план по самообразованию на тему: "Сказка как способ социализации детей"
учебно-методический материал (младшая группа)

Малышева Анжелика Леонидовна

 

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе современного образования требует особого подхода со стороны педагогов, воспитателей, логопедов и других специалистов. Одной из наиболее эффективных форм в работе с детьми дошкольного возраста является          театрализованная        деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx73.73 КБ

Предварительный просмотр:

К У ХМАО – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

План по самообразованию

«Сказка как способ социализации детей»

Воспитатель:
Малышева А Л

Г. Урай

2025 год

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе современного образования требует особого подхода со стороны педагогов, воспитателей, логопедов и других специалистов. Одной из наиболее эффективных форм в работе с детьми дошкольного возраста        является        театрализованная        деятельность. В настоящее время в нашей стране на всех образовательных уровнях особое внимание уделяется коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако, наиболее важным, сензитивным периодом для «особенных детей» является дошкольный возраст.

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет включение детей в активные деятельностные формы работы, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. В настоящее время у многих учащихся слабая мотивация к познавательной деятельности, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных средств и методов пробуждения живого интереса воспитанников к образовательной деятельности как раз и является театральная деятельность. Театральная деятельность выполняет особые функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Через театральную деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости, пробуждается фантазия и воображение, улучшается пластика и диапазон речи. Постепенно формируется вкус, воспитывается чувство меры, способность анализировать. Все это позволяет получить у обучающихся навыки, необходимые для полноценной  жизни  в  обществе,  обеспечивающие  их  социализацию.

Каждое мероприятие, каждый концерт становится для воспитанников, прежде всего ярким событием.

Элементы театрализации используются на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. Это коррекционно - развивающие игры, упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика), пальчиковые игры, задания для развития речевой интонационной выразительности, на развитие   общей   и   мелкой   моторики        и др. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно - эстетическое воспитание.

Можно выделить следующие функции, которые выполняются при использовании театральной деятельности:

  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
  • воспитательную – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения.

Педагогами группы (учитель – дефектолог и воспитатели) был разработан и реализовывался долгосрочный проект «Развитие речи детей через

театрализованные игры», рассчитанный на учебный год.

Цель проекта:

  • развитие связной речи у детей, средствами театрализованной деятельности;        - коррекция эмоционально-негативного состояния,
  • раскрытие и развитие потенциальных возможностей.

Я работаю на группе с детьми с нарушениями интеллекта (умственная отсталость лѐгкой степени), особенностью которой является то, что она разновозрастная (3 – 8 лет). При этом все дети имеют статус

«ребенок-инвалид».

У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться.

Дети могут обидеть друг друга, даже не осознавая этого, не проявляют сочувствия. Воспитанники отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Театральная деятельность помогает детям в развитии: ребята радуются и огорчаются, восхищаются, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Использование театрализованной деятельности позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.        Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции.

Сам термин «дети с ОВЗ» говорит о том, что ребенок ограничен во многих сферах жизни, что естественным образом влияет на полноценное психическое и социальное развитие его личности. Ребѐнку, как правило, сложно занять себя в своей свободной деятельности, он не испытывает особого интереса к окружающему миру, т.к. не имеет возможности полноценно воспринимать его, а также, зачастую, не имеет самостоятельной тяги к творческой деятельности. На фоне всего этого у детей могут возникать страхи, эмоциональные срывы, заторможенность или двигательное беспокойство и суетливость, проблемы с развитием памяти и внимания. Чтобы избежать дальнейших осложнений, дети с ОВЗ должны чувствовать, что окружающая обстановка способствует их раскрепощению, помогает им проявить себя и снять зажатость. Наиболее эффективные способы эмоционального расслабления и раскрепощения

«особенного ребенка» – игры, развитие их фантазии и воображения. Всѐ это содержит в себе театрализованная деятельность.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, был подобран театральный репертуар. На данный момент он включает в себя такие сказки как: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», « Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя».

Для детей с ОВЗ театрализованные игры являются жизненно необходимой деятельностью, в которой развиваются их личностные качества.

Надо отметить одну очень важную особенность. В силу отсутствия у большинства детей речи, они не могут произносить в постановке реплики героев, они подражают голосам известных им зверей и птиц.

