Семинар-практикум для педагогов
консультация (старшая группа)

Бондаренко Татьяна Владимировна

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_pid_1.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

«Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться,
формироваться, становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
            С.Л. Рубинштейн

Цель: Повышение педагогической компетенции в вопросах                      организации поисково – исследовательской деятельности с детьми и её активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам семинара опыт проведения  экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- сформировать у педагогов мотивацию на применение в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Оборудование: Целлофановые пакеты, мандарины, тазики с водой, воздушные шарики, уксусная кислота 9%, сода, поднос, на котором стоят стаканы, вода в миске, кувшины, металлические палочки, картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки, пипетка.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Существенные перемены в социальной, экономической и

социокультурной сфере  вызывают значительные изменения в

жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании,

в частности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью,
динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов,
работающих с дошкольниками, которые стоят у истоков становления
личности. Педагоги призваны переориентировать содержание
образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации, модернизировать  в дошкольных учреждениях организацию образовательного процесса. На сегодняшний день всем понятно, что современных детей надо учить по-новому.

На сегодняшний день модернизация в сфере дошкольного образования подразумевает пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское
экспериментирование.

 Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Николай Николаевич Поддьяков  выделяет экспериментирование,  как основной вид познавательно-исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой, интересной  информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и прочными. Для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с различными видами материалов  способствуют полноценному познанию и развитию дошкольников.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Уважаемые коллеги, из предложенных вариантов определений понятий «опыта» и «эксперимента», выберите какое определение на ваш взгляд верное. (Из предложенных определений участники выбирают верное определение опыта и эксперимента):

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Уважаемые коллеги, определите  порядок  структурных компонентов эксперимента. (Участникам раздаются листочки в разрезном виде, на которых сформулированы  компоненты эксперимента. Нужно выложить в правильной последовательности).

Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:

- постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

- прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);

- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

- уточнение плана исследования;

- выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;

- выполнение эксперимента самостоятельно детьми  или под руководством воспитателя;

- наблюдение результатов эксперимента;

- фиксирование результатов эксперимента;

- формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Собаку вы все видели. Ответьте не задумываясь сколько у собаки коленей?

Ответы педагогов:

Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.

Обопритесь на столы на предплечья. Поменялось ваше мнение? Сколько у лошади коленей? У лошади 2 колена и 2 локтя.

Это наше традиционное мышление. Мы зациклены на своем опыте. Пятилетний ребенок дает до 70 % творческих ответов. Семилетний ребенок до 20 %, взрослые 2 % - поэтому очень важно давать ребенку высказывать свое мнение, узнавать то, как он видит окружающий мир.

Практическая часть семинара

Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов и опыта ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, ребята способны  быстро выполнить его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

(Участники проходят в «лабораторию»)

Опыт №1: «Поймай воздух»

Материал: целлофановый пакет.

Ход опыта: взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нем находится воздух.

Фиксация результатов опыта в блокнот.

Опыт №2: «Спасательный жилет»

Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.

Ход опыта: отгадайте, какой  мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с горошинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.

Фиксация результатов опыта в блокнот.

Опыт №3: «Надувающийся шарик»

Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Фиксация результатов опыта в блокнот.

Опыт № 4: «Звенящая вода»         

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Описание. Перед участниками  стоят два бокала, наполненные водой одинаково. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

Предлагается металлическая палочка. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем отливаем и добавляем воду в стаканы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)

Попробуйте сочинить мелодию. Фиксация результатов опыта в блокнот.

Опыт № 5: «Извержение вулкана»

Задача: познакомить детей с природным явлением — извержение вулкана.

Перед вами иллюстрации вулкана.. Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер.) Кратер вулкана — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть — это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Хотите увидеть извержение вулкана? Подумайте, из чего можно сделать основание вулкана. Давайте склеим конус из плотного картона. Из чего сделаем жерло? Можно вставить внутрь конуса пустую пластмассовую банку.  Помещаем  в  банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя.) Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Что наблюдаете? Как я изготовила лаву?

Участникам семинара  предоставляется возможность самим приготовить состав для лавы.

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны.   Огромная   гора   сотрясается   от   страшного   грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Фиксация результатов опыта в блокнот.

Игра « Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа - это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к поиску метода и разработке самого решения. Дети самостоятельно  проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские  удивительные открытия находятся рядом, а поэтому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....