Образовательный проект «Профессиональная ориентация обучающихся»
проект (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 459.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 196»
Образовательный проект
«Профессиональная ориентация обучающихся»
Автор проекта:
Дусаева Айгуль Ерсаиновна,
воспитатель 1 кв. категории
г. Оренбург 2025 г.
Паспорт проекта
Название проекта: «Профессиональная ориентация обучающихся»
Автор проекта: Дусаева Айгуль Ерсаиновна, воспитатель I квалификационной категории
Тип проекта: исследовательский, творческий
Участники проекта: педагогические работники, воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет и их родители (законные представители), сотрудники муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 196».
Сроки реализации: долгосрочный, 01 сентябрь 2025 г. – 31 мая 2026 г.
Формы реализации: детско-родительские проекты, досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, заочные и очные экскурсии, встречи с представителями профессий.
Ресурсное обеспечение проекта: элементы развивающей предметно-пространственной среды (игровые модули, ноутбук, мультимедийные презентации, дидактические пособия, энциклопедии и др.).
Актуальность проекта.
В современном мире, где выбор профессии становится все более сложным и разнообразным, важно начинать знакомство с различными профессиями на раннем этапе. Это помогает детям формировать представления о том, какие роли они могут занять в будущем.
Раннее вовлечение в процесс профессиональной ориентации позволяет детям лучше понять свои интересы и склонности. Это важно для формирования позитивного отношения к учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание у детей навыков общения, сотрудничества и понимания различных социальных ролей способствует их успешной адаптации в обществе.
Знание о профессиях помогает детям лучше ориентироваться в социальной среде. С учетом быстро меняющегося рынка труда, проект помогает детям развивать навыки, которые будут востребованы в будущем, такие как креативность, критическое мышление и способность к командной работе.
Данный проект способствует активному участию родителей в образовательном процессе, что укрепляет связь между домом и детским садом. Родители могут делиться своим опытом и знаниями, что обогащает образовательный процесс.
Проект позволяет интегрировать знания из разных областей (математика, искусство, литература) через призму профессий, что делает обучение более увлекательным и многогранным.
Важно показать детям, что каждая профессия имеет свою ценность и значимость. Это помогает формировать уважение к труду и понимание его важности для общества.
Подготовка детей к осознанному выбору профессии способствует формированию более квалифицированного и ответственного поколения, что в свою очередь ведет к устойчивому развитию общества.
Таким образом, проект «Профессиональная ориентация обучающихся» актуален, так как он отвечает на современные вызовы и потребности общества, способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к взрослой жизни.
Проблема:
Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили познакомить детей со всеми профессиями поближе. Также многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность.
Гипотеза: Мы предполагаем, что к завершению проекта обучающиеся будут иметь четкие представления о различных видах профессий, проявлять интерес к разным профессиям, выражать желание, когда вырастут, стать такими же, как папа и мама, а также соблюдать элементарные правила поведения на работе.
Цель проекта: формирование представлений обучающихся о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни.
Задачи проекта:
- расширить знания детей о мире профессий;
- расширить представления детей о разных специальностях, отражающих современные социально-экономические отношения и новые профессии;
- сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых и эмоциональное отношения к профессиональному миру;
- сформировать финансовую культуру у детей;
- обеспечить пространство детской реализации, где обучающиеся могли бы воплотить свои идеи;
- предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий;
- родители почувствуют себя равноправными участниками совместно организованной образовательной деятельности, станут активными участниками воспитательного процесса.
Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду,
трудолюбия);
-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Принципы организации ранней профориентации дошкольников:
- принцип личностно - ориентированного взаимодействия - организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему, как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса;
- принцип дифференцированного подхода - создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- принцип творчества - ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников;
- принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности - воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего.
Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
Механизм реализации проекта включает:
- разработку и внедрение эффективных методик и технологий ранней профориентационной работы с воспитанниками в условиях ДОУ;
- привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях в учреждении, через такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, конкурсы, выставки;
- активные методы обучения дошкольников посредством игровой и проектной технологий.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах;
- оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
- определение целей и задач проекта;
- прогнозирование результатов;
- повышение собственной компетенции по теме;
- подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта;
- подбор наглядно-демонстрационного материала;
- разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей
2. Основной этап:
Мероприятия по реализации проекта:
Месяц/тема | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями |
Сентябрь «Детский сад» | Беседы о работниках детского сада. Экскурсии в кабинеты заведующего, заместителей заведующего, делопроизводителя. Игры ситуации: «Поможем дворнику», «Приготовим салат для гостей». Сюжетно ролевая игра «Детский сад». Дидактические игры: «Наши помощники», «Соберем Катю на прогулку», «Кому, что нужно». Восприятие художественной литературы: А. Бродского «Новичок», Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махонина «Старшая группа». Загадки, заучивание стихотворений. | Участие родителей в совместных выставках, мероприятиях детского сада. |
