ПРОГРАММА родительского клуба «Дочки-сыночки»
рабочая программа

Астапова Марина Витальевна

ПРОГРАММА

родительского клуба

«Дочки-сыночки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_dochki-synochki.docx67.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

ПРОГРАММА

родительского клуба

«Дочки-сыночки»

Автор-составитель:

Астапова М.В.

воспитатель

 

г.  Нижневартовск, 2024

 Паспорт программы

Наименование программы

«Дочки-сыночки» программа родительского клуба в усло- виях ДОУ

Цели программы

  • Сохранение психологического и социального здоровья детей дошкольного возраста.
  • Помочь родителям осознать ответственность за воспи- тание своих детей.
  • Способствовать установлению сотрудничества детско- го сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и разви- тия детей дошкольного возраста.

Задачи программы

  • повышать психолого-педагогическую культуру роди- телей;
  • выявлять и распространять положительный опыт се- мейного воспитания;
  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку родите- лям в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отноше- ний между родителями и коллективом ДОУ

Автор программы

Воспитатель: Астапова Марина Витальевна

Направление деятельности программы

Оказание психолого-педагогической помощи и поддерж- ки родителей в вопросах воспитания дошкольников

Сроки реализации программы

Учебный год (с сентября по апрель)

Участники программы

Родители детей от 3 до 4 лет

Ожидаемый результат

  • повышение уровня педагогических знаний и умений;
  • устанавливание доверительного отношения между кол- лективом МАДОУ и родителями.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КЛУБА

«Дочки-сыночки»

Цель:

  • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • помогать родителям рассматривать процесс образования как непре- рывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологиче- ских закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребно- стей малыша;

Задачи:

  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспита-

ния;

  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осущест-

влении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

  • содействовать сплочению родительского коллектива с целью преду- преждения межличностных конфликтных ситуаций;
  • способствовать установлению доверительных отношений между ро- дителями и детским садом.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положе- ния о работе клуба.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

«ДОЧКИ-СЫНОЧКИ»

Общие положения:

  • Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родите- лей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
  • Основными принципами работы клуба «Дочки-сыночки» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
  • Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги ДОУ.
  • Непосредственным руководителем Клуба является педагог ДОУ.
  • Клуб «Дочки-сыночки» осуществляет свою деятельность в соответст- вии с настоящим положением.

Основные направления деятельности клуба «Дочки-сыночки»:

  1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
  2. Выявление и распространение положительного опыта семейного вос- питания.
  3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Права и обязанности участников клуба «Дочки-сыночки» Родители – члены Клуба имеют право:

  • на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

ма; тей;


  • получение практической помощи в организации занятий с детьми до-

  • высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания де-

  • давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным

вопросам;

  • участвовать в планировании работы Клуба.

ДОУ имеет право:

  • на выявление, изучение и распространение положительного опыта се- мейного воспитания;
  • внесение корректировки в план работы клуба «Дочки-сыночки» в за- висимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего за- седания и др.

ДОУ обязано:

  • планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей дан- ного дошкольного возраста;
  • предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

Родители – члены Клуба обязаны:

  • уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образо- вания детей;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
  • принимать активное участие в заседаниях Клуба.

Организация деятельности клуба «Дочки-сыночки»

Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного уч- реждения.

  • Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей.
  • Заседания проводятся 1 раз в 3 месяца. Продолжительность 60 мин.
  • На итоговом заседании клуба «Дочки-сыночки» обсуждаются резуль- таты работы, ее эффективность.

Формы организации работы клуба «Дочки-сыночки»:

  • круглый стол;
  • психологические тренинги;
  • практикумы;
  • решение педагогических ситуаций;
  • обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

Административная поддержка деятельности клуба «Дочки - сыночки»

Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: вы- деление помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

  • Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необхо- димости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
  • Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
  • Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая не- сколько функций:

  • коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
  • личностно ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресур- сов родителей;
  • содержательную – направленную на решение проблем;
  • инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа ре- альных ситуаций, сформировать умения коллектив ной творческой деятельно- сти, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
  • умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Условия работы Клуба

Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:

  • при формировании группы необходимо учитывать интересы участни- ков; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;
  • занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 че- ловек;
  • желательно, чтобы занятия проводили одновременно два педагога;
  • желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, не- обходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
  • занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответ- ствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных

стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;

  • для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
  • также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;
  • для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) не- обходим стол.

