Семинар-практикум по ПИД
консультация (старшая группа)
«Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Цель: Освоение педагогами навыков организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми для активной реализации их в профессиональной практике.
Задачи:
∙ повышать профессиональное мастерство педагогов в процессе
активного педагогического взаимодействия;
∙ расширить знания педагогов по теме «Познавательно –
исследовательская деятельность в ДОУ»;
∙ формировать навыки и умения практического экспериментирования;
обозначить важность реализации опытно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.
План семинара
I. Актуальность вопроса.
II. Практикум «Методы и приемы активизации познавательной активности детей».
III. Методические рекомендации по организации экспериментальной
деятельности и фиксированию результатов экспериментов и наблюдений.
IV. Рефлексия.
Ход семинара:
I. Актуальность вопроса.
Тема семинара: «Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ».
Данная тема особо актуальна в современном дошкольном образовании, так как в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детская познавательно-исследовательская деятельность является одним из ведущих видов деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника естественна его природе, и проявляется, как в детском экспериментировании с предметами, так и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Задача взрослых, обогащать детские эмоции и любознательность, опираясь на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, предоставить возможность детям проживать полноценное и многообразное детство, которое станет «фундаментом» их личности. Это принципиально осмысленный и организованный путь обогащения детского развития.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно
– исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет
свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными,
родовидовыми, пространственными и временными отношениями,
позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину
мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, и тем
быстрее и полноценнее он развивается.
Цель исследовательской деятельности для педагога: создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста.
Задачи:
∙ Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, оценочное и критическое отношение к миру.
∙ Совершенствовать способность детей формулировать вопросы и получать на них развёрнутые ответы.
∙ Развивать креативное мышление, воображение, память, внимание, восприятие.
∙ Содействовать поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников.
В процессе экспериментирования развивается память ребёнка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,
классификации и обобщения. Необходимость формулировать отчёт об увиденном, отмечать закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
II. Практикум «Приемы активизации познавательной активности
детей».
В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в
образовательной деятельности вообще, большое значение имеет
организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей,
замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы
способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание
ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить,
интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом
или назначением).
Рассмотрим подробнее постановку перед детьми проблемных вопросов и ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается
несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К
постановке проблемных вопросов предъявляются определенные
требования. Основные из них:
1) проблемная задача должна быть понятной детям;
2) должна их заинтересовать;
3) содержать новизну;
4) опираться на имеющийся опыт детей;
5) трудность задачи должна быть посильной;
6) задача ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество
детей.
Практикум: Сейчас мы с Вами сформулируем несколько проблемных задач.
- Умение видеть проблемы
Ход практикума:
1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает
задание: посмотреть на одну и ту же ситуации с позиции разных
людей.
А) «Посмотрите на мир чужими глазами» - «Пошел снег»
1. Я гуляю во дворе с друзьями.
2. Водитель грузовика, едущего по дороге.
1. Летчик, отправляющийся в полет.
2. Мэр города.
1. Ворона, сидящая на дереве.
2. Зайчик в лесу.
Б) «Сколько значений у предмета» - игрушки (резиновая игрушка и
машинка)
«Назовите как можно больше признаков предмета»
2. Наблюдение как способ выявления проблем («Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут
разговаривать?») Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию (предлагают свои варианты).
3. Анализ предложенных вариантов.
Учимся выдвигать гипотезы
Задания для подгрупп: Подумайте: как птицы узнают дорогу на юг?
(Предположим, что ..., а может быть..., допустим ..., вероятно ...)
Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий: «На
улице стало холодно»
Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных
причины этих же событий.
Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер?
Назови так же пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих
событий.
Упражнения на обстоятельства:
1.При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
(ветка дерева)
2. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно
бесполезны и даже вредны?
Учимся задавать вопросы
1. Уточняющие вопросы: верно ли, что..., надо ли, создавать ли..., должен
ли... Простые: условные и безусловные.
Н-р, Правда ли, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный
Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, он болен? –
простой условный вопрос.
Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше
нравится играть в них одному? – сложный безусловный вопрос
2. Восполняющие вопросы – где, когда, кто, что, почему, какие и др.
Простые: где можно построить нарисованный тобой дом?
Сложные: кто, когда и где может построить этот дом?
Задания для подгрупп:
1. Задайте вопросы тому, кто изображен.
2. Какие вопросы мог бы задать тот, кто изображен на рисунке?
3. Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Учимся давать определения понятиям:
- Описание (н-р, задание понаблюдать за попугайчиками, а затем описать
их. А после этого сравнить собственное описание с описанием А.Э.
Брэма, товарищей по группе).
- Характеристика - Е.Чарушин «Про Томку» (охотник выбирает себе
щенка — будущего помощника на охоте).
- Сравнение - н-р, еж, воробей, олень.
- Различение - отличие данного предмета от сходных с ним предметов
(н-р, яблоко и помидор).
-Загадки, как определения понятий
- Игра «Трудные слова» (способ определения понятий) Задание: придумать по три «трудных слова».
III. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на
общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.
Вопросы педагогам: - Нужна ли подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального
исследования?
- Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3. Предлагаются различные варианты ее решения;
4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6. Формулирование выводов.
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной
деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения,
остановимся на нем подробнее.
Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей
фиксирование результатов?» (сложная)
«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет;
следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)
Результаты фиксируют для того, чтобы они запечатлелись в памяти
детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти:
зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные,
графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним
относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов
(готовых форм). В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти;
используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление
(объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект),
затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова
рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение
явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней
группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают
указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого
явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными
детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее
важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с
детьми.
Рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои
рисунки и реальный факт; рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа
детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям
нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому
явлению.
Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы,
существуют особенности проведения: обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет
права обязать ребенка фиксировать результаты;
Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм; Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
1. Использование готовых форм
2. Наблюдение за работой педагога
3. Привлечение отдельных детей, освоивших необходимые операции
4. Заполнение всеми детьми по очереди
5. Коллективное заполнение под руководством педагога
6. Самостоятельное заполнение с последующей презентацией.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для
фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды,
календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических
способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в
дневнике наблюдений.
IV. Рефлексия. «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем семинаре»?
- Очень приятно, что Вы смогли узнать полезное, а может быть открыть новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, активность в Вашу профессиональную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
