Образовательный проект «Профессиональная ориентация обучающихся»
проект (старшая группа)

Дусаева Айгуль Ерсаиновна
В современном мире, где выбор профессии становится все более сложным и разнообразным, важно начинать знакомство с различными профессиями на раннем этапе. Это помогает детям формировать представления о том, какие роли они могут занять в будущем. Раннее вовлечение в процесс профессиональной ориентации позволяет детям лучше понять свои интересы и склонности. Это важно для формирования позитивного отношения к учебе и будущей профессиональной деятельности. Воспитание у детей навыков общения, сотрудничества и понимания различных социальных ролей способствует их успешной адаптации в обществе. Знание о профессиях помогает детям лучше ориентироваться в социальной среде. С учетом быстро меняющегося рынка труда, проект помогает детям развивать навыки, которые будут востребованы в будущем, такие как креативность, критическое мышление и способность к командной работе. Данный проект способствует активному участию родителей в образовательном процессе, что укрепляет связь между домом и детским садом. Родители могут делиться своим опытом и знаниями, что обогащает образовательный процесс. Проект позволяет интегрировать знания из разных областей (математика, искусство, литература) через призму профессий, что делает обучение более увлекательным и многогранным. Важно показать детям, что каждая профессия имеет свою ценность и значимость. Это помогает формировать уважение к труду и понимание его важности для общества. Подготовка детей к осознанному выбору профессии способствует формированию более квалифицированного и ответственного поколения, что в свою очередь ведет к устойчивому развитию общества. Таким образом, проект «Профессиональная ориентация обучающихся» актуален, так как он отвечает на современные вызовы и потребности общества, способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs.docx459.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 196»

 

Образовательный проект

«Профессиональная ориентация обучающихся»

                                                                  Автор проекта:

                                                                                        Дусаева Айгуль Ерсаиновна,

                                                                                       воспитатель 1 кв. категории

г. Оренбург 2025 г.

Паспорт проекта

Название проекта: «Профессиональная ориентация обучающихся»

Автор проекта: Дусаева Айгуль Ерсаиновна, воспитатель I квалификационной категории

Тип проекта: исследовательский, творческий 

Участники проекта: педагогические работники, воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет и их родители (законные представители), сотрудники муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 196».

Сроки реализации: долгосрочный, 01 сентябрь 2025 г. – 31 мая 2026 г.

Формы реализации: детско-родительские проекты, досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, заочные и очные экскурсии, встречи с представителями профессий.

Ресурсное обеспечение проекта: элементы развивающей предметно-пространственной среды (игровые модули, ноутбук, мультимедийные презентации, дидактические пособия, энциклопедии и др.).

Актуальность проекта.

В современном мире, где выбор профессии становится все более сложным и разнообразным, важно начинать знакомство с различными профессиями на раннем этапе. Это помогает детям формировать представления о том, какие роли они могут занять в будущем.

Раннее вовлечение в процесс профессиональной ориентации позволяет детям лучше понять свои интересы и склонности. Это важно для формирования позитивного отношения к учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание у детей навыков общения, сотрудничества и понимания различных социальных ролей способствует их успешной адаптации в обществе.

Знание о профессиях помогает детям лучше ориентироваться в социальной среде. С учетом быстро меняющегося рынка труда, проект помогает детям развивать навыки, которые будут востребованы в будущем, такие как креативность, критическое мышление и способность к командной работе.

Данный проект способствует активному участию родителей в образовательном процессе, что укрепляет связь между домом и детским садом. Родители могут делиться своим опытом и знаниями, что обогащает образовательный процесс.

Проект позволяет интегрировать знания из разных областей (математика, искусство, литература) через призму профессий, что делает обучение более увлекательным и многогранным.

Важно показать детям, что каждая профессия имеет свою ценность и значимость. Это помогает формировать уважение к труду и понимание его важности для общества.

Подготовка детей к осознанному выбору профессии способствует формированию более квалифицированного и ответственного поколения, что в свою очередь ведет к устойчивому развитию общества.

Таким образом, проект «Профессиональная ориентация обучающихся» актуален, так как он отвечает на современные вызовы и потребности общества, способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к взрослой жизни.

Проблема:

Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили познакомить детей со всеми профессиями поближе. Также многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность.