Построение плана-программы клуба «Дочки-сыночки»

Данная программа состоит из 3 встреч, цель которых – дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей дошкольного воз- раста. Каждая встреча рассчитана на 1 час, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На заня- тиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба:

  • предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родите-

лей;


  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии,

лишенной формализма и рутины;

ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источни- ком информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты все- ми членами группы.

Содержание программы:

I этап – организационно-подготовительный

  • изучение методической литературы и составление картотеки по про- блеме;
  • определение целей и задач, направленной деятельности;
  • формирование нормативно- правовой базы;
  • определение ожидаемых результатов;
  • проведение исследований среди родителей и детей.

II этап – основной, работа с родителями.

Формы организации семейного клуба:

  • -семинары-практикумы,
  • тренинги,
  • развлечения, досуги,
  • лекции, круглые столы,
  • решение педагогических ситуаций,
  • видеопросмотры.

Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или

преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмо- циональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДО

Вторая младшая группа

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Тема: « Роль мамы в жизни ребенка»

-Обращение к родителям (информация о клубе, его целях, за- дачах, планах).

-Беседа «Характеристика типов семейного воспитания».

-Знакомство с нормативно-правовой базой семьи (Закон «Об образовании РФ», Семейный кодекс, Конвенция о правах ре- бенка).

-Дискуссия «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка».

-Рефлексия

Январь

Тема: « Правила в жизни ребенка»

-Рисуночное упражнение (взрослым предлагается изобразить в виде метафоры свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребенок готов «свести с ума»; обсуждение результатов).

-Решение педагогических ситуаций.

-Игровое упражнение «Пойми меня».

-Обсуждение памятки.

-Рефлексия.

Апрель

Тема: « Секреты психологического здоровья».

-Дискуссия «Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка».

-Практическая часть: тест тревожности (А. Захаров);

-Рисунок родителей «Страшная история» – комментарии пси- холога;

-Психологический сонник.

-Рефлексия.

Перспективное планирование работы с родителями (законными представителями) воспитанников от 3 до 4 лет

Сентябрь

  1. Оформление родительского уголка по теме «День знаний».
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: инди- видуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов.
  3. Информирование родителей о факторах, влияющее на физическое здо- ровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения).
  4. Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.
  5. Фоторепортаж «Воспоминания о лете».

Октябрь

  1. Оформление родительского уголка «Осень».
  2. Консультация на тему «Наблюдаем вместе с детьми» (Наблюдения за сезонными изменениями в природе.)
  3. Рекомендации родителям по домашнему чтению.
  4. Беседа с родителями о том, как образ жизни семьи воздействует на здо- ровье ребенка.
  5. Знакомство детей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
  6. Консультация на тему «Профилактика простудных заболеваний и гриппа»
  7. Родительское собрание «Здравствуй детский сад!».
  8. Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.
  9. Клуб «Роль мамы в жизни ребенка».

Ноябрь

  1. Оформление родительского уголка «Осень». Конкурс поделок из осен- них листьев «Очарование осени».

Цель: Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

  1. Консультация для родителей: «Режим дня и его значение. Создание ус- ловий дома для полноценного отдыха и развития детей».
  2. Анкетирование «Мой ребёнок»
  3. Проблемный круглый стол «Потребность в безопасности – базовая по- требность ребёнка»
  4. Осенняя ярмарка

Декабрь

  1. Памятки «Безопасность в вашем доме».
  2. Досуг «Правил дорожных на свете не мало».
  3. Оформление родительского уголка по теме «Новогодний праздник».
  4. Привлечение родителей к подготовке новогодней елки (разучивание с детьми песен и стихов, изготовление новогодней атрибутики, елочных украше- ний, карнавальных костюмов).
  5. Консультация «Зимние игры и развлечения».
  6. Фотовыставка «Движение-жизнь!»
  7. Конкурс поделок «Ёлочные украшения ».

