Примерная программа работы с одарёнными детьми в детском саду
рабочая программа (подготовительная группа)

Калиничева Ирина Владимировна

Примерная программа+Календарный план занятий для одарённых детей 6-7 лет 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная программа работы с одарёнными детьми в детском саду

I. Введение

Цель программы: создать условия для развития интеллектуальных, творческих и личностных особенностей одарённых детей, способствовать их гармоничному развитию и социализации.

Задачи:

-выявлять одарённых детей с раннего возраста;

-разрабатывать индивидуальные планы развития;

-использовать дифференцированный подход;

-вовлекать родителей и педагогов в развитие одарённости;

-формировать развивающую предметную среду.

II. Диагностика и выявление одарённости

1. Методы диагностики

Наблюдение за поведением и инициативностью ребёнка.

Использование диагностических карт для оценки познавательных, художественно-творческих и коммуникативных способностей.

Проективные методики (рисование, рассказы).

Взаимодействие с психологом и логопедом.

2. Работа по выявлению

Регулярное наблюдение и фиксация результатов.

Общий педагогический совет по итогам диагностики.

III. Организация деятельности

1. Индивидуальный подход

Создание портфолио ребенка.

Разработка индивидуальной программы развития (ИПР).

Планирование занятий по интересам и способностям.

2. Групповая работа

Формирование групп по интересам и способностям.

Проведение совместных проектов и мероприятий.

3. Создание развивающей среды

Размещение дидактических материалов, литературы, игр.

Уголки для творчества, научных экспериментов.

Использование современных образовательных технологий.

IV. План работы по направлениям

1. Развитие мышления и логики

Головоломки, пазлы.

Задачки на сообразительность.

Логические игры.

2. Творческое развитие

Рисование, аппликации, лепка.

Создание мини-проектов: моделирование, создание макетов.

Театрализованные игры и сценки.

3. Познавательное развитие

Эксперименты и исследования (например, наблюдение за природой, физические опыты).

Работа с книгами, тематическими презентациями.

Посещение музеев, природных объектов.

4. Музыкально-речевое развитие

Обучение простым музыкальным композициям.

Развитие речи через сказки, загадки, стихи.

Игра на музыкальных инструментах (кухонные бубенцы, звонки).

5. Социально-эмоциональное развитие

Регулярные тренинги по развитию коммуникации и сотрудничества.

Ролевые игры.

Обсуждение чувств, развитие эмпатии.

V. Реализация проектов и мероприятий

1. Проекты

Тематические проекты (например, «Мир растений», «Животные мира»).

Именные мини-проекты по интересам ребёнка.

Итоговые выставки, концерты, презентации для родителей.

2. Мероприятия

Конкурсы (рисунки, литературные, музыкальные).

Вечера творчества.

Экскурсии и природные наблюдения.

Мастер-классы для детей и родителей.

VI. Взаимодействие с родителями

Проведение консультаций, мастер-классов.

Совместные проекты.

Информационная поддержка (буклеты, рекомендации).

Вовлечение родителей в развитие талантов ребенка.

VII. Мониторинг и корректировка программы

Ежемесячное обсуждение успехов и трудностей.

Анализ итогов и обновление индивидуальных планов.

Ведение документации (карты развития, отчёты).

Итог: Эта программа является ориентиром для педагогов детского сада по развитию одарённости детей, сформирована с учётом возрастных особенностей и индивидуальных потребностей. Важной частью её реализации является постоянное наблюдение, гибкая настройка мероприятий и взаимодействие с родителями.

Календарный план занятий для одарённых детей 6-7 лет (с 1 сентября по 31 мая)

Сентябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Неделя 1

(1-7 сентября)

Тема: Вступление, знакомство, настрой на учебу

Знакомство, создание «Книги о себе» (рисование, рассказы)

Поделки из природных материалов (шелуха, листья)

Загадки и шарады

Игра «Мое любимое» (рассказывать о любимых вещах)

Рисование мечты (чего хотелось бы достичь)

Неделя 2

(8-14 сентября)

Тема: Логика и целостное мышление

Пазлы и логические игры

Серия головоломок (лабиринты, последовательности)

Игры с карточками, сортировка по признакам

Создание цепочек из предметов или слов

Пятница: загадки на внимательность

Неделя 3 (15-21 сентября)

Тема: Творчество и фантазия

Рисование «Фантастическое существо»

Сочинение короткой сказки вслух

Изготовление поделки из подручных материалов

Создание сказочной истории

Магическая страна» — рисование карты

Неделя 4 (22-28 сентября)

Тема:

Наука и эксперименты

Опыт с водой и мылом (поведение пузырей)

Наблюдение за природой (сад, природа)

Опыты с землёй и песком

Объяснение явлений природы

Наблюдение за природой

Октябрь

Неделя 5 (29.9-5.10)

Тема: Осень, осенняя природа

Поделка из природного материала

Создание коллажа

Сбор листьев и их изучение

Создание гербария

Создание гербария

Неделя 6 (6-12.10)

Тема: Геометрия и формы

Построение фигур из ниток, пластилина, бумаги

Решение головоломок с формами

Решение головоломок с формами

Игры с блоками Дьенеша

Создание мозаик

Неделя 7 (13-19.10)

Тема: Цвета и краски

Смешиваем цвета.

Рисование осенних пейзажей

Эксперименты с красками (водяные, акварель)

Создание цветовой гаммы репродукций

Эксперименты с красками (гуашь)

Неделя 8 (20-26.10)

Тема: Проект «Осень»

Создание коллекции проектов (рисунки)

Создание коллекции проектов (поделки)

Создание коллекции проектов (рассказы)

Фото-заснимки природных объектов

Выпуск «маленькой выставки» дома или в группе

Ноябрь

Неделя 9 (27.10-2.11)

Тема: Наука и техника

Простые эксперименты с магнитами

Простые эксперименты с электричеством (батарейки, лампочки)

Простые эксперименты с электричеством (батарейки, лампочки)

Постройка мостов или башен из конструктора

Обсуждение технических чудес

Неделя 10 (3-9.11)

Тема: Математика и логические игры

Решение задач на логику и последовательности

Игры с числовыми головоломками

Создание собственной игры

Создание собственного пазла

Графичекий диктант

Неделя 11 (10-16.11)

Тема: Искусство и музыка

Создание музыкальных инструментов из подручных материалов

Творческие танцы и ритмика

Знакомство с композиторами

Прослушивание музыки и обсуждение эмоций

Рисование пейзажей под музыку

Неделя 12 (17-23.11)

Тема: Истории и рассказы

Создание коротких сказок на заданную тему

Работа над выразительностью речи

Театрализованные постановки

Театрализованные постановки

Театрализованные постановки

Неделя 13 (24-30.11)

Тема: Мастер-классы по рукоделию

Аппликация

поделка из ткани

Создание украшений

Создание сувениров

Подготовка мини-выставки

Декабрь

Неделя 14 (1-7.12)

Тема: Зимние традиции и культура

Рисование зимнего пейзажа

Создание новогодней открытки

Рассказы и легенды о зиме, рождестве, Новом годе

Рассказы и легенды о зиме, рождестве, Новом годе

Создание поделок на зимнюю тему

Неделя 15 (8-14.12)

Тема: Итоговые проекты

Создание совместных проектов

Создание совместных проектов

Создание совместных проектов

Подведение итогов года, создание «фоторамки достижений»

Беседы о планах на следующий год

Неделя 16 (15-21.12)

Тема: Творческая мастерская

Создание подарков и сувениров

Украшение группы или дома

Прослушивание новогодних произведений

Прослушивание новогодних песен

Итоговая «фотовыставка» творческих работ

Неделя 17 (22-28.12)

Тема: Итоги, отдых, поздравления

Обсуждение прошедших месяцев, цели на новое

Подготовка новогодних праздников — стихи, песни, сценки

обмен подарками,

совместная веселая деятельность

совместная веселая деятельность

Январь

Неделя 1. (12 -18.01)

Тема:

Логическое мышление и внимание

Логические загадки, задачи на сопоставление

Игры на развитие внимания и концентрации

Сортировка и классификация предметов по признакам

Игры с пазлами и мозаикой

Создание общей картинки из пазлов

Неделя 2.

(19-25.01)

Тема: Творчество и художественные способности

Рисование по теме “Мир вокруг нас”

Лепка из пластилина или глины

Создание поделок из природных материалов

Музыкальное сопровождение творческой работы (зарядка ритмом)

Итоговая выставка работ и рассказы авторов

Неделя 3.

(26-01.02)

Тема:

Математика и пространственное мышление

Счёт, сравнения, задачи с числами до 20

Геометрические фигуры, построение простых схем

Игры с формами и конструкторами

Простые логические задачи

Итог: мини-проект “Мой волшебный город” из конструкторов

Неделя 4.

(02-08.02)

Тема: Исследовательская деятельность и наука

Простые опыты с водой и воздухом

Изучение свойств материалов (текстуры, плотность)

Рассказ про животных и их повадки

Наблюдения за растениями, проращивание ростков

Итог: создание мини-энциклопедии наблюдений

Неделя 5.

(09-15.02)

Тема:

Мировые культуры и традиции

Рассказы и фото-истории разных стран

Изготовление национальных поделок

Народные игры и танцы

Создание атрибутики (флаги, украшения)

Итог: мини-праздник “Путешествие по миру”

Неделя 6.

