План по самообразованию на 2025-2026г. "Дидактические игры в обучении детей основам математики"
материал (младшая группа)
Тема: "Дидактические игры в обучении детей основам математики."
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольные группы муниципального бюджетного образовательного учреждения
средняя школа №13 пос. Новый
План по самообразованию: «Дидактические игры
в обучении детей основам математики.»
Младшая группа.
Воспитатель:
Дегтярева Екатерина Валерьевна.
2025г.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Все дидактические игры можно разделить на три вида:
игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки п редметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Ожидаемый результат:
• активизация познавательного интереса дошкольников;
• развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
• формирование элементарных математических представлений.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. |
2. | Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. |
3. | Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. |
4. | «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. |
5. | Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с. |
6. | Смоленцева А.А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. |
7. | Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя». |
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Работа с детьми.
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед. | В течение года |
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием дидактического математического материала» | сентябрь |
Консультации: «Развитие математических способностей у дошкольников! | октябрь |
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Оформление папки передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | ноябрь |
Оформление папки передвижки: «По дороге к математике», «Математика дома». Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке | декабрь |
Подготовка картотеки занимательного математического материала «Раз – ступенька, два – ступенька!» | январь |
Папки-передвижки: «Математика в жизни ребенка» | февраль |
Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников». Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку». | март |
Консультации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов», «Семейный бюджет». | апрель |
Консультация из опыта работы «Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников». | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучени...
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

План самообразования " Дидактические игры в обучении детей основам математике"
Дидактические игры в обучении детей основам матиматике...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение."Детский сад общеразвивающего вида № 27" Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в ...
План самообразования воспитателя Хамматовой Алсу Рашитовны на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» 2024-2029 г.г.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

План по самообразованию. Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Задачи: ...