9. Консультация «Безопасность детей в праздничные дни».

Январь

  1. Оформление родительского уголка по теме: «Зима».
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
  3. Рекомендация родителей по домашнему чтению (рассказы, стихи о ди- ких животных, птицах).
  4. Рекомендации родителям, касающиеся активного зимнего отдыха с детьми (катание на санках, коньках, лыжах, прогулки, подкармливание зимую- щих птиц) и формирующие навыки безопасного поведения во время отдыха.
  5. Фотовыставка «Нам праздник чудесный зима принесла».
  6. Клуб «Правила в жизни ребенка».
  7. Консультация «Меры по профилактике гриппа».

ва».

та».


Февраль

  1. Оформление родительского уголка по теме: «День защитника Отечест-
  2. Родительское собрание «Роль игры в жизни детей дошкольного возрас- Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заин-

тересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосно- вывая их.

  1. Привлечение родителей к подготовке праздника «День защитника Оте- чества» (разучивание с детьми песен и стихов, изготовление праздничной атри- бутики).
  2. Обсуждение с родителями проблем развития игровой деятельности де- тей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведе- ния.
  3. Консультация «Физкультура».
  4. Выставка: «Валентинка с сюрпризом» (для родных руками ребёнка).

Март

  1. Оформление родительского уголка по теме: «Международный женский день».
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
  3. Рекомендация родителям по домашнему чтению.
  4. Консультация «Поговори со мною, мама».

Цель: Дать родителям знания о важности проведения с ребенком совме- стных минут общения.

  1. Выставка «Мастера и мастерицы».
  2. Создание стенгазеты «Мамочка моя любимая!».

Цель: Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисун- ками, добрыми пожеланиями

Апрель

  1. Оформление родительского уголка по теме: «Весна».
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
  3. 27 марта – День театра. Проект «Сказка для всех».

Цель: Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание участво- вать в совместной театральной деятельности.

  1. Оформление родительского уголка по теме: «Весна».
  2. День смеха. Наглядная информация: от детей «Смешная газета!»,

«Смешинки от детей!» (подбор смешинок, случаев, фото и т.д.)

  1. Консультация «Правовое воспитание».

Цель: Познакомить родителей с Декларацией прав ребёнка, Всеобщей Декларацией Прав человека, дать знания о правовом воспитании детей.

  1. Клуб «Секреты психологического здоровья»

Май

  1. Оформление родительского уголка по теме: «День победы».
  2. Беседа с родителями о том, как предупредить весенний авитаминоз.
  3. Рассказать как повзрослели и чему научились наши дети за этот год.
  4. Индивидуальные консультации.
  5. Консультация «Безопасность ребёнка у водоёмов».
  6. Творческая мастерская «Народные мастера»: виртуальная экскурсия

«Изделия дымковского промысла», лепка из глины.

  1. Родительское собрание «Стали мы на год взрослее»

ду.


Июнь

  1. Оформление папки-передвижки «Лето ».
  2. Обновление стенда: информация для родителей: игры, наблюдения.
  3. Индивидуальные беседы по разделам диагностики.
  4. Выставка книг «Эти книги мы читаем дома».
  5. Конкурс на лучший летний головной убор.
  6. Фоторепортаж о ходе летней оздоровительной компании в детском са-

Июль

  1. Оформление папки-передвижки: «Витамины на грядке».
  2. Обновление стенда: информация для родителей: игры, наблюдения.
  3. Индивидуальные консультации
  4. Консультация «Раз в году. Как отпраздновать день рождения ребенка»

Август

  1. Обновление стенда: информация для родителей: игры, наблюдения.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Консультация «Об особенностях питания детей летом».
  4. Консультация «Использование природных факторов для закаливания детей летом».
  5. Консультация «Игры для непосед».

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

(конспекты занятий)

           Занятие 1. РОЛЬ МАМЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА        

Цель: содействовать осознанию родителей своей роли в развитии ребен- ка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального благополучия семьи.