(16-22.02)

Тема: Музыка и ритмика

Знакомство с музыкальными инструментами

Ритмические упражнения и игры

Пение простых песен и упражнений для голоса

Сочинение ритмических мелодий с использованием подручных средств

Итоговое мероприятие с мини-концертом

Неделя 7.

(23-01.03)

Тема: Литература и рассказы

Чтение и обсуждение сказок

Ролевые игры по сказкам

Сочинение собственных коротких рассказов

Иллюстрирование рассказов

Театрализованная постановка на основе созданных рассказов

Неделя 8.

(2-8.03)

Тема: Времена года и природа

Наблюдения и обсуждение зимних и весенних явлений

Создание рисунков и поделок на тему весны

Изучение весенних изменений в природе

Прогулка и сбор природных материалов

Проект “Как меняется природа”

Неделя 9.

(9-15.03)

Тема: История и прошлое

Простые рассказы о прошлом и исторических персонажах

Создание моделей исторических объектов из конструктора

Изготовление макетов костюмов или символов эпох

Рассказ и обсуждение значимых событий в истории

Мини-выставка и рассказы детей

Неделя 10.

(16-22.03)

Тема: Письмо и творчество в слове

Работа со слогами и словами

Сочинение и коротких рассказов вместе с педагогом

Создание стихотворений или песен

Иллюстрирование текстов

Презентация творческих работ

Тема 11.

(23-29.03)

Тема: Технологии и инженерия

Знакомство с простыми механизмами

Сборка из блоков и конструкторов

Создание простых машин и моделей с движущимися частями

Игры на логику и планирование действий

презентация простейших проектов

Неделя 12.

(30-5.04)

Тема: Природные явления и экология

Изучение погоды и природных условий

Наблюдения за растениями и животными на улице

Игры и опыты с природными материалами

Обсуждение вопросов защиты природы

Создание плаката на экологическую тему

Неделя 13.

(6-12.04)

Тема: География и путешествия

Карты и глобус: основы ориентирования

Рассказы о разных странах и городах

Создание карт своих мечтаний

Игры на ориентирование и командную работу

Выставка и рассказы о мечтах о путешествиях

Неделя 14.

(13-19.04)

Тема: Математика и логические игры

Решение арифметических задач

Игры на развитие пространственного мышления

Логические и стратегические игры

Строительство и моделирование

Командное соревнование на лучшее решение задач

Неделя 15.

(20-26.04)

Тема:  Рукоделие

Техники изготовления поделок из бумаги и ткани

Создание украшений и аксессуаров

Рисование и раскрашивание готовых изделий

Коллективное создание декоративного объекта

Итог: презентация творческих изделий

Неделя 16.

(27-3.05)

Тема:

Спорт

Подвижные игры в помещении (развитие ловкости и скорости)

Виды спорта (обсуждение, просмотр слайдов, картинок; загадки)

Выдающиеся спортсмены (олимпийские чемпионы)

Подвижные игры на свежем воздухе

Итоговое обсуждение недели, подведение итогов

Неделя 17.

(4-10.05)

Тема:

Животные и растения

Беседа, просмотр мультимедиа

Рисование растения

Игровые задания

Рисование животного

Практическое занятие: посадка растений. Наблюдение за птицами и насекомыми

Неделя 18.

(11-17.05)

Тема:

Чувства и эмоции

Что такое эмоции?

Игра «Что я чувствую?»

Творчество эмоций (рисование лиц с разными эмоциями)

Игра «Угадай настроение»

Создание коллажа «Мое настроение»

Неделя 19.

(18-24.05)

Тема: Итоговые проекты и презентации

Подготовка проектов по темам учебного года

Создание презентаций и демонстрационных материалов

Репетиции выступлений

Презентация перед группой и педагогами

Обсуждение полученных результатов

Неделя 20.

(25-31.05)

Тема:

Итоги и праздник

Игры и повторение пройденного материала

Творческие мастерские

Подготовка к праздничному мероприятию

Праздничное мероприятие с родителями и детьми

Заключительное занятие, вручение сертификатов и поощрений

Рекомендации:

Гибкость: задания можно дополнять, усложнять или упрощать по мере необходимости.

Разнообразие: чередуйте виды деятельности (игры, творчество, эксперименты, общение).

Вовлечённость: активно привлекайте детей к планированию, выбору тем и самостоятельной работе.

Отдых и отдыхательные периоды: учтите праздничные дни, каникулы — в это время делайте более свободные и праздничные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым д...

Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"

Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду...

Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"

Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"...

«Работа с одарёнными детьми в детском саду»

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Детская одаренность может проявляться в разных видах деятель...

Работа с одарёнными детьми в детском саду и успешность их творческого развития.

Материал содержит теоретическую и практическую часть не только для родителей, но и для педагогов работы с одарёнными детьми. Рассмотрены  виды, методы, приёмы работы с одарёнными детьми и их резу...

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...

«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...