Картотека дидактических игры Зимующие птицы
картотека (средняя группа)

Кускулакова Гульзия Зарлыковна

Данное пособие представляет собой сборник дидактических игр для детей дошкольного возраста, направленных на развитие экологического сознания и систематизацию знаний о зимующих птицах. Материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию внимания, мышления, памяти и речи детей, а также воспитывать бережное отношение к природе и потребность заботиться о братьях наших меньших. Благодаря играм ребенок сможет лучше запомнить внешний облик птиц, особенности их образа жизни и пищевого поведения, познакомиться с понятием миграции и необходимостью поддержки зимующих птиц человеком. Сборник включает разнообразные упражнения, помогающие разнообразить образовательный процесс и поддерживать высокий уровень детской активности и заинтересованности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igry_zimuyushchie_ptitsy.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие».

Цель: классификация перелетных и зимующих птиц.

Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображена зима, с другой - лето, условно обозначающие зимующих и перелетных птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на зиму, ребёнок называет какую-либо зимующую птицу, если на лето- перелетную.

Дидактическая игра «Голоса птиц»
Дети отвечают на вопросы взрослого, воспроизводя соответствующие звукоподражания - голоса птиц.

 Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!») 
Как поет соловей? (
Соловей щелкает: «Тёх-Тёх») 
Что делает воробей? (
Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!») 
Что делает кукушка? (
Кукушка  кукует: «Ку-ку! Ку-ку!) 

Дидактическая игра «Каждой птице свое место»

Цель: Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих, болотных птиц, пользуясь сведениями полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т.д.), свидетельствует определенному образу жизни, повадкам.

Ход: Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц. Воспитатель, читая о птице, не называет ее. Дети должны определить, о какой птице идет речь.

Дидактическая игра «Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Например: Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.

Дидактическая игра «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Ход игры: Дети выбирают из предоставленных картинок те, на которых изображены зимующие птицы.

Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве?»

Цель: учить называть существительные родительного падежа множественного числа.

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон и т.д.

Дидактическая игра «Какой птички не стало?»

Цель: учить называть существительные родительного падежа единственного числа, развивать память.

На доске – четыре-пять картинки с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Дидактическая игра «Веселый счёт  птиц»

Цель: учить согласовывать   числительные  с 

 существительным.

 Например: Один  воробей,  два  воробья,  три  воробья,  четыре 

воробья, пять  воробьёв.

Первая  ворона,  вторая  ворона,  … ,  пятая  ворона;

первый  голубь,  второй  голубь,  … ,  пятый  голубь.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка)'; петух, индюк, курица, ворона (ворона)'; журавль, аист, цапля, грач (грач).

Дидактическая игра «Один-много»

Цель: согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Например:

Грач — грачи — грачей,

птица — птицы — птиц,

стриж — стрижи — стрижей,

аист — аисты — аистов,

жаворонок — жаворонки — жаворонков,

скворец — скворцы — скворцов,

трясогузка — трясогузки — трясогузок,

журавль — журавли — журавлей,

гусь — гуси — гусей,

утка — утки — уток,

селезень — селезни — селезней,

ласточка — ласточки - ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — кукушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц»

Цели: развивать память, внимание, операцию обобщения; воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Материалы: карточки с изображением перелетных и зимующих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.

Дети должны разделить птиц по группам, поместить около кормушки зимующих птиц, рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает фишку. Дети выполняют игровую роль защитников природы.

Дидактическая игра «Подбери  признак»

Цель: Учить подбирать признак к существительному.

ворона   (какая?)   –   …, 

голубь    (какой?)    –   …,

снегирь   (какой?)   –  …, 

синица   (какая?)   –   … .

Дидактическая игра «Каждую птицу на свое место»

Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали нарисованы: орел, журавль, гусь. Несколько предметных картинок с изображением хищных (коршун, сова), водоплавающих птиц (лебедь, утка), птиц, живущих на болоте (цапля, аист).

1. Играющие выбирают карточку с изображением птицы, называют ее, выбирают для нее место в таблице, объясняют, почему поместили именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».

2. Педагог раскладывает все картинки в ячейки таблицы, специально делая ошибки. Дети должны найти эти ошибки и  объяснить их.

Дидактическая игра «Птицы, звери, насекомые»

Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формировать желание больше знать о родной природе.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — воробей, голубь, дятел; в среднем — оса, лиса, стрекоза; в нижнем — волк, бабочка, снегирь.

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмотреть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ, играющий получает фишку.

Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

 Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь.)

Кого в таблице больше: зверей или насекомых? (Больше зверей.)

На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.)      .

Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с рядом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все эти животные летают.)

Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбце изображены птица, зверь, насекомое.)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному формированию имен существительных и употреблению имен прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.
Например: птенец — птенчик, перо — перышко,

 голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

жаворонок - жаворонушек,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка, журка,

трясогузка — трясогузонька,

аист — аистенок, цапля — цапелька.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель
: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий.

Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.

Дидактическая игра «Сложи птицу из частей»

Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление; воспитывать, усидчивость, терпение, целеустремленность.

Ход: Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.

Дидактическая игра

«Продолжи предложение, найди причину»

 Цели: развивать логическое мышление, речь, аналитическую деятельность, воспитывать интеллектуальные чувства.

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что …

Зимой погибло много птиц, потому что …

Первыми осенью улетают на юг птицы,  которые питаются насекомыми, потому что...

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что …

Яички самка или самец высиживает в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что...

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что...

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что...

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что...

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что...

Все люди любят слушать соловья, потому что...

К весне птенцы клеста уже подросли, потому что...

Курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что...

Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что...

В этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что...

Дидактическая игра «Найди маме птенца»

Цели: развивать память, умение сравнивать; совершенствовать грамматический строй речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правильно позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели. Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.