Задачи: раскрыть особенности влияния родителей на психическое разви- тие детей раннего возраста; определить разницу

отцовского и материнского воспитания; помочь родителям лучше понять своего ребенка; выработать эффективные навыки взаимодействия с ребенком раннего возраста.

Ход занятия

  1. Вступительное слово.

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас,

– о наших детях. Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в само- стоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в пси- хическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрос- лыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребенка принадле- жит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми: и педагогами, и родителями – должны установиться дружеские, теплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.

  1. Игра «Давайте познакомимся».

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустой- чивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксиро- ваны и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому роль роди- телей в эмоциональном состоянии ребенка огромна. Чем же отличается мате- ринская психология от отцовской? В чем разница между материнским и отцов- ским воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако с эволюционной точки зрения функция матери со- стоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве. Плюс к этому добавляют- ся социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребенком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребенка (кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечи- вает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на про- тяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую лю-

бовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец ви- дит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию соци- ального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать пре- доставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально- полезных целей и идеалов.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способно- сти. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные ха- рактеристики детей, а авторитарная мать – отрицательное. Поведение родите- лей играет важную роль в развитии самооценки ребенка. Если родители отно- сятся с уважением к ребенку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребенок чувствует собственную ценность, значимость. В то время как хо- лодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эф- фекту.

1.  Методика «Ладошка» (изучение межличностных связей в семье).

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые ино- гда даже способны вытеснить теплое, сердечное отношение к ребенку). Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ре- бенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка.

Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением тан- цевать, рассказать стихотворение – все это несвойственно для большинства со- временных отцов.

В наши дни любовь родителей к ребенку чаще всего выражается в покуп- ке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что по- ощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенку по имени, констатация его дейст- вия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие по- вторялось чаще, интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребенка – их можно адре- совать лишь отдельным его действиям. Так следует говорить не «ты плохой (я)», а «ты плохо сделал (а)».

Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания - преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит де- лать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родитель- скую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого»

поведения (в отличие от матери), низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представ- ление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и уме- ний.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляци- онности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ма- лыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и в конечном счете он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.

4. Тест «Какой Вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказыва- ет существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего обще- ния. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец.
  2. Ты способный, у тебя все получится.
  3. Ты невыносим.
  4. У всех дети, как дети, а у меня…
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя все не так.
  7. Сколько раз тебе повторять.
  8. Какой ты сообразительный.
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

балл.


Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то начислите себе 1

Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то начислите себе 2

балла.

Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов. Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонима- ние. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследова- тельный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов. Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.

  1. Игра с мячом «Добрые слова» (родители поочередно называют лас- ковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка).
  2. «Социальное развитие ребенка в семье, или Выходной с малы- шом» (консультация).

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выход- ных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговором. В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям еще слишком трудно пере- ключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на не- упорядоченную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые? В результате появляется тот самый «тяжелый понедельник». Кроме того, не всем детям удается адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и его потребности. В эти дни ро- дителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых, им нужно ус- петь переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во- вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребенка, погулять и поиграть с ним – словом, соблюдать привычный для малыша режим дня, кото- рый, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребенка. Как проходит выходной день в семье с трехлетним ребенком? Утром малыш просыпается, как правило, раньше родителей (многие дети 2-3 лет продолжают по младенческой привычке просыпаться очень рано – иногда в 5-6 часов утра). Сонная, раздраженная мама сначала пытается уговорить его «еще капельку по- спать», но безрезультатно. Папа спит. Мама все-таки встает, и начинаются ут- ренние хлопоты: она одевает, умывает, кормит ребенка, моет посуду, готовит завтрак и обед для взрослых, может включить стиральную машину или пыле- сос… Папа спит.

После завтрака ребенка отправляют или к игрушкам, которые еще не мо- гут надолго его занять, или к телевизору смотреть мультфильмы. Общение ма- мы с ребенком утром выходного дня сводится к минимуму, ограничивается ко- роткими распоряжениями: «Дай руку, не эту, другую!.. Когда же ты сам нау- чишься одеваться?.. Ешь скорее. Не возись. Поел, иди, не мешай, посмотри мультики».

