ПРОГРАММА по развитию речи «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»
методическая разработка (подготовительная группа)

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерность развития языка как явления социального. При недостаточности впечатлений, наблюдений, малом опыте речевого общения словотворчество у детей долго не возникает, а возникнув, не достигает образной выразительности и быстро угасает. Без словотворчества ребенок не может овладеть необходимым словарем. Разные стороны языка – фонетическая, лексическая, грамматическая – допускают творчество в разной мере. Правила образования грамматических форм, слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка, и ими ребенок начинает овладевать очень рано. Богатый словарный запас – необходимое условие последующего развития речи ребенка, в процессе которого он учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы (корни, суффиксы, приставки, окончания), овладевая правилами оперирования ими. Формирование грамматического строя тесно взаимосвязано с работой над звуковой культурой речи. Развитый фонематический слух – основы освоения звукового состава грамматических элементов языка. Таким образом, механизм грамматического оформления высказывания взаимосвязан со всеми сторонами речевой деятельности. Соответственно и процесс обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок будет строиться во взаимосвязи грамматической работы с лексической, фонетической, с формированием связной речи (диалогической, монологической), а также во взаимосвязи с познавательным развитием. Дошкольное образование определяется многообразием вариативных программ, каждая из которых имеет свои приоритетные аспекты в речевом развитии детей. Все они имеют в своей основе идеи гуманной личностно-ориентированной педагогики, создание вокруг них благоприятной речевой среды. Вместе с тем, на наш взгляд, существует необходимость создания программы с более конкретным понятийным содержанием, а именно программы, направленной на развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образовани. Цель программы: способствовать формированию умения детей дошкольного возраста пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слова, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок. Задачи: - развитие словаря: 1) учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности; 2) Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; 3) учить использовать в речи средства выразительности. - Развитие грамматической правильности речи: 1) учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей; 2) развивать умения использовать в речи все части и закреплять навык их согласования. - Развитие связной речи: 1) учить охотно вступать в речевые контакты с окружающими, участвовать в коллективных разговорах; 2) учить аргументировано исправлять ошибочные суждения сверстников; 3) учить задавать вопросы и отвечать на них; 4) развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов; введение в речь сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без через загадки с использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места; 5) учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы; 6) учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра. Общеразвивающие задачи: 1) развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок; 2) формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения; развивать творческие способности. - Воспитательные задачи: 1) воспитывать художественный вкус; 2) прививать любовь к окружающему миру через загадки; 3) приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству; 4) воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству. Направления работы: I. Ознакомление с загадкой как литературным жанорм; II. Обучение разгадыванию загадок III. Обучение придумыванию загадок. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей по 5 человек. При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются наглядные, словесные и практические методы и приемы работы. Структура программы включает 4 раздела: I. Рифмованные загадки. II. Описательные загадки. III. Загадки на отрицание. IV. Загадки метафорические.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Минестерство образования и науки Республики Татарстан

Апастовский муниципальный район Республики Татарстан

МБДОУ «Свияжнинский детский сад общеразвивающего вида «Лейсан» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

ПРОГРАММА

по развитию речи

«Развитие речевой активности дошкольников

в процессе работы над загадками»

пос. Свияжский

Пояснительная записка.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерность развития языка как явления социального. При недостаточности впечатлений, наблюдений, малом опыте речевого общения словотворчество у детей долго не возникает, а возникнув, не достигает образной выразительности и быстро угасает. Без словотворчества ребенок не может овладеть необходимым словарем. Разные стороны языка – фонетическая, лексическая, грамматическая – допускают творчество в разной мере. Правила образования грамматических форм, слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка, и ими ребенок начинает овладевать очень рано. Богатый словарный запас – необходимое условие последующего развития речи ребенка, в процессе которого он учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы (корни, суффиксы, приставки, окончания), овладевая правилами оперирования ими. Формирование грамматического строя тесно взаимосвязано с работой над звуковой культурой речи. Развитый фонематический слух – основы освоения звукового состава грамматических элементов языка. Таким образом, механизм грамматического оформления высказывания взаимосвязан со всеми сторонами речевой деятельности. Соответственно и процесс обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок будет строиться во взаимосвязи грамматической работы с лексической, фонетической, с формированием связной речи (диалогической, монологической), а также во взаимосвязи с познавательным развитием.

