Опыт работы "Развитие элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Все более актуальной становится проблема предотвращения травматизма детей на дорогах. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста не обладают защитной психологической реакцией на дорожную обстановку, как взрослые. Их любопытство и желание исследовать новое часто ставят их перед реальными опасностями, особенно на улицах.
Из-за незрелости психического развития дошкольников, они испытывают трудности в понимании и запоминании правил поведения на дороге. Это связано с неустойчивым вниманием, глобальным восприятием, кратковременной и непроизвольной памятью, а также преобладанием наглядно-образного мышления. Проблема формирования данной сферы дошкольников в обучении правилам дорожного движения становится основной и заставляет педагогов искать наиболее эффективные методы и формы работы с детьми для активизации их психических процессов. Многие из них отмечают, что использование игровых ситуаций является уникальным и эффективным способом развития у детей дошкольного возраста элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82.81 КБ | |
| 517.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Скоробогатова Мария Александровна
Управление образования администрации
Губкинского городского округа
Развитие элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций
Автор опыта:
Скоробогатова Мария Александровна,
Воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида №2 «Сказка»
поселка Троицкий Губкинского района
Белгородской области
Губкин 2025 год
Содержание
- Информация об опыте………………………………………………3
- Технология опыта……………………………………………………8
- Результативность опыта……………………………………………. 11
- Библиографический список…………………………………………15
- Приложение к опыту…………………………………………………17
1. Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» расположено по адресу: Белгородская область, Губкинский район, поселок Троицкий, улица Парковая д.12.
Дошкольное образовательное учреждение расположено внутри жилого комплекса, вдали от промышленных предприятий. В ближайшем окружении находятся: МБОУ «Троицкая СОШ», МБУК «ЦКР п. Троицкий», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка», «Троицкая амбулатория», Троицкая территориальная администрация.
Хорошо развитая сеть транспортных коммуникаций делает МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» доступным для населения. Вследствие чего основной контингент воспитанников составляют дети из ближайших домов.
Детский сад рассчитан на 300 мест. В учреждении функционирует 9 групп, из них: 7 групп общеразвивающего вида (1 группа для детей раннего возраста, 6 групп для детей дошкольного возраста), 2 группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи.
В ДОУ создана хорошая материально-техническая база: имеется изостудия, лингафонный и логопедические кабинеты, музыкальный и физкультурный залы, сенсорная комната, кабинет педагога-психолога, музей «Русская горница», «Умка-клаб», комната ПДД «Школа пешеходных наук», комната «Обея».
Предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФОП ДО и ФГОС ДО, эстетическое оформление связано с названием детского сада «Сказка». Каждая группа в детском саду имеет соответствующее название: «Цветик- семицветик», «Жар-птица», «Золотой ключик», «Колобок», «Солнышко», «Белоснежка», «Золушка», т.д.
Начальным этапом проведения работы стало проведение мониторинга «Элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улицах и дорогах города» по методике Г.Х. Манюровой (Приложение №1).
Мониторинг был осуществлен среди воспитанников средней группы (15 детей). Результаты первоначальной диагностики показали, что уровень сформированности знаний у детей находится на недостаточном уровне. Одна из причин этого, по мнению педагогов, отрицательные примеры взрослых, особенно родителей. Ребёнок видит пример поведения взрослых и подражает им. Недостаточное владение знаниями и опыта поведения на дороге.
Период дошкольного детства играет ключевую роль в формировании основ личности ребенка. Именно в это время закладываются основы безопасного поведения, что обуславливает необходимость целенаправленной подготовки детей к безопасному взаимодействию с окружающим миром. Нередко дети сами становятся причиной дорожных аварий, играя рядом с проезжей частью, пересекая дорогу в неположенных местах или некорректно пользуясь общественным транспортом. В связи с этим, крайне важно формировать у дошкольников навыки безопасного поведения.
Одним из приоритетных направлений в обеспечении безопасности дорожного движения является предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях.
Рекомендуется начинать обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах в игровой форме, начиная со средней группы детского сада. Такой подход позволяет обучать детей непринужденно и эффективно. Игра способствует развитию познавательной активности, логического мышления, творческих способностей, умения анализировать, рассуждать, классифицировать, а также развитию внимания, скорости реакции, ориентации в пространстве. Кроме того, игра помогает воспитывать у детей выдержку и настойчивость в достижении поставленных целей.
