Современное педагогическое сообщество в ДОУ - как система взаимодействия с целью повышения качества образования
статья
Согласованные совместные действия позволяют формировать профессиональную солидарность, этику и качественное общение педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Тодораш Любовь Анатольевна
МАДОУ «Детский сад №250 г. Челябинска»
г. Челябинск Россия
Современное педагогическое сообщество в ДОУ - как
система взаимодействия с целью повышения качества образования
Аннотация: Статья написана в формате эссе, рассмотрены вопросы по формированию педагогического коллектива в ДОУ, через согласованные совместные действия, позволяющие формировать профессиональную солидарность, этику , качественное общение.
Ключевые слова: Профессиональная солидарность, коорпаративная этика, качественное общение.
Todorash Lyubov Anatolievna
MADOU «Kindergarten № 250 of the city Chelyabinsk»
Chelyabinsk, Russia
Modern pedagogical community in the PTA - how
a system of interaction to improve the quality of education
Abstract: The article is written in the format of an essay, issues on the formation of a pedagogical team in the PTA, through coordinated joint actions, allowing to form professional solidarity, ethics, high-quality communication.
Keywords: Professional solidarity, cooperative ethics, high-quality communication.
Современный этап развития дошкольного образования и воспитания детей отличается созданием эффективной организации, которую возможно затем изменить так, чтобы она соответствовала изменяющимся целям и задачам, которые диктует время.
Происходящие трансформации обусловлены потребностью к развитию и эволюции дошкольной образовательной системы. Что отражается в сознании педагогической общественности мысли о том, что необходимы серьёзные изменения в сообществе ДОУ, для качественного функционирования детского учреждения.
Главную роль в этом направлении играет слаженная работа педагогического(сообщества) коллектива дошкольной организации, которая представляет собою образующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, развитие и качественное предоставление дошкольного образования.
Общеизвестно, что современная система ДОУ создаётся с целью удовлетворения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничным развитием на основе общекультурных, национальных ценностей, в подготовке к начальной ступени образования и центральное положение в этой системе занимает педагог, поскольку именно от его развития, профессионализма зависит результат качества дошкольного образования.
Углубленное мировоззрение труда педагога, сочетание и совпадение корпоративных и индивидуальных компонентов, глобализация коммуникативных связей, усиление социальных аспектов деятельности, нарастание значения скорости передачи информации и её анализа. Именно эти изменения касаются вопросов организации воспитательной, образовательной деятельности, технологий и содержания дошкольного образовательного учреждения.
Началом формирования коллектива в ДОУ является официальный документ это приказ на основании которого определяется цель создания коллектива, характер производительной деятельности и её материально - техническая база, структура (штатное расписание) коллектива, руководитель и все необходимые подразделения.
Руководство группой( так как педагогическое сообщество(коллектив) будем формировать позже, осуществляет руководитель единолично, его требования являются для всех обязательными. Он устанавливает групповые порядки, нормы, правила, организует совместную деятельность, в результате чего формируется коллективное мнение, зарождаются обычаи, традиции.
Главная задача, которую ставит перед собой руководитель ДОУ - это внимательное изучение людей, по возможности выявление их способностей и качеств, которые в будущем будут собраны в актив методического объединения. В этом ему активно помогает методист, старший воспитатель детского сада.
Возможные риски:
- При первичном установлении контактов больше идёт руководство внешними и эмоциональными признаками;
- При первичной совместной деятельности между членами будущего сообщества постепенно возникают несоответствия(позиции, отношения, привычки, вкусы).
Так как руководитель реализует свои функции относительно всего коллектива в целом и каждого члена в отдельности то он определяет главное - цель и производственную основу:
- Создание здорового микроклимата в педагогическом сообществе;
- Формирование межличностных отношений;
- Развитие навыков позитивного, качественного общения;
- Вовлечение педагогов в созидательную деятельность, через создание временных творческих групп.
Для привития навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности определяет форму общего труда социально - психологические признаки которого - единство целей, совместная деятельность по достижению этих целей, организационная структура, морально психологический климат.
Эти признаки находятся в системной зависимости друг от друга. Отсутствие или неполное проявление любого их них разрушает систему, и создание коллектива становится проблематичным или не возможным.
Разделяю позицию, что форма труда при которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе и внимание всех концентрируется на успех и удовлетворения конечным результатом является целенаправленным и продуктивным.
Все это приводит нас к пониманию роли формирования педагогического сообщества ДОУ - степень зрелости производственной и социальной сферы, которого определяются корпоративной этикой( организационной моралью).
Поддерживаю мнение, что корпоративная этика с соблюдением правил поведения, которые устанавливаются локальными правовыми актами обеспечивают нормальную продуктивную деятельность как отдельных сотрудников, так и всей организации в целом. Это кодекс, принципы которого приведут к формированию педагогической этике.
Эта стадия развития коллектива характеризуется положительным тоном и тенденцией профессионального, социального и особенно психологического единения и сплочённости.
Таким образом нужно иметь ввиду, что любая организация представляет собою структуру взаимоотношений между людьми и ее развитие и успех в большей степени определяется качеством информации и качеством коммуникаций. Итогом которого будет полноценное воспитание и образование детей дошкольного возраста.
