Статья: «Диагностическое исследование проблемы воспитания осознанного отношения к правилам поведения у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Методика воспитания у дошкольников осознанного отношения к правилам поведения должна включать в себя:
1) Формирование знаний о правилах поведения и понимания их смысла, справедливости и нравственной ценности, осознание личностной значимости поступков, соответствующих правилам на основе предвосхищения последствий своих поступков для себя и окружающих;
2) Воспитание ориентира на эмоциональное состояние сверстников, учитывая их интересы при выборе собственного поступка в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл на основе развития у дошкольников эмпатического отклика на переживания другого;
3) Расширение опыта самостоятельных поступков детей в соответствии с правилами и нравственными нормами, проявляя волевые усилия.
В том случае, когда у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи, вследствие чего он отстает в своем развитии от возрастной нормы, у него отмечаются: бедность фантазии, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм, несформированность игровых навыков и навыков общения. Все это, в свою очередь, приводит к трудностям согласования своих действий с действиями партнера в совместной деятельности и неумению сотрудничать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Фролова Юлия Ивановна
старший воспитатель,
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 201 Тракторозаводского района Волгограда»
Статья: «Диагностическое исследование проблемы воспитания осознанного отношения к правилам поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Методика воспитания у дошкольников осознанного отношения к правилам поведения должна включать в себя:
1) Формирование знаний о правилах поведения и понимания их смысла, справедливости и нравственной ценности, осознание личностной значимости поступков, соответствующих правилам на основе предвосхищения последствий своих поступков для себя и окружающих;
2) Воспитание ориентира на эмоциональное состояние сверстников, учитывая их интересы при выборе собственного поступка в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл на основе развития у дошкольников эмпатического отклика на переживания другого;
3) Расширение опыта самостоятельных поступков детей в соответствии с правилами и нравственными нормами, проявляя волевые усилия.
В том случае, когда у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи, вследствие чего он отстает в своем развитии от возрастной нормы, у него отмечаются: бедность фантазии, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм, несформированность игровых навыков и навыков общения. Все это, в свою очередь, приводит к трудностям согласования своих действий с действиями партнера в совместной деятельности и неумению сотрудничать.
Поэтому, фундаментальной задачей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи, является развитие у них социальных функций, коммуникативных способностей, формирование у детей гуманного отношения к людям и, в частности, способности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками.
Диагностические методики определения уровня сформированности
осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет
Диагностические методики | Критерии | уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1) | Понимание норм и правил культуры поведения и следование им. Уровень сформированности взаимоотношений | Правильно раскладывает картинки, изображающие «хорошие» и «плохие» поступки. Называет нравственную норму, аргументирует свой выбор Следует правилам поведения. | Правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия; не всегда правильно называет моральную норму. Следует правилам поведения при напоминании. | Допускает ошибки при раскладывании картинок. Не может обосновать свои действия, эмоциональные реакции выражены слабо Не следует правилам поведения. |
2), 3) | Взаимодействие | Ребёнок правильно распределяет игрушки. Оставляет одну игрушку себе. Отдаёт свои игрушки сразу. | Большую часть игрушек отдаёт сверстникам Отдаёт свои игрушки после беседы. | Большую часть игрушек оставляет себе После предварительной беседы оставляет игрушки себе. |
4) | Общение | Знание «вежливых слов» и использование их в речи без напоминания. | Знание «вежливых слов» и использование их в речи при напоминании. | Незнание «вежливых слов» и отсутствие их в речи. |
Тематический план проведения занятий, направлен на формирование норм и правил поведений в социуме
Формы образовательного процесса | Содержание |
СЕНТЯБРЬ Формирование представлений о социальных нормах | |
НОД | Тема: «Добро не умрёт, а зло пропадёт» |
Беседы | «Что такое доброта», «Как помирится после ссоры», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто и зачем придумал правила поведения», «Что значит быть вежливым», «Как вести себя в детском саду» |
Дидактические игры и упражнения Дидактические игры. | «Можно – нельзя» «Мешок добрых дел», «Хорошо – плохо», «Цепочка добрых слов; «Лото вежливости», «Добрые картинки» , «Кто первым поздоровается» ; «Подбери вежливые слова ,«Кто кому уступит место» , «Вежливость в разговоре , «Не поделили игрушки» |
Чтение и обсуждение художественных произведений | В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Г. Остер «Вредные советы», З. Александрова «Плохая девочка», В. Осеева «Печенье», Н. Носов «Саша», А. Барто «Вовка – добрая душа». А. Усачёв «Азбука хорошего поведения», Н. Кузнецовова «Мы поссорились с подружкой», Л. Лихачёва «Уроки этикета», С. Маршак «Ежели вы вежливы» |
Рассматривание иллюстраций | Л.Б Фесюкова «Я и моё поведение», «Уроки вежливости», В.Н. Нищева «А как поступишь ты?», Г.П. Лаврентьева «Что такое хорошо, что такое плохо» |
ОКТЯБРЬ Формирование социальной нормы справедливого распределения | |
НОД | Тема: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен» |
Беседы | Беседа о доброте и жадности «Кого зовут жадиной», «Как поступить, если друг не делится игрушками», «Что значит быть щедрым» , «Не будь жадным» |
Дидактические игры | «Щедрые подарки», «Учимся делиться» , «Ты мне – я тебе», «Дели игрушки поровну» |
Чтение художественных произведений | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», сказка «Лиса и журавль», А. Лопатина «Кто самый щедрый»; Г. Остер «Зарядка для хвоста», стихотворение «Жадный мишка»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», А. Барто «Жадный Егор», А. Цифиров «Когда не хватает игрушек», В. Сухомлинский «Мамин арбуз», А. Алябьева «Жадный кармашек», В. Сутеев «Яблоко» |
Рисование | «Жемчужина щедрости» |
НОЯБРЬ. Формирование социальной нормы правдивости | |
НОД | Тема: «Ложь человека не красит» |
Беседы | «Трудно ли быть честным», «Доброе дело – правду говорить смело», «Правда всегда узнаётся» «Злая неправда» |
Чтение художественных произведений | Н. Носов «Леденец», «Карасик», «Фантазёры», «Огурцы»; Л. Толстой «Косточка»; В.Осеева «Что легче», «Сторож»; Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», «Трудно быть честным» , Б. Заходер «Кискино горе», С. Баруздин «За обедом», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», А. Кушнир «Кто разбил большую вазу» |
Рисование | «Честное слово» |
Подвижные игры | «Птица правды», «Круг честности» |
ДЕКАБРЬ. Формирование нормы взаимопомощи | |
НОД | Тема: «Кто скоро помог, тот дважды помог». |
Беседы | «Урок дружбы», «С чего начинается дружба» «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», «Я задаром спас его», «Что такое бескорыстная помощь», «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» |
Чтение и обсуждение художественных произведений | Сказка «Сивка–Бурка», сказка «Три поросёнка», рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», В. Осеева «Синие листья», «Сыновья»; сказка «Кот в сапогах», В. Катаев «Цветик – семицветик», М. Пляцковский «Урок дружбы» |
Инсценировки | Сказка «Кот, петух и лиса», В.Осеева «Просто старушка» |
Рассматривание иллюстраций | Р.С. Буре «Как поступают друзья», «Мы друг другу помогаем», Л.Б. Фесюкова «Я и моё поведение» |
Игра – драматизация | По сюжету сказки В. Сутеева «Под грибом», М. Михалков «Три поросёнка» |
Кукольный театр | По сюжету русской народной сказки «Репка» |
Январь. Формирование культурно–гигиенических норм | |
НОД «Надо, надо | «Я грязнуль не выношу» |
Беседы | «Зачем нужно быть аккуратным», «Кто опрятен – тот приятен», «Культура внешнего вида» , «Неряха–замараха», «Чистота – залог здоровья» |
Дидактические игры и упражнения | «Надо, надо умываться», «Подружка расчёска, а где же причёска?» , «Парикмахерская», «Что нужно для работы в парикмахерской» |
Чтение художественных произведений | Рассказ «День рождения» , стихотворение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», стихотворение А.Лопатиной «Лучше аккуратным быть» , К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», «Про девочку, которая всё время сосёт палец», А. Алябьева «Королева – зубная щётка» |
Инсценировки | По произведению А. Барто «Девочка чумазая» |