А ведь от того, с каким настроением начинается день, зависит и то, каким он будет. Поэтому встретьте проснувшегося малыша улыбкой, приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянувшему в окно солнышку, поговорите на доступные темы, попросите «помочь» застелить постель (например, подержать подушку,

разгладить покрывало), а потом предложите разбудить игрушки – это и ребенка займет, и вам даст свободную минуту.

Соблюдение режима дня для детей третьего года жизни необходимо. Все мероприятия следует планировать с учетом этого режима. Поэтому, если обыч- но в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в вы- ходной день это время он тоже должен провести на свежем воздухе. Сходите с ним в парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на детской пло- щадке во дворе. Там он может поиграть с песком, пообщаться со сверстниками (с ними можно организовать какую-нибудь несложную подвижную игру). А вот

«таскать» малыша с собой на рынок или по магазинам не стоит – кроме утом- ления и совершенно ненужной инфекции, он ничего там не получит.

Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк аттракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это уже можно делать, но очень важно правильно рассчитать время и соразмерить объем новых впечатле- ний с возможностями маленького ребенка. Главное правило: любые развлече- ния, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возмож- ны только в первый выходной день, чтобы в воскресенье малыш успел успоко- иться и войти в прежний ритм жизни. Помните, что подобные мероприятия (поход в зоопарк, парк) стоит проводить в утреннее время, чтобы ребенок не был перевозбужденным к вечеру. Кроме того, не стоит забывать, что внимания ребенка раннего возраста хватает лишь на 20 минут, но при условии, если мама объясняет ему все происходящее. Все свои впечатления ребенок должен «пере- варить», и мама должна ему в этом помочь, вспоминая вместе с ним, что он ви- дел, делал и т.д.

Во второй половине дня стоит отдать предпочтение спокойным занятиям. Почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской площадке или в парке. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажи-

те на ночь сказку.

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг ос- тавил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психо- логов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда; длительный просмотр телепередач в этом возрасте приво- дит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, со- провождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельно- сти нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которы- ми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, еще не сформировавшейся психике.

Если же вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, со- блюдайте следующие правила:

До 2-2,5 лет ребенку нельзя (!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше и позже) – не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она должна про- говаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это де-

вочка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот Зайка пришел, просит ша- рик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала Зайке шарик…»

Такой пересказ необходим, потому что двух-трехлетний малыш не успе- вает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.

  • Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
  • Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, бо- лее осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка- квакушка…»; для этого полезно иметь любимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть их по нескольку раз (не в один день, конечно).
  • Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована де- тям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете пе- редачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно смотреть только первую часть передачи, мультфильм запи- сывать, а просматривать его в другой день.
  • Если вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от про- смотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знако- мую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.

Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешай- те смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без вашего ведома. Мало ли что он увидит!

День, наполненный событиями, утомляет малыша. Многие родители ду- мают, что уставший ребенок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеется и, даже зевая во весь рот, не может уснуть.

Привычный режим дня, приятные, понятные ребенку события, постоян- ный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание роди- телей, их ласка сделают общение родителей с ребенком настоящим праздни- ком.

7. В качестве решения собрания родителям выдаются памятки.

Общение с малышом должно всегда носить позитивный характер. Роди- тели должны оказывать ребенку психологическую поддержку в любой ситуа- ции.

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, та- кие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний,
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию (сочувствие) к нему.
  14. Демонстрировать оптимизм в момент неудачи.

         Занятие 2. ПРАВИЛА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА        

Цели: познакомиться с родителями, привлечь их внимание к проблемам детско-родительских отношений; установить партнерские отношения в вопро- сах воспитания и развития детей через работу клуба «Дочки – сыночки».

Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей, дать информацию о работе Клуба; познакомить родителей с их правами и обязанно- стями по отношению к детям (на основе нормативно-правовой базы); помочь родителям сформировать демократический стиль взаимоотношений с детьми через знакомство с типами семейного воспитания; ознакомить с приоритетны- ми направлениями и перспективами развития семейной политики города.