Дошкольное образование определяется многообразием вариативных программ, каждая из которых имеет свои приоритетные аспекты в речевом развитии детей. Все они имеют в своей основе идеи гуманной личностно-ориентированной педагогики, создание вокруг них благоприятной речевой среды. Вместе с тем, на наш взгляд, существует необходимость создания программы с более конкретным понятийным содержанием, а именно программы, направленной на развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образовани.

Цель программы: способствовать формированию умения детей дошкольного возраста пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слова, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.

Задачи:

- развитие словаря:

1) учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие предметы, явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности;

2) Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения;

3) учить использовать в речи средства выразительности.

- Развитие грамматической правильности речи:

1) учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей;

2) развивать умения использовать в речи все части и закреплять навык их согласования.

- Развитие связной речи:

1) учить охотно вступать в речевые контакты с окружающими, участвовать в коллективных разговорах;

2) учить аргументировано исправлять ошибочные суждения сверстников;

3) учить задавать вопросы и отвечать на них;

4) развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов; введение в речь сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без через загадки с использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места;

5) учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы;

6) учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.

Общеразвивающие задачи:

  1. развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания и загадывания загадок;
  2. формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения; развивать творческие способности.

- Воспитательные задачи:

1) воспитывать художественный вкус;

2) прививать любовь к окружающему миру через загадки;

3) приобщать к художественной литературе и устному народному творчеству;

4) воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.

Направления работы:

  1. Ознакомление с загадкой как литературным жанорм;
  2. Обучение разгадыванию загадок
  3. Обучение придумыванию загадок.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей по 5 человек.

При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются наглядные, словесные и практические методы и приемы работы.

Структура программы включает 4 раздела:

  1. Рифмованные загадки.
  2. Описательные загадки.
  3. Загадки на отрицание.
  4. Загадки метафорические.

Работа с загадками - одна из форм словарной работы в детском саду.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать(отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок.

Словарная работа, включающая описание игрушек и составление загадок по ним начинается в средней группе. В старших группах эта работа продолжается.

Сначала дети учатся отгадывать «готовые»народные, авторские загадки. Предъявляются загадки двух видов: прямое описание характерных признаков без называния самого предмета (мягкие лапки, а в лапках цап-царапки) и метафорическое описание, сопоставление с другим предметом, чем-то близким загадываемому (сидит красная девица в темнице, а коса на улице).

Первоначально на занятиях в старших группах главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (Как вы догадались?). На таком занятии дети сначала рассматривают несколько предметов, о которых потом будут предложены загадки, причем педагог подчеркивает только те признаки, которые фигурируют в текстах загадок.

Во второй части занятия дети отгадывают загадки об этих же предметах и объясняют свои ответы.

Следующий этапсоставление загадок самими детьми. Как правило, на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия). Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда — зеленая трава» (лошадь). Такие описания приучают пользоваться образным словарем, находить точные интересные выражения, а затем отыскивать сравнения, уподобления.

Итак, на подобных занятиях дошкольники тренируются в быстром поиске нужного слова, его семантическом и стилистическом подборе.

Отмечается многостороннее влияние на речь детей загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй образной русской речи, овладеть выразительными средствами языка.

На основе учёта характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к их применению в целях развития словаря:

• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

• загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»);

• обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

• отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

• придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;

• загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Раздел I

Рифмованные загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать рифмованные загадки.

Задачи:

Формировать осознанное использование в речи слов.

Формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия слова на основе рифмы.

Развивать слуховое внимание.

Учить придумывать 2-4 строчные рифмовки.

Развивать образное мышление и творческие способности.

Учить пользоваться простыми предложениями.

Воспитывать художественный вкус и интерес к самостоятельному сочинительству.

Раздел II

Описательные загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать описательные загадки.

Задачи:

Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.

Развивать умения использовать в речи все части речи и закреплять навык их согласования.

Развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных и однородных членов.

Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями структуры загадки как самостоятельного жанра.

Развивать образное и логическое мышление.

Прививать образное и логическое мышление.

Прививать любовь к Родине посредством загадок.

Раздел III

Загадки на отрицание.

Цель: учить отгадывать и придумывать загадки с отрицанием.

Задачи:

Учить правильно использовать грамматические формы речи для четкого изложения своих мыслей.

Развивать умение использовать в речи все части речи.

Учить формировать фразы, подбирать антонимы, синонимы.

Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Учить определять на основе сравнения разное и одинаковое в предметах, их свойствах, качествах.

Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения с союзом и без.

Воспитывать речевую активность.

Раздел IY

Метафорические загадки.

Цель: учить отгадывать и придумывать метафорические загадки.

Задачи:

Учить использовать в речи средства выразительности.

Учить составлять короткий рассказ, воспроизводя схематический рисунок загадки и используя при этом языковые средства выразительности.

Учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Учить использовать в речи крылатые выражения и фразеологизмы.

Развивать образное мышление посредством отгадывания и придумывания метафорических загадок.

Прививать любовь к родному языку.

Воспитывать активный интерес к устному творчеству.

Учебный план

№п/п

Раздел

№ п/п

Модуль

Кол-во занятий

Сроки

I

Рифмованные загадки.

1

Загадки, содержащие ответ в рифме

4

Сентябрь

II

Описательные загадки.

2

Загадки, содержащие 4-5 признаков предмета из ближайшего окружения

4

Октябрь

3

Придумывание описательных загадок, содержащих 4-5 признаков предмета из ближайшего окружения

4

Ноябрь

III

Загадки на отрицание.

1

Отгадывание загадок, содержащих не более 4 отрицаний

4

Декабрь

2

Придумывание загадок, содержащих не более 4 отрицаний

4

Январь

IV

Загадки метафорические.

1

Отгадывание загадок, содержащих олицетворение и сравнение.

4

Февраль

2

Придумывание загадок, содержащих олицетворение и сравнение.

4

Март

3

Отгадывание загадок, содержащих метафору, эпитет.

4

Апрель

4

Придумывание загадок, содержащих метафору, эпитет.

4

Май

Всего

36

Учебно-тематический план

№п/п

Раздел

№ п/п

Модуль

Тема

Цель

1. Давайте отгадаем?

Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности (игрушка)

2. Отгадай, что это?

Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности (игрушка)

3. Что нарисовал художник?

Учить отгадывать рифмованные загадки по картине

4. Кто я?

Учить отгадывать загадки о животных, знакомых детям

II

Описательные загадки

2

Загадки, содержащие 4-5 признаков предмета из ближайшего окружения

#1055;осмотри и расскажи

Учить описывать предметы по наглядности (игрушка)

#1042;ыбери меня

Учить отгадывать описательные загадки на основе наглядности (несколько игрушек, а загадка про одну)

#1050;то спрятался на картине?

Учить отгадывать загадки по картине

#1053;айди меня

Учить отгадывать описательные загадки по картине

3

Придумывание описательных загадок, содержащих 4-5 признаков предмета из ближайшего окружения

#1044;огадайся сам

Учить отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по 4-5 признакам без наглядности

#1063;то это?

Учить отгадывать описательные загадки о животных по 4 признакам (внешний вид) без наглядности

#1050;то это?

Учить отгадывать описательные загадки о животных по 4-5 признакам (внешний вид) без наглядности

#1059;знай меня

Учить отгадывать описательные загадки о животных по 5 признакам (внешний вид +действие)

III

Загадки на отрицание

1

Отгадывание загадок, содержащих не более 4 отрицаний

1. Что такое загадка с отрицанием?

Познакомить с загадками с отрицанием

2. На что похоже?

Учить отгадывать загадки с отрицанием на основе наглядности (игрушка)

#1053;айти сходства

Учить находить идентичные признаки у предметов ближайшего окружения

#1053;айди отличия

Учить находить отличия у предметов ближайшего окружения

2

Придумывание загадок, содержащих не более 4 отрицаний

Что это?

Учить отгадывать загадки с отрицанием о предметах из группы (не более 4 отрицаний)

Кто это?

Учить отгадывать загадки с отрицанием о животных, знакомых детям (не более 4 отрицаний)

Угадай, что я задумал

Учить отгадывать загадки с отрицанием о предметах без наглядности

Кто придет к нам в гости?

Учить отгадывать загадки с отрицанием о животных без наглядности

IV

Загадки метафорические

1

Отгадывание загадок, содержащих олицетворение и сравнение.

#1063;то такое метафорическая загадка?

Познакомить с метафорической загадкой

«Двое из ларца, одинаковых с лица»

Учить сравнивать состав схожих предметов

Что нас окружает?

Развивать навыки подбора логически точных и образных выражений для обозначения наблюдаемого

Знаешь ли ты предметы

Учить отгадывать метафорические загадки о предметах в группе

2

Отгадывание загадок, содержащих метафору, эпитет

  1. «Свет мой зеркальце, скажи…..»

Познакомить с метафорой и эпитетом

#1057;хема метафорической загадки

Познакомить со схемой метафорической загадки

3. Кто здесь живет?

Учить отгадывать метафорические загадки о живых объектах по схеме

#1052;ногозначные слова

Познакомить с понятием «омоним»

3

Придумывание загадок, содержащих метафору, эпитет.

#1047;ашифрованные слова

Развивать умение строить фразы, основанные на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков (метафора)

#1063;то такое перед нами?

Учить придумывать метафорические загадки о животных, используя наглядность и слова в переносном смысле (олицетворение)

#1050;то это?

Учить придумывать метафорические загадки о животных, используя наглядность и прием сравнения

;Испорченный телефон»

Развивать навыки использования образных, выразительных средств речи, простых сравнений, прозрачных метафор в придумывании метафорических загадок

Литература

  1. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
  3. Левшина, Н.И. Сочинение загадок как средство словесного творчества старших дошкольников / Н.И. Левшина // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2008. – 118-121 С.
  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.

Приложение №1

Схемы загадок

Загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего (Литературная энциклопедия. М., 1964, т. с.).

Рифмованные загадки

Загадки в поэтической форме, как правило, литературные авторские, где последнее слово является отгадкой. Например:

Верещунья, белобока,

А зовут ее… (сорока)

В.Кремнев

В схеме это вертикальный ряд четырехугольников, каждый из которых – строчка стиха, а вопрос означает отгадку.

:large

Описательные загадки

В схеме это цветок с пяти лепестками, где каждый лепесток обозначает характерный признак предмета: форму, цвет, размер, материал (его свойства), а также одушевленный предмет или нет (там же может быть действие предмета. Середина со знаком вопроса и есть отгадка.

:large

Загадки с отрицанием

Эти загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений: черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (Жук).

В схеме это пересекающиеся круги с зашифрованными признаками, перечеркнутые –отрицание сопоставлений с другими предметами. В середине пересечений стоит вопросительный знак – отгадка, которая заключает в себе все перечисленные признаки.

:large

Метафорические загадки

Это загадки, основанные на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков.

В схеме это пересекающиеся круги (каждый круг – признак предмета). Признаки пересекаются, сопоставляются (при этом ребенок должен проявить смекалку), а на пересечении стоит знак вопроса, здесь скрыта загадка.

:large

Приложение №2

Конспект занятия открытого занятия

Тема: Угадай кто это?

Цель: учить отгадывать описательные загадки о животных по 4-5 признакам (внешний вид) без наглядности

Задачи:

1. Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о птицах: умение находить и узнавать зимующих и перелётных птиц, видеть и выделять их характерные признаки их внешнего вида и повадок.

2. Развивать у детей познавательный интерес посредством использования моделей, решение проблемных ситуаций, решение поисковых вопросов.

3. Развивать мыслительную деятельность детей: анализировать свою работу и работу сверстников, сравнивать, дополнять, сопоставлять – и на их основе делать простейшие выводы, умение разгадывать кроссворды, ребусы.

4. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

5. Совершенствовать речь: активизировать словарь, развивать диалогическую речь, простые формы монологической речи

6. Развивать коммуникативные навыки детей: умение и желание самостоятельно объединяться в команды и выбирать капитана, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.

#1056;азвивать у детей экологическое сознание, эмоционально- положительное отношение к живой природе.

8. Развивать воображение, творческие способности детей, поощрять стремление их отображать свои впечатления в рисунке.

#1057;пособствовать развитию у детей бережного, деятельного отношения к окружающей природе: кормить птиц зимой вешать скворечники.

Материал к занятию:

Схемы – модели для игры «Что лишнее?», разрезные картинки птиц для игры «Собери картинку», картинки птиц для занятия «Ошибки художника», фломастеры, листы бумаги, цветные карандаши, эмблемы с изображением птиц для каждого ребёнка, загадки о птицах, фишки.

Предварительная работа:

В детском саду проходила акция «Птицы – наши друзья», дети с родителями делали кормушки для подкормки птиц, приносили корм, проводилось наблюдение на участке за птицами и отмечали в календаре наблюдений какие птицы прилетали к ним на участок, проводились занятия о птицах, рассматривали картины с зимующими и перелётными птицами, дидактические игры, рисовали птиц, делали птиц из природного материала.

Методы и приёмы:

Задание детям, загадывание загадок, работа со схемами – моделями, рисование птиц, дидактические игры, задание на поиск: определить название команды.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите сколько вокруг гостей, давайте поприветствуем их.

Сегодня мы собрались с вами в клубе «Любителей природы». У нас будет викторина, а о ком эта викторина догадайтесь сами.

Загадывается загадка:

Без рук, а гнездо строить умеет.

Ответ детей: птица.

Воспитатель: Замечательный писатель Виталий Витальевич Бианки говорил: «Сдаётся мне, жизнь на нашей зелёной планете без птиц было бы, ох, как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперенья! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их лёгкий свободный полёт! А волшебное их искусство гнездования «без рук, без топора! Изумляет меня, почему люди обращают так мало внимания на птиц!»
Воспитатель:
Нам над о определить, как будут называться команды. У меня есть задание для каждой команды: игра «Собери картинку».

На столах лежат разрезанные картинки, вы сейчас их соберёте и узнаете название своей команды (дети складывают картинки на которых изображены снегирь и ласточка). Воспитатель прикрепляет каждому ребёнку эмблему с птицей и объясняет правила викторины:
1. Задания для игроков находятся в конвертах, но прежде чем открыть конверт, надо бросить кубик, на какое количество кружков упадёт кубик, тот конверт мы и откроем.
2. Команде даётся время на обсуждение вопроса, команда выбирает отвечающего на вопрос.
3. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Команды приветствуют друг друга:

Ребёнок из команды снегирь: Ты дружок не подкачай,

Правдивым быть и добрым обещай,

Не обижай ни птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей,

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ребёнок из команды ласточка:

А вы, друзья, нор звериных, птичьего гнезда,

Не разоряйте никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

В лесу живётся хорошо всегда!

Вопрос #1053;азовите птиц зимующих и перелётных (одной команде назвать зимующих, а другой перелётных)

Вопрос #1057;олнце светит, снег в низинке.

Всё ли верно на картинке?

Вопрос 3. Придумайте загадку и расскажите что – то интересное о птицах, за которыми наблюдали на участке (после совещания команды выслушивают друг друга, отгадывают загадки), можно дать как домашнее задание.

Вопрос 4. «Ошибки художника». Каждой ведущий даёт по картинке, на которых художник допустил ошибки, детям нужно найти эти ошибки. Дети совещаются, а затем рассказывают, какие ошибки нашли.

Физкультминутка : Проводится игра «Отгадай походку птицы» и повтори её.

Вопрос #1047;агадки о птицах загадываются каждой команде, чередуются, за правильный ответ фишка.

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (ворона)

Мальчишка в сереньком ярмишке,

По дворам шныряет, крохи собирает,

По полям ночует, коноплю ворует. (воробей)

Плотник острым долотомСтроит дом с одним окном. (дятел)

Он соло пел среди ветвейПевца назвали….(соловей)

На шесте дворец,Во дворце певец. (скворец)

Вопрос 6. «Так бывает или нет?» (на картинках нарисованы птицы, например, воробей сидит на болоте, цапля на дереве).

Воспитатель:
Молодцы ребята много вы о птицах знаете. А теперь не словами расскажите мне о птицах, а отобразите в схеме. (дети зарисовывают схематичное изображение птицы).

Ребята, теперь подведём итог викторины. Подводится общий итог, каждая команда подсчитывает фишки, после чего объявляется результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа раннего познавательного, эстетического развития и развития речи "Росток" (для детей 3-5 лет).

Парциальная программа с текстовым приложением  текста игр, на основе народного календаря....

"Развитие речи, стимуляция речевой активности"

Очень важно стимулировать речевую деятельность ребятишек с самого раннего возраста. Для этого не нужны каждодневные занятия традиционной формы, лучше всего это делать в свободном общении с малышом!...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотивации речевой активности во второй младшей группе Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой"

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотиваци и речевой активности во второй младшей группе"Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

План самообразования "Развитие речевой активности в процессе работы над загадками" средняя группа

Задачи:Развивать умение охотно вступать в речевое общение.Развивать умение задавать вопросы.Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочин...