"Организации и проведение игр"
консультация

Консультация с педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация и проведение дидактических игры

направленных на ознакомление с профессиями»

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития детского сознания. Ребенок учится ориентироваться в предметах, созданными руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности. Предметный мир имеет рукотворный характер, в связи с этим его познание неразрывно связано с трудовой деятельностью взрослых. Вводя детей в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, перед дошкольниками раскрывается многообразие ролевых функций в сообществе взрослых людей. Между предметным миром и миром человеческих отношений связь неразрывна – один опосредуется через другой, что имеет решающее значение для воспитания ценностного отношения к труду взрослых, способствует пониманию этого мира.    

Дидактические игры позволяют каждому ребенку реализовать свою познавательную и практическую активность по отношению к предметному миру как продукту творческой деятельности взрослого человека. Как указывает З.М. Богуславская, в дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.

 Дидактическая игра развивает у ребенка любознательность, общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельность, творчество, развивает интерес к профессиональной деятельности человека, расширяя, таким образом, спектр знаний ребенка об окружающей действительности. А также в процессе игры у ребенка складывается системный характер представлений, развивается внимание, расширяется словарный запас. В игре раскрывается многообразие профессий и на основе этих знаний формируется представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Всё это помогает воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

   Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
1. Игры – занятия, (познание, обучение.). В этом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
2. Дидактическая игра (занимательное значение), как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр у более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шоферов и др. игры.

   В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: Игры с предметами, настольно – печатные игры, Словесные игры.

Организация дидактической игры осуществляется в 3 направлениях:

1. Подготовка к проведению дидактической игры.

2. Проведение.

3. Анализ игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно – образовательной работы;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

Проведения дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

– показ игровых действий воспитателем;

– определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).

– определение количества играющих;

– выработка у детей игрового настроения, желания играть;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Анализ игры направлен:

– на выявление приёмов её подготовки и проведения;

– на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;

– усложнение игры и обогащение новым материалом.

Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения дидактической игры.

Рассмотрим особенности проведения игры с детьми младшего дошкольного возраста. Следует отбирать игры с занимательным содержанием, сочетанием умственной задачи с активной деятельностью и движениями самого ребёнка (катать машинку, имитировать животных). Объяснение правил следует объединять с показом игрового действия по ходу самой игры. Наиболее эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), где взрослый выступает для ребенка одновременно как партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности. Нужно ещё до игры познакомить детей с предметами, которые будут в ней использованы. В конце игры воспитатель даёт общую положительную оценку действиям детей.

   У детей младшего дошкольного возраста слабо развита координация движений, также низкий уровень сенсорики и речи, поэтому обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным, либо небольшими подгруппами. Целесообразно повторять одни и те же игры с детьми несколько раз. Дидактические игры проводятся ежедневно. Длительность игр зависит от их содержания и не должны превышать 5-8 мин. Важно помнить, что при проведении дидактической игры детям нельзя переутомляться. Дидактическая игра должна приносить радость и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности: 1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого; 2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; 3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия.

Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

При организации игры с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель сам включается в игру и продолжает за ней наблюдать. Всё чаще роль ведущего поручается детям, правила игры объясняются до её начала. При первом проведении игры воспитатель выполняет главную роль, чтоб увидеть, кто ошибается.

   При организации игры со старшими дошкольниками воспитатель объясняет правила игры до её начала, он может участвовать в игре, чтоб выявить, насколько усвоены правила. Затем воспитатель следит за самостоятельными играми детей, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, даёт оценку.

При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

– осуществлять индивидуальный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

В работе воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

   Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребёнка в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИВ      ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ...

Специалисты, привлекаемые к организации и проведению Государственной Итоговой Аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего образования в пунктах проведения экзаменов.

Специалисты, привлекаемые к организации и проведению Государственной Итоговой Аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего образования в пунктах проведения экзаменов...

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...