Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки.
статья по художественной литературе (младшая группа)
Нравственное воспитание младших дошкольников посредством художественной литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки.
Т.В. Кирилова
МАДОУ "Детский сад №6 "Светлячок"
г. Лесосибирск, Россия
воспитатель
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность нравственного воспитания младших дошкольников посредством художественной литературы, а также представлен опыт работы в реализации данного направления в разных видов деятельности. Автором подчеркивается важность нравственного воспитания в современном мире. В статье подробно рассмотрено влияние художественной литературы на становление личности ребенка, выявлены методы работы в процессе знакомства со сказкой.
Ключевые слова: нравственное воспитание, сказка, младший дошкольник, ДОУ.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания.
На сегодняшний день проблема формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте актуальна, так как возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Еще Т. Д. Ушинский, основоположник русской научной педагогики, писал в своих работах о воспитании, основанном на труде и народном творчестве, придавал огромное значение прививанию детям чувства любви к Родине и своему народу.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играет семья, детский сад и средства массовой информации. Воспитатель, взрослый человек, являются для ребенка образцом, примером для подражания, нравственным ориентиром, так как ребенок, наблюдая за взрослым, перенимает его модели поведения. Воспитателю необходимо всегда помнить, о том, что чтобы правильно сориентировать нравственное развитие ребенка, ему самому необходимо поступать согласно принципам морали, тем самым, подавая пример. Родители являются первыми главными учителями, которые, прежде всего, должны сами поддерживать нравственные ценности. Потому, что у детей нет врожденного понимания нравственных ценностей.
Поэтому необходимо уделять внимание нравственному воспитанию дошкольников, чтобы исключить опасность усвоения ими неправильных шаблонов поведения, исправить которые позже окажется довольно трудно, а порой и невыполнимо.
«Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь», данная поговорка с точностью раскрывает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. То, что мы взрослые заложим в душу ребенка сейчас, откликнется в будущем.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования так же отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Именно поэтому формирование нравственных убеждений, воспитание на основе моральных принципов, изучение индивидуального внутреннего мира каждого ребенка требуют особого внимания со стороны воспитателя. Педагогу нередко помогает использование в воспитательной работе чтения, так как именно через литературные произведения, в частности через сказки, происходит передача жизненного опыта от поколения к поколению, что, в конечном итоге, способствует развитию человеческой цивилизации.
Имея опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста, считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогике. Одним из таких методов является воспитание сказкой.
Например, В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В.А. Сухомлинский).
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает на протяжении всего дошкольного детства. В сказке отражена вся реальная жизнь с злом и добром, счастьем и горем. Сказка развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка, окунают детей в мир необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.
И тем не менее, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из семьи, а значит и из жизни ребенка. Взрослым некогда читать и рассказывать сказки, поэтому дети смотрят мультфильмы, играют с планшетом, сотовым телефоном. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка- это не просто выдумка. Она помогает маленькому человеку понимать окружающий мир и создавать собственный, испытать себя и преодолеть собственные страхи. Сказку можно придумать, нарисовать, обыграть, спеть.
В своей практике, наблюдая за воспитанниками, я обратила внимание, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Как было сказано выше в младшем дошкольном возрасте закладывается формирование и развитие нравственных качеств человека. Понимая важность и значимость сказки в работе с младшими дошкольниками, актуальность этой проблемы, я поставила перед собой
цель: создание условий для воспитания нравственных качеств младших дошкольников через сказки.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- Развивать связную речь, память, воображение, обогащать словарный запас детей.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.
Для реализации поставленных задач использую те сказки, в которых
описывается характер героев как с положительной, так и с отрицательной стороны. Они помогают детям понять нравственные образы героев и давать оценку их поступкам. На практике я знакомлю детей со сказками В.Орлова, М. Пляцковского, Г. Цыферова «Одинокий ослик», «Хрюшка обижается», «Урок дружбы» и др. Поле знакомства со сказкой провожу беседы, предлагаю детям ответить на вопросы по сказке, определяя положительные качества героев.
Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из сказок, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх. Например, таких как: «Дочки – матери», «Больница», «Стройка», «Детский сад». Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию элементов поведения в коллективе.
Усвоению вежливых форм общения способствуют игровые задания: «Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький».
Или в игре «Кого порадовать?» можно учить детей ласково обращаться друг к другу, называя такие слова, как: милый, хороший, родной, любимый, красивый и т.п. После таких игр объяснять детям, что от волшебных, вежливых слов людям становится радостнее.
Подводя итог проделанной работе, чтобы ребёнок вырос человеком с высокими нравственными качествами, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать и моя задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Чтобы нравственное воспитание было более эффективно, я считаю необходимым проводить и пропаганду таких знаний среди родителей, поэтому я провожу для них консультации, например: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребенка»; родительские собрания, выпускаю буклеты: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках и многое другое. Совместно с родителями пополняю библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Пополняю театральный уголок различными видами театра к русским народным сказкам по нашему возрасту.
Делая вывод из вышесказанного, считаю, что цели и задачи, поставленные мною достигнуты:
- Дети учатся понимать смысл сказок;
- Отличают добро от зла, хорошее от плохого, можно или нельзя;
- Дети стали менее застенчивы;
- Происходит взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
Еще И. А. Ильин – известный русский педагог и философ – говорил: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4года. / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М.: Оникс-ХХI век, 2005.
3.В.И. петрова, Т.Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду. -М.: Мозайка-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС
Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС...

Статья: Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй.
Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это, прежде всего, любовь к близким людям, к своей семье, к родным местам, гордость за свою страну, за свой народ и привязанность к те...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 2019-2020 ГОД
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".
Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки»
Цель: формирование социально-нравственных качеств посредством сказки....

Презентация" Воспитание духовно- нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"
Презентация показывает ,как мы применяем сказки в разных видах деятельности детей.Потому что сказки - наши добрые друзья! У них можно научиться доброте, любви к людям и природе, мудрости....

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"
Сказки - это самый доступный пример для детей. Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...