Подготовка: оформление плакатов с высказываниями известных педаго- гов, анкетирование родителей «Стиль семейного воспитания», изготовление приглашений, памятки «10 заповедей родителей», изучение нормативно- правовой базы.

Образец приглашения

Ход занятия

Перед началом занятия родителям предлагается игра-знакомство «Исто- рия имени», цель которой познакомить родителей друг с другом, создать эмо- ционально-положительный настрой.

  1. «История имени».

Участники по очереди рассказывают, каким образом они получили свое имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии.

  1. Обращение к родителям (информация о клубе «Дочки-сыночки»). Создание родительского клуба представляет собой попытку передать ро-

дителям опыт осмысленного отношения к детям. Здесь будет осуществлена практика совместного участия в психологическом и нравственном становлении тех, кто от нас зависит, практика извлечения уроков из обыденной жизни.

Этот клуб создан для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не лю- буется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью. Это клуб для любящих родителей, отдающих сердце и душу воспитанию детей.

Наши дети – это наши надежды и будущее, это наше бессмертие. Имея детей, мы не умрем бесследно: наши дети продолжат нас в будущем.

Однако дети – это не только наша радость и счастье, но и наша боль и тревога. Ведь нужно не только родить ребенка, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком. А это дело длительное и сложное.

Ребенок не может стать личностью в изоляции от людей, ему нужно нау- читься быть человеком в общении с людьми, в первую очередь с родителями!

Многие родители воспитывают своих детей так, как принято в ближай- шем окружении, как воспитывали их самих, как делают их знакомые, соседи. Такая самодеятельность зачастую заканчивается печально.

У волка вырастают только волки, у тигра – тигры, у змеи - змеи, а вот у человека в результате неправильного воспитания может вырасти и волк, и тигр, и змея в человеческом облике.

Мы надеемся, что наш клуб поможет родителям приобрести нужные зна- ния о психологии ребенка, об основных правилах воспитания детей. Мы помо- жем вам научиться видеть и находить верное решение возникшей проблемы в тех или иных обстоятельствах.

Мы надеемся, что посещение клуба «Дочки-сыночки» будет не только полезным, но и интересным. Многие родители узнают много нового о самих себе.

  1. «Крупицы мудрости».

Знаменитый педагог В.А. Сухомлинский говорил (обратить внимание на плакаты в зале) «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от того в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не- известной пылинкой… Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человече- ском – воспитывай своих детей».

1) Знакомство родителей с типами семейного воспитания.

«Наседки». При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы и мамы выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы, проверяя, благополучно ли разогрет суп, понравился ли десерт, сколько раз покушал. Они беспокоятся о каждой мелочи, привносят в жизнь ребенка постоянную суету и ощущение назойливой опеки. Чаще всего от такой опеки страдают единственные и младшие дети.

Как с этим бороться? Развивать в ребенке самостоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.

«Экспериментаторы». Придерживаются принципа «ты все должен де- лать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод: «А вот я в твои годы…», стремясь подготовить своих отроков встретить все превратности судьбы. Такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их неокрепшие плечи- ки непосильный груз взрослых забот, отчего те чувствуют себя скорее подав- ленными, чем самостоятельными. Перевоспитать таких мам нелегко. Такие де-

ти чувствуют себя лишенными родительской любви. В дальнейшем перегрузка скажется на физическом и психическом состоянии ребенка.

«Мечтатели». Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или пытаются вылепить из него свою точную копию. Всю свою жизнь и жизнь ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое другое отклонение или увлечение сына или дочери. Таким образом, родители ломают волю ребенка, ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли.

«Неудачники». У таких родителей ностальгия по тому времени, когда дети были маленькими, послушными. Они постоянно вспоминают прошлое, считают себя неудачниками и прогнозируют, что их детей ждет такая же за- урядная участь.

«Преуспевающие». Антипод родителей-неудачников – тип занятых биз- несменов, добивающихся своих целей. У них есть все для комфортно обустро- енной жизни, кроме времени на своих детей. Они редко разговаривают со своими детьми по душам, не играют с ними, перепоручают их нянькам, бабуш- кам. Они даже не догадываются, что во всем изобилии игрушек, одежды и сла- достей их ребенок абсолютно несчастен.