Гипотеза: Мы предполагаем, что к завершению проекта обучающиеся будут иметь четкие представления о различных видах профессий, проявлять интерес к разным профессиям, выражать желание, когда вырастут, стать такими же, как папа и мама, а также соблюдать элементарные правила поведения на работе.

Цель проекта: формирование представлений обучающихся о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни.

Задачи проекта:

- расширить знания детей о мире профессий;

- расширить представления детей о разных специальностях, отражающих современные социально-экономические отношения и новые профессии;

- сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых и эмоциональное отношения к профессиональному миру;

- сформировать финансовую культуру у детей;

- обеспечить пространство детской реализации, где обучающиеся могли бы воплотить свои идеи;

- предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий;

- родители почувствуют себя равноправными участниками совместно организованной образовательной деятельности, станут активными участниками воспитательного процесса.

Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду,

трудолюбия);

 -профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Принципы организации ранней профориентации дошкольников:

- принцип личностно - ориентированного взаимодействия - организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему, как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса;

- принцип дифференцированного подхода - создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

- принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- принцип творчества - ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников;

- принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности - воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.

Механизм реализации проекта включает:

- разработку и внедрение эффективных методик и технологий ранней профориентационной работы с воспитанниками в условиях ДОУ;

- привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях в учреждении, через такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, конкурсы, выставки;

- активные методы обучения дошкольников посредством игровой и проектной технологий.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах;

- оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;

- определение целей и задач проекта;

- прогнозирование результатов;

- повышение собственной компетенции по теме;

- подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта;

- подбор наглядно-демонстрационного материала;

- разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей

2. Основной этап: 

Мероприятия по реализации проекта:

Месяц/тема

Форма работы с детьми

Форма работы

с родителями

Сентябрь

«Детский сад»

Беседы о работниках детского сада.

Экскурсии в кабинеты заведующего, заместителей заведующего, делопроизводителя.

Игры ситуации: «Поможем дворнику», «Приготовим салат для гостей».

Сюжетно ролевая игра «Детский сад».

Дидактические игры: «Наши помощники», «Соберем Катю на прогулку», «Кому, что нужно».

Восприятие художественной литературы: А. Бродского «Новичок», Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят»,

С. Махонина «Старшая группа».

Загадки, заучивание стихотворений.

Участие родителей в совместных выставках, мероприятиях детского сада.

Октябрь

«Сельское хозяйство»

Беседы о работах в огороде, на полях.

Рассматривание картин и иллюстраций.

Тематические альбомы: «Работы в поле», «Нужные машины», «Хлеб всему голова».

Дидактические игры: «Во саду ли в огороде», «Что где растет», «У меня в огороде».

Настольно-печатные игры: домино «Ягоды и фрукты», «Собери урожай» и т.д.

Восприятие художественной литературы: Д. Онкович «Яблоко», М. Луговик «Груша».

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Театрализованная деятельность «Колосок», «Петушок и бобовое зернышко».

Выставка «Этот удивительный овощ».

Создание альбома «Хлеб всему голова».

Создание макета «Фермерский двор».

Ноябрь

«Торговый дом»

Беседы.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Игры ситуации: «В магазине», «За покупками».

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Торговый дом».

Восприятие художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «А что у вас?».

Загадывание загадок.

Пополнение игровыми модулями к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Декабрь

«Цирк»

Беседы о профессиях людей, выступающих в цирке.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка.

Просмотр мультфильмов.

Театрализованная деятельность «На арене цирка».

Игра ситуация «Покупаем билет в цирк».

Восприятие художественной литературы: «12 месяцев».

Изготовление атрибутов к театрам.

Совместное конструирование арены цирка.

Подборка фотографий для создания альбома «Волшебный цирк».

Обогащение уголка ряженья новыми костюмами.

Январь

«Работники вокзала»

Беседы о работниках вокзала.

Игра ситуация «Путешествуем на поезде».

Дидактические игры: «На чем ездят люди», «Угадай вид транспорта».

Рассматривание иллюстраций о работниках вокзала.

Восприятие  художественной литературы: Н. Носов «Метро», Н.  Саконская «Песенка о метро».

Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашкино», «Чагинтон».

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Создание игрового макета «Железнодорожная станция».

Памятка «Железная дорога, зона повышенной опасности».