Роль автора на себя всегда берѐт взрослый (воспитатель)

дата

Форма самообразования

Практические выходы

Сентябрь

октябрь

- изучение литературы.

- составление плана работы по самообразованию.

- составление плана по развитию сказки, как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

- составление конспекта занятия

-

- подбор литературы.

- наличие плана работы по самообразованию.

- наличие плана по образовательной программе.

-

Ноябрь

декабрь

- составление картотеки сказок для работы с детьми

- подбор и анализ дидактических игр

- проведения промежуточной диагностики выявление уровня экологических знаний

- пересказ сказок детьми «Пузырь», «Соломинка и лапоть»

- чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое»

В. Сухомлинский

  - дидактическая игра «Угадай сказку», «Угадай с какой сказки прочитано»

Роль художественной литературы в развитии дошкольников

Январь

февраль

- составление картотеки сказок для работы с детьми.

- выставка «Любимые сказки»

Сказка: «Лисичка – сестричка и серый волк»;

«Кому же идти за дровами»;

«Как зайчик зимой три месяца грелся»

Март

апрель

- проведение викторины

- подбор сказочных подвижных игр

Театрализовано – игровая деятельность с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Занятие: «Путешествие в сказку «Теремок»

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали»

Воспитатель: Анцифирова Нина Григорьевна Форма организации – подгруппа

Цель: Развивать интерес детей к театрализованной деятельности, их творческие способности

Задачи:

  • Продолжать учить детей обыгрывать сказку, выполняя отдельные действия, произносить реплики персонажей;
  • Способствовать развитию речи детей;
  • Развивать внимание, память, коммуникативные навыки;
  • Поддерживать интерес детей к театрализованным играм, воспитывать дружелюбные взаимоотношения.

Методические приёмы:

Игровой; сюрпризный момент – чудесный сундучок; показ; вопросы; обыгрывание Словарная работа:

Терем – теремок, мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка –

попрыгайка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, косолапый мишка

Предварительная работа:

. 1. Чтение, рассказывание детям русской народной сказки: «Теремок»;

  1. Беседы по содержанию сказки: «Теремок»;
  2. Показ сказки «Теремок» на ковролине, на магнитах, пальчиковый, настольный театр;
  3. Просмотр мультфильма: «Теремок»;
  4. Имитирование и подражание героям сказки (заяц прыгает, мышка пищит, лягушка квакает и т. д.)
  5. Пение песенок;
  6. Слушание музыкальной сказки: «Теремок»;

Материалы и оборудование:

  • чудесный сундучок;
  • дом;
  • маски персонажей сказки: «Теремок»;
  • настольный театр сказки: «Теремок» - вкладыш по типу бизиборда;
  • спортивный инвентарь (спортивный тоннель, кочки, дорожки для ходьбы, массажные мячики

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята! К нам пришли гости, давайте поприветствуем всех!

Привет, привет!        (дети приветствуют гостей, которые пришли на занятие) Посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Он не простой.

В этом сундучке спрятались герои одной сказки. Сказки любят все. И я вас сегодня приглашаю в сказку. А в какую сказку, мы сейчас узнаем.

Посмотрите на картинку, какую сказку мы на ней видим?

«На полянке, на лесной, Стоит домик расписной. Всех зверей собрать он смог, Этот домик…(        теремок)

Правильно, эта сказка называется: «Теремок» И так, сказка начинается.

Стоит в поле теремок – теремок Он не низок, не высок.

Как – то по полю мышка бежала ( ребѐнок в образе мышки) Теремок она увидала.

Кто – кто в теремочке живѐт? Кто – кто в невысоком живѐт?

Но теремок просто так не откроет свои двери.

Чтобы мышка попала в теремок, мы ей должны помочь – выполнить задание.

Задание: «Проползи через тоннель»

(дети поочерѐдно проползают через тоннель на полу)

Молодцы! А покажите, как мышка пищит? А как она прибежала?

Воспитатель:

Стоит в поле теремок – теремок, Лягушка скачет по болоту,

В теремке ей жить охота.        (ребѐнок в образе лягушки) Плачет бедная: Беда! Помогите детвора!

Ну что, давайте поможем лягушке попасть в теремок.

Игра: Пройди через болото по кочкам»        (дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Как лягушка прискакала, покажите?