Октябрь «Сельское хозяйство» | Беседы о работах в огороде, на полях. Рассматривание картин и иллюстраций. Тематические альбомы: «Работы в поле», «Нужные машины», «Хлеб всему голова». Дидактические игры: «Во саду ли в огороде», «Что где растет», «У меня в огороде». Настольно-печатные игры: домино «Ягоды и фрукты», «Собери урожай» и т.д. Восприятие художественной литературы: Д. Онкович «Яблоко», М. Луговик «Груша». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Театрализованная деятельность «Колосок», «Петушок и бобовое зернышко». | Выставка «Этот удивительный овощ». Создание альбома «Хлеб всему голова». Создание макета «Фермерский двор». |
Ноябрь «Торговый дом» | Беседы. Рассматривание иллюстраций, картин. Игры ситуации: «В магазине», «За покупками». Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Торговый дом». Восприятие художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «А что у вас?». Загадывание загадок. | Пополнение игровыми модулями к сюжетно-ролевой игре «Магазин». |
Декабрь «Цирк» | Беседы о профессиях людей, выступающих в цирке. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка. Просмотр мультфильмов. Театрализованная деятельность «На арене цирка». Игра ситуация «Покупаем билет в цирк». Восприятие художественной литературы: «12 месяцев». Изготовление атрибутов к театрам. Совместное конструирование арены цирка. | Подборка фотографий для создания альбома «Волшебный цирк». Обогащение уголка ряженья новыми костюмами. |
Январь «Работники вокзала» | Беседы о работниках вокзала. Игра ситуация «Путешествуем на поезде». Дидактические игры: «На чем ездят люди», «Угадай вид транспорта». Рассматривание иллюстраций о работниках вокзала. Восприятие художественной литературы: Н. Носов «Метро», Н. Саконская «Песенка о метро». Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашкино», «Чагинтон». Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. | Создание игрового макета «Железнодорожная станция». Памятка «Железная дорога, зона повышенной опасности». |
Февраль «Служба спасения» и «Скорая помощь» | Беседы. Игры ситуации: «Если случился пожар», «На приеме у врача». Рассматривание иллюстраций, фотографий. Совместное конструирование зданий службы спасения, скорой помощи. Дидактические игры: «Кому что нужно», «Кем быть», «Помоги собраться на вызов». Восприятие художественной литературы: Л. Толстой «Пожар», С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалков «Дядя степа», К. Чуковский «Путаница». Инсценировка сказки С. Маршака «Кошкин дом». | Мастер-класс родителя сотрудника МЧС (Коняхин В. В). Изготовление лэпбука «Профессия моей мамы». Пополнение игровых материалов, игр. Памятки для родителей по безопасности: «Спички детям не игрушки», «Если есть в доме газ». Совместные мероприятия «День здоровья». |
Март «Библиотека» | Беседы, рассказы воспитателя о работниках библиотеке. Рассматривание альбома «Дети в библиотеке». Изготовление формуляров для сюжетно ролевой игры «Библиотека». | Оказание помощи в создании мини–библиотеки в группе. Акция «Почини книжку». Консультация «Воспитание бережного отношения к книге в семье». Акция «Подари книгу группе». |
Апрель «Строители» | Беседы о работниках строительного учреждения. Рассматривание альбомов: «Профессии», «Транспорт», «Орудия труда». Дидактические игры: «Кто построил этот дом», «Умные строители». Игры детей со строительным материалом: «Наш детский сад», «Дом для кошки». Сюжетно-ролевая игра «Строитель». Восприятие художественной литературы: В. Драгунский «Сверху вниз наискосок», Г.-Х. Андерсен «Старый дом», М. Пожарова «Маляры». | Создание лэпбука «Профессия строитель». Подбор фотографий на данную тему. Пополнение игровыми модулями. |
Май «Школа» | Рассматривание картин, иллюстраций о школе. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Настольно печатные игры: «Цифры», «Азбука». Изготовление оборудования для сюжетно-ролевых игр. Конструирование «Моя школа». Игра ситуация «Найка идет в школу». Восприятие художественной литературы: З. Александрова «В школу», «Я выросла», «Первоклассница». | Создание альбома «Профессии школы». Приглашение родителей, которые работают в школе. Создание коллажа «Моя мама учитель». |
3. Заключительный этап:
Обработка результатов реализации проекта.
- Подведение итогов.
- Игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны».
- Выставка детских работ «Кем я хочу стать».
- Выставка альбома «Профессии наших родителей».
- Оценка уровня знаний детей по тематике проекта.
- Анализ проделанной работы, выводы, презентация проекта.
После завершения проекта дошкольники смогут:
- узнавать и называть профессии, а так же место работы родителей;
- владеть обобщающим понятием «профессия»;
- задуматься о том, кем они будут, когда вырастут;
- обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.
Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПБ: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.-144 с.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с обучающимися оздоровительной группы старшего возраста "Одежда. Обувь"
Формирование обобщающих понятий "Одежда", "Обувь", расширение и активизация словаря по теме, развитие умения классифицировать предметы....

проект профессиональной ориентации детей старшей группы "Все профессии нужны, все профессии важны"
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования интереса к различным профессиям в силу природной любознательности. Поэтому ознакомлением с тр...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучающегося с задержкой психического разви...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

ИКТ«Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема "Интерактивная обучающая платформа"
Выступление на семинаре – практикуме«Применение ИКТ в образовательном процессе»ТемаИнтерактивная обучающая платформа...

Методическая разработка. Инклюзивная образовательная практика организации образования обучающихся с особыми образовательными потребностями «Ложкотерапия - нетрадиционный метод работы в реализации здоровьесберегающих технологий»
Один из нетрадиционных методов в реализации здоровьесберегающих технологий - ЛОЖКОТЕРАПИЯ.Применение ложек в работе логопеда: массаж, артикуляционная гимнастика, игры с ложками....

Деятельность по развитию самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся
Цель занятия:Формирование интереса детей дошкольного возраста к различным видам спорта и физическим активностям, содействие осознанию своих возможностей и предпочтений в сфере физической активности, р...