Автор опыта обратила внимание на актуальность формирования у детей дошкольного возраста элементарных знаний о правилах дорожной безопасности. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для усвоения таких основ.
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по методике Г.Х. Манюровой (Приложение №1). Для определения у детей дошкольного возраста «Элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улицах и дорогах города»
Анализ проведенной диагностики показал:
1. 13 % (2 ребенка). Высокий уровень развития. Они активно интересуются образовательной деятельностью, направленная на развитие основ безопасного поведения на дороге, и обладают знаниями о терминах и понятиях правил дорожного движения.
19,5 % (3 детей). Средний уровень развития. Навыки по ПДД у них сформированы частично. Ребята испытывают трудности в самостоятельном выполнении практического задания и путаются в терминах и понятиях, связанных с ПДД.
67.5 % (10 детей). Низкий уровень развития. Они не проявляют интереса к образовательной деятельности, направленной на развитие основ безопасного поведения на дороге, и не используют в активной речи терминами и понятиями относящиеся к ПДД. Навыки по ПДД не сформированы.
Отсутствие знаний у детей в данной группе вполне закономерно в связи
с возрастом, поэтому необходимо правильно организовать работу по развитию элементарных представлений детей о правилах безопасного поведения на улицах.
Так же параллельно было проведено анкетирование среди родителей, касающиеся развития базовых знаний о правилах дорожного движения и поведения на улицах и дорогах города (Приложение №2).
Результаты анкетирования показали, 87% родителей затрудняются ответить, как они относятся к занятиям по основам «Дорожной безопасности детей». На вопрос, готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД, лишь 13% (2 родителя) ответили- «готовы». Соблюдение ПДД, 54.5% (8 человек) родителей действуют, как им удобно и быстрее, 32.5% (5 человек) стараются соблюдать, 13% (2 родителя) всегда соблюдают. Общаются с ребенком на тему безопасности на дороге: 35% (5 человек) говорят, чтобы был внимательным на дороге, 65% (10 человек) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД. На вопрос: как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения? 65% (10 человек) делают замечание, 13% (2 человека) не обращают внимания, у них есть свои родители. 22% (3 человека) затрудняются ответить. 84.5 % родителей считают, что одним из главных направлений деятельности детского сада должно стать развитие элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улицах и дорогах города.
Из результатов проведенного исследования и анкетирования стало ясно, что необходимо создать систему работы и внедрить новые подходы, направленные на улучшение у дошкольников элементарных представлений о ПДД и безопасного поведения на дорогах города.
Актуальность опыта
Главной целью Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период 2018 - 2024 годы является улучшение безопасности на дорогах для наиболее уязвимых участников - детей и пешеходов, с целью снижения количества дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Все более актуальной становится проблема предотвращения травматизма детей на дорогах. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста не обладают защитной психологической реакцией на дорожную обстановку, как взрослые. Их любопытство и желание исследовать новое часто ставят их перед реальными опасностями, особенно на улицах.
Из-за незрелости психического развития дошкольников, они испытывают трудности в понимании и запоминании правил поведения на дороге. Это связано с неустойчивым вниманием, глобальным восприятием, кратковременной и непроизвольной памятью, а также преобладанием наглядно-образного мышления. Проблема формирования данной сферы дошкольников в обучении правилам дорожного движения становится основной и заставляет педагогов искать наиболее эффективные методы и формы работы с детьми для активизации их психических процессов. Многие из них отмечают, что использование игровых ситуаций является уникальным и эффективным способом развития у детей дошкольного возраста элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города.
В связи с этим, педагогом выявлено устойчивое противоречие:
- ощущается разрыв между необходимостью внедрения современных педагогических ситуаций в образовательный процесс и потребностью их использования, направленных на формирование представлений о безопасном поведении на дороге у дошкольников, которые бы соответствовали целям современного дошкольного образования. Иными словами, нужны эффективные игровые ситуации, чтобы научить детей безопасному поведению на дороге.
Путь решения указанного противоречия и наметил проблему данного опыта, определили его актуальность.
Ведущей педагогической идеей опыта является создание системы работы обеспечивающей повышение эффективности образовательной работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования игровых ситуаций.
Длительность работы над опытом
Работа над темой велась в течение трех лет поэтапно.
Работа по развитию элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций в образовательной деятельности ДОУ проходила в несколько этапов:
1 этап -Аналитико-диагностический- декабрь, 2022г: обнаружение
проблемы, анализ и изучение специальной литературы, подбор психолого- педагогического инструментария для проведения мониторинга по теме актуального педагогического опыта, анализ современных технологий, изучение опыта работы в данном направлении; первичный мониторинг.
2 этап - Основной (формирующий), организация работы по теме
актуального педагогического опыта - январь, 2022г - сентябрь, 2024г.
3 этап - Заключительный (обобщающий), - октябрь, 2024г - декабрь, 2024г. Итоговый мониторинг определения у дошкольников «Элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улицах и дорогах города», систематизация практического материала,
обобщение актуального педагогического опыта.
Первый этап включал в себя изучение литературы психолого-педагогической и методической, подбор теоретических и методических материалов, использование диагностических инструментов и определение уровня выраженности базовых представлений о правилах безопасного поведения на улицах у детей дошкольного возраста. Также была создана обучающая среда, разработаны учебные пособия и составлен план работы с детьми.
На втором этапе был разработан, протестирован и внедрен в образовательный процесс метод игровых ситуаций, направленный на развитие элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах у детей. Подготовлены мастер-классы и педагогические гостиные для педагогов и родителей.
Заключительный этап включал анализ и оценку эффективности использования метода игровой ситуации. Также был описан опыт работы и полученные результаты.
Диапазон опыта
Диапазон опыта по развитию элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста, представлен единой системой образовательной деятельности в условиях ДОУ, разработанных серией игр (Приложение № 5-8), рядом методических материалов (Приложения № 9-11), которые дают знания по развитию элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улице.
Теоретическая база
В качестве теоретической базы опыта использовались работы по проблеме безопасности детей на дороге Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной Т. Ф., Саулиной К. Ю., Белой. [1], [2].
Н.Н. Авдеева, А.А. Баранова, В.Г. Каменская, О.Л. Князева и Р.Б. Стеркина утверждают, что подготовка дошкольников к безопасному существованию в окружающей среде должна осуществляться в дошкольных учреждениях. Вопросами профилактики дорожно- транспортного травматизма в дошкольной педагогике занимались с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности [17].
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дает О.Н. Русак, близкие к нему определения безопасности дает К. Ю. Белая. [2].
Дети дошкольного возраста учатся правилам безопасного поведения на улицах города, включающим в себя знание правил дорожного движения, умение реагировать на проблемные ситуации на дороге и понимание важности здоровья и жизни.
По мнению Г.Х. Манюровой ребенок, обладающий элементарными представлениями о культуре безопасности на дороге: это ребенок, у которого, прежде всего, сформированы представления о видах транспорта, о дорожной разметке, роли пешехода и регулировщика на дороге, о сигналах светофора, о правилах поведения на дороге, представления о дорожных знаках и транспорте, о правилах дорожного движения [12].
Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации на дороге, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа. [6].
В.А. Деркунская рассказывает формы совместной деятельности взрослого и ребенка как коммуникационная игра и игровые приемы, направленные на приобщение старших дошкольников к красоте окружающего мира и формирование у них эстетического отношения к действительности [7].
Игровые ситуации – способ применения игровых компонентов для повышения интереса и эффективности обучения. Важным аспектом является отсутствие четких рамок и строгой организации, что стимулирует креативность, эксперименты и самостоятельный поиск решений.
Вместо пассивного восприятия информации, дети становятся активными участниками процесса, применяя полученные знания в реальных задачах и извлекая уроки из неудач.
Такой подход способствует развитию аналитического мышления, навыков работы в коллективе и способности находить решения в нестандартных ситуациях.
Метод игровых ситуаций прекрасный инструмент, позволяющий сделать образовательный процесс не только результативным, но и захватывающим! Метод игровых ситуаций эффективно применим в разных областях дошкольного образования.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в разработке собственной системы использования игровых ситуаций при организации образовательных, режимных и досуговых моментов для детей дошкольного возраста, направленной на развитие базовых представлений о правилах безопасного поведения на улице.
2. Технология опыта
Цель: Развитие элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций.
Задачи:
1. Знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;
2. Формировать знания о культуре безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
3. Развивать умение детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, создавая элементарный замысел. Обучать детей элементарным представлениям о правилах безопасного поведения на улице;
4. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека дорожным ситуациям на улице.
