Статья: «Диагностическое исследование проблемы воспитания осознанного отношения к правилам поведения у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Методика воспитания у дошкольников осознанного отношения к правилам поведения должна включать в себя:

1) Формирование знаний о правилах поведения и понимания их смысла, справедливости и нравственной ценности, осознание личностной значимости поступков, соответствующих правилам на основе предвосхищения последствий своих поступков для себя и окружающих;

2) Воспитание ориентира на эмоциональное состояние сверстников, учитывая их интересы при выборе собственного поступка в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл на основе развития у дошкольников эмпатического отклика на переживания другого;

3) Расширение опыта самостоятельных поступков детей в соответствии с правилами и нравственными нормами, проявляя волевые усилия.

В том случае, когда у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи, вследствие чего он отстает в своем развитии от возрастной нормы, у него отмечаются: бедность фантазии, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм, несформированность игровых навыков и навыков общения. Все это, в свою очередь, приводит к трудностям согласования своих действий с действиями партнера в совместной деятельности и неумению сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova_yu.i._statya.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Фролова Юлия Ивановна

старший воспитатель,

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 201 Тракторозаводского района Волгограда»

Статья: «Диагностическое исследование проблемы воспитания осознанного отношения к правилам поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Методика воспитания у дошкольников осознанного отношения к правилам поведения должна включать в себя:

1) Формирование знаний о правилах поведения и понимания их смысла, справедливости и нравственной ценности, осознание личностной значимости поступков, соответствующих правилам на основе предвосхищения последствий своих поступков для себя и окружающих;

2) Воспитание ориентира на эмоциональное состояние сверстников, учитывая их интересы при выборе собственного поступка в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл на основе развития у дошкольников эмпатического отклика на переживания другого;

3) Расширение опыта самостоятельных поступков детей в соответствии с правилами и нравственными нормами, проявляя волевые усилия.

В том случае, когда у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи, вследствие чего он отстает в своем развитии от возрастной нормы, у него отмечаются: бедность фантазии, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм, несформированность игровых навыков и навыков общения. Все это, в свою очередь, приводит к трудностям согласования своих действий с действиями партнера в совместной деятельности и неумению сотрудничать.

Поэтому, фундаментальной задачей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи, является развитие у них социальных функций, коммуникативных способностей, формирование у детей гуманного отношения к людям и, в частности, способности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками.

Диагностические методики определения уровня сформированности

осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет

Диагностические методики

Критерии

уровни

Высокий

Средний

Низкий

1)

Понимание норм и правил культуры поведения и следование им.

Уровень сформированности взаимоотношений

Правильно раскладывает картинки, изображающие «хорошие» и «плохие»

поступки. Называет нравственную норму, аргументирует свой выбор

Следует правилам поведения.

Правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия; не всегда правильно

называет моральную норму. Следует правилам поведения при

напоминании.

Допускает ошибки при

раскладывании картинок.

Не может обосновать

свои действия, эмоциональные реакции выражены слабо

Не следует правилам поведения.

2), 3)

Взаимодействие

Ребёнок правильно распределяет игрушки.

Оставляет одну игрушку себе.

Отдаёт свои игрушки сразу.

Большую часть игрушек отдаёт сверстникам

Отдаёт свои игрушки после беседы.

Большую часть игрушек оставляет себе

После предварительной

беседы оставляет игрушки себе.

4)

Общение

Знание

«вежливых слов» и использование их в речи без напоминания.

Знание «вежливых слов» и использование их в речи при напоминании.

Незнание

«вежливых слов» и отсутствие их в речи.

Тематический план проведения занятий, направлен на формирование норм и правил поведений в социуме

Формы

образовательного процесса

Содержание

СЕНТЯБРЬ Формирование представлений о социальных нормах

НОД

Тема: «Добро не умрёт, а зло пропадёт»

Беседы

«Что такое доброта», «Как помирится после ссоры», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто и зачем придумал правила

поведения», «Что значит быть вежливым», «Как вести себя в детском саду»

Дидактические игры и упражнения Дидактические игры.

«Можно – нельзя»

«Мешок добрых дел», «Хорошо – плохо», «Цепочка добрых слов; «Лото вежливости», «Добрые картинки» , «Кто первым поздоровается» ; «Подбери вежливые слова ,«Кто кому уступит место» , «Вежливость в разговоре , «Не поделили игрушки»

Чтение и обсуждение художественных произведений

В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Г. Остер

«Вредные советы», З. Александрова «Плохая девочка», В. Осеева

«Печенье», Н. Носов «Саша», А. Барто «Вовка – добрая душа». А. Усачёв «Азбука хорошего поведения», Н. Кузнецовова «Мы поссорились с подружкой», Л. Лихачёва «Уроки этикета», С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Рассматривание иллюстраций

Л.Б Фесюкова «Я и моё поведение», «Уроки вежливости», В.Н. Нищева «А как поступишь ты?», Г.П. Лаврентьева «Что такое

хорошо, что такое плохо»

ОКТЯБРЬ Формирование социальной нормы справедливого распределения

НОД

Тема: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в

дружбе не ладен»

Беседы

Беседа о доброте и жадности «Кого зовут жадиной», «Как поступить, если друг не делится игрушками», «Что значит быть

щедрым» , «Не будь жадным»

Дидактические

игры

«Щедрые подарки», «Учимся делиться» , «Ты мне –

я тебе», «Дели игрушки поровну»

Чтение художественных произведений

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», сказка «Лиса и журавль», А. Лопатина «Кто самый щедрый»; Г. Остер

«Зарядка для хвоста», стихотворение «Жадный мишка»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», А. Барто «Жадный Егор», А. Цифиров «Когда не хватает игрушек», В. Сухомлинский «Мамин арбуз», А. Алябьева «Жадный кармашек», В. Сутеев «Яблоко»

Рисование

«Жемчужина щедрости»

НОЯБРЬ. Формирование социальной нормы правдивости

НОД

Тема: «Ложь человека не красит»

Беседы

«Трудно ли быть честным», «Доброе дело – правду говорить смело», «Правда всегда узнаётся»

«Злая неправда»

Чтение художественных произведений

Н. Носов «Леденец», «Карасик», «Фантазёры», «Огурцы»; Л. Толстой «Косточка»; В.Осеева «Что легче», «Сторож»; Е. Пермяк

«Как Миша хотел маму перехитрить», «Трудно быть честным» , Б. Заходер «Кискино горе», С. Баруздин «За обедом», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», А. Кушнир «Кто разбил большую вазу»

Рисование

«Честное слово»

Подвижные игры

«Птица правды», «Круг честности»

ДЕКАБРЬ. Формирование нормы взаимопомощи

НОД

Тема: «Кто скоро помог, тот дважды помог».

Беседы

«Урок дружбы», «С чего начинается дружба»

«Умей увидеть тех, кому нужна помощь», «Я задаром спас его», «Что такое бескорыстная помощь»,

«Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»

Чтение и обсуждение художественных

произведений

Сказка «Сивка–Бурка», сказка «Три поросёнка», рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», В. Осеева «Синие листья», «Сыновья»; сказка «Кот в сапогах», В. Катаев «Цветик –

семицветик», М. Пляцковский «Урок дружбы»

Инсценировки

Сказка «Кот, петух и лиса», В.Осеева «Просто старушка»

Рассматривание

иллюстраций

Р.С. Буре «Как поступают друзья», «Мы друг другу помогаем», Л.Б. Фесюкова «Я и моё поведение»

Игра –

драматизация

По сюжету сказки В. Сутеева «Под грибом», М. Михалков «Три поросёнка»

Кукольный театр

По сюжету русской народной сказки «Репка»

Январь. Формирование культурно–гигиенических норм

НОД

«Надо, надо

«Я грязнуль не выношу»

Беседы

«Зачем нужно быть аккуратным», «Кто опрятен – тот приятен», «Культура внешнего вида» , «Неряха–замараха», «Чистота – залог здоровья»

Дидактические игры и

упражнения

«Надо, надо умываться», «Подружка расчёска, а где же причёска?» , «Парикмахерская», «Что нужно для работы в парикмахерской»

Чтение художественных произведений

Рассказ «День рождения» , стихотворение Ю.Тувима

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», стихотворение А.Лопатиной «Лучше аккуратным быть» , К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», Э. Успенский

«Мальчик стричься не желает», «Про девочку, которая всё время сосёт палец», А. Алябьева «Королева – зубная щётка»

Инсценировки

По произведению А. Барто «Девочка чумазая»

Февраль. Формирование норм столового этикета и норм деятельности

НОД

Тема: «Культура поведения за столом», Тема: «Терпение

и труд всё перетрут»

