        Поддерживаю   мнение, что корпоративная этика  с соблюдением правил поведения, которые устанавливаются локальными  правовыми актами  обеспечивают нормальную продуктивную деятельность как отдельных сотрудников, так и всей организации в целом.  Это кодекс, принципы которого   приведут к формированию педагогической этике.    

        Эта стадия  развития коллектива характеризуется положительным тоном и тенденцией профессионального, социального и особенно психологического единения и сплочённости.  

        Таким образом   нужно иметь ввиду, что любая организация представляет собою структуру взаимоотношений между людьми  и ее развитие и успех в большей степени определяется качеством информации и качеством  коммуникаций. Итогом которого будет полноценное  воспитание и образование детей дошкольного возраста.  

         Соглашусь с мнением коллег, что совместная деятельность  невозможна без общения, как без общения немыслима вообще социальная общность. Группа, члены которой не имеют возможности общаться непосредственно, контактно, распадается , утрачивает социальные связи, привязывающие людей друг к другу,  так как степень интенсивности и характер общения, его культура и такт прямо влияют на  её продуктивность.

        В процессе общения рождается взаимопонимание людей, согласовываются совместные действия, формируется солидарность, единство  мнений, оценок, усилий , рождается эффект сопричастности.

        Педагогический коллектив - согласования   которого, лежат в кооперации действий на основе разделения труда, распределения трудовых операций  кроме общей цели, предполагают  и единый технологический процесс, создание множеств линий коммуникаций,  которые «пронизывают»,  ДОУ как по вертикале, так и по горизонтали,    что  приводит к формированию образовательного пространства.  

         В ситуации конкурентной «борьбы за ребёнка», которая будет возрастать с появлением новых детских садов, необходимо иметь не только положительный внешний образ ДОУ, но и единый, сплочённый коллектив, отвечающий современным требованиям а именно  профессионализм, взаимоответственность, сплочённость, умение работать  на конечный  положительный результат.

        Поддержу рассуждения коллег, что современное педагогическое сообщество в ДОУ  - это люди:

  1.  Формируют  имидж дошкольной организации;
  2.  Имеют  глубокие педагогические традиции, с личностной заинтересованностью в определении развития образовательного пространства.  
  3. Повышают конкурентную способность детского сада за счёт повышения качества образовательного процесса( совершенствование профессиональных компетенций).
  4. Умеют   рационально использовать рабочее время, для создания на базе дошкольной организации благополучной  социальной  ситуации  развития.
  5. Умеют  анализировать внутреннюю и внешнею среду ДОУ (потребности и предпочтения родительской общественности) с внутренними ресурсами дошкольного учреждения.  Что в свою очередь станет основой для формирования стратегии, оперативного планирования деятельности дошкольной образовательной организации.

        Таким образом,  ключевой элемент объединения педагогических работников, в педагогический коллектив  -  это когда деятельность сообщества   организуется не только на основе приказов, но и за счёт внутренней согласованности, сплочённости,  личностных  ориентиров и стремлений  каждого.  

        В сформированном педагогическом коллективе  любой педагог  может  почувствовать себя полноценным членом сообщества,   что в итоге повышает  производительность  труда.  И достигается  цель - формирование высоконравственной  личности педагога  как субъекта образовательно - воспитательного процесса.

        Практика показывает, что формирование современного педагогического коллектива в ДОУ - это сложный многофакторный процесс вхождения в профессиональную солидарность.

        Но  пришло время создания обновленной модели формирования педагогического коллектива. Главными рычагами будут: активизация человеческого потенциала, фактор просвещения, раскрытие личностно - профессиональных качеств каждого работника ДОУ.

        Поддержу мнение практиков, что формирование педагогического сообщества( коллектива) не всегда соответствует запросам развития стратегии ДОУ и родительской общественности. Поэтому необходимо модернизировать сложившийся механизм торможения.

        Многим педагогам, долгое время проработавшим в сфере дошкольного воспитания и образования интересны следующие направления:

  1. Систематизация, адаптация и внедрение современных педагогических технологий направленных на формирование  педагогического сообщества;
  2. Создание условий для совершенствования своих профессиональных качеств, через качественное  общение внутри педагогического коллектива, соответствующее современным требованиям;
  3. Личностная готовность вхождения в педагогическое сообщество(коллектив)до оптимального уровня за отведённое время, без перегрузок;
  4. Создание творческой атмосферы, морально - психологического климата, что усилит мотивацию творческого, инициативного, самоотверженного труда работника  в данном педагогическом коллективе.

        Таким образом, целенаправленная культура дошкольной  образовательной организации с сформированным педагогическим коллективом является одним из основных путей  подготовки компетентных  членов педагогического сообщества  способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи, видящие  свою  миссию в том, чтобы  создавать концепцию  развития ДОУ, и умеющие прогнозировать результативность прилагаемых усилий с целью создания эффективной системы образования и воспитания    дошкольников.

         

Литература

  1. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя в детском саду   /К.Ю. Белая. - Текст : непосредственный // Издательство Астрель  ООО  Издательство ACT   2000. С. 12-30.50-68.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении    /К.Ю. Белая. - Текст : непосредственный //М.:МИПКРО 2000. С.5-45.С. 61-100.
  3.  Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы работы  /К.Ю. Белая. - Текст : непосредственный //Сфера. 2005
  4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча / Н.И. Дереклеева. - Текст: непосредственный // Москва  ВАКО 2006. С.5-17.
  5. Троян А.Н.  Управление дошкольным образованием/ А.Н. Троян . - Текст : непосредственный // Сфера 2006.С. 23-89.
  6. Школяр Л.В. Савенкова Л.Г. Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование / Л.В. Школяр Л.Г. Савенкова .-  Текст: непосредственный// Сфера 2014. С. 38-85
  7. Социальная психология управления /4.2 Динамика формирования коллектива Текст : непосредственный//
  8. Немов Р.С. Путь к коллективу / Немов Р.С. Текст:  непосредственный//Педагогика 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования

Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...

Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования. ТРИЗ технология

Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования ТРИЗ технология...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»

laquo;ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ  В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»...

Обобщенный опыт работы «Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с целью повышения качества образования воспитанников»

АннотацияПозицияЯ считаю, что использование ИКТ в образовательном процессе,  наиболее эффективно, так как он способствует развитию у детей волевых качеств, познавательных интересов, приучает к по...