Вначале был проведен анализ актуальных исследований в области формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах. Разработана система применения игровых ситуаций в различных видах деятельности (образовательной, режимной и досуговой), представленная в перспективном плане (Приложение №3). Также был подобран необходимый диагностический материал.
На втором этапе осуществлялась практическая проверка разработанной системы, направленной на развитие у детей дошкольного возраста базовых знаний о правилах безопасного поведения на городских улицах с использованием игровых ситуаций.
Важным фактором, обеспечившим успешную реализацию опыта по формированию безопасного поведения на улице, стала развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя три ключевых компонента.
В группе был дооснащен центр безопасности дорожного движения «Дорожная азбука» (Приложении №4), который включает в себя дидактические игры, альбомы, подобраны картотеки сказок, пословиц и поговорок, картотеки дидактических, подвижных сюжетно-ролевых игр, изготовлены авторские пособия: лепбуки и мэджик – бокс, авторские дидактические игры, способствующие формированию безопасного поведения на дороге.
Макет перекрестка позволяет детям совершенствовать навыки безопасного поведения на дороге и находить решения сложных задач, связанных с дорожным движением. Для занятий были подготовлены разнообразные модели: от автобусов и легковых автомобилей до грузовиков и специализированной техники. Также в наличии макеты перекрестков, дорожные знаки, разрезные картинки и мозаики, а также настольные и печатные игры, плакаты и сюжетные изображения, имитирующие дорожные знаки и разметку.
Напольные элементы дорожной инфраструктуры и знаки, выполненные из картона, позволяют играть с крупными и средними машинками. Парковки и станции техобслуживания, предназначенные для игры с модельными автомобилями, стимулируют творческое мышление, способствуют обучению и обогащают жизненный опыт детей.
Разработаны авторские дидактические пособия лэпбук «ПДД», мэджик- бокс «Изучая ПДД- не окажешься в беде», круги Луллия «Дорожные знаки»,
«Рядом с нами наши помощники дорожные знаки», кубики Блума.
Развивающая предметно-пространственная среда обновлялась и
пополнялась разнообразным материалом в соответствии с возрастом детей.
Руками педагога подобрана картотека дидактических игр: «Найди дорожный знак», «Путешествие на машинах» «Чудо- светофор», «Подскажи чей транспорт?», «Правила дорожного движения», «Наша улица!», «Дорога!» в старшей группе «Автошкола №1», «Большая прогулка», «Кто отличник-пешеход?»; в подготовительной- «Играй, да смекай!», «Весёлый жезл», «Час пик», «Что будет, если…» (Приложение №6) с помощью которых дети, узнали о светофоре, дорожных знаках, правилах поведения на дороге и форме сотрудников ГИБДД.
В соответствии с перспективным планом работы была подготовлена картотека сюжетно-ролевых игр, в промежутке между завтраком и занятиями, а так же во второй половине дня ребята совместно с педагогами организуют сюжетные игры: в средней группе использовали такие игры «Водители», «Пешеходы», «Мы пассажиры», «Улицы нашего горда»; в старшей и подготовительной группе добавились такие игры, как «Службы спасения», «Правила движения», «На станции технического обслуживания автомобилей», игра моделирование «Я активный пешеход», «Дорожное движение» «Водители» ,«ГИБДД», «Аварийная обстановка на дороге». В сюжетно-ролевых играх моделировались реальные жизненные ситуации (Приложение №5)
В перспективном плане были подобраны различные формы работы с детьми.
В работе с детьми использовала настольные игры в различных режимных моментах, например прием детей или перед прогулкой: домино, лото, пазы. Карточки «Загадки и подсказки», «Проблемные ситуации»: ребусы в картинках, кроссворды.
Педагог в своей работе использовал современные формы работы с
детьми, такие, как интерактивные игры, которые проводились индивидуально и с подгруппой детей: «Лабиринты», «Знай и соблюдай», «Подбери дорожный знак». Лента времени «Путешествие в прошлое светофора», «История возникновения дорожных знаков» Квест-игры «Веселые правила дорожного движения», «Путешествие с Лунтиком», «Тропа безопасности».
С дошкольниками были проведены творческие мастерские во второй половине дня: в средней группе «Мой друг светофор», в старшей группе «Придумай новый дорожный знак», подготовительной группе «Необычный ЭКО- транспорт».