Февраль

«Служба спасения» и

«Скорая помощь»

Беседы.

Игры ситуации: «Если случился пожар», «На приеме у врача».

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Совместное конструирование зданий службы спасения, скорой помощи.

Дидактические игры: «Кому что нужно»,

«Кем быть», «Помоги собраться на вызов».

Восприятие художественной литературы: Л. Толстой «Пожар», С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалков «Дядя степа», К. Чуковский «Путаница».

Инсценировка сказки С. Маршака «Кошкин дом».

Мастер-класс родителя сотрудника МЧС (Коняхин В. В).

Изготовление лэпбука «Профессия моей мамы».

Пополнение игровых материалов, игр.

Памятки для родителей по безопасности: «Спички детям не игрушки», «Если есть в доме газ».

Совместные мероприятия «День здоровья».

Март

«Библиотека»

Беседы, рассказы воспитателя о работниках библиотеке.

Рассматривание альбома «Дети в библиотеке».

Изготовление формуляров для сюжетно ролевой игры «Библиотека».

Оказание помощи в создании мини–библиотеки в группе.

Акция «Почини книжку».

Консультация «Воспитание бережного отношения к книге в семье».

Акция «Подари книгу группе».

Апрель

«Строители»

Беседы о работниках строительного учреждения.

Рассматривание альбомов: «Профессии»,

«Транспорт», «Орудия труда».

Дидактические игры: «Кто построил этот дом», «Умные строители».

Игры детей со строительным материалом: «Наш детский сад», «Дом для кошки».

Сюжетно-ролевая игра «Строитель».

Восприятие художественной литературы: В. Драгунский «Сверху вниз наискосок», Г.-Х. Андерсен «Старый дом», М. Пожарова «Маляры».

Создание лэпбука «Профессия строитель».

Подбор фотографий на данную тему.

Пополнение игровыми модулями.

Май

«Школа»

Рассматривание картин, иллюстраций о школе.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Настольно печатные игры: «Цифры», «Азбука».

Изготовление оборудования для сюжетно-ролевых игр.

Конструирование «Моя школа».

Игра ситуация «Найка идет в школу».

Восприятие художественной литературы: З. Александрова «В школу», «Я выросла», «Первоклассница».

Создание альбома «Профессии школы».

Приглашение родителей, которые работают в школе. Создание коллажа «Моя мама учитель».

3. Заключительный этап:

Обработка результатов реализации проекта.

- Подведение итогов.

- Игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны».

- Выставка детских работ «Кем я хочу стать».

- Выставка альбома «Профессии наших родителей».

- Оценка уровня знаний детей по тематике проекта.

- Анализ проделанной работы, выводы, презентация проекта.

После завершения проекта дошкольники смогут:

- узнавать и называть профессии, а так же место работы родителей;

- владеть обобщающим понятием «профессия»;

- задуматься о том, кем они будут, когда вырастут;

- обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПБ: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.-144 с.
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
  3. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с обучающимися оздоровительной группы старшего возраста "Одежда. Обувь"

Формирование обобщающих понятий "Одежда", "Обувь", расширение и активизация словаря по теме, развитие умения  классифицировать предметы....

проект профессиональной ориентации детей старшей группы "Все профессии нужны, все профессии важны"

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования интереса к различным профессиям в силу природной любознательности.  Поэтому  ознакомлением  с  тр...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития

   Адаптированная образовательная  программа — образовательная программа, адаптированная  для  обучающегося  с  задержкой  психического  разви...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

ИКТ«Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема "Интерактивная обучающая платформа"

Выступление на семинаре – практикуме«Применение ИКТ в образовательном процессе»ТемаИнтерактивная обучающая платформа...

Методическая разработка. Инклюзивная образовательная практика организации образования обучающихся с особыми образовательными потребностями «Ложкотерапия - нетрадиционный метод работы в реализации здоровьесберегающих технологий»

Один из нетрадиционных методов в реализации здоровьесберегающих технологий - ЛОЖКОТЕРАПИЯ.Применение ложек в работе логопеда: массаж, артикуляционная гимнастика, игры с ложками....

Деятельность по развитию самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся

Цель занятия:Формирование интереса детей дошкольного возраста к различным видам спорта и физическим активностям, содействие осознанию своих возможностей и предпочтений в сфере физической активности, р...