Февраль. Формирование норм столового этикета и норм деятельности | |
НОД | Тема: «Культура поведения за столом», Тема: «Терпение и труд всё перетрут» |
Беседы | «Как сидим, как едим», «Берегите книгу», «Каждой вещи – своё место», «Надо вещи убирать – не придётся их искать» |
Дидактические игры | «Этикет. Школа изящных манер. Правила пользование столовыми приборами», «А у нас порядок» |
Чтение художественных произведений | Рассказ «Королевство столовых приборов» . К. Жане «Братишки», З. Александрова «Что взяла, клади на место», Л. Воронкова «Маша–растеряша». Г.П. Шалаева «Школа этикета для маленьких принцесс» |
Пословицы | «Посади свинью за стол, она и ноги на стол» |
Март. Формирование правил поведения в общественных местах | |
НОД | «Вежливые зрители». |
Беседы | «Гости в дом – радость в нём», «Как мы входим и выходим из транспорта» , «Что можно и чего нельзя делать в магазине», «Нужны ли правила поведения в обществе» |
Дидактические игры | «Правила поведения в транспорте», «Кто кому уступит место» , «Назови правило» |
Чтение и обсуждение художественных произведений | С. Маршак «Урок вежливости», Е. Карганова «В автобусе», Г.П. Шалаева: «В гостях», «У врача», «В детском саду», Л.Лихачёва «Уроки этикета», Г. Остер «Советы непослушным детям» |
Сюжетно–ролевые игры | «В театре», «День рождения» «На приёме у врача», «Поездка в автобусе», «В кафе», «Магазин» |
Инсценировки | По стихотворению А. Барто «В театре» |
Апрель. Формирование социальных норм общения | |
НОД | «Добрые приветствия» |
Беседы | «Эти правила просты, их запомнить вы должны», «Правила разговора по телефону», «Вежливость», «Почему нельзя дразниться» , «Добрый поступок Вани» |
Чтение художественных произведений | С. Маршак «Ежели вы вежливы», В. Осеева «Волшебное слово», Н. Новотворцева «Добрые слова», Н.Сёмин «Расколдованное слово», С. Михалков «Зеркало», А. Кондратьева «Добрый день» |
Рисование | «Дерево доброты» , «Мой самый хороший и самый плохой поступок», «Добро – зло» |
Инсценировки | А. Кузнецова «Поссорились», И. Пивоварова «Вежливый ослик», «Вежливый мышонок» |
Мультфильм | «Как в лесу поссорились грибы и ягоды», «Слон–невежа» |
Дидактические игры и упражнения | «Этикет. Школа изящных манер. Формулы вежливости», Вежливые паутинки» , «Кто больше вспомнит волшебных сло, «Кто вежливее» , «Кто первым поздоровается», «Вежливые слова» |
Май. Формирование правил поведения на улице | |
НОД | Тема: «Путешествие в лес» |
Рассматривание иллюстративного материала | «Красная книга», Л.Б. Фесюкова «Уроки экологии», серия сюжетных картин «Правила поведения на природе», плакаты «Береги природу» |
Беседы | «Природа нуждается в помощи доброго человека», «Ты – часть природы» , «Относитесь по доброму ко всему живому», Беседа о бережном отношении к природе , Ты друг природы – заботься о ней» |
Чтение произведений Художественной литературы | В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка»; Я. Райнис «Дедушка и яблонька», Р. Тимерлин «Где лежало «спасибо», Э. Шим «Ёлкино платье», П. Воронько «Берёзка» |
Дидактические игры и упражнения | «Третий лишний», «Сложи картинку», «Экологический светофор», «Составляем памятку для тех, кто отдыхает на природе», «Можно – нельзя», «Живая природа» |
Сюжетно–ролевая игра | «Отдыхаем на природе», «Мы друзья природы», «Поход в лес», «Юные экологи», «Садоводы и огородники» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
"Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"
Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов,...
Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
здоровье дошкольников...

Консультация для родителей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"
В данном материале раскрыта задача и приёмы работы с дошкольниками 5-го жизни в работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью....
Статья «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»
Статья «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»Сорокина Александра Владимировнаинструктор по физической культуре, ГБДОУ детский сад №32 Московско...
Статья: "Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики."
В статье говорится о том, что существует проблема воспитания доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а так...

О ВОСПИТАНИИ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современный мир полон проблем, здоровье – главная ценность человека – стоит на первом месте. Ни новые медицинские технологии лечения людей, ни обеспеченность рынка фармакологическими...