А как лягушка разговаривает?        Правильно: ква – ква – ква. Довольная лягушка поскакала дальше.

Тут на опушку леса выскочил зайчик        ( ребѐнок в образе зайца) А вы знаете, что зайцы любят, когда с ними играют?

Давайте и мы поиграем с нашим зайцем.

Физкультминутка: Зайка»

«Вот какой зайка, зайка – попрыгайка.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись. Лапки ставим на бочок.

На носочках скок – скок – скок.

А затем в присядку, чтоб не мѐрзли лапки.

Хорошо! Ребята, покажите, как зайка прискакал к нам. Какие у зайки ушки? Как он шевелит ушками?

А какой у него хвостик? Покажите, как он шевелит хвостиком.

Воспитатель:

Тихо, тихо, не шумите, Кто – то к нам идѐт сюда. Ах, да это же лиса.

Что за чудо теремок, Он не низок, не высок.

Вы впустите в домик меня?        (ребѐнок в образе лисы)

Сейчас все покажем, как ходит лиса, лапки у неѐ мягкие, пушистые. Еѐ шаги не слышны.        Ей мы тоже поможем попасть в теремок.

Задание: «Пройди по ровной и извилистой дорожке»        (дети поочерѐдно проходят по дорожкам)

Воспитатель:

По лесу идѐт серый волк        (ребѐнок в образе волка)

Увидел он теремок и тоже захотел в нѐм жить. Но не может туда попасть просто так.        Для этого мы с вами выполним следующее задание. Упражнение с массажными мячиками

«Мячик мы в руках катаем, Вверх и вниз его вращаем. Им погладим мы ладошки, А затем сожмѐм немножко»

( покатать мячики в руках, затем сжимая его двумя руками) Покажите, как волк ходит. А как он воет? Очень хорошо!

Воспитатель:

А по лесу уж медведь идѐт.

Вдруг увидел теремок – как заревѐт: Пустите меня в теремок жить. Что ты, что ты! Закричали все звери. Ты очень большой, сломаешь его. Ну пожалуйста, я очень хочу с вами жить, попросил медведь.

Пожалели звери мишку и разрешили ему.

А мы все, сейчас покажем, как ходит медведь? А как он ревѐт?

Воспитатель:

Теперь мы с вами поселим наших зверей в теремок.

Открывается чудесный сундучок и дети видят в нѐм персонажей сказки:

«Теремок». Персонажи для театрализованной сказки – вкладыша.

Дети поочерѐдно берут своего персонажа и помещают на место в теремке. Последним вкладывают персонажа - медведя и он роняет теремок.

Все дети расстроились, теремок сломан.

Воспитатель:

Не расстраивайтесь, мы сейчас построим новый, прочный теремок. (дети с воспитателем становятся на ковре в круг)

Речь с движениями: «Домик»

«Тук, тук, тук молотком        (стучат кулачком о кулачок) Мы построим новый дом!

Крыша у него будет большая, вот такая!        (руки поднять высоко вверх) Окна будут большие, вот такие!                (развести руки широко в стороны)        Позовѐм к себе гостей

(машут руками к себе)        Будет в доме

веселей!        (хлопки в ладоши)

Так звери построили себе новый, красивый, крепкий дом.

(в группе есть красочный большой домик для уединения детей) Стали они жить в теремке дружно и весело.

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Воспитатель

Ребята! Вы сегодня молодцы!

Прекрасно справились со всеми заданиями.

Похлопаем себе за старания и поблагодарим гостей за то, что смотрели нашу сказку. Попрощаемся с гостями: «Пока, пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию ТЕМА: «Закаливание- один из способов оздоровление детей»

Здоровье-это большой дар,без кторого трудно сделать жизнь счастливой,интересной и долгой.Здоровье легко потерять,ослабить,вернуть же и его очень трудно....

План по самообразованию по теме: "Сказка как средство формирования развития речи"

План по самообразованию по теме: "Сказка как средство формирования развития речи"...

План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"

Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....

План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...

Перспективный план по самообразованию «Формирование математических способностей как средство социализации детей с ОВЗ»

Перспективный план составлен по теме: "Формипрование математических способностей как средство социализации детей с ОВЗ"....

План по самообразованию на тему: «Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет»

План по самообразованию на тему:«Сказка как средство развития речидетей 4-5 лет»...