Соглашусь с мнением коллег, что совместная деятельность невозможна без общения, как без общения немыслима вообще социальная общность. Группа, члены которой не имеют возможности общаться непосредственно, контактно, распадается , утрачивает социальные связи, привязывающие людей друг к другу, так как степень интенсивности и характер общения, его культура и такт прямо влияют на её продуктивность.
В процессе общения рождается взаимопонимание людей, согласовываются совместные действия, формируется солидарность, единство мнений, оценок, усилий , рождается эффект сопричастности.
Педагогический коллектив - согласования которого, лежат в кооперации действий на основе разделения труда, распределения трудовых операций кроме общей цели, предполагают и единый технологический процесс, создание множеств линий коммуникаций, которые «пронизывают», ДОУ как по вертикале, так и по горизонтали, что приводит к формированию образовательного пространства.
В ситуации конкурентной «борьбы за ребёнка», которая будет возрастать с появлением новых детских садов, необходимо иметь не только положительный внешний образ ДОУ, но и единый, сплочённый коллектив, отвечающий современным требованиям а именно профессионализм, взаимоответственность, сплочённость, умение работать на конечный положительный результат.
Поддержу рассуждения коллег, что современное педагогическое сообщество в ДОУ - это люди:
- Формируют имидж дошкольной организации;
- Имеют глубокие педагогические традиции, с личностной заинтересованностью в определении развития образовательного пространства.
- Повышают конкурентную способность детского сада за счёт повышения качества образовательного процесса( совершенствование профессиональных компетенций).
- Умеют рационально использовать рабочее время, для создания на базе дошкольной организации благополучной социальной ситуации развития.
- Умеют анализировать внутреннюю и внешнею среду ДОУ (потребности и предпочтения родительской общественности) с внутренними ресурсами дошкольного учреждения. Что в свою очередь станет основой для формирования стратегии, оперативного планирования деятельности дошкольной образовательной организации.
Таким образом, ключевой элемент объединения педагогических работников, в педагогический коллектив - это когда деятельность сообщества организуется не только на основе приказов, но и за счёт внутренней согласованности, сплочённости, личностных ориентиров и стремлений каждого.
В сформированном педагогическом коллективе любой педагог может почувствовать себя полноценным членом сообщества, что в итоге повышает производительность труда. И достигается цель - формирование высоконравственной личности педагога как субъекта образовательно - воспитательного процесса.
Практика показывает, что формирование современного педагогического коллектива в ДОУ - это сложный многофакторный процесс вхождения в профессиональную солидарность.
Но пришло время создания обновленной модели формирования педагогического коллектива. Главными рычагами будут: активизация человеческого потенциала, фактор просвещения, раскрытие личностно - профессиональных качеств каждого работника ДОУ.
Поддержу мнение практиков, что формирование педагогического сообщества( коллектива) не всегда соответствует запросам развития стратегии ДОУ и родительской общественности. Поэтому необходимо модернизировать сложившийся механизм торможения.
Многим педагогам, долгое время проработавшим в сфере дошкольного воспитания и образования интересны следующие направления:
- Систематизация, адаптация и внедрение современных педагогических технологий направленных на формирование педагогического сообщества;
- Создание условий для совершенствования своих профессиональных качеств, через качественное общение внутри педагогического коллектива, соответствующее современным требованиям;
- Личностная готовность вхождения в педагогическое сообщество(коллектив)до оптимального уровня за отведённое время, без перегрузок;
- Создание творческой атмосферы, морально - психологического климата, что усилит мотивацию творческого, инициативного, самоотверженного труда работника в данном педагогическом коллективе.
Таким образом, целенаправленная культура дошкольной образовательной организации с сформированным педагогическим коллективом является одним из основных путей подготовки компетентных членов педагогического сообщества способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи, видящие свою миссию в том, чтобы создавать концепцию развития ДОУ, и умеющие прогнозировать результативность прилагаемых усилий с целью создания эффективной системы образования и воспитания дошкольников.
Литература
- Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя в детском саду /К.Ю. Белая. - Текст : непосредственный // Издательство Астрель ООО Издательство ACT 2000. С. 12-30.50-68.
- Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении /К.Ю. Белая. - Текст : непосредственный //М.:МИПКРО 2000. С.5-45.С. 61-100.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы работы /К.Ю. Белая. - Текст : непосредственный //Сфера. 2005
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча / Н.И. Дереклеева. - Текст: непосредственный // Москва ВАКО 2006. С.5-17.
- Троян А.Н. Управление дошкольным образованием/ А.Н. Троян . - Текст : непосредственный // Сфера 2006.С. 23-89.
- Школяр Л.В. Савенкова Л.Г. Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование / Л.В. Школяр Л.Г. Савенкова .- Текст: непосредственный// Сфера 2014. С. 38-85
- Социальная психология управления /4.2 Динамика формирования коллектива Текст : непосредственный//
- Немов Р.С. Путь к коллективу / Немов Р.С. Текст: непосредственный//Педагогика 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения качества образования и воспитания.
Выступление на методическом объединении воспитателей...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования
Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...

Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования. ТРИЗ технология
Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования ТРИЗ технология...
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»
laquo;ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»...

Обобщенный опыт работы «Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с целью повышения качества образования воспитанников»
АннотацияПозицияЯ считаю, что использование ИКТ в образовательном процессе, наиболее эффективно, так как он способствует развитию у детей волевых качеств, познавательных интересов, приучает к по...