Педагогам подготовлена картотека бесед, которые проводились во время прогулок, совместных игр и занятий: в средней группе и в
старшей группе «О правилах дорожного движения», «Светофор», «Где можно играть?», «Посмотри налево, посмотри направо»; в старшей- «Правила поведения в общественном транспорте», «Путешествие на метро», «Правила пешехода», «Общественный транспорт», «Правила дорожного движения»; в подготовительной – «Перекресток», «Автокресло», «Проезжая часть улицы. Тротуар», «Наша улица», «Дорога и дети». (Приложение №7)
Так же педагог разработал картотеку игровых ситуаций по ознакомлению с правилами дорожного движения. Игровые ситуации проводились как часть образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей: в средней группе «Дорога в детский сад», «Опасная дорога. Дорожные ловушки», «Как мы переходим дорогу», «Я-пешеход», «Наша улица»; в старшей- Как перейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором», «Нарушители», «Я активный пешеход», «Поставь дорожный знак», «Бабушка на другой стороне улицы», «Путешествие по городским вывескам»; в подготовительной- «Движущийся автомобиль – опасен», «Пустынная улица не всегда может быть безопасна», «Юные знатоки правил дорожного движения», «Научим Незнайку ПДД», «Авто путешествие» (Приложение №8) В ходе обыгрывания таких ситуаций дети закрепляют способы поведения в различных условиях. Тем самым, формируются представления о правилах дорожного движения.
Автор данного опыта разработал систему тесного взаимодействия с семьями детей по формированию навыков безопасности дорожного движения у дошкольников. Все мероприятия проходили во второй половине дня. Совместно организованы выставки книжек-малышек «Детям знать положено…» Родители проявили индивидуальный подход к оформлению книжек-малышек и разнообразию используемого материала.
Для родителей проведен чемпионат по ПДД «Гонки безопасности» семейным командам предстояло продемонстрировать свои знания правил дорожного движения, силу, ловкость, умение работать в команде и интеллектуальные способности.
Воспитанники с родителями приняли участие в велопробеге «Двухколесная азбука», которая прошла на территории детского сада они повторили правила управления велосипедом и самокатом.
Прошел конкурс - дефиле «Сияй в моменте», участвовали семьи, которые продемонстрировали верхнюю одежду и аксессуары со световозвращающими материалами – фликерами. Фантазия родителей была безгранична, каждый участник отличался оригинальностью и неповторимостью.
Организовали мини-выставку совместных рисунков родителей и детей: «Дорожный калейдоскоп», оформили мини-музей «Светофоры», провели акцию: «Нет ДТП!», «Деду Морозу обещаем, ПДД не нарушаем» (Приложение №4)
Автор опыта провел деловую игру «Правила дорожные – верные и надежные» и родительскую гостиную «Дорога без опасности» (Приложение № 10) С инспектором по пропаганде БДД майором отдела Госавтоинспекции ОМВД России «Губкинский» Киселева Я.А проведено родительское собрание «Вместе за безопасность на дорогах»
Для педагогов проведен мастер – класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге» (Приложение №11) Консультация: «Метод игровой ситуации как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД» Игра тренинг «Дисциплина на дороге - залог безопасности»
Педагогом был подготовлен материал по формированию навыков безопасного поведения на дороге для выступлений: в муниципальном практико-ориентированном семинаре на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения в игровых ситуациях», на Педагогическом совете «Организация работы по профилактики детского дорожно- транспортного травматизма с родителями через использование различных цифровых платформ»
Третьим этапом было проведение итогового мониторинга «Элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улицах и дорогах города»
Раздел III.
Результативность опыта
Эффективность работы над опытом проявляется в результатах диагностики, направленной на оценку уровня развития элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улице и дорогах города по методике Г.Х. Манюровой. «Элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улицах и дорогах города»
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы о положительных результатах:
- наблюдается положительная динамика в развитии базовых представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения и безопасном поведении на улице и в транспорте;
- значительно возрос интерес детей к занятиям, основанным на технологии игровых ситуаций;
- активное участие родителей в образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения детьми с применением данной технологии;
- увеличение числа мероприятий, направленных на развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о правилах дорожного движения;
- повысилось количество мероприятий с участием родителей, направленных на развитие у дошкольников базовых представлений о правилах дорожного движения
По результатам мониторинга (Приложение №1) было выявлено, что 57% детей из группы достигли высокого уровня понимания правил дорожного движения. 35% имели средний уровень, снизилось количество детей с низким уровнем 8%. (Таблица 1)
Отмечена положительная динамика по всем показателям.
