Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников: "С любовью к родному краю". Тема проекта: "Живая книга Памяти".
проект (старшая группа)

Ермолаева Наталья Александровна

     В 2023 году Воронеж отмечал великий праздник - 80-ю годовщину освобождения города от фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну (далее ВОВ). Победа в ВОВ является ярчайшим примером героического и патриотического прошлого нашей страны и нашего города, в частности. Я хочу внести свой вклад в дело сохранения памяти о людях, защизавших нашу Родину, наш город, донести славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Создание "Живой книги Памяти" - это эмоциональный отклик и дошкольников и их родителей (законных представителей), и мой на эпоху, связанную с ВОВ; дань уважения не только к ветеранам, но и к нашему общему прошлому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №116» г. Воронеж

Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников: «С любовью к родному краю»

Тема проекта: «Живая книга Памяти»

Автор: воспитатель ВКК, Ермолаева Наталья Александровна.

Актуальность.

В 2023 году Воронеж отмечал великий праздник – 80-ю годовщину освобождения города от фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну (далее ВОВ). Победа в ВОВ является ярчайшим примером героического и патриотического прошлого нашей страны и нашего города, в частности. Я хочу внести свой вклад в дело сохранения памяти о людях, защищавших нашу Родину, наш город, донести славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Создание «Живой Книги Памяти» — это эмоциональный отклик и дошкольников, и их родителей (законных представителей) (далее родители), и мой на эпоху, связанную с ВОВ; дань уважения не только к ветеранам, но и к нашему общему историческому прошлому.

Цель: нравственно - патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о ВОВ и людях, одержавших победу в тылу и на фронте.

Задачи:

  • расширять представления детей о праздниках «День Победы», «25 января – День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков»;
  • развивать интерес к родному городу, родной стране, восхищение достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
  • приобщать детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой, долгосрочный (1 учебный год).

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы (дети 6-7 лет), родители.

Режим работы: во время и вне занятий.

Формы работы с детьми: беседы, игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, слушание музыки, экскурсии, прогулки, продуктивная деятельность.

Методы организации проекта: наглядные, практические, словесные.

Оборудование: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа, фотоаппарат.

Ожидаемые результаты:

  • создание «Живой Книги Памяти» в печатном и электронном виде;
  • повышение нравственно-патриотической культуры воспитанников и их семей;
  • у детей повысился интерес к изучению истории своей Родины и малой Родины, чувство патриотизма, гордости за свою страну, за родной город, за своих родственников - участников ВОВ;
  • дети расширили знания о семье, Родине, достопримечательностях Воронежа, традициях России.

I этап – подготовительный (сентябрь-декабрь).

#1052;оделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить задачи проекта: «Модель: трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?)

#1040;нализ семейного воспитания по данному вопросу.

#1056;азработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий познавательной, художественно-эстетической направленности).

#1057;оздание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений, сети интернет; архивных фотографий семей воспитанников (родственников-участников ВОВ, узников, тружеников тыла).

#1054;рганизация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС).

6. Подбор дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.

II этап – основной (январь-апрель).

#1055;роведение бесед: «Дети и война», «История георгиевской ленточки», «Бессмертный полк», «Дети - герои», «Животные в годы ВОВ», «День Победы», «Женщины – герои ВОВ», «Труженики тыла», «Их именами названы улицы Воронежа».

#1063;тение художественной литературы о Великой Отечественной войне: В.А. Осеева «Андрейка», А. Митяев «Землянка», «Мешек овсянки», Е. Благинина «Шинель», С.М. Гиоргиевская «Галина мама», С. Михалков «День Победы», разучивание стихотворения А. Усачева «Что такое день Победы».

#1056;исование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

#1057;южетно-ролевые игры («Наши защитники», «Разведчики», «Перевяжи раненого», «Летчики», «Пограничники», «Моряки»); дидактические игры («Продолжи пословицу», «Защитники Отечества», «Доскажи словечко», «Отгадай военную технику», «Воину – солдату оружие»); подвижные игры («Переправа», «Салют», «Марш - бросок», «Полоса препятствий», «Собери патроны», «Пройди по трапу», «Саперы»).

#1050;онсультации для родителей «Как рассказать ребенку о войне?», «Детям о Дне Победы»; буклеты, папки-передвижки для родителей по теме проекта.

#1069;кскурсии (дети, родители, воспитатель) в Центр военно-патриотического воспитания Музей-диораму.

#1055;рогулка по площади «Победы».

#1042;идео просмотр документальных кадров войны, парада Победы», Презентации: «Города-Герои», «Их именами названы улицы Воронежа», «Символы Победы», Мультфильмов: «Салют» (1975) реж. И. Гурвич, «Солдатская сказка» (1983) реж. А. Грачева, «Солдатская лампа» (1984) реж. К. Малянтович, «Василек» (1973) реж. С. Ариктокесова с последующим обсуждением.

#1056;ассматривание репродукций художников: С.В. Герасимов «Мать партизана», А.П. Ткачев «Между боями», Б.С. Угаров «Возвращение», А.И. Лактионов «Письмо с фронта», В.В. Верещагин «Апофеоз войны».

#1057;лушание музыкальных произведений: Д.Д. Шостокович «Ленинградская симфония»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Н. Осошник, В Осошник «А закаты алые»; Я.З. Шведов, А.Г. Новиков «Смуглянка».

#1057;оздание «Живой Книги Памяти».

III этап – заключительный (май):

1. Оформление выставки рисунков: «Война глазами детей».

2. Презентация проекта на мероприятии посвященному «Дню Победы».

3. Участие в патриотической акции «Бессмертный полк».

Результаты: дети, родители и педагоги глубоко изучили тематику проекта; все родители были заинтересованы темой проекта, дети имеют представление о легендарном прошлом нашей страны, родного города; у детей сформировались понятия о подвиге, ветеранах, обороне, захватчиках, фашистах, фашистской Германии; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ. Родители (приняли активное участие в создании «Живой Книги Памяти». РППС группы пополнилась дидактическими играми. В ходе работы над проектом, была создана атмосфера сотворчества педагогов, детей и родителей. Родители стали больше придавать значение патриотическому воспитанию в семье; вместе с детьми, чаще принимать участие в мероприятиях патриотической направленности.

Список используемой литературы: 1. Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №116», г. Воронеж, 2025 год. 2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"

    Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы  живем в очень красивом  и непохо...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Духовно – нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю

Духовно – нравственное воспитание одно из важнейших направлений нашей работы. « Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Патриотическое воспитание дошкольников через любовь к родному краю.

Сегодня отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициат...