"Вместе с книжкой"
проект (старшая группа)
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.9 КБ | |
| 214.51 КБ | |
| 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | «Вместе с книжкой мы растем» |
Вид проекта | познавательно – творческий, среднесрочный |
Актуальность проекта | Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада. Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. |
Цель проекта | Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе Сформировать у родителей осознание ценности детского чтения, как эффективного средства воспитания и развития дошкольников. |
Проблемный вопрос | Сформировать мнение о том, что книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. |
Задачи проекта | Задачи для детей: - развитие речевой активности детей в разных видах деятельности; - составлять рассказ о героях произведений; - активное взаимодействие со сверстниками и педагогом. - проявление бережного отношения к книге; |
Задачи для родителей: - проявление инициативы в участии проекта; - обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье | |
Задачи для воспитателей: - оформить рекомендаций для родителей - создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта - совместная работа с родителями по расширению знаний детей - повышение педагогической компетентности в данном направлении | |
Продукт проекта | Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)» |
Сроки реализации | январь - май 2023 |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
10-15/01 | Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме. | Учебно-методическая литература, интернет-сайты | Риски связаны с качеством подготовки воспитателя. | Готовность воспитателя к проведению беседы. |
15-20/01. | · Провести анкетирование родителей (собрание) · Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями. | Анкеты для родителей | Риски связаны с качеством содержания консультации, мотивацией родителей. | Готовность родителей к решению задач по реализации проекта. |
25-30/01 | · Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах. |
| Риски связаны с качеством подготовки воспитателя. | Готовность воспитателя к проведению проекта |
январь | Обновить и дополнить развивающую среду. | Обновление библиотеки в группе, атрибутов для дидактических игр, | Риски связаны с материально-методическим обеспечением | Пополнение предметно-развивающей среды в группе |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
По расписанию | 1-я пол.дня | · Непосредственно образовательная деятельность | Воспитатель, дети. | Познавательное и речевое развитие ребенка |
Групповая работа | 1-я пол.дня | беседы: «Моя любимая книга», «Дружба начинается с улыбки»; | Воспитатель, дети. | Принятие ребенком информации |
В течение всего периода | 2-я пол.дня | · Сюжетно-ролевые игры: Библиотека, Книжный магазин, Издательство «Ладушки» и др. | Воспитатель, дети | Создание образа в ролевой игре. развитие речевых навыков в построении диалогов |
Март-апрель | 2-я пол.дня | · Игры – драматизации: «Репка», «Колобок» (использование пальчикового театра); «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» «Репка», «Колобок», «Три медведя» (кукольный театр). | Воспитатель, родитель. | Формирование связной диалогической речи посредством ролевого воспроизведения текста |
В течение основного периода по отдельному плану | 2-я пол.дня | · Дидактические игры: «Угадай сказку», «Собери сказку», «Узнай по описанию» и др.; | Развитие речи детей | |
10.03 17.03 07.04 14.04 | 2-я пол.дня | · мастерская по изготовлению творческих работ. | Родитель, воспитатель, ребенок. | Формирование навыков взаимодействия родителей и детей |
По итогам НОД |
| · Выставки работ воспитанников на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; | Воспитатель, ребенок. | Формирование ситуации успеха от выполненной работы |
14.03 10.04 17.04 | 2-я пол.дня | · просмотр презентаций «Сказочные перевертыши», «Угадай сказку»; | Воспитатель, ребенок. | Формирование познавательного интереса к художественной литературы |
В течении периода | · Игры, задания и упражнения в книжном уголке; | Воспитатель, дети | Готовность детей к восприятию художественного текста | |
16.03 | 1-я пол.дня | · Развлечение «В гости к книге». | Воспитатель, ребенок. | Создание хорошего настроения посредством работы с худ.текстом |
15-28/04 |
| Родители - дети · Стенд-газета «Мама, папа, я - читающая семья» | Родители, ребенок. | Готовность родителей к работе с детьми |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
12.05 | · Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)» | Организована презентация каждым ребенком. | Каждый ребенок изготовил совместно с родителямии представил свою книжку | Родители получили опыт совместной деятельности с ребенком в процессе реализации проекта. |
15.05 | · Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению». | Повышение педагогической грамотности родителей | Рекомендации получены каждым родителем | Взаимодействие воспитателя с семьей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта « Вместе с книгой мы растем» Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада. Если еще предыдущие поколения дошкольников читали с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.
Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе Сформировать у родителей осознание ценности детского чтения, как эффективного средства воспитания и развития дошкольников. Цель проекта
Задачи: Задачи для детей: - развитие речевой активности детей в разных видах деятельности; - составлять рассказ о героях произведений; - активное взаимодействие со сверстниками и педагогом. - проявление бережного отношения к книге Задачи для родителей: - проявление инициативы в участии проекта; - обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Продукт проекта: Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)»
Результаты деятельности детей: - Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения; - Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне; - Сформированы нравственные качества ребенка; - Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой
Результаты деятельности родителей: Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения; Повышают интерес ребенка к художественной литературе; Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик; Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Основные этапы проекта 1.Первый этап – организационный Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах. Провести анкетирование родителей (собрание) Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями. Обновить и дополнить развивающую среду.
2.Второй этап – основной Непосредственно образовательная деятельность беседы Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры, Игры – драматизации, Дидактические игры мастерская по изготовлению творческих работ. Выставки работ воспитанников на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; просмотр презентаций «Сказочные перевертыши», «Угадай сказку»; Игры, задания и упражнения в книжном уголке; · Развлечение «В гости к книге». Родители - дети · Стенд-газета «Мама, папа, я - читающая семья»; · Выставки детских рисунков · «Переплетная мастерская».
3.Заключительный этап Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)» Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта: Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада.
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века.
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека»
Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье | В детском саду |
Ежедневное чтение детям художественных произведений; | Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
Ввести в круг чтения детскую периодику; | Контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; |
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; | развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; |
Заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; | Привлекать детей к созданию собственных книг, использовать их в процессе группового чтения; |
Учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; создавать детскую домашнюю библиотеку. | Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни; |
Проект предполагал разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагался широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин» «Библиотека», «Издательство «Ладушка».
- игры по прочитанным книгам;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
-театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
1 этап - Организационно-подготовительный
· Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
· Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
· Провести анкетирование родителей (собрание)
· Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
· Обновить и дополнить развивающую среду.
2 этап – Основной
· Непосредственно образовательная деятельность;
· беседы: «Моя любимая книга», «Дружба начинается с улыбки»;
· Сюжетно-ролевые игры: Библиотека, книжный магазин, издательство «Ладушки» и др.
· Игры – драматизации: «Репка», «Колобок» (использование пальчикового театра); «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» «Репка», «Колобок», «Три медведя» (кукольный театр: «Би-бо-бо»).
· Дидактические игры: «Угадай сказку», «Собери сказку», «Узнай по описанию» и др.;
· экскурсии в подготовительные группы;
· мастерская по изготовлению творческих работ.
· Выставки работ воспитанников на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»;
· мастерская по изготовлению творческих работ;
· просмотр презентаций «Сказочные перевертыши», «Угадай сказку»;
· Игры, задания и упражнения в книжном уголке;
· Развлечение «В гости к книге».
Родители - дети
· Стенд-газета «Мама, папа, я - читающая семья»;
· Выставки детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
· «Переплетная мастерская».
Заключительный этап - май
Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)»
Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Ожидаемые результаты
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой
Литература
1. Н., В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
2. А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
3. М., Б., И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
4. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2006 г.
5. Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
6. Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
7. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
9. И., А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. П., А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Мелик – Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ! Выставка книг: «Любимые книжки для семейного чтения»
ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!Выставка книг: «Любимые книжки для семейного чтения»...

"Читаем книжки вместе"
Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планирует...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКАЯ КНИЖКА НУЖНА РЕБЁНКУ НЕ ВМЕСТО ВЗРОСЛОГО, А ВМЕСТЕ С ВЗРОСЛЫМ»
Помощь родителям в приобщении ребёнка к чтению...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями с использованием ресурсов интернет "Записки в книжке". Номинация "Познаем мир вместе".
Образовательный маршрут, направленный на активацию познания срарших дошкольников, развивает естественно - научные знания детей 5 - 7 лет, желание эксперементировать....

Проект "Читаем вместе". Мастер класс с родителями по созданию "Книжки малышки"
В группе в рамках проекта "Читаем вместе" прошло родительское собрание на тему " Роль книги в воспитании детей". Целями собрания стали: раскрытие роли книги в художественно - речев...
НОД по музыке. Читаем вместе с музыкой. Иль Сунг На " Ш-ш-ш-ш... Малышовая книжка"
Иль Сунг На «Ш-ш-ш-ш….Малышовая книжка.Это добрая книга о том, как на свет появляются малыши, какие они все разные, кто то летает, кто то плавает, у кого- то есть братья...

«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.
laquo;Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку....