  1. Знакомство родителей с результатами анкетирования по изучению стиля воспитания в семье (обсуждение «+» и «—» каждого стиля).
  2. Десять заповедей родителей (раздается как памятка):
  3. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, помоги ему стать со-

бой!


  1. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.
  3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горь-

кий хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

  1. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше твоей.
  2. Не унижай!
  3. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а мучь, если можешь, но не делаешь.
  4. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.
  5. Умей любить чужого ребенка, не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  6. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Нормативно-правовая база семьи (знакомство с Законом «Об образова- нии РФ», Семейным кодексом РФ, Конвенцией о правах ребенка).

         Занятие 3. СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ        

Цели: изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; по- будить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи: выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений

«ребенок – взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для раз- решения проблем; улучшить рефлексию взаимоотношений с ребенком.

Оборудование: бланк теста «Воспитательная позиция»; таблица факто- ров, влияющих на психологическое благополучие ребенка в семье.

Ход занятия

  1. Приветствие.

Участники группы бросают друг другу мяч и называют качества, необхо- димые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

  1. Вступительное слово психологическом здоровье (психологической безопасности).

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополу- чие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ). Нервно- психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизил- ся, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родите- лей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удов- летворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, оз- лобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Запись на доске или плакате:

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, ка- кая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

Л. Н. Острогорский

Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существо- вавшее до сих пор.

Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет ин- дивидуальные возможности, способности, черты характера и т.д.

Каждый человек проходит свой путь развития. Выделим, например, сле- дующие этапы развития:

0-3 года; 3-5 лет; 6-10 лет; 11-14лет;15-17 лет.

  1. Практическое задание для родителей.

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?

Чему Вы научились?

(В конце работы обсудить результаты) (См. ниже плакат)

Таким образом, на разных этапах формирования на личность влияют близкие люди (члены семьи) и социум (учителя, друзья). И насколько удовле- творены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном эта- пе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак

«+». Если нет, то «-». Запись на доске или плакате:

№ п/п

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Да

Нет

1

Планирование беременности

2

Ожидание ребенка определенного пола

3

Постоянство материнской заботы

4

Режим питания

5

Наказание

6

Поощрение

7

Стиль воспитания в семье

8

Порядок рождения ребенка в семье

9

Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

  1. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разной группой крови».

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от ро- дителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери обра- зуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать как: первая (О), вторая (А), третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови. Большинство детей этой группы ласковы и по- слушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испыты- вают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни, гораздо более важную, чем в более старшем. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой – ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечта- тельность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы – это проявление раннего эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о дру- гих. Ругая ребенка, нужно дать ему понять, что ваше отношение продиктовано

исключительно заботой о нем, что он любим. Воздействовать на эмоциональ- ную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взы- вать к его логике.

Вторая группа крови. Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными. Их характерная особенность – повышенная внимательность как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Боль- шинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы и пассивны. По- степенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угож- дать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей – помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может по- дорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаме- нимыми помощниками коррекции поведения таких детей. Убеждение - вот главный подход к такому ребенку.

По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но, занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребен- ка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они дос- тавляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, крики, наказания – либо бесполезны, либо приводят к обрат- ному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за од- но и то же, чтобы «дошло до сознания». Дети с ранних лет способны хладно- кровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окру- жающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма отно- сятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведе- ния в обществе. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдерж- ка.

Четвертая группа крови. Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъясни- мый страх перед людьми. Причем у одних детей это заметно, у других прини- мает форму покорного послушания. Они также редко настаивают на чем-то, че- го-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внима- ние, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать нака- заниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отру- гать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него

много здравого смысла – он вас поймет. Взывайте также к его чувству справед- ливости, которое у него очень развито.

  1. Исследование: может ли влиять порядок рождения на развитие ребен- ка? Каким образом?

Для проведения исследования родители делятся на группы: группа

«младших», «старших», «средних», «единственных» детей.

Комментарий

Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовест- ность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувство- вать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любви и заботы матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Родители переключили внимание на малыша, старший потерял власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял кто-то другой». Такая реакция сильнее, если дети однополые.

Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готов- ность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, отно- сятся менее требовательно. В отношениях с людьми манипулятивен, вражде- бен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем на других. Младшие все- гда становятся любимчиками, поэтому в отличие от старших более эмоцио- нально стабильные, более общительные. Как правило, на них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период. Бы- вает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребенка.

Средний ребенок может показывать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинации. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть за- меченным и получить свое место в семье.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и са- мым младшим ребенком в семье. Более чем какой-либо другой ребенок, един- ственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на сво- его единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил. Однако, находясь во власти родите- лей, под их постоянной опекой, у ребенка может сформироваться беспомощ- ность.

Существуют два типа единственных детей: рано взрослеющий и «ма- менькин сынок», особенно второй вариант распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п. Воспитательная позиция тоже играет важную роль в психологическом здоровье ребенка.

  1. Тест «Воспитывающая позиция».

Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение? 0 – никогда; 1 – редко; 2 – часто; 3 – почти всегда; 4 – всегда.

  • Говорить, что вас нет дома, когда вы есть.
  • Переходить улицу в неположенном месте.
  • Курить.
  • Извиняться, когда вы не правы.
  • Громко рассказывать «взрослые» анекдоты.
  • Эмоционально «выражаться», когда у вас что-то не получается.
  • Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.
  • Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.
  • Уступать место в транспорте.
  • Не обращать внимания, когда вас провоцируют на грубый ответ,
  • Смотреть фильмы на любые темы.

После того как вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех си- туациях рядом с вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы? Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспиты- вающую. А как воспринимаете ее Вы?

7 Методы общения с ребенком (рекомендации).

В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микро- климат в семье, общение с ребенком. В общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.

Что может сделать родитель?

1) Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

  1. Повлиять на самого себя.
  2. Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я-сообщение»,

«Ты-сообщение».

Например:

Ты – сообщение

Родитель устал – «Ты меня утомил» – Реакция ребенка «Я – плохой». Я – сообщение

Родитель устал – «Я очень устал» – Реакция ребенка «Папа устал».

Цель: «Я – высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сооб- щить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.

«Ты – высказывание» часто становится родительским посланием, про- гнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего соплями и сле- зами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины не- счастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тяго- сти жизни, однако не все дети понимают это.

  1. Упражнение «Переделай ты – сообщение».

Задание дается на карточках индивидуально или по подгруппам.

  1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки (вариант: «Я так устаю каж- дый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это са- мостоятельно»).
  2. С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь. («Ко- гда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным…»).
  3. Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой («Я очень расстрое- на, что ты не поделился конфетой»).
  1. Рефлексия «Семейные заповеди».

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безо- пасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная форма работы с родителями на примере деятельности клуба "Дочки-сыночки"

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быт...

Программа родительского клуба «Дочки-сыночки»

Цель: способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; помогать родителям рассматривать процесс образования как н...

Детско- родительский клуб «Дочки-Сыночки» Воспитатель Григорян Маргарита Владимировна

Задачи семейного клуба «Дочки-Сыночки»: оказание психолого-педагогической помощи родителям;пропаганда положительного опыта семейного воспитания;повышение педагогической культуры родителей ...

Детско- родительский клуб «Дочки-Сыночки» Воспитатель Григорян Маргарита Владимировна

Задачи семейного клуба «Дочки-Сыночки»: оказание психолого-педагогической помощи родителям;пропаганда положительного опыта семейного воспитания;повышение педагогической культуры родителей ...

План работы родительского клуба “Дочки-Сыночки” 2020-2021 учебный год

Задачи клуба1.Развивать творческие способности детей посредством ИЗО деятельности.2 Формировать сенсорные способности .3.Закреплять умение, анализировать нарисованный  педагогом рисунки,  на...

Детско-родительский клуб «Дочки-Сыночки»

Задачи семейного клуба «Дочки-Сыночки»: оказание психолого-педагогической помощи родителям;пропаганда положительного опыта семейного воспитания;повышение педагогической культуры родителей ...

Работа родительского клуба «Дочки-сыночки»

Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников...