Проект "Развиваемся, играя"
проект (старшая группа)
Данный проект направлен на повышение интереса родителей (законных представителей) к использованию игр на развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память, речь) у детей, а также на ознакомление с игровыми приемами формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Ласточка»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Ф.И.О. педагога: педагог – психолог Кузнецова Н.В., учитель-логопед Абрамова С.В.
Возрастная группа: родители (законные представители) воспитанников старшей группы №2 «Светлячки»
Полное название проекта: «Развиваемся, играя!»
Продолжительность проекта: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: профилактический
По содержанию: психолого - педагогический
По характеру контактов: в рамках ДОУ
Участники проекта: родители (законные представители)
Проблема, на решение которой направлен проект: повышение уровня родительской компетенции в вопросах познавательного и речевого развития детей; освоение и активное применение семьей игр и упражнений для развития познавательных и речевых процессов; улучшение взаимопонимания в детско-родительской паре.
Цель проекта: способствовать формированию у родителей (законных представителей) практического опыта игрового партнерства с детьми: познакомить с играми, развивающими познавательную и речевую сферу ребенка.
Задачи проекта:
1. Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах познавательного и речевого развития детей;
2. Познакомить родителей (законных представителей) с играми по развитию познавательных процессов и речи;
3. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, понимания и сотрудничества между родителями и детьми.
Продукты проекта:
Теоретический материал по познавательному и речевому развитию старших дошкольников.
Ожидаемые результаты по проекту
1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах познавательного и речевого развития детей;
2. Ознакомление родителей (законных представителей) с играми по развитию познавательных процессов и речи;
3. Установление и развитие отношений партнерства, понимания и сотрудничества между родителями и детьми.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы проекта | Деятельность |
Подготовительный | - постановка целей, определение актуальности и значимости; - подбор методической литературы для реализации проекта; - подбор наглядно-дидактического материала. |
Основной | - проведение профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. |
Заключительный | - анализ результатов проекта, подведение итогов. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Мероприятие | Цель | Сроки проведения |
«Игры с мячом» (семинар-практикум) | Знакомство родителей с игровыми приемами для развития движений и речи | октябрь |
Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем» | Создание условий для познавательного и речевого развития ребёнка в семье, повышение педагогической культуры родителей | февраль |
Практикум «Умные движения» | Применение игр и упражнений с использованием движений общей и мелкой моторики для развития познавательных и речевых процессов в условиях семьи | апрель |
Конспект семинара-практикума для родителей старшей группы «Игры с мячом»
Цель: Знакомство родителей с игровыми приемами для развития движений и речи.
Задачи:
1. Рассказать родителям о роли двигательной активности в познавательном и речевом развитии.
2. Познакомить родителей с играми и упражнениями с мячом для развития движений и речи.
3. Создание условий для применения игр и упражнений с мячом в условиях семьи.
Форма проведения: семинар-практикум
Участники: родители (законные представители)
Ход мероприятия
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о роли двигательной активности в познавательном и речевом развитии детей.
Не секрет, что движение — это жизнь. В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки.
Речь и движения очень тесно связаны и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного воздействия формируются: речевые навыки, здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамическое выполнение упражнении для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения.
С одной стороны, двигательная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, с другой – формирование движений происходит при участии речи.
И сегодня мы с вами познакомимся с играми с мячом, которые можно успешно использовать со своими детьми дома.
Игра приветствие «Словесный мяч»
Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Игра более сложная. Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например, самолет – танк – кокос;
Ананас – слон - ножницы
2. Игры с мячом
2.1. Игра «Вратарь». Родители, предлагаем вам сыграть в эту игру (игра парами).
Первый говорит: «Вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я».
Второй: «Раз, два, три – справа (слева, вверху, внизу) мяч лови».
Молодцы!
2.2. Нелегко даются детям прыжки в длину. Прыжки в длину сложный вид по координации движений, так как должна быть согласованная работа рук и ног.
Игра «Острова». Перепрыгивая с острова на остров, называем животных и их детенышей. Так же подключаем ориентировку в пространстве: острова выкладываем по кругу. Меняем задачу: перепрыгивая с острова на остров, называем слова на звук «К». Острова выкладываем зигзагом.
2.3. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Известно и то, что механизм речеобразования формируется у ребёнка эффективнее, когда речевое развитие сочетается с ручными движениями.
Игра «Назови предмет». Участники встают в круг и передовая мяч из рук в руки называют предметы, отвечающие на вопрос: что бывает круглым? Что бывает длинным? Что бывает гладким? и т.д.
2.4. Игра «Определение слова». Перешагивая бруски, родитель и ребенок соревнуются, кто больше назовет определений к слову: зима, сосулька, снеговик.
2.5. Игра «Корзинка». У каждого участника - корзина, в которую необходимо попасть Участник подкидывает мяч, делает из рук «корзинку» (соединяет руки перед собой в круг), мяч должен попасть в корзинку и с отскоком об пол его поймать. Усложняем - пока мяч летит назвать слово на звук «С», «П» и т.д.
3. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения способствуют речевому и познавательному развитию ребенка.
Рефлексия.
Конспект семинара-практикума «Умные движения»
Цель: Применение игр и упражнений с использованием движений общей и мелкой моторики для развития познавательных и речевых процессов в условиях семьи.
Задачи:
Форма проведения: семинар - практикум
Участники: родители
Ход мероприятия
1. Организационная часть
Приветствие «Слева друг и справа друг»
У нас очень хорошее настроение и мы хотим поделиться им с вами. Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга, улыбнемся.
Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся.
И, друг другу улыбнемся.
Теплота от наших рук
побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты.
С теплоты и доброты.
Согревают нас улыбки,
И сбываются мечты.
Поздороваемся друг с другом: «Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!».
2. Основная часть
Сегодня мы в продолжении наших предыдущих встреч снова собрались поиграть и поговорить о играх, способствующих познавательному и речевому развитию.
Итак, начинаем.
1. Игра «Повтори за мной»
Цель: развитие произвольного внимания, развитие зрительно-двигательной координации.
Участники стоят в кругу и по очереди показывают разные движения. Задача участников точно повторить заданное движение.
2. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие произвольного внимания, развитие словаря и зрительно-двигательной координации.
РППС: мяч среднего размера.
Ведущий бросает мяч и называет стихию «Земля», участник ловит мяч, ударяет об пол, возвращает ведущему и называет животное. Когда называет «Воздух» - поймав мяч, подбрасывает вверх и называет обитателя воздушного пространства. «Вода» - надо провести мяч под ногой, назвать обитателя водоёмов. Если стихия «Огонь» - поймав мяч, повернуться вокруг своей оси и вернуть мяч ведущему.
3. Игра «Охотник за словами»
Цель: развитие устойчивости внимания, расширение словарного запаса и категориального мышления.
РППС: кинезиологические мячи.
Задачи участника:
- при названии животного - отбить мяч об пол и поймать;
- при названии съедобного предмета — отбить мяч и хлопнуть в ладоши;
- при названии неодушевлённого и несъедобного предмета — подбросить мяч вверх.
4. Игра «Под метроном»
Цель: развитие межполушарных связей и функций переключения.
РППС: Метроном.
Участники повторяют за ведущим движения руками.
5. Игра «Что произойдёт?»
Цель: развитие логического мышления.
Ведущий с помощью вопроса «Что произойдёт, если...» задаёт какую-либо ситуацию. Задача участника ответить на данный вопрос:
- В ванну с водой упадёт мячик?
- Стакан с водой оставить на морозе?
- Полотенце упадёт в водоём?
- Небо затянет тучами?
- Съесть много мороженного?
- В комнату принести кусочек льда?
- Подует сильный ветер?
- В бензобаке автомобиля закончится бензин?
- Не слушаться родителей?
- Летом долгое время не будет дождя? И т.д.
6. Игра «Стана «Движундия»
Цель: развитие двигательной и слухоречевой памяти и пространственной ориентации.
Участники выполняют инструкцию ведущего:
- Коснуться правой рукой своего носа, повернуть голову влево, топнуть правой ногой.
- Прыгнуть вправо, сделать один шаг вперёд, присесть.
- Прыгнуть три раза на правой ноге, поставить руки на пояс и один раз повернуться вокруг себя.
7. Игра «Разложи предметы»
Цель: развитие пространственной ориентации и представлений.
Участники выполняют инструкцию ведущего:
- Положи карандаш на тетрадь.
- Положи тетрадь на карандаш.
- Положи тетрадь между ластиком и карандашом.
- Положи карандаш так, чтобы он оказался одновременно под тетрадью и ластиком.
- Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.
- Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
«Пирамида знаний»
И в завершении я хочу попросить вас собрать «Пирамиду знаний», для того чтобы собрать пирамиду надо ответить на вопрос, ваши ответы кольца пирамиды (корзина с кольцами), одно кольцо один ответ. И так вопрос. Чему вы научились сегодня?(научились познавать окружающий мир вместе с ребенком, научились занимать детей, играть в разные интересные игры, научились делать опыты, объяснять ребенку явления окружающей действительности в доступной форме, я была разочарована тем, что…).
Вершину вашей «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между ними было постоянное соперничество: кто мудрее. И вот на одном из собраний селения один из мудрецов решил показать, что он мудрее и главнее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках» (нанизываю верхушку).
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они, соответствующих высот, или они останутся нераскрытыми.
Спасибо всем, нам было очень приятно с вами общаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...

Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...
