"Вместе с книжкой"
проект (старшая группа)

Ольга Игоревна Иванова

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

 

Тема проекта

«Вместе с книжкой мы растем»

Вид проекта

познавательно – творческий,  среднесрочный

Актуальность проекта

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада.

 Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века.

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.

Цель проекта

Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе 

Сформировать у родителей осознание ценности детского чтения, как эффективного средства воспитания и развития дошкольников.

Проблемный вопрос

Сформировать мнение о том, что книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга.

Задачи проекта

Задачи для детей:

- развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;

- составлять рассказ о героях произведений;

- активное взаимодействие со сверстниками и педагогом.

- проявление бережного отношения к книге;

Задачи для родителей:

- проявление инициативы в участии проекта;

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье

Задачи для воспитателей:

- оформить рекомендаций для родителей

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта  

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей  

 - повышение педагогической компетентности в данном направлении

Продукт проекта

Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)»

Сроки реализации

январь - май 2023

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

10-15/01

Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

Учебно-методическая литература, интернет-сайты

Риски связаны с качеством подготовки воспитателя.

Готовность воспитателя к проведению беседы.

15-20/01.

·  Провести анкетирование родителей (собрание)

·  Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

Анкеты для родителей

Риски связаны с качеством содержания консультации, мотивацией родителей.

Готовность родителей к решению задач по реализации проекта.

25-30/01

·  Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

 

Риски связаны с качеством подготовки воспитателя.

Готовность воспитателя к проведению проекта

январь

Обновить и дополнить развивающую среду.

Обновление библиотеки в группе,  атрибутов для дидактических игр,

Риски связаны с  материально-методическим обеспечением

Пополнение предметно-развивающей среды в группе

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

По расписанию

1-я пол.дня

·  Непосредственно образовательная деятельность

Воспитатель, дети.

Познавательное и речевое развитие ребенка

Групповая работа

1-я пол.дня

 беседы: «Моя любимая книга», «Дружба начинается с улыбки»;

Воспитатель, дети.

Принятие ребенком информации  

 В течение всего периода

2-я пол.дня

·  Сюжетно-ролевые игры: Библиотека, Книжный магазин, Издательство «Ладушки» и др.

Воспитатель, дети

Создание образа в ролевой игре. развитие речевых навыков в построении диалогов

Март-апрель

2-я пол.дня

·  Игры – драматизации: «Репка», «Колобок» (использование пальчикового театра); «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» «Репка», «Колобок», «Три медведя» (кукольный театр).

Воспитатель, родитель.

Формирование связной диалогической речи посредством ролевого воспроизведения текста

В течение основного периода по отдельному плану

2-я пол.дня

·  Дидактические игры: «Угадай сказку», «Собери сказку», «Узнай по описанию» и др.;

Развитие речи детей  

10.03

17.03

07.04

14.04

2-я пол.дня

·  мастерская по изготовлению творческих работ.

Родитель,

воспитатель, ребенок.

Формирование навыков взаимодействия родителей и детей

По итогам НОД

 

·  Выставки работ воспитанников на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»;

Воспитатель, ребенок.

Формирование ситуации успеха от выполненной работы

14.03

10.04

17.04

2-я пол.дня

·  просмотр презентаций «Сказочные перевертыши», «Угадай сказку»;

Воспитатель, ребенок.

Формирование познавательного интереса к художественной литературы

В течении периода

·  Игры, задания и упражнения в книжном уголке;

  Воспитатель, дети

Готовность детей к восприятию художественного текста

16.03

1-я пол.дня

·  Развлечение «В гости к книге».

Воспитатель, ребенок.

Создание хорошего настроения посредством работы с худ.текстом

15-28/04

 

Родители - дети

·  Стенд-газета «Мама, папа, я - читающая семья»

Родители, ребенок.

Готовность родителей к работе с детьми

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

12.05

·  Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)»

Организована презентация каждым ребенком.

Каждый ребенок изготовил совместно с родителямии представил свою книжку

Родители получили опыт совместной деятельности с ребенком в процессе реализации проекта.

15.05

·  Оформить методические рекомендации  «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

Повышение педагогической грамотности родителей

Рекомендации  получены каждым родителем

Взаимодействие воспитателя с семьей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛТАЙСКАЯ средняя ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1им.П.К.Коршунова СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» Детско-родительского проекта «Вместе с книгой мы растем »

Слайд 2

Актуальность проекта « Вместе с книгой мы растем» Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада. Если еще предыдущие поколения дошкольников читали с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.