Грач — грачонок — грачата.

Аист — аистенок — аистята.

Стриж — стрижонок — стрижата.

Журавль — журавленок — журавлята.

 Кукушка — кукушонок — кукушата.

Лебедь — лебеденок — лебедята.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение слушать педагога внимательно.

Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствующее понятие, обозначающее, как кричит птица.

Пример: Ворона – «кар-кар»  –  она  каркает.

 Гусь — гогочет.

Утка — крякает.

Курица кудахчет.

Петух — кукарекает.

ыпленок — пищит.

Индюк — балаболит.

Кукушка — кукует.

Ворона — каркает.

Ласточка — щебечет.

Соловей — заливается, свистит, щелкает.

Журавль — курлычет. Жаворонок — звенит. Грач — кричит «гра».

Дидактическая игра «Скажи какая? Какой?»

Цель: формировать умение подбирать определения.

- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)

- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая.)

- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая.)

Дидактическая игра «Собери птичку»

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит  каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Логическое упражнение «Какое слово потерялось».

Скажите ребенку: “В букваре у первоклашек были написаны предложения, но злой Буквоед  украл несколько слов. Помоги вернуть слова на место — догадайся, какой слово украл Буквоед.”

У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)

Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)

У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)

У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)

У человека две руки и две ноги, а у птицы …

Речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?» (по Н.Ф. Виноградовой)

В понедельник в нашу столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом. Догадался, кто?

В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они клевали ягоды рябины. В пятницу в столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белый, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Кто побывал в птичьей столовой? 

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

 Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

Логическая задача  для детей «Покорми птиц»

(автор – О. А. Анищенко)

Материал: миска с пшеном, столовая ложка, три картинки зимующих птиц (синицы, воробья и голубя).

Покажите ребенку картинки или игрушки трех зимующих птиц и  предложите их покормить. Насыпьте сами или попросите ребенка насыпать две ложки пшена синичке, две ложки пшена воробью и четыре ложки пшена голубю. Насыпайте пшено горкой – это очень важно! У Вас на столе получится три горки пшена. Спросите, где пшена больше? Почему? Затем кучку пшена для синички рассыпьте тонким слоем на поверхности стола.  У кого теперь пшена больше – у воробья или у синички (высокая кучка пшена занимает на столе небольшую площадь, а рассыпанное тонким слоем по столу пшено занимает гораздо большую площадь, что вызывает трудности у детей). Спросите, почему малыш так считает. Сравните кучку пшена для синички с кучкой пшена для голубя. Какая из них больше? Как это можно проверить? (Нужно измерить, сколько ложек).

Игра на внимание «Птицы»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, воспитывать умение не мешать другим во время игры; внимательно слушать и реагировать на слова взрослого.

Ведущий называет разных птиц, а если скажет что-то  другое, дети должны хлопать в ладоши. Ошибающийся выбывает.

Прилетели птицы:           Чибисы, чижи,

Голуби, синицы,               Галки, стрижи,

Мухи и стрижи...              Комары, кукушки…

Прилетели птицы:           Прилетели птицы:

Голуби, синицы,               Голуби, синицы,

Аисты, вороны,                 Галки и стрижи,

Галки, макароны...,         Чибисы, чижи,

Прилетели птицы:           Аисты, кукушки,

Голуби, куницы...             Даже совы-сплюшки,

Прилетели птицы:           Лебеди и утки.

Голуби. Синицы,              И спасибо шутке!

Дидактическая игра «Угадай  птицу  по  описанию».

Цель: узнавать знакомых птиц по описанию. Закрепить умение выполнять правила игры

Я  сегодня  видел  на  улице  птицу:  маленькая,  грудка  розовая,  сидит  на  ветке  как  яблочко.  Кто  это?(Снегирь)

Дидактическая игра «Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.

Дети рассматривают изображение одной птицы. Педагог предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

Дидактическая игра «Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Зимующие птицы», набор графических схем.

Педагог предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

 Дидактическая игра «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны - (крупное)
У вороны клюв большой, а у воробья - .
У воробья хвост короткий, а у вороны - .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - и т.д.

Дидактическая игра "Угадай по описанию"
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель - научить составлять описательный рассказ. 

Дидактическая игра «Подбери признак».
Воробей (какой?) – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый, удалой, коричневый, маленький и др. (голубь, ворона, снегирь, синица и др.).


Дидактическая игра «Чем же надо кормить птиц?»
Цель: Упражнять в употреблении сущ. в творит. Падеже.
Я кормлю синицу салом.
Я угощу…
Я дам….
 

Дидактическая игра «Угощение для птиц»
Детям предлагается из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дополнить список самим.
1.Рябина.                      5. Ржаной хлеб       9. Пшено
2.Макароны                  6. Белый хлеб        10. Гречн. каша
3.Семечки.                    7. Шокол. Конфеты    11. Сало
4.Ягоды шиповника     8. Яблоко               12. Сырое мясо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная игра "Зимующие птицы"

Данное электронное пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста и используется в непосредственно образовательной деятельности по "Ознакомлению с окружающим миром", так и в совместнойдея...

Дидактическая игра "Зимующие птицы"

Интерактивная дидактическая игра о зимующих птицах. Цель игры- расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц....

Квест-игра "Зимующие птицы"

Конспект игры направлен на углубление знаний детей о птицах (о повадках, о внешнем виде и т.д.)...

Дидактические игры "Зимующие птицы"

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Зимующие птицы"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности занятия в форме игры "Зимующие птицы"

Конспект по развитию элементарных математических представлений на тему "Зимующие птицы"...

Интерактивная игра "Зимующие птицы"

Инерактивная игра "Зимующие птицы" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Цель: закрепить умение находить и называть зимующих птиц....