Беседы

«Как сидим, как едим», «Берегите книгу», «Каждой вещи – своё место», «Надо вещи убирать – не придётся

их искать»

Дидактические

игры

«Этикет. Школа изящных манер. Правила пользование столовыми

приборами», «А у нас порядок»

Чтение художественных произведений

Рассказ «Королевство столовых приборов» . К. Жане

«Братишки», З. Александрова «Что взяла, клади на место», Л. Воронкова «Маша–растеряша». Г.П. Шалаева «Школа этикета для маленьких принцесс»

Пословицы

«Посади свинью за стол, она и ноги на стол»

Март. Формирование правил поведения в общественных местах

НОД

«Вежливые зрители».

Беседы

«Гости в дом – радость в нём», «Как мы входим и выходим из транспорта» , «Что можно и чего нельзя делать в магазине», «Нужны ли правила поведения в обществе»

Дидактические

игры

«Правила поведения в транспорте», «Кто кому уступит место» , «Назови правило»

Чтение и обсуждение

художественных произведений

С. Маршак «Урок вежливости», Е. Карганова «В автобусе», Г.П. Шалаева: «В гостях», «У врача», «В детском саду», Л.Лихачёва

«Уроки этикета», Г. Остер «Советы непослушным детям»

Сюжетно–ролевые

игры

«В театре», «День рождения» «На приёме у врача», «Поездка в

автобусе», «В кафе», «Магазин»

Инсценировки

По стихотворению А. Барто «В театре»

Апрель. Формирование социальных норм общения

НОД

«Добрые приветствия»

Беседы

«Эти правила просты, их запомнить вы должны»,

«Правила разговора по телефону», «Вежливость», «Почему нельзя дразниться» , «Добрый поступок

Вани»

Чтение художественных

произведений

С. Маршак «Ежели вы вежливы», В. Осеева «Волшебное слово», Н. Новотворцева «Добрые слова», Н.Сёмин «Расколдованное слово»,

С. Михалков «Зеркало», А. Кондратьева «Добрый день»

Рисование

«Дерево доброты» , «Мой самый хороший и самый

плохой поступок», «Добро – зло»

Инсценировки

А. Кузнецова «Поссорились», И. Пивоварова «Вежливый ослик», «Вежливый мышонок»

Мультфильм

«Как в лесу поссорились грибы и ягоды», «Слон–невежа»

Дидактические игры и упражнения

«Этикет. Школа изящных манер. Формулы вежливости», Вежливые паутинки» , «Кто больше вспомнит волшебных сло, «Кто вежливее» , «Кто первым

поздоровается», «Вежливые слова»

Май. Формирование правил поведения на улице

НОД

Тема: «Путешествие в лес»

Рассматривание

иллюстративного материала

«Красная книга», Л.Б. Фесюкова «Уроки экологии», серия сюжетных картин «Правила поведения на природе», плакаты

«Береги природу»

Беседы

«Природа нуждается в помощи доброго человека», «Ты – часть природы» , «Относитесь по доброму ко всему живому»,

Беседа о бережном отношении к природе , Ты друг природы – заботься о ней»

Чтение произведений

Художественной

литературы

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка»; Я. Райнис «Дедушка и яблонька», Р. Тимерлин «Где

лежало «спасибо», Э. Шим «Ёлкино платье», П. Воронько «Берёзка»

Дидактические

игры и упражнения

«Третий лишний», «Сложи картинку», «Экологический светофор»,

«Составляем памятку для тех, кто отдыхает на природе», «Можно – нельзя», «Живая природа»

Сюжетно–ролевая

игра

«Отдыхаем на природе», «Мы друзья природы», «Поход в лес»,

«Юные экологи», «Садоводы и огородники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"

Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов,...

Консультация для родителей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"

В данном материале раскрыта задача и приёмы работы с дошкольниками 5-го жизни в работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью....

Статья «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»

Статья «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»Сорокина Александра Владимировнаинструктор по физической культуре, ГБДОУ детский сад №32 Московско...

Статья: "Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики."

В статье говорится о том, что существует проблема воспитания доброжелательных отношений   у детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а так...

О ВОСПИТАНИИ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный мир полон проблем, здоровье – главная ценность человека – стоит на первом месте. Ни новые медицинские технологии  лечения людей, ни обеспеченность рынка фармакологическими...