План самообразования воспитателя по теме: «Развитие познавательных способностей у детей среднего возраста через дидактические игры »
материал

Ерёменко Татьяна Николаевна

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_22.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №7 "Радуга"

Кулундинского района Алтайского края

План самообразования воспитателя

Ерёменко Татьяны Николаевны

По теме: «Развитие познавательных способностей у детей среднего возраста через дидактические игры »

На 2022 -2023 учебный год

Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  • Воспитывать усидчивость, усердие, старательность, терпение.
  •  Формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов. 
  • Упражнять детей в самостоятельности.
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми.

Форма самообразования:

  • Индивидуальная - через индивидуальный план;
  • Групповая - через участие в жизни ДОУ.

Ожидаемый результат:

- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

- Формировать связную речь;

- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

- Повысить свой профессиональный уровень, достичь успехов в профессиональной деятельности.

Предметно-развивающая среда в группе:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Методическая продукция
  • Творческий отчет
  • Педагогический проект
  • Презентация по теме.

Актуальность:

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Раздел

Срок

Содержание работы

Практический выход

Методическая работа

Сентябрь

В течение года

Январь

Март

Апрель

-Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой.

-Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

- Проведение консультации для родителей «Развитие когнитивной сферы дошкольника».

- Подготовка анкет к анкетированию родителей.

Список использованной литературы

Наличие игр по сенсорному развитию

Конспект консультации

Анкета

Работа с детьми

Сентябрь

Игры для развития мышления:

«Отгадай фигуру»

 «Осенние листочки»

«Во саду ли, в огороде...».

Создание настольно-печатных игр. Фотоотчет  

Октябрь

 «Четвёртый лишний».

 «Найди картинку».

«Кто это делает».

 «Кто где спит»

Работы детей, Фотоотчет  

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Собери снеговика»

- «Геометрическое лото»

- «Чем они похожи?»

Картотека

Создание настольно-печатных игр. Фотоотчет  

Декабрь

Для развития внимания:

«Что изменилось».

«Волшебное слово».

«Кто-то наследил».

Картотека

Картотека

Создание настольно-печатных игр. Фотоотчет  

Январь

«Чем похожи – чем отличаются»

«Накрой на стол»

«Найди одинаковые рукавички»

«Что, где растет?»

Картотека

Создание настольно-печатных игр. Фотоотчет  

Февраль

Для развития восприятия и памяти:

«Найди отличия»

«Сложи картинку»

«Что за время года?

«Кто, что ест?»

Картотека

Создание настольно-печатных игр. Фотоотчет  

Март

Для развития речи:

«Один — много»

«Подскажи словечко»

«Перепутанная сказка»

Картотека

Создание настольно-печатных игр. Фотоотчет  

Апрель

«Вершки и корешки»

«Вкусный сок»

«Кто в теремочке живет».

Картотека

Создание настольно-печатных игр. Фотоотчет  

Май

Отчет по самообразованию

Работа с семьёй

-Сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Изучение методической литературы

В течении года

Список литературы:

  1.  «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
  2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
  3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
  4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
  5. «Играем в числа» — серия пособий
  6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
  7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
  8. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с  С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
  9.  Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.
  10.  Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 240 с.
  11.  Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с
  12.  Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2015.
  13.  Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.
  14.  Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.
  15. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд - М., 2013.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования""

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Самообразование на тему «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.  А для этого необходимо:Повысить свой уровень самообразования, изуч...

Отчет по самообразованию. Тема: «Развитие познавательных способностей у детей среднего возраста через дидактические игры »

Презентация содержит фотоматериал о развитии познавательных способностей у детей через дидактические игры....