Примерная программа работы с одарёнными детьми в детском саду
рабочая программа (подготовительная группа)
Примерная программа+Календарный план занятий для одарённых детей 6-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная программа работы с одарёнными детьми в детском саду
I. Введение
Цель программы: создать условия для развития интеллектуальных, творческих и личностных особенностей одарённых детей, способствовать их гармоничному развитию и социализации.
Задачи:
-выявлять одарённых детей с раннего возраста;
-разрабатывать индивидуальные планы развития;
-использовать дифференцированный подход;
-вовлекать родителей и педагогов в развитие одарённости;
-формировать развивающую предметную среду.
II. Диагностика и выявление одарённости
1. Методы диагностики
Наблюдение за поведением и инициативностью ребёнка.
Использование диагностических карт для оценки познавательных, художественно-творческих и коммуникативных способностей.
Проективные методики (рисование, рассказы).
Взаимодействие с психологом и логопедом.
2. Работа по выявлению
Регулярное наблюдение и фиксация результатов.
Общий педагогический совет по итогам диагностики.
III. Организация деятельности
1. Индивидуальный подход
Создание портфолио ребенка.
Разработка индивидуальной программы развития (ИПР).
Планирование занятий по интересам и способностям.
2. Групповая работа
Формирование групп по интересам и способностям.
Проведение совместных проектов и мероприятий.
3. Создание развивающей среды
Размещение дидактических материалов, литературы, игр.
Уголки для творчества, научных экспериментов.
Использование современных образовательных технологий.
IV. План работы по направлениям
1. Развитие мышления и логики
Головоломки, пазлы.
Задачки на сообразительность.
Логические игры.
2. Творческое развитие
Рисование, аппликации, лепка.
Создание мини-проектов: моделирование, создание макетов.
Театрализованные игры и сценки.
3. Познавательное развитие
Эксперименты и исследования (например, наблюдение за природой, физические опыты).
Работа с книгами, тематическими презентациями.
Посещение музеев, природных объектов.
4. Музыкально-речевое развитие
Обучение простым музыкальным композициям.
Развитие речи через сказки, загадки, стихи.
Игра на музыкальных инструментах (кухонные бубенцы, звонки).
5. Социально-эмоциональное развитие
Регулярные тренинги по развитию коммуникации и сотрудничества.
Ролевые игры.
Обсуждение чувств, развитие эмпатии.
V. Реализация проектов и мероприятий
1. Проекты
Тематические проекты (например, «Мир растений», «Животные мира»).
Именные мини-проекты по интересам ребёнка.
Итоговые выставки, концерты, презентации для родителей.
2. Мероприятия
Конкурсы (рисунки, литературные, музыкальные).
Вечера творчества.
Экскурсии и природные наблюдения.
Мастер-классы для детей и родителей.
VI. Взаимодействие с родителями
Проведение консультаций, мастер-классов.
Совместные проекты.
Информационная поддержка (буклеты, рекомендации).
Вовлечение родителей в развитие талантов ребенка.
VII. Мониторинг и корректировка программы
Ежемесячное обсуждение успехов и трудностей.
Анализ итогов и обновление индивидуальных планов.
Ведение документации (карты развития, отчёты).
Итог: Эта программа является ориентиром для педагогов детского сада по развитию одарённости детей, сформирована с учётом возрастных особенностей и индивидуальных потребностей. Важной частью её реализации является постоянное наблюдение, гибкая настройка мероприятий и взаимодействие с родителями.
Календарный план занятий для одарённых детей 6-7 лет (с 1 сентября по 31 мая)
Сентябрь | ||||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||
Неделя 1 (1-7 сентября) Тема: Вступление, знакомство, настрой на учебу | Знакомство, создание «Книги о себе» (рисование, рассказы) | Поделки из природных материалов (шелуха, листья) | Загадки и шарады | Игра «Мое любимое» (рассказывать о любимых вещах) | Рисование мечты (чего хотелось бы достичь) | |||
Неделя 2 (8-14 сентября) Тема: Логика и целостное мышление | Пазлы и логические игры | Серия головоломок (лабиринты, последовательности) | Игры с карточками, сортировка по признакам | Создание цепочек из предметов или слов | Пятница: загадки на внимательность | |||
Неделя 3 (15-21 сентября) Тема: Творчество и фантазия | Рисование «Фантастическое существо» | Сочинение короткой сказки вслух | Изготовление поделки из подручных материалов | Создание сказочной истории | Магическая страна» — рисование карты | |||
Неделя 4 (22-28 сентября) Тема: Наука и эксперименты | Опыт с водой и мылом (поведение пузырей) | Наблюдение за природой (сад, природа) | Опыты с землёй и песком | Объяснение явлений природы | Наблюдение за природой | |||
Октябрь | ||||||||
Неделя 5 (29.9-5.10) Тема: Осень, осенняя природа | Поделка из природного материала | Создание коллажа | Сбор листьев и их изучение | Создание гербария | Создание гербария | |||
Неделя 6 (6-12.10) Тема: Геометрия и формы | Построение фигур из ниток, пластилина, бумаги | Решение головоломок с формами | Решение головоломок с формами | Игры с блоками Дьенеша | Создание мозаик | |||
Неделя 7 (13-19.10) Тема: Цвета и краски | Смешиваем цвета. | Рисование осенних пейзажей | Эксперименты с красками (водяные, акварель) | Создание цветовой гаммы репродукций | Эксперименты с красками (гуашь) | |||
Неделя 8 (20-26.10) Тема: Проект «Осень» | Создание коллекции проектов (рисунки) | Создание коллекции проектов (поделки) | Создание коллекции проектов (рассказы) | Фото-заснимки природных объектов | Выпуск «маленькой выставки» дома или в группе | |||
Ноябрь | ||||||||
Неделя 9 (27.10-2.11) Тема: Наука и техника | Простые эксперименты с магнитами | Простые эксперименты с электричеством (батарейки, лампочки) | Простые эксперименты с электричеством (батарейки, лампочки) | Постройка мостов или башен из конструктора | Обсуждение технических чудес | |||
Неделя 10 (3-9.11) Тема: Математика и логические игры | Решение задач на логику и последовательности | Игры с числовыми головоломками | Создание собственной игры | Создание собственного пазла | Графичекий диктант | |||
Неделя 11 (10-16.11) Тема: Искусство и музыка | Создание музыкальных инструментов из подручных материалов | Творческие танцы и ритмика | Знакомство с композиторами | Прослушивание музыки и обсуждение эмоций | Рисование пейзажей под музыку | |||
Неделя 12 (17-23.11) Тема: Истории и рассказы | Создание коротких сказок на заданную тему | Работа над выразительностью речи | Театрализованные постановки | Театрализованные постановки | Театрализованные постановки | |||
Неделя 13 (24-30.11) Тема: Мастер-классы по рукоделию | Аппликация | поделка из ткани | Создание украшений | Создание сувениров | Подготовка мини-выставки | |||
Декабрь | ||||||||
Неделя 14 (1-7.12) Тема: Зимние традиции и культура | Рисование зимнего пейзажа | Создание новогодней открытки | Рассказы и легенды о зиме, рождестве, Новом годе | Рассказы и легенды о зиме, рождестве, Новом годе | Создание поделок на зимнюю тему | |||
Неделя 15 (8-14.12) Тема: Итоговые проекты | Создание совместных проектов | Создание совместных проектов | Создание совместных проектов | Подведение итогов года, создание «фоторамки достижений» | Беседы о планах на следующий год | |||
Неделя 16 (15-21.12) Тема: Творческая мастерская | Создание подарков и сувениров | Украшение группы или дома | Прослушивание новогодних произведений | Прослушивание новогодних песен | Итоговая «фотовыставка» творческих работ | |||
Неделя 17 (22-28.12) Тема: Итоги, отдых, поздравления | Обсуждение прошедших месяцев, цели на новое | Подготовка новогодних праздников — стихи, песни, сценки | обмен подарками, | совместная веселая деятельность | совместная веселая деятельность | |||
Январь | ||||||||
Неделя 1. (12 -18.01) Тема: Логическое мышление и внимание | Логические загадки, задачи на сопоставление | Игры на развитие внимания и концентрации | Сортировка и классификация предметов по признакам | Игры с пазлами и мозаикой | Создание общей картинки из пазлов | |||
Неделя 2. (19-25.01) Тема: Творчество и художественные способности | Рисование по теме “Мир вокруг нас” | Лепка из пластилина или глины | Создание поделок из природных материалов | Музыкальное сопровождение творческой работы (зарядка ритмом) | Итоговая выставка работ и рассказы авторов | |||
Неделя 3. (26-01.02) Тема: Математика и пространственное мышление | Счёт, сравнения, задачи с числами до 20 | Геометрические фигуры, построение простых схем | Игры с формами и конструкторами | Простые логические задачи | Итог: мини-проект “Мой волшебный город” из конструкторов | |||
Неделя 4. (02-08.02) Тема: Исследовательская деятельность и наука | Простые опыты с водой и воздухом | Изучение свойств материалов (текстуры, плотность) | Рассказ про животных и их повадки | Наблюдения за растениями, проращивание ростков | Итог: создание мини-энциклопедии наблюдений | |||
Неделя 5. (09-15.02) Тема: Мировые культуры и традиции | Рассказы и фото-истории разных стран | Изготовление национальных поделок | Народные игры и танцы | Создание атрибутики (флаги, украшения) | Итог: мини-праздник “Путешествие по миру” | |||
Неделя 6. (16-22.02) Тема: Музыка и ритмика | Знакомство с музыкальными инструментами | Ритмические упражнения и игры | Пение простых песен и упражнений для голоса | Сочинение ритмических мелодий с использованием подручных средств | Итоговое мероприятие с мини-концертом | |||
Неделя 7. (23-01.03) Тема: Литература и рассказы | Чтение и обсуждение сказок | Ролевые игры по сказкам | Сочинение собственных коротких рассказов | Иллюстрирование рассказов | Театрализованная постановка на основе созданных рассказов | |||
Неделя 8. (2-8.03) Тема: Времена года и природа | Наблюдения и обсуждение зимних и весенних явлений | Создание рисунков и поделок на тему весны | Изучение весенних изменений в природе | Прогулка и сбор природных материалов | Проект “Как меняется природа” | |||
Неделя 9. (9-15.03) Тема: История и прошлое | Простые рассказы о прошлом и исторических персонажах | Создание моделей исторических объектов из конструктора | Изготовление макетов костюмов или символов эпох | Рассказ и обсуждение значимых событий в истории | Мини-выставка и рассказы детей | |||
Неделя 10. (16-22.03) Тема: Письмо и творчество в слове | Работа со слогами и словами | Сочинение и коротких рассказов вместе с педагогом | Создание стихотворений или песен | Иллюстрирование текстов | Презентация творческих работ | |||
Тема 11. (23-29.03) Тема: Технологии и инженерия | Знакомство с простыми механизмами | Сборка из блоков и конструкторов | Создание простых машин и моделей с движущимися частями | Игры на логику и планирование действий | презентация простейших проектов | |||
Неделя 12. (30-5.04) Тема: Природные явления и экология | Изучение погоды и природных условий | Наблюдения за растениями и животными на улице | Игры и опыты с природными материалами | Обсуждение вопросов защиты природы | Создание плаката на экологическую тему | |||
Неделя 13. (6-12.04) Тема: География и путешествия | Карты и глобус: основы ориентирования | Рассказы о разных странах и городах | Создание карт своих мечтаний | Игры на ориентирование и командную работу | Выставка и рассказы о мечтах о путешествиях | |||
Неделя 14. (13-19.04) Тема: Математика и логические игры | Решение арифметических задач | Игры на развитие пространственного мышления | Логические и стратегические игры | Строительство и моделирование | Командное соревнование на лучшее решение задач | |||
Неделя 15. (20-26.04) Тема: Рукоделие | Техники изготовления поделок из бумаги и ткани | Создание украшений и аксессуаров | Рисование и раскрашивание готовых изделий | Коллективное создание декоративного объекта | Итог: презентация творческих изделий | |||
Неделя 16. (27-3.05) Тема: Спорт | Подвижные игры в помещении (развитие ловкости и скорости) | Виды спорта (обсуждение, просмотр слайдов, картинок; загадки) | Выдающиеся спортсмены (олимпийские чемпионы) | Подвижные игры на свежем воздухе | Итоговое обсуждение недели, подведение итогов | |||
Неделя 17. (4-10.05) Тема: Животные и растения | Беседа, просмотр мультимедиа | Рисование растения | Игровые задания | Рисование животного | Практическое занятие: посадка растений. Наблюдение за птицами и насекомыми | |||
Неделя 18. (11-17.05) Тема: Чувства и эмоции | Что такое эмоции? | Игра «Что я чувствую?» | Творчество эмоций (рисование лиц с разными эмоциями) | Игра «Угадай настроение» | Создание коллажа «Мое настроение» | |||
Неделя 19. (18-24.05) Тема: Итоговые проекты и презентации | Подготовка проектов по темам учебного года | Создание презентаций и демонстрационных материалов | Репетиции выступлений | Презентация перед группой и педагогами | Обсуждение полученных результатов | |||
Неделя 20. (25-31.05) Тема: Итоги и праздник | Игры и повторение пройденного материала | Творческие мастерские | Подготовка к праздничному мероприятию | Праздничное мероприятие с родителями и детьми | Заключительное занятие, вручение сертификатов и поощрений | |||
Рекомендации:
Гибкость: задания можно дополнять, усложнять или упрощать по мере необходимости.
Разнообразие: чередуйте виды деятельности (игры, творчество, эксперименты, общение).
Вовлечённость: активно привлекайте детей к планированию, выбору тем и самостоятельной работе.
Отдых и отдыхательные периоды: учтите праздничные дни, каникулы — в это время делайте более свободные и праздничные мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым д...
Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"
Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду...

Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"
Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"...

«Работа с одарёнными детьми в детском саду»
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Детская одаренность может проявляться в разных видах деятель...

Работа с одарёнными детьми в детском саду и успешность их творческого развития.
Материал содержит теоретическую и практическую часть не только для родителей, но и для педагогов работы с одарёнными детьми. Рассмотрены виды, методы, приёмы работы с одарёнными детьми и их резу...

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...

«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...