Сравнительный анализ
результатов диагностики знаний по развитию у дошкольников элементарных представлений о безопасном поведении
на дороге
Таблица 1
Уровни развития | Учебный год | ||
2022 | 2023 | 2024 | |
Высокий | 12% | 21% | 57% |
Средний | 46% | 42% | 35% |
Низкий | 42% | 37% | 8% |
В течении того же периода автором было проведено повторное анкетирование родителей (Приложение №2), касающееся проблемы развития элементарных представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города. Анкетирование родителей подтверждает положительную динамику. Родителями было отмечено, что у детей значительно повысился уровень знаний по дорожной грамоте, дети узнают знаки на улице и даже обсуждают с родителями, как поступить в какой-то ситуации. По итогам опроса стало ясно, что 95% родителей считают, что одним из ключевых направлений работы детского сада должно быть развитие у детей элементарных представлений о правилах дорожного движения и поведения на улицах.
В таблице, приведенной ниже, показаны изменения в восприятии родителей касательно вопросов, связанных с обучением детей основам дорожных правил. (Таблица 2)
Сравнительный анализ анкетирования родителей
Таблица 2
Вопросы анкеты: | 2022 г | 2023 г | 2024 г |
1. Знакомите ли Вы с правилами дорожного движения своего ребенка | 51 % | 63% | 74% |
2. Вы всегда соблюдаете правила дорожного движения | 69 % | 79% | 84% |
3. Нарушаете ли Вы правила дорожного движения в присутствии ребенка | 38 % | 34% | 29% |
4. Удовлетворены ли Вы работой МДОУ по повышению уровня знаний у воспитанников по безопасности дорожного движения через использование технического творчества | 40% | 71% | 95% |
Вывод: в течение периода работы над опытом число мероприятий с детьми, нацеленных на развитие базовых представлений о правилах дорожного движения и безопасном поведении на улицах, с использованием технологии игровой ситуации, увеличилось на 27%. Интерес воспитанников к изучению правил дорожного движения и безопасному поведению на дорогах также возрос благодаря использованию данной технологии.
Эффективность данного опыта подтверждаются тем, что за весь период работы по развитию базовых знаний о безопасном поведении на дороге не произошло ни одного дорожно-транспортного происшествия, вызванного нарушением правил дорожного движения со стороны наших воспитанников.
В результате применения автором данной технологии, дети освоили навыки:
- проводить исследования, делать сравнения, составлять четкие планы действий и высказываний, формулировать суждения и делать выводы.
- знают, где и на какой сигнал светофора надо переходить проезжую часть, переходят дорогу спокойным шагом, предварительно убедившись в отсутствии транспорта, идут по тротуару, придерживаясь правой стороны.
-выделять главное и систематизировать полученные знания.
Таким образом, можно сделать заключение, что использование этого опыта помогает улучшить уровень развития базовых представлений на улице о безопасном поведении у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
- Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стеркина Р.Б Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.
- Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М.: «Просвещение»,2010.-140 с.
- Беляева О. М. В добрый путь! Учебно - методическое пособие по формированию у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения. / О. М. Беляева. -М. : ИД «Цветной мир», 2013. -96. илл.
- Белявская Г.Д. «Учим правила дорожного движения». – Волгоград: Учитель,2010.-23 с.
- Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?». – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-12с.
- Григорович Л. «Опасные ситуации в жизни детей» (Москва, «Просвещение», 2001
- Деркунская В.А. А.Г. Рындина: «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. — Москва : Центр педагогического образования, 2012. — 110, [1] с. ил.;
- Иванова А.И. «Ребёнок на улице».– СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 234с.
- Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» -М.: «Сфера», 2011.- 45 с.
- Клочанов Н.И. Технология новых форм взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М.,2015.-10 с.
- Лыкова И.А. «Мир без опасности» - издательский дом «Цветной мир», 2017, 57с.
- Манюрова Г.Х. Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада/авт.-сост.: Г.Х. Манюрова, .В. Мирошниченко. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 28 с.
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы»
- Соболева, В. А. Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / В. А. Соболева. —// Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 379-381.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. –– М.: Компания Спутник+, 2006. — 191с.
- «Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга» / Сост. Саулина Т.Ф. – М.: «Просвещение», 2013.-7 с.