Слайд 3

Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе Сформировать у родителей осознание ценности детского чтения, как эффективного средства воспитания и развития дошкольников. Цель проекта

Слайд 4

Задачи: Задачи для детей: - развитие речевой активности детей в разных видах деятельности; - составлять рассказ о героях произведений; - активное взаимодействие со сверстниками и педагогом. - проявление бережного отношения к книге Задачи для родителей: - проявление инициативы в участии проекта; - обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье

Слайд 5

Продукт проекта: Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)»

Слайд 6

Результаты деятельности детей: - Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения; - Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне; - Сформированы нравственные качества ребенка; - Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой

Слайд 7

Результаты деятельности родителей: Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения; Повышают интерес ребенка к художественной литературе; Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик; Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Слайд 8

Основные этапы проекта 1.Первый этап – организационный Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах. Провести анкетирование родителей (собрание) Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями. Обновить и дополнить развивающую среду.

Слайд 9

2.Второй этап – основной Непосредственно образовательная деятельность беседы Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры, Игры – драматизации, Дидактические игры мастерская по изготовлению творческих работ. Выставки работ воспитанников на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; просмотр презентаций «Сказочные перевертыши», «Угадай сказку»; Игры, задания и упражнения в книжном уголке; · Развлечение «В гости к книге». Родители - дети · Стенд-газета «Мама, папа, я - читающая семья»; · Выставки детских рисунков · «Переплетная мастерская».

Слайд 10

3.Заключительный этап Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)» Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».



Предварительный просмотр:

Актуальность проекта: Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада.

 Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века.

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека»

Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

Ежедневное чтение детям художественных произведений;

Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

Ввести в круг чтения детскую периодику;

Контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

Заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

Привлекать детей к созданию собственных книг, использовать их в процессе группового чтения;

Учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; создавать детскую домашнюю библиотеку.

Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

Проект предполагал разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагался широкий спектр игр:

- сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин» «Библиотека», «Издательство «Ладушка».

- игры по прочитанным книгам;

- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Реализация проекта предполагает:

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействия воспитателя с родителями;

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

1 этап - Организационно-подготовительный

·  Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

·  Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

·  Провести анкетирование родителей (собрание)

·  Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

·  Обновить и дополнить развивающую среду.

2 этап – Основной

·  Непосредственно образовательная деятельность;

·  беседы: «Моя любимая книга», «Дружба начинается с улыбки»;

·  Сюжетно-ролевые игры: Библиотека, книжный магазин, издательство «Ладушки» и др.

·  Игры – драматизации: «Репка», «Колобок» (использование пальчикового театра); «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» «Репка», «Колобок», «Три медведя» (кукольный театр: «Би-бо-бо»).

·  Дидактические игры: «Угадай сказку», «Собери сказку», «Узнай по описанию» и др.;

·  экскурсии в подготовительные группы;

·  мастерская по изготовлению творческих работ.

·  Выставки работ воспитанников на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»;

·  мастерская по изготовлению творческих работ;

·  просмотр презентаций «Сказочные перевертыши», «Угадай сказку»;

·  Игры, задания и упражнения в книжном уголке;

·  Развлечение «В гости к книге».

Родители - дети

·  Стенд-газета «Мама, папа, я - читающая семья»;

·  Выставки детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

·  «Переплетная мастерская».

Заключительный этап  - май

Книжная выставка «Книжки-малышки (самоделки)»

Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

Ожидаемые результаты

Родители:

- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

- Сформированы нравственные качества ребенка;

- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой

Литература

1. Н., В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.

2. А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

3. М., Б., И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

4. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2006 г.

5. Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

6. Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

7. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г

8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

9. И., А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

11. П., А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Мелик – Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ! Выставка книг: «Любимые книжки для семейного чтения»

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!Выставка книг: «Любимые книжки для семейного чтения»...

"Читаем книжки вместе"

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планирует...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями с использованием ресурсов интернет "Записки в книжке". Номинация "Познаем мир вместе".

Образовательный маршрут, направленный на активацию познания срарших дошкольников, развивает естественно - научные знания детей 5 - 7 лет, желание  эксперементировать....

Проект "Читаем вместе". Мастер класс с родителями по созданию "Книжки малышки"

В группе в рамках проекта "Читаем вместе" прошло родительское собрание на тему " Роль книги в воспитании детей". Целями собрания стали: раскрытие роли книги в художественно - речев...

НОД по музыке. Читаем вместе с музыкой. Иль Сунг На " Ш-ш-ш-ш... Малышовая книжка"

Иль Сунг На    «Ш-ш-ш-ш….Малышовая книжка.Это добрая книга о том, как на свет появляются малыши, какие они все разные, кто то летает, кто то плавает, у кого- то есть братья...

«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.

laquo;Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья». Конспект занятия – экскурсии  в библиотеку....