- Федяевская В.М. За безопасность детей на улице: Практ. пособие для воспитателей дет. садов и для родителей / Трансп. упр. Моссовета. Н. и. ин-т гор. транспорта. — [Москва] : Моск. рабочий, 1939. — 32 с.
- Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. — № 366. — С. 139–143.
Интернет-источники
- Глазырина О.Л. «Развитие интеллектуальных конструктивных способностей детей с использованием конструкторов типа LEGO», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2016/03/14/opyt-raboty-po-lego konstruirovaniyu, свободный. – Загл. с экрана.
- Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 962-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70296478/, свободный. – Загл. с экрана.
- Сайт Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения http://www.gibdd.ru/.
Список приложений
- Приложение №1. диагностика сформированности представлений о правилах дорожного движения (методика Г.Х. Манюровой)
- Приложение №2. Анкета для родителей «По развитию у детей дошкольного возраста элементарных представлений о
правилах безопасного поведения на улицах города» - Приложение №3. Перспективный план по развитию элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города.
- Приложение №4. Фотоматериалы
- Приложение №5. Картотека сюжетно-ролевых игр
- Приложение №6. Картотека дидактических игр
- Приложение №7. Картотека бесед
- Приложение №8. Картотека игровых ситуаций
- Приложение №9. Квест – игры
- Приложение №10. Работа с родителями
- Приложение 11. Работа с педагогами
Предварительный просмотр:
Скоробогатова Мария Александровна
Приложение №1
Диагностика сформированности представлений
о правилах дорожного движения
Скоробогатова М.А.., воспитатель
Диагностическая методика Г.Х. Манюровой
Мотивационный критерий
Метод диагностики: индивидуальная беседа.
1. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
-на желтый
-на зеленый*
-на красный
2. Какие виды светофоров бывают?
-для пешеходов*
-для зверей
-для транспорта*
3. У какого светофора два сигнала?
-для пешеходов*
-для зверей
-для транспорта
4. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
-на проезжей части дороги
-на тротуаре
-на специально оборудованной площадке*
5. При перевозке детей в автомобиле, ребёнок должен:
-сидеть в багажнике
-сидеть на переднем пассажирском сиденье
-находится в специальном детском удерживающем устройстве *
6. По какой части дороги должен ходить пешеход?
-по проезжей части
-по тротуару*
-по разделительной полосе
7. Какой стороны тротуара нужно придерживаться при движении пешеходу?
-середины
-правой*
-левой
8. В каком месте можно переходить улицу?
-в любом месте
-там, где есть пешеходный переход*
-нигде
9. Какое транспортное средство можно отнести к общественному?
-грузовик
-жигули
-автобус*
10. Место пересечения дорог – это?
-тротуар
-проезжая часть
-перекресток *
11. Люди, идущие по дороге – это?
-водители
-пешеходы *
-пассажиры
12. Дорожная разметка пешеходного перехода – это?
-тигр
-зебра*
-жираф
13. Что изображено на знаке, где участник дорожного движения может получить первую медицинскую помощь?
-звезда
-круг-крест*
14. Человек, заменяющий светофор – это?
-дирижер
-регулировщик*
-дрессировщик
15. Когда разрешен выход из автобуса?
-когда открылись двери
-автобус остановился, и открылись двери*
-когда водитель махнул рукой
16. Какой машине разрешен проезд на красный сигнал светофора?
-скорая помощь*
-такси
-папина и мамина
19. Какие виды пешеходных переходов вы знаете?
-подземный, наземный*
-водный, подводный
-воздушный, железнодорожный
20. Как надо вести пассажиру в общественном транспорте?
-бегать по салону
-отвлекать водителя разговорами
-сидеть спокойно и держаться за поручни*
Уровни сформированности у дошкольников представлений о правилах дорожного движения
Уровни | Критерии |
Высокий | Дети отвечали на вопросы полно. Показали хорошие знания об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, дороге, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе, улице, дороге. Находили правильные ответы в предложенных ситуациях |
Средний | Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный. |
Низкий | Ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»...

Статья "Формирование навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста".
актуальность проблемы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице...

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста. Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по до...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...
Комплект материалов по формированию представлений о правилах безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с использованием игры
Формирование безопасного поведения на дороге у детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберег...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В рамках системы педагогических наук, весьма важной проблемой является вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Это связано с тем, что у дошкольников не наблюдается психологическая реа...






